Напоминание

"Семейный бюджет


Автор: Кашуба Светлана Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сийская СШ №116" СП "Сылогская основная школа"
Населённый пункт: Посёлок Сылога, Пинежский район, Архангельская область
Наименование материала: урок финансовой грамотности
Тема: "Семейный бюджет
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности

«Семейный бюджет»

Цели:

Обучающая -

ознакомить

учащихся

с

понятием

«семейный

бюджет»

и

источниками формирования доходов семьи.

Развивающая - формировать умение коллективного обсуждения, правильно

расставлять приоритеты и принимать разумные решения.

Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

Мотивационная - побудить интерес к повышению своего уровня финансовой

грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и

планов на будущее

Задачи:

Осмыслить понятия: доход, расход, дефицит, профицит, бюджет.

Проанализировать условия жизни и потребности конкретной семьи для принятия

решения о распределении имеющихся средств.

Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности

к анализу сложившейся ситуации, принятию ответственного и своевременного

решения.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

План занятия.

1.Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Постановка темы и цели занятия.

3.Основной этап:

а) Выполнение задания «Объедините слова в группы»

б) Обмен мнениями по предложенной ситуации для принятия оптимального

решения.

в) Практическая работа.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного: что выгоднее для

каждой конкретной семьи?

5. Подведение итогов. Рефлексия

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте поприветствуем, друг друга и

улыбнемся (слайд 1)

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от

его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь

человека

через

его

руки

проходит

огромное

количество

денег.

Кроме

того,

часто

финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами)

является мерилом общей успешности человека.

Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать

хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю

очередь

важно

достичь

финансовой

независимости

и

уметь

грамотно

обращаться

со

своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых

решений

во

взрослой

жизни,

будь

то

оплата

образования,

покупка

автомобиля

и

недвижимости

для

вашей

будущей

семьи

и

даже

управление

вашими

пенсионными

накоплениями. Как накопить деньги и не попасть в финансовые ловушки, как взять кредит

или инвестировать свои средства — уже скоро вам предстоит решать эти непростые

вопросы. Возможно, вы считаете, что сегодня еще рано думать об этом. Но уже сегодня вы

можете начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании

бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических

финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги,

какой мобильный телефон вам реально нужен — дорогой или просто удобный). По мере

того как вы будете упражнять свои навыки, качество решений будет возрастать.

Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо,

используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют

это делать эффективно!

ФИНАНСОВАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

это

когда

ты

знаешь,

как

тратить

и

копить свои средства, как откладывать деньги на большие покупки и даже как

зарабатывать на своих сбережениях (слайд 2).

Учитель: Кто на сегодня считает себя финансово грамотным человеком? На какой

ступеньке вы находитесь? (Лесенка финансовой грамотности).

Но на самом деле в России пока с финансовой грамотностью дела обстоят не очень

хорошо. Недавно учёные исследовали почти 30 тысяч подростков в разных странах, и

оказалось, что в списке из 18 разных стран Россия по уровню финансовой грамотности

оказалась на 10 месте. Самыми финансово грамотными оказались китайские школьники.

3. Основной этап.

Как говорил Вини - Пух, мед если есть, то его сразу нет. Так же и деньги. Как

только они появляются, тут же куда-то исчезают. И проблема не столько в их количестве,

сколько в желании тут же их потратить. То есть первый враг денег — это мы сами, если

наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы

стремимся заработать как можно больше денег. А потом обнаруживаем, что чем больше

денег, тем больше желаний. Ощущение нехватки денег не пропадает. Так мы попадаем в

замкнутый круг и ходим по нему, как ослик за привязанной впереди морковкой. Мы

тратим все свои силы и время, чтобы приобрести очередной крутой автомобиль, кольцо с

бриллиантом или что-то самое модное. Но, по сути, лишь делаем очередной шаг за

«морковкой», нисколько не приближаясь к своей цели — финансовому благополучию. А

между тем первый шаг из замкнутого круга очень прост — разумное планирование

расходов и контроль над ними. Это вовсе не означает, что надо отказаться от покупок и

удовольствий. Нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего можно

обойтись,

и

спланировать

свои

расходы,

исходя

из

доступных

средств.

Такой

план

называется бюджетом. И он должен работать. Мало его составить — его надо реализовать.

а) Разминка «Знаешь ли ты экономические термины?».

На доске записаны

слова:

страхование,

КАСКО,

ОСАГО,

полис,

медицина,

росгосстрах,

финансовое

мошенничество, пирамида, скилинг, сетевой маркетинг, махинации, собственный бизнес,

бизнес-план,

стартап,

первоначальный

капитал,

пенсионное

обеспечение,

пенсия,

накопительная часть, стаж работы, снилс, инвестирование, бюджет, семья, доход, расход,

«подушка безопасности», профицит, дефицит. Объединить в группы

б)

Обмен

мнениями

по

предложенной

ситуации

для

принятия

оптимального

решения - работа со словарём.

в) Учитель читает письмо

«Привет! Меня зовут Макс, мне 15 лет. И я учусь в 9 классе. Я хочу весело проводить

время с друзьями, покупать всякие интересные штуки в интернете, а ещё я хочу накопить

на классный велосипед! Родители дают мне карманные деньги, а бабушка с дедушкой

каждый год дарят мне на день рождения небольшой конверт с деньгами. Но этого мне всё

равно недостаточно, чтобы сразу купить всё то, что я хочу. Поэтому я хочу научиться

самостоятельно распоряжаться своими доходами и копить на свои «хотелки», иначе,

боюсь, из затеи с велосипедом к следующему лету так ничего и не выйдет».

Учитель: Почему Макс не может накопить на велосипед? Что ему необходимо

знать? (Формулировка темы и цели занятия «Семейный бюджет») (слайд 3)

Вопрос для обсуждения: Почему, на ваш взгляд, люди часто жалуются на

нехватку денег?

Поэтому очень важно научиться грамотно планировать и контролировать свои

расходы, начиная с карманных денег. И кто знает, какие у вас потом будут карманы?

в) Работа с определения. Что же такое бюджет семьи, из каких доходов он

формируется, каким он бывает, от чего это зависит?

Бюдже́

т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок

с

деньгами) —

схема

доходов

и

расходов

определённого

лица

(семьи,

бизнеса,

организации).

Доходы

— деньги

или

материальные

ценности,

получаемые

от

предприятия,

отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный

доходы. Если в совокупный

входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции,

льготы,

бесплатная

путевка

в

дом

отдыха,

служебная

машина),

то

денежный

доход

включает только деньги, полученные за определенный период времени.

Расходы

-

уменьшение

суммы

первоначальных

средств

в

течение

отчетного

периода.

Профицит - избыток в чем-либо. Профицит бюджета — превышение доходов над

расходами;

экономическое

понятие,

которое

означает,

что

доходная

часть

бюджета

превышает расходную часть бюджета

Дефици́

т (от

лат.

deficit

недостает)

термин,

означающий

недостачу,

недостаточность в чем-либо

Заработная

плата

(номинальный

доход)- денежное

вознаграждение,

которое

получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

Социальные выплаты и льготы – это денежные пособия, которые выплачиваются

гражданам в период их нетрудоспособности, а также для оказания помощи в социально

значимых случаях, определенных законом

Потребности – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания

жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в

целом; внутренний побудитель активности

Желанияэто мощная

стимулирующая

энергия

для

любой

человеческой

деятельности,

будь

то

бизнес,

творчество

или

иная

сфера

человеческих

взаимоотношений.

«Подушка

безопасности»

- определённый

запас

денег

на

случай

сложной

финансовой ситуации.

г) Практическая работа «Семейный бюджет»

Помощь при составлении бюджета.

Чтобы

не

повторять

чужие

ошибки,

перед

крупной

покупкой

задай

себе

три

вопроса:

1. Нужна ли мне эта вещь?

Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще

неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты, скорее всего,

не пожалеешь о потраченных деньгах.

2. Сколько эта вещь стоит?

Стоимость вещи складывается не только из ее цены, которую ты видишь в момент

покупки. Это еще и траты на содержание, которые можно и нужно рассчитать. Например,

в случае со скутером надо узнать его расход топлива и оценить стоимость технического

обслуживания в зависимости от модели и пробега.

3. Насколько легко эту вещь можно потом продать?

Если вещь со временем мало теряет в цене и легко найти на нее покупателя, то при

покупке у тебя меньше риска выкинуть деньги на ветер. Хоть какую-то часть потраченных

средств можно будет вернуть.

Эти три вопроса — только начало нелегкой борьбы за финансовое благополучие. Каждый

может дополнить их своими вопросами, которые помогут избежать лишних покупок.

Был такой американский психолог по имени Абрахам Маслоу, и он придумал

пирамиду человеческих потребностей, на которые чаще всего и идут наши расходы.

Маслоу считал что, пока человек не удовлетворит потребности, которые находятся в

самом низу этой пирамиды, ему не нужны будут потребности более высокого порядка

(слайд 4).

Еда. Полноценное разнообразное питание необходимо каждому человеку. Но еда бывает

разной. Ребенку, для того чтобы он рос и развивался, нужно есть мясо, овощи, фрукты,

творог, рыбу и орехи. Шоколад, сладости, печенье и пирожки — можно, но немного.

Получается, что есть продукты, которые покупать необходимо, а есть продукты, без

которых

можно

обойтись.

Покупка

мяса,

овощей,

молочных

продуктов

это

необходимые траты. Покупка киндер-сюрприза — желаемая трата.

Коммунальные услуги. Каждый месяц мы должны платить определенную сумму за то, что

наш

дом

и

двор

убирают,

зимой

крышу

дома

очищают

от

снега.

Мы

пользуемся

электричеством, газом и водой — за это тоже надо платить. Все эти траты необходимы для

того, чтобы жить в доме. А есть такие услуги, как интернет или кабельное телевидение:

если за них не платить, мы все равно сможем жить в теплом и светлом доме, значит, они

— желаемые траты.

Связь. Домашний телефон, мобильные телефоны всех членов семьи относятся к средствам

связи. Телефоны помогают нам общаться. С их помощью мы всегда можем узнать, где

находятся наши близкие и друзья. Но можно использовать телефон для игр. Оплату

звонков по делу можно отнести к необходимым тратам, а вот все остальное — это

желаемые траты.

Транспорт. Обычно, чтобы добраться до работы, школы, спортивной секции, кружка и т.

д.,

нужно

использовать

транспорт

(автобус,

метро,

трамвай

или

машину).

Это

необходимые траты. Но если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем

ездить на машине, а не ходить пешком, это уже будет желаемой тратой.

Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, то покупка новой

пары ботинок является необходимостью. А если у тебя уже есть две пары ботинок, но тебе

очень понравились еще одни, то такая покупка желаемая трата

.

Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина — вещи необходимые, они

облегчают ведение домашнего хозяйства. Если старый холодильник сломался, то покупка

нового является необходимостью.

Кружки,

секции,

занятия. Хорошее

образование,

постоянные

занятия

спортом

или

любимым полезным делом — очень важно. Твои родители очень хотят, чтобы ты рос и

развивался,

постоянно

учился

чему-то

новому,

имел

увлечение

по

душе.

И

именно

поэтому затраты на твои занятия можно назвать необходимыми.

(д/з: какие доходы в семье, сколько получают, расходы обязательные и необязательные,

цены на товары и услуги, плата за детский сад.)

Задача: семья состоит из 5 человек: бабушка - пенсионерка, мама – воспитатель в

детском саду, папа – тракторист, сын - пятиклассник, дочка ходит в детский сад (слайд 5)

Заполнить таблицу

Доходы (Д)

Руб. в месяц

Расходы

Руб. в месс.

Зарплата мамы

Питание в школе

Зарплата папы

Плата за д/с

Пенсия бабушки

Квартплата

Компенсация

Электроэнергия

Своё

хозяйство(продажа

молока, творога)

Лекарства

В ы п л а т а

п о

кредитам

Питание

Бытовые

принадлежности

Одежда и обувь

Накопления

Всего

Какой бюджет у нас получился? Д=Р- баланс , Д>Р - профицит (Д-Р = остаток), Д<Р

– дефицит. Где мы часто слышим эти слова? (составление гос. бюджета страны и

т.д.) (слад 6 )

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного.

Учитель: Что выгоднее для каждой конкретной семьи?

Вести

бюджет

не

сложно.

Для

этого

нужно

только

записывать,

сколько

ты

зарабатываешь денег и сколько денег тратить и куда. Но это только первый этап. Второй-

это умение планировать свои расходы заранее и анализировать свои траты. Необходимо,

чтобы доходы превышали расходы, т.е. бюджет был профицитным (слайд 7).

При управлении финансами важно не только сокращать ненужные расходы, но и

искать возможности увеличения доходов, пусть даже незначительных на первый взгляд. А

справишься ли с этим ты? Составь свой личный бюджет на месяц и помоги родителям

составить бюджет своей семьи!

Учитель: Вернёмся к письму. Какой совет мы дадим Максу? (доходы, расходы,

потребности, желания, составление бюджета на неделю, месяц).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Вот

какую

байку

рассказывают

американские

родители

своим

подрастающим бизнесменам:

«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни

попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким.

И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, —

сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к

маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и

сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели

мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул

меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын

разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять

машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять

пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил

их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы

спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в

огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».

Учитель: Какой вывод сделает каждый из вас? (Пока сам не начнешь работать,

никогда не узнаешь настоящую цену деньгам) (слайд 8).

Рефлексия. Лесенка финансовой грамотности.

Учитель:

Где

вы

находитесь

по

отношению

образованности

по

финансовой

грамотности?

Мультфильм «Всё получится».

Приложение №1 «Памятка» (Выдаётся каждому участнику занятия).

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и

вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем

желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на

него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,

найди

более дешевую альтернативу.

Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие

деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить

сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.

Е с л и выберете

сразу

несколько

товаров

с

одинаковыми

функциями,

то

научитесь

сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие

деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите

лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

Приложение 2 (для практической работы)

Классификация доходов семьи

Члены

семьи

Группа доходов

Содержание

Вид дохода

папа

заработная плата

за работу на заводе

наличные рубли

доход от собственности

дивиденды по

акциям

----

мама

заработная плата

работа в автобусном

парке

наличные рубли

социальные трансферты

а) детское пособие на

содержание дочери

б) пособие по

безработице

деньги,

переведённые на

счет в банке

в виде услуг

бесплатный проезд в

городском транспорте

услуга

бабушка

социальные трансферты

(пособия)

пенсия по старости

деньги

переведенные на

счет в банке или

наличные

сын-

студент

социальные трансферты

(пособия)

стипендия

Наличные рубли

Классификация расходов семьи

Группа расходов

Содержание

Налоги

Подоходный налог и др.

Обязательные платежи

Плата за квартиру, телефон, электроэнергию,

содержание детей, в дет.садах, обучение в

муз.школе, выплата кредитов.

Питание

Приобретение продуктов и заготовка их в

прок, оплата питания в столовой, кафе и т.д.

Хозяйственно-бытовые нужды

Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой

техники, квартиры, телерадиоаппаратуры,

химчистки, предметы личной гигиены.

Предметы личного пользования

Одежда, бельё, обувь, постельные

принадлежности.

Предметы комнатного убранства

Мебель, светильники, картины, ковровые изделия

т.д.

Бытовая техника и приспособления

для ведения домашнего хозяйства

Электроплиты, кухонные принадлежности,

холодильник, посуда, пылесос и т.д.

Культурные и информационные

потребности

Телевизор, магнитофон, музыкальный центр,

фотокинопринадлежности, кассеты, книги, газеты,

журналы и т.д.

Транспорт

Проезд в общественном транспорте, приобретение

и эксплуатация легковой

машины, оплата услуг станции техобслуживания.

Спорт, туризм, увлечения, отдых

Спортивно-туристические принадлежности,

предметы, инструменты, материалы для

индивидуальных увлечений.

Прочее

Детские игрушки, медикаменты и т.д.



В раздел образования