Автор: Саприкина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Уроки Дяди Степы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности:
«Уроки Дяди Степы»
(для детей старшей группы)
Интеграция
образовательных
областей:
познание,
коммуникация,
физическое развитие.
Цели: закрепить знания о различных видах транспортных средств на основе
познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Обучающие:
закрепить
знания
детей
о
видах
транспортных
средств
и
термины
«наземный»,
«водный»,
«воздушный»,
«общественный»,
«легковой»,
«грузовой»,
«специальный»,
научить
применять
полученные
знания в жизни.
Развивающие: вызвать интерес к предмету; развивать внимание, память,
любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, культуру поведения в
общественном транспорте и пешеходной зоне.
Демонстрационные материалы:
-воздушные шары красного, желтого, зеленого цвета;
-карточки с изображением различных транспортных средств
- карточки – круги красного, желтого и зеленого цвета
Раздаточные материалы:
- игрушечные транспортные средства;
- картинки транспортных средств
Методы и приемы:
- словесные (объяснение и рассказ)
-наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация)
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам придет гость. Очень – очень
добрый. А кто это, вы сейчас угадаете сами.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан
Из районных великанов
Самый главный великан.
Кто же это?
Дети: Дядя Степа!
Воспитатель: Правильно, это Дядя Степа – милиционер.
Воспитатель одевает милицейскую фуражку, берет милицейский жезл –
преображается в дядю Степу.
Д.Степа: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Д.Степа: Да, я вижу, что вы меня узнали. Когда я шел к вам в детский сад, то
увидел, что некоторые дети нарушают правила дорожного движения, играют
на проезжей части, не умеют вести себя в общественном транспорте. Я хочу
убедиться, что в вашей группе нет нарушителей. Согласны?
Дети: Да!
Д.Степа: Я вижу у вас очень знакомый мне предмет. А вы знаете, что это?
Дети: Светофор!
Д.Степа: Правильно. Для чего нам нужен светофор?
Дети: Чтобы безопасно перейти улицу.
Д.Степа: А что обозначают сигналы светофора?
Дети: Красный – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи!
Включаются последовательно сигналы светофора.
Д.Степа: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Светофор».
Игра «Светофор»
Дети встают по кругу. Дядя Степа в центре круга поднимает по очереди
карточки – круги красного, желтого и зеленого цветов. Если он поднимает
карточку
с
красным
сигналом,
дети
перестают
двигаться,
желтого
–
маршируют на месте, зеленого цвета – двигаются по кругу.
Д.Степа: Молодцы! Вы правильно исполняете команды светофора. А кем
еще , кроме пешеходов, руководит светофор? А как назвать это все одним
словом?
Дети: Транспорт!
Д.Степа: Правильно. А как вы понимаете слово «транспорт»?
Дети: Это машины, велосипеды, автобусы.
Д.Степа: Верно. Транспортных средств очень много и все они делятся на
различные виды. Давайте вспомним, какие виды транспорта бывают.
Дети: Наземный, воздушный, водный.
Д.Степа: Правильно. А вот какой транспорт к какой группе относится, вы
мне и поможете определить.
Игра «Земля, вода, воздух».
На столах лежат картинки – символы, обозначающие землю, воду и воздух. В
корзинке
различные
транспортные
средства.
Детям
необходимо
рассортировать их в зависимости от вида.
Д.Степа: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Давайте назовем виды
транспорта в зависимости от назначения: грузовой, легковой, общественный,
пассажирский, специальный. Как вы думаете, почему его так назвали и чем
он отличается друг от друга?
Дети: Грузовые машины перевозят грузы, а общественный – пассажиров.
Специальный – для выполнения специальных работ.
Д.Степа: Ребята, какие машины относятся к специальным?
Дети: Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина и машина
газовой службы.
Д.Степа: Правильно, молодцы! А жители моего города не знают, что есть
такие
специальные
машины,
которые
мчатся,
гудя
на
всю
улицу,
не
останавливаясь на перекрестках. Я вас сейчас расскажу ситуации, а вы мне
скажете, какую службу нужно вызывать. Согласны?
Если кто-то очень сильно заболел, поднялась температура, к кому мы
обратимся за помощью?
Дети: В скорую помощь.
Д.Степа: Правильно. Расскажите, что вы знаете о скорой помощи?
Дети: На машине написано: «Скорая помощь», нарисован красный крест. Эту
машину все пропускают, потому что больного надо поскорее доставить в
больницу. По телефону 03 мы связываемся со службой скорой помощи.
Д.Степа: Верно. Тогда другая ситуация. Если вдруг по неосторожности
начался пожар, кто нам поможет?
Дети: Пожарная машина. Она летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает.
На
ней
ничего
не
написано,
но
ее
сразу
все
узнают,
ведь
одни
только
пожарные
машины
бывают
красные,
как
огонь.
Пожарную
машину
пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не
сжег. Набрав по телефону 01,мы можем вызвать пожарную помощь.
Д.Степа: Правильно. Еще одна ситуация. Если кому-то угрожают хулиганы,
куда нужно обратиться?
Дети: В полицию по номеру 02. В полицию обращаются, когда жизни людей
угрожает опасность от преступников.
Д.Степа: Вы правильно ответили. А в моем городе очень много жителей и
они все время забывают, куда нужно обращаться, если что-то произошло и
как выглядят спецмашины. Я вам предлагаю сейчас нарисовать памятки для
моих друзей, чтобы они узнавали специальный транспорт. Вам необходимо
дорисовать
своему
автомобилю
специальные
опознавательные
сигналы
мигалок и телефоны экстренных служб.
Дети на картинках спецтранспорта дорисовывают сигналы мигалок и
телефоны экстренных служб.
Д.Степа: Вы правильно нарисовали спецсигналы. А сейчас я приглашаю вас
на физминутку.
Физминутка «Самолет».
Руки ставим мы в разлет: (Руки в стороны)
Появился самолет. ( Полетели как самолеты)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (Опустили руки)
И на место все садись! (Сели все на места)
Д.Степа:
Мы
с
вами
отдохнули,
а
теперь
скажите
мне,
кто
управляет
транспортом?
Дети: Водители!
Д.Степа:
Верно,
каждым
видом
транспорта
кто-то
управляет.
Давайте
назовем профессию и подберем атрибуты. Подходите к столам. Перед вами
листы с заданиями. Необходимо соединить линией транспорт и атрибут,
который к нему относится.
Д.Степа: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. А сейчас я
хочу проверить, насколько хорошо вы знаете правила поведения на дороге и в
транспорте. Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждениями,
то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
- Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
- Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
- Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
- Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
- На дороге кто резвиться, кто машины не боится?
Д.Степа:
Ребята,
я
очень
рад,
что
вы
справились
со
всеми
заданиями.
Скажите, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Д.Степа: Молодцы. Вы сегодня очень помогли жителям моего города, сделав
памятки с изображением специального транспорта. Я обязательно передам
их. А вам я хочу подарить настольную игру по ПДД чтобы вы еще лучше
знали правила. А теперь мне пора возвращаться в свой город. До свидания,
ребята!
Воспитатель снимает фуражку полицейского и принимает образ воспитателя.
Воспитатель: Дети, вы славно потрудились вместе с Дядей Степой. Вам было
интересно? Молодцы. С новой игрой, которую вам подарил Дядя Степа, вы
узнаете еще много интересного.