Напоминание

"Самоцветными тропами. Образ Родины в творчестве детей"


Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№1
Населённый пункт: Челябинская область, город Сатка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Самоцветными тропами. Образ Родины в творчестве детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




=============================================================

Министерство культуры Челябинской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1» г. Сатка Челябинской области

Номинация конкурса: Дополнительное образование

детей и школьников

Методическое сообщение

«Самоцветными тропами.

Образ Родины в творчестве детей»

.

Автор: Мошкина Вера Алексеевна, преподаватель художественных дисциплин

высшей категории МБОУ ДОД «ДШИ 1», г. Сатка

Место выполнения работы: МБОУ ДО «ДШИ 1», г. Сатка Челябинской

области, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.10

Содержание

методического

сообщения

основывается

на

материалах

о

достопримечательностях

Уральского

региона

-

памятниках

истории,

культуры

и

природы

Саткинского

района.

На

интегрированном

подходе

в

обучении

с

введением

регионального

компонента.

Данный

материал

будет

интересен

преподавателям-

художникам. Разработка сопровождается иллюстративным рядом.

Я живу на прекрасной земле,

Там, где горы ушли в поднебесье,

Где рождаются лучшие песни

И ночует звезда на скале.

Я живу на богатой земле,

Где сбываются дедов заветы,

Где, как звезды, горят самоцветы

И янтарь на сосновом стволе.

…Я живу на УРАЛЬСКОЙ земле.

Моя земля

Станислав Слепенков.

У Даля В.И. в Толковом словаре русского языка понятие Родина поясняется так –

«Родина – родимая земля, чье место рожденья; в обширном значении земля,

государство, где кто родился; в тесном – город, деревня». В более широком

смысле значение слова Родина трактуют так - исторически принадлежащая

данному народу территория с ее природой, населением, общественным

устройством, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и

нравов.

Осознание понятия Родина начинается с чувства принадлежности человека не

просто к племени или к месту рождения, но и к государству или к большой

территории, которая помнится им как его земля, земля его предков, за которую он

готов положить свою голову.

С чего начинается Родина для ребенка? Детство и Родина - это два очень близких

и неразделимых понятия. Самые яркие, эмоциональные, теплые, радостные

воспоминания и ассоциации у человека связаны с его детством, а значит и с

Родиной. Запах бабушкиного пирога, сказка, рассказанная на ночь, прогулки по

завораживающему осеннему лесу, трескучий румянящий щеки мороз … Эти

яркие и необыкновенно сильные впечатления, переживания дети выражают в

своем творчестве, пока еще не осознанно. Дети растут, кругозор их расширяется,

вместе сними и более объемным и осознанным для них становиться понятие

Родина, а в их творчестве формируется многогранный образ .

Хрупкая

снежная

веточка,

силуэт

Лося

гордо

несущего

рога,

словно

вышедшего из сказки увидели мы однажды на выставке в авторской росписи

керамики нашей землячки Арслановой Г.Р. Оказалось, что эти красавцы животные

не только живут в нашем лесу, но и в сказаниях, легендах, преданиях.

По преданиям несколько тысяч лет назад над уральскими горами сверкало

созвездие в виде Лося оно же и отражалось в зеркале горного озера , а не так

давно

учеными

был

открыт

на

склоне

хребта

Зюраткуль

геоглиф

«Лось»

на

территории

НП

«Зюраткуль».

Лоси

это

небольшая

частичка

саткинского

фольклора. Устное народное творчество – легенды, сказания изначально являлись

составным

элементом

заводской

и

крестьянской

культуры

Южного

Урала.

Саткинская земля богата историческим прошлым, сказочной красоты природой,

сложившимися традициями. Природа, культура, история – это те, многогранные,

самоцветные камушки из которых складывается тропинка к осознанию, уважению

и любви своей малой Родины.

На уроках изобразительного искусства, а затем станковой композиции мы

постепенно

формируем

у

детей

положительный

образ

того

места,

где

они

родились, где находиться их дом, живут близкие им люди. Планируя работу по

формированию гармоничного образа малой Родины и отражения его в творчестве

детей, определяем цель, задачи, средства и методы решения данных задач.

Цель-воспитание у учащихся патриотических чувств.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство,

содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его

интересам свои частные интересы.

Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к

своей стране и к своему гражданству, языку традициям. Патриотизм предполагает

гордость

достижениями

и

культурой

своей

Родины,

желание

сохранять

ее

характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами

народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

В воспитании патриотических чувств у учащихся не обойтись не обращая их

внимание на прошлое и настоящее родного края, на красоту того места, где они

живут. В этом помогут произведения художественной литературы, поэзия, устное

народное творчество. Отсюда вытекают задачи, которые необходимо решать при

работе над художественным образом малой Родины.

Задачи:

Образовательная-

Учить

композиции,

умению

сочинять

сюжеты,

созд а в а т ь

выразительные образы.

Образ

-

обобщенное

художественное

отражение

действительности

искусством, облаченное в форму конкретного индивидуального явления. Живое

наглядное представление о ком, чем либо, возникающее в мыслях кого-либо.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества,

форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического

идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов.

Для того, чтобы образ сложился у ребенка и приобрел определенную форму

эстетического объекта – творческую работу, необходимы яркие впечатления.

Отсюда следует развивающая задача

Развивающая-

Формирование положительного визуального образа Родины с раннего

возраста.

С ранних лет мы стараемся обратить внимание детей на красоту природы –

совершая экскурсии по красивейшим местам нашего района в разное время года.

Старшие

дети

на

экскурсиях

занимаются

пленэром.

Не

обойтись

и

без

знакомства с творчеством местных художников. Посещая выставки и творческие

встречи наши учащиеся познакомились с акварелью Уланова В.Г.; с полотнами

Суханова А.Г, отражающими жизнь старого города; пейзажами Грецова И.Ф.,

Головко, Хусаинова Р. и др., каждый из них интересен по своему и не повторим.

Воспитательная-

Воспитывать уважение и интерес к культуре, истории, природе родного

края.

Уважение и интерес к родному краю сиюминутно не сформировать. Для

этого необходимо знакомить с культурой и историей родного края, проводить

встречи

с

художниками,

мастерами

прикладного

творчества,

поэтами,

писателями

создающими

положительный

образ

Родины

,посещать

краеведческий музей и выставки, выезжать и выходить на природу.

Тематические направления для создания художественных образов:

Страницы истории.

Когда–то

по

Южному

Уралу

кочевали

протоарийские,

индоиранские,

индоевропейские

племена,

оставившие

след

в

названиях

рек,

озер,

горных

вершин. История освоения этой земли начинается еще с каменного века – здесь

располагались стоянки древних людей, и на берегах горной жемчужины – озера

Зюраткуль

можно

найти

их

каменные

инструменты.

Раскопки

в

пещерном

комплексе Сикияз – Тамак - это постоянные интереснейшие открытия. Еще много

удивительного можно отыскать и встретить в истории нашего края.

«Легенды озера Зюраткуль»

Полякова Аня, 13 лет

Гладилина Настя, 14 лет

Имена в истории Сатки.

С

городом

и

его

историей

связаны

имена

императора

Александра

1

и

бунтовщика Емельяна Пугачева, ученых Петра – Симона Палласа и Дмитрия

Менделеева,

заводчика

и

мецената

Александра

Строганова

и

великого

поэта

Александра Пушкина, международного гроссмейстера Бориса Спасского и многих

других известных людей.

«Пугачев на Урале»

Из века в век.

Ш

амшурин Михаил, 14 лет

Кощеева Дарья, 14 лет

Архитектура Сатки – здесь можно найти памятники всех времен, пережитых

Саткой с момента ее основания совершив пешеходную экскурсию либо побывав в

краеведческом музее.

Тропина Анастасия, 14лет «Старый город»

Гладилина Алёна, 13 лет

Сатка промышленная.

Знакомство

с

промышленной

Саткой

можно

начать

с

памятника

индустриального наследия – завода в Порогах. Электрометалллургический завод в

Порогах – природно- исторический объект, памятник индустриального зодчества,

с т а р е й ш а я

в

Ро с с и и

г и д р о эл е кт р о с т а н ц и я

и

п е р в ы й

в

Р о с с и и

электроферросплавный завод. Завод «Пороги» был пущен в эксплуатацию 1 июля

1910 года.

Сатка – город труженик, выросший вместе с заводом. Два градообразующих

предприятия – «Магнезит» и чугуноплавильный завод – слава и гордость Сатки.

Чугуноплавильный

завод

был

основан

известными

промышленниками

Строгановыми. 19 ноября 1758 года в доменном цехе был получен первый чугун.

Этот день рождения завода, а вместе с ним и города. В советские времена завод

являлся единственным в стране изготовителем передельного высококачественного

чугуна

для

оборонной

промышленно сти.

Сегодня

С ат к и н с к и й

чугуноплавильный

завод

крупнейшее

предприятие

России

по

производству

доменного высокоуглеродистого ферромарганца.

«Магнезит» - мировой лидер по производству магнезиальной продукции.

Подробнее

познакомить

учащихся

с

историей

синего

камня

можно

в

музее

«Магнезита».

Комракова Наташа, 16 лет

Вилкова Оля, 12 лет

За целительной силой – к вершинам глубокой горы,

В изумрудные залы Урала.

Матвеева Юля, 15 лет Снегирев Максим, 7 лет

«Природные зеркала»

Окунуться

в

удивительно

красивый,

суровый

мир

заповедной

природы

помогут путешествия по родному краю. Горная дорога, похожая на серпантин,

приведет к чуду природы – высокогорному озеру Зюраткуль. Зюраткуль в переводе

с башкирского – сердце- озеро. Бережно, как сердце держат озеро в каменных

ладонях горные хребты: Зюраткуль, Москаль, Нургуш и гора Лукаш. У северного

подножья горы Уван, на правом берегу Малая Сатка в суровые морозные зимы,

словно в царстве Снежной Королевы вырастает многометровый ледяной столб –

фонтан.

Природа Саткинского края – неисчерпаемый источник поэзии. Не обошли

стороной Саткинские красоты и писатели- прозаики. Сатка знает много имен

замечательных писателей, судьбы которых так или иначе пересекались с историей

нашего края. О нас писали:А Пушкин, Е. Федоров,

С. Власова, Н. Гарин-

Михайловский, Н. Погодин, М. Гроссман, С. Залыгин, И. Меньшиков, Н. Шмаков,

В. Шишков, Б. Полевой, А. Твардовский, А. Усманов и многие другие. А сколько

легенд,

сказаний,

бывальщин

расцвеченных

народной

фантазией,

в

которых

историческая

правда

причудливо

переплетается

с

выдумкой

хранят

жители

саткинской

земли.

Отсюда

вытекает

еще

одно

тематическое

направление

для

композиционных работ – Века воспетые в легендах.

Деменева Ксения, 13 лет Черпакова Ульяна, 14 лет Тропина Настя, 15 лет

«Легнеды Саткинского района»

Наиболее эффективной системой организации и проведения занятий является

следующая. Все уроки станковой композиции организуются блоком, куда должны

войти уроки каждого из основных видов работ:

-уроки-беседы;

- рисование с натуры;

- рисование на тему.

Содержание уроков блока должно быть связано друг с другом.

Перед рисованием на темы преподаватель может провести несколько уроков

рисования с натуры, связывая их с темой предстоящего сюжетного рисунка.

Рисование на тему поставим последним потому, что этот вид работы больше

других требует применение всех знаний , умений и навыков, которые учащиеся

получили на предыдущих уроках. Рисование на темы является самым сложным

видом работы, так как предполагает решение всех вопросов, изучаемых

учащимися на других уроках данного предмета. Качество тематической

композиции значительно улучшится, если провести уроки рисования с натуры,

уроки-беседы, содержание которых связано с темой предстоящего урока.

Преподаватель составляет план работы в соответствии с учебной программой,

объединяя уроки в блоки по содержанию. При этом, блок должен содержать такой

материал, который служит естественным продолжением предыдущего и дает

возможность закрепить и углубить приобретенные знания, умения и навыки.

Этапы реализации блока:

1.Выбор темы;

2.Наблюдение окружающей жизни в связи с темой- целенаправленное наблюдение

за явлениями природы, птицами, животными, людьми, архитектурой, интерьерами

( экскурсия в НП «Зюраткуль», пешеходная экскурсия по старому городу).

3.Наброски с натуры(в карандаше и цвете), выполненные в классе, на улице, дома,

в

музее.

Тропина Анастасия 14 лет «Зарисовка»

4.Выполнение эскиза( в карандаше и цвете) с использованием натурного

материала в композиции.

5.Выполнение окончательного рисунка на большом формате( в карандаше )

опираясь на натурный материал.

6.Работа в цвете (материал согласно программе либо на выбор учащихся).

7.Просмотр, обсуждение, анализ выполненных работ.

Одним из вариантов проведения блока тематического рисования, связанного с

родным краем, малой Родиной может быть следующим. Преподаватель подробно

объясняет тему блока уроков, раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета.

Затем знакомит с легендами, сказаниями, былями, топонимами родного края и

советует учащимся поближе познакомиться с этим материалом. Устное народное

творчество обогащает эмоциональную сферу детей, формирует их нравственные и

патриотические чувства, приобщает к традиционным российским ценностям.

После того как сюжет выбора идет работа над сбором натурного материала. Она

может проходить не только в стенах учебного класса, но и на экскурсии, в музее,

на природе. Перед тем как приступить к эскизам преподаватель разбирает

выбранные учениками сюжеты, предлагает им воспользоваться зарисовками с

натуры, подробно объясняет композиционные приемы. Длительный этап блока это

самостоятельная работа учащихся-эскизы от них к рисунку. А затем работа в

цвете. Преподаватель ведет фронтальную и индивидуальную работу с учащимися.

Заключительный этап работы над композицией – просмотр и анализ выполненный

работ учащихся.

Творческие работы, отражающие историю, культуру, природу родного края всегда

вызывают неподдельный интерес не только у одноклассников, ровесников и

родителей учащихся, но и посторонних зрителей на школьных и городских

выставках. В 2016 году в издательстве «Каменный пояс» выпущена книга

«Путешествие по земле Саткинской», автор которой Любовь Ежова, заслуженный

работник культуры РФ, предложила нашим учащимся принять участие в этом

проекте, проиллюстрировав легенды и сказания. С большим энтузиазмом взялись

юные художники за выполнение работ. Лучшие работы вошли в книгу.

Лысякова Полина, 14 лет Трубицина Лиза, 13 лет Павлова Лиза, 13 лет

Комракова Наташа, 16 лет

Русский живописец Фешин Н.И. в своем письме брату писал «- Я часто думаю о

прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать

своей страны, что бы то ни случилось с ней. Весь духовный фундамент человека

закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца».

(стр.2-3, «Мастера модернизма» Елена Жирова. Введенская сторона, №1/2016).

ЛИТЕРАТУРА

1.

Васюкова

Н.Е.

Воспитание

патриотических

чувств

средствами

художественной литературы / Н.Е.Васюкова // Цветной мир. – 2013. – №1. –

С.16-20.

2.

Ежова Л.С.

Нескучное путешествие с дедом Саткознаем / Л.С.Ежова.-

Челябинск: Книга, 2010.-128с.

3.

Ежова Л.С. Путешествие по земле Саткинской. Путеводитель /Л.С. Ежова

– Челябинск: Каменный пояс, 2016.-240с.:ил.

4.

Ежова Л.С.

Сатка. Путеводитель /Л.С. Ежова . – Санкт-Петербург: ООО

«Маматов»,2013. – 96с,ил.

5.

Лыкова И.А Люблю Отчизну я /И.А. Лыкова // Цветной мир. – 20013. – №1.

– С.1.

6.

Медкова

Е.С.

Формирование

положительного

образа

Родины

на

основе

изобразительного искусства. / Е.С. Медкова // Цветной мир. – 2013. – №1. –

С.10-15.

7.

Моисеев.А.П. Горное сердце края /А.П. Моисеев. – Челябинск: «Рифей»,

1994. – 200с.

8.

Россыпи

горного

края:

Сб.

стихов–

Челябинск:ЧПО

«Книга»,

1998.

224с.:ил.

9.

Чернецов

В.П.

Саткинские

легенды,

сказания,

были

/В.П.

Чернецов.

Челябинск: «Книга», 2001. – 72с.:ил.

10.Шорохов

Е.В.

Методика

преподавания

композиции

на

уроках

изобразительного искусства в школе/ Е.В.Шорохов. – М: «просвещение»,

1977. – 112с.



В раздел образования