Напоминание

"Актуальные методы обучения на уроках русского языка"


Автор: Агламазова Светлана Матвеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №48 г. Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные методы обучения на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья “Активные методы обучения на уроках русского языка”

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс

обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?»,

«Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник,

чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?»

По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не

получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать

информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок.

В итоге формируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно

учиться.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным

материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено

побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения

вперед в овладении знаниями.

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие

эффективно решать конкретные задачи этапа.

Этапы урока

1. Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти

вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть

решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в

начале урока и на любом этапе урока.

Приемы мотивации

«Фантастическая добавка» -универсальный приём, направленный на привлечение

интереса к теме урока.

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету

«Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести

литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую

экспедицию.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

умение анализировать и сопоставлять факты;

умение определять противоречие;

умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),

отгадка к которой (ключик для понимания) будет

открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только

имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре

стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени

поэта.

Приём «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о

происхождении многих слов и выражений, а также

информация о науке, изучающей язык.

Пример: Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском

только 2, а вот в дагестанском-50! В немецком-4, в японском – 10, в эстонском – 14, в

венгерском -22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и

смысловые отношения между словами зависят от порядка слов в предложении.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал

рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором

не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно

ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес

учащихся.

Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не

только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей

таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной

деятельности.

Этап актуализации

Приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по

какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил

дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом

глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был

большой обжора и, несмотря на

изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и

погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился

танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже

думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором

и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой

пятачок,

покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой

бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок.

«Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской

пословицей.

Приём «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка

взять корень, от слова будильник взять

суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

Этап закрепления знаний

Приём «Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и

навыков по этой теме в жизни.

- "Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое

понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост.

Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере

чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально

подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,

отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование

маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися

знаниями.

Практикуем сравнительно новый вид диктанта - диктант- соревнование

“Грамматическая эстафета. На доске в 3 столбика записаны слова с пропущенной

орфограммой. “Безударная гласная в корне слова” ( например: с..лач,стр..лок,хр…брец,

зв...рёк и т.д.) Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к

доске и вставляют пропущенную букву. Выигрывает тот ряд, который быстрее

справился с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

Игры с поднятием рук, например, игра

«Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь –

то левую. То же самое можно с прилагательными и причастиями.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на

уроках рефлексии.

Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»

Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:

учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения

многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со

словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее

задание:они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его

метафоричности и образности.

Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята

должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные

во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

Этап рефлексии

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Прием «Комплимент»

Цель: оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга

(комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и

учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность

удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и

наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,

развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у

учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-

организационных умений.

- Дети имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими

эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при

обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся

культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно

все на каждом и на одном уроке. И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение

активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по

конкретному вопросу.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить

эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть

особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.



В раздел образования