Автор: Войнаровская Ольга Анатольевна
Должность: учитель математики, информатики
Учебное заведение: МАОУ "Многопрофильный лицей"
Населённый пункт: город Муравленко ЯНАО
Наименование материала: Технологическая карта урока геометрия 11 класс
Тема: Прямоугольная система координат в пространстве
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока геометрии в 11И (инженерный профиль) классе
Учитель: Войнаровская О.А.
Предмет, класс: Геометрия, 11класс
Тема урока: Прямоугольная система координат в пространстве
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: Проблемный
Формы организации:
Групповая (деятельность в творческих микрогруппах);
Коллективная (фронтальная);
Индивидуальная.
Использование информационных технологий:
Презентация Microsoft PowerPoint;
Программа OpenScad (на всех компьютерах);
Тестирующая программа MyTest.
Межпредметные связи: геометрия, информатика, черчение.
Цель урока:
Формирование понятий системы координат и координат точки в пространстве.
Задачи:
Обеспечить формирование понятия системы координат в пространстве, осей координат, координатных плоскостей, выработать
умения строить точку по заданным координатам, находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат,
расширить знания учеников за счет интеграции: геометрия-черчение-3D программирование.
Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, развивать пространственное и
логическое мышление, создавать условия для включения каждого обучающегося в учебный процесс.
Воспитывать трудолюбие, навыки коммуникативной деятельности, формировать объективную самооценку знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: изучить понятия о прямоугольной системе координат в пространстве, координатах точки, развить умение находить координаты
точки в прямоугольной системе координат в пространстве, строить точки по координатам, понимать, анализировать, создавать
программы построения параллелепипедов в пространстве, используя программу OpenScad, находить координаты вершин,
построенного многогранника, используя, в том числе, виды построенного многогранника, а именно: вид справа, сверху, снизу,
слева, спереди, сзади;
повторить: представления о координатной прямой, координатной плоскости, координат точки на прямой и плоскости, навыки и
опыт разработки программ в OpenScad, а также приемы построения фигур на уроках черчения.
Метапредметные
познавательные: развить умение видеть приложения полученных знаний в других дисциплинах, в окружающей жизни; проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении; определять тему, устанавливать логическую последовательность основных фактов, обобщать и
фиксировать нужную информацию; умение сформулировать алгоритм решения задачи, понять представление с помощью графической
формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления, развить умение
видеть приложения полученных знаний в других дисциплинах, в окружающей жизни; проявлять инициативу и самостоятельность в
обучении; определять тему, устанавливать логическую последовательность основных фактов, обобщать и фиксировать нужную
информацию.
регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения;
коммуникативные: формировать навыки вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, умение работать в малых группах, правильно
распределять учебную нагрузку; готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Личностные: сформирование представлений о месте геометрии в современной цивилизации, формирование эстетического отношения к
миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества; готовность и способность к творческой и ответственной деятельности.
формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения.
Оборудование:
Компьютер учителя, компьютеры обучающихся, электронная доска.
Презентация к уроку.
Папка с дидактическим материалом на уроке.
Программа OpenScad для практической работы.
Тест для индивидуальной работы (MuTest).
УМК: «(Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия) Геометрия
10 11 классы. Учебник для
общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни. Л.С. Атанасян, ВФ Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк,
Л.С. Киселёва Москва «Просвещение» 2022г.
Опорная таблица для конструирования урока
Образовательные задачи УЗ
Возможные методы и приёмы выполнения
Организационный этап
Приветствие,
проверка
подготовленности,
организация
внимания.
Фиксация отсутствующих, организация работы в группах.
Повторение материала изученного ранее
Установить правильность, полноту и осознанность изученного
ранее материала, выявить и зафиксировать в ходе проверки
обнаруженные проблемы
Кроссенс 1 - ассоциативная головоломка (вспоминают основные понятия:
числовая прямая, координаты точки на числовой прямой, прямоугольная
система координат на плоскости, умение определять координаты точки на
плоскости, показывают умение видеть приложения полученных знаний в
других дисциплинах, в окружающей жизни; обобщать и фиксировать нужную
информацию).
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить
мотивацию,
снять
напряжение,
актуализация
субъектного опыта.
Кроссенс 1 (в виде проблемного задания). Вопросительные знаки? Что же
может это означать? И почему их 2? Что может быть в центральном (9)
квадрате?
Этап изучения и усвоения знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и повторение ранее
изучаемого материала.
Способствовать
усвоению
таких
понятий,
как:
прямоугольная система координат в пространстве, оси
координат, начало координат, название осей координат,
координатных
плоскостей
и
их
обозначений,
положительных и отрицательных полуосей, координат
точки.
Содействовать усвоению способов, средств, которые
привели к определённому выбору.
Работа с основными понятиями (слайд Кроссенс)
Использование примеров и аналогий из окружающего мира
Представление основного материала одновременно в словесной и
знаково-символической формах, представление изученного материала в
слайдах.
Исторический экскурс (Выступление о Рене Декарте)
Проблема:
Задано ли положение точки М в пространстве? (Нет.
Необходимо построить проекции точки М на каждую плоскость (Oxy,
Oyz, Ozx))
Первичная проверка понимания изученного
Установить
правильность
и
осознанность
обобщенного
материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в
осмыслении материала.
Практическая работа за компьютером в программе OpenScad.
Работа в парах.
Работа у доски (В это время 1 группа выполняет задание-проект с
последующей защитой. Заполнение таблицы-схемы)
Возврат к Кроссенсу, к проблеме. Выводы по проблеме. Слайд
Информация о домашнем задании
Обеспечить
понимание
учащимися
цели,
содержания
и
способов выполнения домашнего задания
Уровень домашнего задания:
Обязательный минимум: &72, №637(а,б,в), №639.
Тренировочный:&72, 637, 638. Построить в программе OpenScad куб, с
центром в точке пересечения диагоналей и координатами вершин из
№639.
Творческое задание: составить кроссенс по теме «Координаты вектора»
(Предварительно придется изучить тему) или тест с элементами
применения темы в других предметах)
Дополнительно. За что все путешественники должны быть благодарны
древнегреческому ученому Гиппарху.
Этап закрепления и повторения знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления
изученного материала, глубины понимания.
Индивидуальная работа в MyTest (за компьютером)
(+ дополнительно анализ расположения координатных плоскостей, для видов:
справа, сверху, снизу, слева, спереди, сзади (черчение)).
Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и
способах действия.
Анализ работы (в MyTest)
Защита выполненных заданий. (По необходимости)
Подведение итогов занятия
Определение и формулировка темы урока
Дать
качественную
оценку
работы
класса
и
отдельных
учащихся
Кроссенс (определение и формулировка темы урока самими учащимися).
Рефлексия
Инициировать
рефлексию
учащихся
по
поводу
своего
психоэмоционального
состояния,
мотивации
своей
деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Слайд.
Притча
Приложения
Раздаточный материал для творческих мигрогрупп (карточки для практической работы).
1.
Составить программу в OpenScad для построения параллелепипед со сторонами 10, 20, 30. (Для других вариантов изменить данные
для сторон) На каждой вершине построить сферу с радиусом 1. Закрасить сферы разным цветом (сферы (пары), лежащие на одном
ребре соответственно в верхней и нижней гранях одним цветом).
Задания для MyTest (материал для учителя)
Тест
Задание 1 Установите соответствие в названиях координатных осей прямоугольной системы координат пространства.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Ox 2) Oy 3) Oz
__ ось абсцисс
__ ось ординат
__ ось аппликат
Задание 2 На каком расстоянии от оси Oz находится точка W(0; 4; 7)? В ответе укажите число единиц, выражающее искомое расстояние.
Например: 17.
Задание 3 На каком расстоянии от оси Oх находится точка W(4; 5; 0)? В ответе укажите число единиц, выражающее искомое расстояние.
Например: 17.
Задание 4 Укажите, какие условия для координат точки должны выполняться, чтобы она лежала на оси Ox.
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) Аппликата не равна 0. 2) Абсцисса равна 0. 3) Аппликата равна 0.
4) Ордината не равна 0. 5) Ордината равна 0. 6) Абсцисса не равна 0.
В ответе укажите цифры без пробелов, например 234
Задание #5
Вопрос:
Установите порядок записи координат некоторой точки пространства (... ; ... ; ... ).
Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:
1 __ ордината 2 __ аппликата 3 __ абсцисса
В ответе укажите цифры без пробелов, например: 123
Задание 6 По координатам точек, определите координатные плоскости, в которых они лежат.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) принадлежит координатной плоскости Oxz.
2) не лежит ни в одной из координатных плоскостей.
3) принадлежит координатной плоскости Oxy.
4) принадлежит координатной плоскости Oyz.
__ Точка K (3; -8,2; 0)
__ Точка B (0; 4,1; 7)
__ Точка C (5; 0; 12)
__ Точка E (1; 1; 1)
Задание 7 Пользуясь данными рисунка, определите координаты точек.
Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) (0; 0; -3) 2) (4; 0; 5) 3) (9; 5; 8) 4) (0; 3; 0) 5) (4; -3; 6) 6) (9; 0; 0)
__ A
__ B
__ C
__ D
__ E
__ F
Задание 8 Пользуясь тем, что ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
- куб, определите координаты точки C. В ответе укажите координаты точки по образцу
(5;13;7), не используя пробелы.
Задание 9 A (9; -1; 3). Определите координаты ортогональных проекций точки A на координатные плоскости.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа: 1) (9; 0; 3) 2) (0; -1; 3) 3) (9; -1; 0)
__ Проекция точки A на плоскость Oxy имеет координаты
__ Проекция точки A на плоскость Oyz имеет координаты
__ Проекция точки A на плоскость Oxz имеет координаты
Задание 10 Какой координатной плоскости нет в прямоугольной системе координат пространства?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) xyz 2) Oxz 3) Oyz 4) Oxy
В ответе укажите только цифру, например: 2
Задание 11
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Укажите только цифру.
Задание 12
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Укажите только цифру.
Задание 13
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Укажите только цифру.
Задание 14
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Задание 15
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Записать только цифру.
Задание 16
Построена фигура в Openscad. Ниже указан вид(1-справа, 2-сверху, 3-снизу, 4-слева, 5-спереди, 6-сзади)
Записать только цифру.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы:
1;
2;
3;
2) (1 б.): Верный ответ: 4.;
3) (1 б.): Верный ответ: 5.;
4) (1 б.) Верный ответ: "356".
5) (1 б.) Верный ответ: "231".
6) (1 б.) Верные ответы:
3;
4;
1;
2;
7) (1 б.) Верные ответы:
3;
5;
6;
2;
4;
1;
8) (1 б.) Верный ответ: "(1;1;1)".
9) (1 б.) Верные ответы:
3;
2;
1;
10) (1 б.): Верный ответ: 1.;
11) (1 б.): Верный ответ: 1.;
12) (1 б.): Верный ответ: 2.;
13) (1 б.): Верный ответ: 3.;
14) (1 б.): Верный ответ: 4.;
15) (1 б.): Верный ответ: 5.;
16) (1 б.): Верный ответ: 6.;
Так организована работа в MyTest