Напоминание

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения на уроках технологии (мальчики)


Автор: Муромцева Галина Сергеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ БСОШ №2
Населённый пункт: г.Бокситогорск., Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения на уроках технологии (мальчики)
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей обучающихся в процессе

обучения на уроках технологии (мальчики)

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих

способностей

обучающихся

является

наиболее

сложной

и

трудно

реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого обучающегося создать

такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению

различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках

программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы

обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности

учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в

рамках учебной программы.

Одной

из

педагогических

задач сегодня

является

внедрение

в

образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут

подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и

навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие

способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на

создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки,

искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это

всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление

опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества

всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности- это такие психологические особенности человека, от

которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но

которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность,

нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей,

возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет

труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных

успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития

творческих способностей учащихся.

1.

Приобщить обучающихся к творческой работе;

2.

Прививать интерес к творчеству, поиску;

3.

Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое

место

в

развитии

творческих

способностей

принадлежит

исследовательскому

методу,

которому

присущи

элементы

творчества,

новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к.

процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов,

зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей,

ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной

трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой

развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной

потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих

исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение

и

формируется

устойчивый

интерес

к

труду,

конечному

результату

(реализации идеи).

В

творческих

коллективах

складываются

отношения

дружбы,

взаимных симпатий, где обучающиеся ориентируются на продуктивные

формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность,

способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»;

умственной

активности;

смекалки

и

изобразительности;

стремления

добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической

работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие;

способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек,

овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда,

когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные

знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с

другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения

их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы:

различные

формы

проведения

уроков,

привлечение

обучающихся

к

подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о

жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой

деятельности

учеников:

составление

кроссвордов,

викторин,

задач,

наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам.

Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом

направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского

языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор

дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого

мышления и развития познавательного интереса.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная

исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее

выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть

свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить

цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный

материал по теме.

Основой

для

обучения

является

развитие

творческих

способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по

этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в

школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении

преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда

недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание

работать самостоятельно, инициативно.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои

способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии- это уроки жизни.. В нашей школе есть все условия для

проведения

прекрасных

уроков

технологии

и

развития

творческих

способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой многолетний опыт, с уверенностью могу сказать:

для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало

надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством,

изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные

затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей

и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу

по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать

способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке,

награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику:

следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение

к предмету.

Дефференцированный

подход к

обучающимся

предлагает

наличие

достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек –

заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Придуманное оформление класса (ко вкусом подобраны и ухоженные цветы,

красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие

места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет

большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает

доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к

работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности,

аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное –

вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это

очень важное – воспитание мотив учения.

Учитель

технологии

призван

способствовать

формированию

у

школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить

у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к

следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и

помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает

желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы

учителя сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую- либо

изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать

особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее

увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в

альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые

рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске.

В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при

необходимости быстро найти. Записывать только главное- коротко и четко.

Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при

выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.



В раздел образования