Автор: Коротцова Светлана Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Торжокская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Зеленый, Торжокский район, Тверская область
Наименование материала: Конспект урока чтения
Тема: С.Я.Маршак " Вот какой рассеянный"
Раздел: начальное образование
Конспект урока чтения
(4 класс)
Учитель начальных классов
Коротцова С.М.
Тема: С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный» (Отрывок)
Тип: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель:
познакомить
обучающихся
с
отрывком
произведения
С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный»
Задачи:
Образовательные
:
-
совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения
стихотворных произведений.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция слухового восприятия через чтение стихотворения по
цепочке;
- коррекция и развитие связной устной речи посредством устных
ответов на вопросы;
- развитие умения сопоставлять части текста и иллюстрации к
тексту.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, интерес и любовь к чтению;
-
прививать
внимательность
в
процессе
работы
с
текстом,
эмоциональную отзывчивость, положительные качества.
Оборудование
:
компьютер, портрет С.Я. Маршака, презентация
стихотворения, биографии автора, иллюстрации к произведению,
карточки, книги С.Я. Маршака, солнышко, картинка Буратино.
Ход урока:
1.
Организационный момент
- Дорогие ребята! Человеческая доброта – самое удивительное
явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё
настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, а значит, вы
готовы к работе. У нас сейчас с вами урок чтения.
Давайте вспомним девиз урока. (Хором)
На уроке не лениться, (На доске)
Не болтать и не крутиться,
А лишь учиться и трудиться
В жизни это пригодится!
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть
активными на уроке? Тогда вперёд.
- Сегодня у нас урок не обычный, на нём присутствуют гости, которым
мы очень рады. А также сегодня в гости к нам пришёл один очень
весёлый мальчик (Буратино). Так как уроки чтения ему даются с
трудом он пришёл у вас поучиться, как правильно работать на уроке.
-Сегодня ребята мы продолжим путешествовать по нашему разделу,
который называется «Весёлые истории». Мы уже читали много
рассказов и стихотворений, после прочтения которых нам было
смешно и весело.
- Мы познакомимся с вами с новым произведением. Будем учиться
правильно, красиво читать, произносить трудные слова, пополним и
обогатим словарный запас. Только сначала мы немножко разомнёмся
и проверим домашнее задание.
2. Речевая разминка
- Выполним речевую разминку, а покажет нам ее Коля.
а) Упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Трубочка», «Вкусное
варенье», «Чистим зубы», «Лошадка», «Пулемёт»
б) Чистоговорки (по карточкам):
АШ-аш-АШ - мы посТРОили ШАлаш
ши-ШИ-ши - что То шепЧУТ каМыши
- прочитать про себя
- прочитать хором медленно
- прочитать по одному
-Молодцы! Вот мы и готовы к работе.
3.
Проверка дом задания (В. Бирюков «Почему комары
кусаются»)
- А кто мне скажет, с какой сказкой мы познакомились на прошлом
уроке? (Почему комары кусаются)
- Кто автор сказки? ( В. Бирюков)
- Что было задано на дом? (научиться правильно читать и
отвечать на вопросы после текста).
- Откройте учебник и повторите сказку. (просмотреть глазками)
- Почему комар решил, что он со слоном родня? (Потому что у
него тоже есть хобот)
- А сейчас поработаем с текстом. Найдите и прочитайте мне
строки, где говорится о том, о чём слон попросил комара.
- Как комар выполнил просьбу слона? ( комар укусил обезьяну, а
она своим криком разбудила весь лес)
- А сейчас прочитаем сказку по цепочке, а я проверю, как вы
научились читать её. Обращаю ваше внимание на то, что в тексте
есть
и
вопросительные
и
восклицательные
предложения.
Вспомните, как они правильно читаются.
(оценивание домашнего задания)
Учебники закрыли, убрали в сторону.
Упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию
- Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на фигуру,
под которой находится данная цифра и запоминаете её. (1,2,3,4;
4,3,2,1; 1,3: 2,4.)
- Закройте глаза
- Какая фигура под цифрой 2,1,4,3?
4.
Изучение нового материала.
0а) Сообщение темы и цели урока
- В начале урока, я вам говорила, что мы познакомимся с новым
произведением.
- Сегодня мы продолжим учиться читать правильно, выразительно.
Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны уметь читать?
(ответы детей). А для чего нужно читать выразительно? (ответы
детей)
- Правильно. Мы должны уметь читать, для того чтобы прочитать
газету, письмо, название улицы. А уметь читать выразительно, это
тоже очень хорошо, с помощью выразительного чтения мы можем
передать чувства и эмоции героев, того произведения которое мы
читаем.
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством великого
писателя, книги которого вам давно известны. Он написал много для
детей прекрасных стихов, рассказов, сказок, песенок и загадок.
Многие ваши любимые мультфильмы сняты по его произведениям.
Это С.Я.Маршак.
(Слайд 2)
.
Вглядитесь в это лицо. Это был человек с добрыми глазами, который
очень любил детей. Он
хотел, чтобы дети вырастали умными,
честными, добрыми, смелыми, высмеивал в своих стихах лентяев,
хвастунов, неумех.
Сегодня у нас на выставке книги Маршака.
(
Слайд 3)
Стихи Маршака полны юмора и радости и никогда не бывают
скучными.
- Ребята как вы думаете, что такое юмор? (это когда смешно) Юмор
создаёт хорошее настроение. И сейчас мы познакомимся с вами с
таким юмористическим стихотворением
«Вот какой рассеянный» Слайд 4).
- На уроке мы познакомимся с отрывком из этого стихотворения.
Узнаем, кто же такой рассеянный и хорошо ли быть таким человеком.
б) Первичное восприятие текста
Просмотр видеоролика с чтением текста (Слайд 5 – 9)
Пока будете смотреть и слушать, подумайте: О каком человеке идёт
речь в стихотворении?
- Кто главный герой стихотворения?
- Веселое или грустное это произведение?
- Что показалось вам особенно смешным?
в) Словарная работа (Слайд 10 – 13)
- Ребята, вам в тексте встретились незнакомые слова и выражения:
гамаши, рассеянный, выражение «На улице Бассейной». Кто из вас
знает, что это такое? (выслушиваются мнения детей). Далее к
просмотру предлагается изображение этих слов с пояснением.
-Рассеянным
называют
человека,
который
невнимательный,
забывчивый, он не может сосредоточиться на каком-то деле.
- А что такое гамаши?
- Гамаши - это теплые чулки, которые закрывают ногу от пятки до
колена.
( Все слова прочитываются вслух, ставится ударение)
А сейчас я хочу посмотреть, все ли мои ребята внимательны? Нет ли
среди вас рассеянных? А заодно отдохнем и покажем Буратино,
какую знаем про него физкультминутку.
5.
Физкультминутка. «Буратино»
г) Вторичное чтение учащимися
Перед чтением разминка для глаз. (3 упражнения)
Готовы?
- жужжащее чтение.
д) Чтение по цепочке (по 2 строчки)
( напомнить о правильности чтения: правильно, четко, выразительно,
громко)
е) Обсуждение прочитанного. Анализ текста
- На какой улице жил главный герой?
- Что он надел вместо рубашки?
- Найдите и прочитайте, что рассеянный надел на голову вместо шапки?
- Что он надел вместо валенок?
-Ребята, как вы думаете, почему героя этого стихотворения автор
называет рассеянным?
- Как вы думаете, рассеянность, это положительное качество человека
или отрицательное? Почему?
( Рассеянность не приносит человеку ничего хорошего . Над ним могут
смеяться, показывать на него пальцем, его могут считать не совсем
нормальным человеком. Такая рассеянность может подвести
человека, например, если его ждут, а он сидит дома и забыл про это)
ё) Самостоятельная работа.
На доске 3 иллюстрации и 4 отрывка из текста.
Подбери отрывок из стихотворения, который бы соответствовал
иллюстрации.
(дети читают отрывок, находят иллюстрацию, работа у доски)
- в рукава просунул руки
Оказалось это брюки (иллюстрация)
- вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки (иллюстрация)
- стал натягивать гамаши
Говорят ему : не ваши
- вместо шапки на ходу
Он надел сковороду. (иллюстрация)
6. Закрепление
Упражнение на дыхание «Задуй свечу»
(Сделать глубокий вдох и выдох тремя порциями)
1. Хоровое чтение вместе с детьми
2. Чтение стихотворения по цепочке (по 4 строчки)
3. Чтение стихотворения по столбикам
7. Домашнее зад.
- Ребята, дома вы должны выучить отрывок из этого стихотворения
наизусть первые 8 строчок, а Валерия и Коля подготовят
выразительное чтение.
8.Итог урока.
- какое произведение вы читали сегодня на уроке?
- кто его автор?
- как вы думаете, автор написал это стихотворение, чтобы дети брали
пример с Рассеянного?
- Может ли невнимательность быть не смешной, а опасной для жизни?
9. Рефлексия.
Ребята, зимой нам так не хватает солнца, тепла. Пусть в нашем
классе засветит яркое весёлое солнышко. Если у вас хорошее
настроение и урок вам понравился, то выбирайте лучики жёлтого и
красного цвета. Если вам грустно, вас что-то расстроило, то синего
цвета.
Буратино очень понравился урок и он благодарит вас за работу!
(Слайд 14)
Урок закончен! ( Слайд 15)