Авторы: Пивоварова Ирина Эдуардовна, Сорокина Наталья Леонидовна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа №1236 им. С.В. Милашенкова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка читательской конференции
Тема: "Быть на земле человеком" (по повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо")
Раздел: среднее образование
Читательская конференция
Тема: «Быть на земле человеком»
(По повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Цели:
развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских
умений обучающихся, традиций и обычаев чтения;
воспитание в учащихся толерантного и правового сознания;
развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного
интереса;
воспитание гуманности, нравственности, добрых человеческих отношений к
«братьям нашим меньшим»;
воспитание чувств ответственности человека перед природой, желания
защищать все живое на земле.
Оборудование:
•
презентация,
•
фрагменты фильма “Белый Бим Черное ухо”,
•
иллюстрации учащихся к произведению,
•
выставка книг о животных.
Конференцию разработали и провели :
преподаватели русского языка
и литературы
Пивоварова И.Э. ,
Сорокина Н.Л.,
педагог-библиотекарь
Шматок М.А.
«Да, он человек, и птица ему не сестра,
и щенок ему не брат,
и все-таки они и сестра и брат по жизни,
по небу, по земле»
С. Образцов.
«…Твоя роза так дорога тебе потому, что
отдавал ей всю душу. Люди забыли эту
истину, но ты не забывай, ты навсегда в
ответе за всех , кого приручил»
Антуан де Сент- Экзюпери.
Вступительное слово учителя: (звучит музыка из фильма) (слайд 1)
В основу нашей конференции положен сюжет книги Г.Троепольского «Белый Бим
Черное ухо».
Эта повесть – о собаке, умном, добром сеттере Биме, и о людях, добрых и
злых, которых встретил на своем пути Бим.
Как и в прежних своих книгах, Гавриил Троепольский защищает все живое на
земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой.
Родился Гавриил Троепольский в 1905 году. (слайды 2-3) Свои произведения
начал
писать
уже
в
зрелом
возрасте.
Им
были
написаны
рассказы:
«Митрич»,
«Соседи», «Один день», « Белый Бим Черное ухо »
В прошлом, агроном по специальности, человек умеющий заботиться о земле,
Троепольский видит то, что произрастает и живет на ней, об этом он и пишет в
своих работах. Творчество Троепольского было оценено правительством и Союзом
писателей присуждением ему Государственной премии.
В своих произведениях он решает ясную и вместе с тем сложную задачу:
- уча добру, писать о зле, чтобы добро не было слепым и беззащитным;
- счастью всегда напоминает о несчастье, чтобы оно не было бездушным;
- воспевая возвышенно красивое, смеётся над безобразным.
Пусть в жизни не легко отличить добро от зла, но в повести о Биме они не
перемешиваются и распознаются с первого взгляда.
На одном полюсе доброта,
доверие, на другом- бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью.
Все вы, ребята, прочитали повесть, написали письменные работы по этому
произведению.
Они
написаны
искренне,
с
волнением.
Многое
вами
понятно
правильно, взволновало вас, заставило задуматься. Остальные моменты мы уточним
в ходе конференции, вместе осмыслим важнейшие эпизоды, описанные в повести.
Ответим вместе на вопрос: почему в название конференции внесены слова
«Быть на земле человеком»? Внимательно вчитаемся в эпиграфы и соотнесем их со
строем ваших мыслей о книге, и в конце мероприятия ответим, удачно ли они
подобраны и подчеркивают ли основную мысль книги. (слайд 4)
Ведущий:
Дальнейший порядок работы будет следующий: я ставлю вопросы, те учащиеся,
которые готовились по этим вопросам, выступят. Остальные ученики дополнят
своих товарищей.
Итак…
О чем эта повесть? (слайд 5)
Ученик
1:
О
трагической
истории
собаки,
оказавшейся
без
хозяина
на
улице
большего города и погибшей, несмотря на то, что была среди людей.
Ведущий:
Как
складывались
отношения
Ивана
Ивановича
с
Бимом?
Как
человек
воспитывал, приручал собаку? (слайд 6)
Ученик 2: Судьба
пса охотничьей породы, который родился не того цвета была
предопределена: его собирались утопить. Но Иван Иванович пожалел щенка и взял
себе.
Иван
Иванович
растит
щенка,
выкармливает,
заботится,
ласкает,
учит
жизни,
воспитывает
в
нем
дисциплину,
честность,
воспитывает
терпеливо
и
мудро
охотничью собаку
(Учащийся зачитывает отрывок из повести)
Первый урок воспитания Бим получил будучи маленьким щенком.
Увидев книгу, он вцепился в корешок и утащил ее под диван: там отжевал один угол
переплета, потом второй, а забывшись,
выволок
на середину комнаты и начал
терзать лапами, да еще с подпрыгом.
И вот здесь он узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя».
Хозяин встал из-за стола и строго сказал: «Нельзя!» – И трепанул его за ухо.
Так в раннем возрасте Бим получил мораль от хозяина.
Наивный, веселий пес учился разбираться в людях. Он воспринимал мир сквозь
призму интеллигентности своего хозяина.
Бим
любил,
когда
хозяин
с
ним
разговаривал,
умел
точно
определять
–
веселый сейчас хозяин, или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.
Когда хозяин грустный, то Бим четко понимал, что сейчас он не будет с ним играть.
К двум годам он
мог распознавать около ста слов. А раз уж в таком возрасте
освоил интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умной собакой.
Очень скоро он узнал, что хозяина зовут Иван Иванович. Умный щенок,
сообразительный. Он понял, что нельзя ничего трогать без разрешения или команды
хозяина, можно только смотреть на вещи и людей.
Так слово «нельзя» стало главным законом жизни Бима. А глаза, интонация
голоса, жесты, ласки, четкие слова-приказы были руководством к собачей жизни.
Тогда казалось, что яркий и чудесный мир вокруг будет таким всегда.
Ведущий:
Какая беда пришла в дом Ивана Ивановича и Бима? Как повел себя Бим в
этих условиях? (слайд 7)
Он усвоил слово
«ждать» и терпеливо приготовился ждать друга, но оброненное
неопытной Степановной слово « искать» сыграло роковую роль.
Ученик 3: (зачитывает отрывок из повести)
Да, случилась беда. У хозяина Бима «проснулся», оставшийся от войны, осколок.
Вызвали скорую помощь. Бим бросился на врача зверем, упер ему в грудь лапы
дважды гавкнул изо всей силы, что означало по – собачьему «Вон!», «Вон!».
Сел
у кровати, дрожа всем телом, и готов был отдать скорее свою жизнь, чем
подпустить неведомых людей к своему другу в такую трудную для него минуту.
Тогда Иван Иванович жестом позвал Бима, погладил по голове. Бим прижался к
другу, лизнул ему шею, лицо, руки.
Бим прикоснулся носом к руке врача, что и означало на собачьем языке: «Что ж
поделаешь! Так тому быть: друг моего друга — мне друг».
Внесли носилки. Положили на них Ивана Иваныча. Он проговорил:
— Степановна… Присмотрите за Бимом, дорогая. Выпускайте утром. Он сам
приходит скоро… Бим будет меня ждать. — И к Биму: — Ждать… Ждать…
Бим сел у носилок, положил на них лапу, Иван Иванович пожал ее.
Ждать, мальчик, ждать..
Когда носилки унесли, он лег у двери, вытянул передние лапы, а голову положил на
пол, вывернув ее на сторону: так собаки ложатся, когда им больно или тоскливо.
Биму сказано « Ждать» и он верит – друг вернется.
Утром Степановна принесла кашу, но Бим не притронулся. Тогда она по простоте
душевной сказала: не хочешь кашу, иди поищи чего-нибудь.
«Ищи» –это приказ. И храбрая собака настолько любившая своего хозяина, что
единственной целью ее жизни стало слово искать!.искать!
И Бим бросился в дверь. Искать, искать хозяина. Тут стояли носилки, следы людей,
чужой запах. Бим побежал по улице, по другой, вернулся к дому, обегал места, где
они гуляли с Иваном Ивановичем,- нет никаких признаков. В одном из дворов Бим
наткнулся на след носилок. Бим пошел по следу, поцарапался в дверь, его прогнали.
Бим сел у куста сирени с поблекшей листвой и просидел
до самого вечера. В
сумерках он спохватился, а вдруг хозяин уже вернулся, и побежал торопливо домой.
Поцарапался в дверь, но она не открылась. Тога он лег у порожка, свернувшись
калачиком. Не хотелось ни есть, ни пить. Тоска.
Просмотр видео – отрывка из фильма (слайд 8)
Ведущий:
Какие еще важные проблемы и вопросы поднимает Троепольский, знакомя нас
с трагедией прекрасной собаки? (слайд 9)
Ученик 4:
вопросы добра и зла;
вопросы дружбы и верности;
жестокости и предательства;
милосердия и равнодушия;
отношения человека и природы.
Ученик 5: Отношение человека к природе. (слайд 10)
Весь мир, в котором мы живем, все, что нас окружает: люди, земля, животные, реки,
растения – все нуждается в умном, добром, душевном отношении,
и человек
единственный, кто может помочь всему живому. Повесть Троепольского «Белый Бим
Черное ухо» указывает на проблему ответственности человека за все живое на
земле.
Главный герой повести Иван Иванович любит природу, знает и понимает ее.
Она дает человеку радость жизни. Врачует раны человеческой души. Ему хочется,
чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с ней.
С какой любовью описывает автор зарождение весны.
Цитата: «Ароматные
набухшие
почки
березы,
могучие
запахи
кореньев,
тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав - все это было ново и
восхитительно»
А встреча с самим первым подснежником, этой капелькой синего неба на лесной
поляне. Разве может она оставить равнодушным любого человека – счастливого и
несчастливого. Иван Иванович сравнивает этот подснежник с человеком.
«Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем,
«незаметные» и «маленькие», но с огромной душой .Они-то и украшают жизнь,
вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве,- доброту, простоту, доверие.
Иван Иванович знакомил Бима с законами природы, охоты. Он просто приходил
охотиться в лес, но никого не убивать. Он чувствовал жизнь леса, видел как Бим
вслушивается в звуки, запахи, как красиво принимает охотничью стойку – он тоже
творение природы.
Вот и сегодня, в самые счастливые минуты для Бима, для них обоих, они
вошли в осенний лес. Роскошная русская природа предстала перед ними во всей
своей красе.
«такого леса он еще не видел никогда. … теперь здесь все вокруг было желтое
и багряное, казалось, все горело и светило вместе с солнцем».
И жалко было тревожить такую тишину, и этот кусочек счастья, и это место для
раздумий. В осеннем солнечном лесу человек становится чище – так думал Иван
Иванович глядя на собаку, которая стояла на палой желтой листве и была одним из
лучших творений природы и терпеливого человека.
Ведущий:
Кто
еще
из
известных
вам
писателей
через
мир
природы
раскрывает
характер человека?
Ученик 6: (слайд 11)
«Муму» И.С.Тургенева,
« Каштанка», «Белолобый» А.П.Чехова,
«Кладовая солнца» Пришвина,
«Кусака» Леонида Андреева
«Белый Клык» Джека Лондона.
(учащиеся дополняют )
Ученик 7: Тема дружбы и верности. (слайд 12)
У Ивана Ивановича и Бима складываются трогательные отношения взаимного
уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака – это друг,
который делит с ним минуты радости, грусти.
«Теплая дружба и преданность становилась
счастьем, потому что каждый
понимал каждого и не требовал от другого больше того, что может дать. В этом
основа, соль дружбы»
Бим отзывчив на ласку, на человеческую доброту и в своем хозяине он видел
доброго друга.
Друзья Бима – это добрые отзывчивые люди, которые в чем-то помогли Биму на его
трудном пути поиска хозяина. Они жалеют его, видят, что пес попал в беду.
Степановна
соседка
Ивана
Ивановича
по
дому,
следит
за
Бимом
в
отсутствие
хозяина.
Даша,
студентка
из
Москвы,
которая
стала
неравнодушной
к
судьбе
Бима
и
приложила все усилия, чтобы Бым встретился с хозяином. Она привела его домой,
на ошейнике сделала гравировку: «Зовут его Бим. Он ждет хозяина. Хорошо знает
свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его, люди.»
Даша кормила Бима, вкладывая ему в пасть кусочки еды.
У нее были теплые руки и мягкий голос, отметил Бим.
Люся внучка Степановны вместе с ней ухаживает за Бимом.
Толик однажды познакомился с Бимом и стал его другом.
Алеша, деревенский мальчик ненадолго становится хозяином собаки.
«Бим раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что
маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие.
Бим не мог знать, что из маленьких людей вырастают большие.»
В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло
не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта,
доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к
судьбе одинокой собаки разделило людей на два лагеря.
Ученик 8:
Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас.
Когда собака с человеком рядом,
Уходит из души по каплям зло.
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
Наполнит дом уютом и теплом.
Когда потреплют нас в житейской драке
И кажется, напастям нет конца,
Зализывают раны нам собаки
И слезы слизывают с нашего лица.
Так пусть же Человек - венец творенья,
Каких бы в жизни не достиг вершин,
Склонит чело с любовью и почтеньем
К четвероногим врачевателям души!
Ученик 9: Тема Добра и зла. (слайд 13)
В повести показаны два мировоззрения – человека и собаки. Доброта, доверие,
преданность, дружба, милосердие и сострадание.
Равнодушие, жестокость, алчность, злость.
В повести эти понятия сталкиваются, борются между собой. Они вливаются в жизнь
героев и навсегда изменяют ее.
Добро – это когда тепло и уютно, когда рядом с тобой твой друг, когда на лугу
можно гоняться за бабочками и все можно и нет слова: Нельзя!
Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь и тебе откроют обязательно. Двери для того
и существуют, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Это и есть
счастье.
Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от
такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не
открываются, сколько в них ни царапайся.
Счастливые минуты в жизни Бима и его хозяина – это теплая дружба и
преданность друг другу.
В идеальный мир Бима вторгаются равнодушие, корысть, жестокость, месть
окружающих. Живущая по соседству свободная Тетка ненавидела пса. Она мстила
ему за то, что Бим не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича. Испугавшись, что
он однажды лизнул ей руку, не от избытка чувств только к ней лично, а ко всему
человечеству вообще, она затаила злобу на Бима и кричала, что Бим укусил ее.
Много зла повидал Бим на своем пути во время мытарства в поисках хозяина.
Ученик 10: Тема жестокости и предательства. (слайд 14)
Скука от расставания была невыносимой, и Бим решился в одиночку искать
своего верного друга. И в этом опасном путешествии пес узнал горькую правду
жизни. Перед ним возникают человеческие лица с их самобытными чертами.
Много предательства на своем коротком веку встретил Бим. Доверяя людям, он не
мог знать, что столько злых и недобрых ему придется встретить на своем пути.
Этим людям автор не дал даже имен. В повести автор называет их кличками:
Серый, Зараза, Тетка. «Советская женщина», так называла она себя в повести,
возненавидела
Бима
лютой
ненавистью,
писала
доносы
на
него.
Говорила,
что
собака
бешеная,
и
ее
надо
уничтожить.
Он
раздражал
ее
своим
благородным
воспитанием.
В конце она добилась своего: враньем, злостью, ненавистью ко всем и ко
всему, ей удалось отправить Бима на живодерню.
Серый - собиравший таблички и номера с ошейников собак. Это чудовищное
хобби Серого по сути обрекло бедного Бима на
бездомность и привело в конце
концов к гибели.
«Не
верил
Бим
этому
ласковому,
вкрадчивому
тону
и
заискиванию
после
побоев.»
Семен Петрович, отец Толика, был против дружбы сына с Бимом и увез собаку в
лес, привязал к дубу, обрекая ее на гибель.
«Бим
провожал
взглядом
фонарики
удаляющегося
автомобиля
и
молчал
в
удивлении, в неведении и горькой обиды
Здесь совершается жестокое предательство не только к Биму, но и собственному
сыну.
Описание грозы в лесу
передает психологический настрой в повести помогает
раскрыть состояние Бима, его страдания.
«Биму стало так жутко. Он вдавился в ствол дерева, влип… Бим дрожал…
Вдруг,
как
огненным
узким
ножом,
молния
рассекла
черноту,
на
минуту
осветив строптиво воющий лес, а вслед за нею что-то грохнуло вверху, ударило,
задребезжало чем-то разбитым, ухнуло вниз,
покатилось по лесу в разные
стороны»
Бим сидел до рассвета продрогший, больной, измученный, привязанный веревкой к
дереву, предавшим его отцом Толика.
Клим, сосед Алеши, которому поверил Бим, что он ведет его на охоту, но не приучен
Бим к такой охоте, не понимал Бим, что требует от него Клим. Не мог он кидаться на
подранка. И тогда тот ударил его в грудь сапогом так, что Бим охнул, как человек и
упал, потеряв сознание.
« Внутри что-то оборвалось от удара. И это что-то стало теплым, оно захватило
дыхание, сперло грудь, от того он и потерял сознание»
Ученик 11:
Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они честней, они добрей,
По пустякам не лезут в драки.
Не лгут, не пьют, не предают,
Не обижают так беспечно,
И в душу ядом не плюют,
И понимают всё, конечно.
Чем больше узнаю людей,
Тем больше нежности к собакам
Различных видов и мастей,
Бесхвостым, стриженным, лохматым,
Что платят за добро добром
И в дружбу верят бесконечно,
Не треплют длинным языком
И понимают всё, конечно.
Мне невдомёк, в конце концов,
За что в ругательной атаке
Друг другу тычем мы в лицо,
Мол, дескать, злые, как собаки.
Нам до таких ещё расти,
Чтоб вровень стать с их благородством,
А им вовек не доползти
До человеческого скотства.
Ученик 12: Тема милосердия и равнодушия. (слайд 15)
Но все же хороших людей больше. Мы убеждаемся в этом, читая повесть
Троепольского. Вспомните эпизод, когда Биму зажало лапу между рельс. Смерть
казалась неминуемой, и вот чудо! Нашелся человек, который из любви ко всему
живому, пренебрег служебными обязанностями, остановил поезд.
Вспомните Матрену, укладчицу железнодорожных шпал, напоившую собаку водой,
когда Бим пытался догнать поезд, увозивший Дашу.
Или сторож Михей, который накормил умирающего Бима хлебом, размоченным в
воде.
Это и есть милосердие, о котором пишет в своей повести Троепольский, то, о
чем призывает задуматься автор.
«…Читатель, друг!…Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла —
это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть
несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о
серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным…»…И в
тишине
уходящей
осени,
овеянный
ее
нежной
дремотой,
в
дни
недолгого
забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только
честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово.
Слово
к
маленьким
людям,
которые
будут
потом
взрослыми,
слово
к
взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию,
готовым всегда прийти на помощь всему живому.
Ученик 13:
Бим умер, ибо в мире существует зло. Пока оно существует, будут повторяться
подобные истории. Заметьте, что из всех, попавшихся на пути Бима людей, было
немало злых, плохих людей, а еще больше тех, кто остался безучастным к судьбе
собаки.
Равнодушие дало возможность совершиться злу!
Равнодушие
к
страданиям
животного
порождает
равнодушие
к
беде
человека.
Цинизм и черствость человека настигают как-то буднично и незаметно. Сегодня мы
гоним кошку или собаку, просящую крошку хлеба или теплый угол, а завтра мы
также поступаем с людьми...
Книга
Г.
Троепольского
–
предупреждение.
Бойся
равнодушия
и
равнодушных
людей!
"С
их
молчаливого
согласия
существуют
на
земле
предательство
и
убийство". (слайд 16)
Ученик 14:
Скажите мне: вы, люди, замечали,
Уткнувшись в телефоны и на стены
Глаза собаки полные печали,
Живущей возле метрополитена?
Когда она лежит, потупив морду,
Как будто виновата перед нами
За то, что от отсутствия породы
Ее не гладят добрыми руками.
Ей нужно мало для поднятья духа:
Чтоб кто-нибудь из проходящей тыщи
Остановился и, коснувшись уха,
Ей положил под нос остатки пищи..
И горько мне.. особенно ночами,
Что не могу я, преклонив колено,
Забрать собаку с грустными глазами,
Живущую у метрополитена.
Все злоключения, которые произошли с Бимом,
не озлобили
его, а наоборот,
укрепили в нем беззаветную любовь и преданность к человеку, который увидел и
воспитал эти качества в нем.
Ведущий:
Как автору удалось передать нам, что пришлось пережить Биму? (слайд 17)
через описание внешности;
размышления и страдания:
через мысли героев и прямую авторскую речь.
Ученик 15: Размышления и страдания Бима.
В
повести
очень
ярко
изображены
чувства
и
эмоции
собаки,
его
страдания
и
размышления. Автор многие вопросы раскрывает в размышлениях Бима. Например
о деньгах и человеческой жадности. «… иные люди могут продать честь, верность и
сердце» Благо собаке, не знающей этого! Вспомним, как Иван Иванович дал деньги
водителю, который не хотел везти собаку. Как внимательно смотрел Бим, а потом
размышлял об этих бумажках.
Также о людской жестокости: «Трижды выстрелил…. Может злой человек
ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами…»
«Бим
понимал,
кого
надо
обходить
и
сторониться.
Добрых
было
огромное
большинство, но добрые боялись злых. Бим же нет не боялся, но ему было тоже не
до них».
Ученик 16:
Для лучшего понимания состояния и внешности Бима автор применяет пример
«очеловечивания»: пес плачет слезами
надежды, получив «письмо» от Ивана
Ивановича.
В
квартире
Серого
он
страдает
и
плачет,
просит
выпустить
его:
Где
он,
хороший и добрый друг? Где? Тоска невыносимая. Одиночество тяжкое и никуда от
него не денешься, и Бим завыл протяжно.
На охоте с Климом после удара сапогом в грудь
Бим охнул. Как человек охнул.
О.о.х! вскрикнул протяжно и упал За что? И смотрел мучительно человеческим
взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.
Ведущий:
Нет, мы не представляем Бима человеком, он собака, но он живет как человек, ему
больно, плохо, как человеку, и значит, надо к нему относиться как к человеку,- к
такому выводу мы приходим.
Завершая высказывания по данному вопросу, можно сделать вывод, что жизнь
прирученной собаки зависит от нас, от человека, мы должны быть к ней добры,
внимательны.
Ведущий:
Прочтите
эпиграфы
к
нашей
конференции
(слайд
18).
Помогают
ли
они
сформулировать авторскую позицию относительно Бима и окружающих его людей?
Ученики отвечают утвердительно, еще раз зачитывают и осмысливают слова
С.Образцова и Сент де Экзюпери и приходят к выводу, что человек в ответе за всех,
кого приручил, за весь мир.
Ведущий:
Бим погиб, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах-
сдружила Толика и Алешу. Отец Толика изменил свое отношение к интересам сына
и Биму, поняв свою ошибку( писал в газету объявления, искал Бима), купил сыну
собаку. Иван Иванович приобрел знакомых.
Взрослые
не
говорили
ребятам,
что
Бим
умер.
Это
был
акт
милосердия
взрослых по отношению к мальчикам, желание сохранить веру в людей и добро.
Странным,
очень
странным
показался
Иван
Иванович
двум
простецким
собаколовам, когда садясь в кабину, он сказал как бы самому себе:
« Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают
зимы, весны. Вот она какая, наша Россия, и зимы и весны обязательно»
Просмотр отрывка из фильма (слайд 19)
Ведущий:
Надо человеку помнить о той высокой ответственности, которую возложила
на него природа миллионы лет назад.
Заключение:
Таким образом, в ходе конференции были подробно рассмотрены человеческие
проблемы, описанные в книге Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Писатель
верен гуманистическим традициям русской и советской литературы. Повествуя о
жизни собаки,
частице живой природы, думай о человеке, о его жизни на этой
большой земле.
Повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим.
Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в
беду собаке.
Заставляет бережно относиться
к животным, которые так же как люди умеют
любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски .
Повесть учит людей:
Преодолевать одиночество;
любви и преданности;
по-новому взглянуть на мир.
Ученик 17:
Полюбите собаку безродную,
Одинокую, беспородную.
Не беда, если шерсть вся в репьях -
Посмотрите на чувства в глазах...
Приглядитесь, как кожа дрожит,
Если ветер её не щадит.
Хвост опущен и спинка дугой...
Чей-то друг... что случилось с тобой?
Приласкайте его, накормите,
Свое сердце ему подарите.
Не прогадаете, не ошибетесь,
Если другом своим назовете!!!
ВЫ ПОЙМЁТЕ ТОГДА, может быть,
КАК СОБАКИ УМЕЮТ ЛЮБИТЬ!!!