Напоминание

"Современные подходы и актуальные проблемы преподавания обществоведческого цикла в аспекте подготовки к Единому государственному экзамену."


Автор: Данилова Елена Глебовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: мбоу сош №7,
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Современные подходы и актуальные проблемы преподавания обществоведческого цикла в аспекте подготовки к Единому государственному экзамену."
Раздел: полное образование





Назад




Современные подходы и актуальные проблемы преподавания

обществоведческого цикла в аспекте подготовки к Единому государственному

экзамену

(

система подготовки к ЕГЭ).

На сегодняшний день изменения, происходящие в современном обществе,

определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность

любого педагога. В современных условиях в образовательной деятельности

важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности

обучающихся. Единый государственный экзамен вызывает повышенное

беспокойство не только выпускников и родителей, но и учителей. Сама новизна

технологии: проведение экзамена вне стен родной школы, наличие бланков,

компьютерная обработка ответов, камеры, проверка заданий второй части

специальной комиссией, ежегодные изменения в содержании контрольно-

измерительных материалах и, следовательно, подходах к системе подготовки -

все это вызывает беспокойство всех без исключения участников процесса.

Я, как и каждый учитель, работавший когда-нибудь в старших классах,

старалась разработать свою систему подготовки к ЕГЭ по обществознанию,

направленную на повышение качества знаний учащихся, развитие их

способностей.

Подготовку к ЕГЭ начинаю с разговора о том, как лучше организовать своё

рабочее место для подготовки к экзаменам. Затем предлагаю составить план

занятий, разработать индивидуальный режим дня, объясняю, как использовать

методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной

тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на

успех, как вести себя на экзамене.

В своей работе применяю несколько принципов подготовки к ЕГЭ:

Первый принцип - тематический.

Выстраиваю подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до

заданий части С.

Второй принцип - логический.

Учиться выбирать наиболее рациональный способ решения, применяя

различные «тонкости» и рассуждения для получения ответа наиболее простым и

понятным способом.

Третий принцип - тренировочный.

Переход к комплексным тестам уместен, начиная со 2 полугодия, когда у

школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть

опыт их применения.

Четвертый принцип - индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний.

Пятый принцип - временной.

Все тренировочные и пробные тесты проводить со строгим ограничением во

времени. Это тяжело выдержать школьникам на первых порах, но, привыкнув к

этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Шестой принцип - контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов - залог успешной сдачи ЕГЭ. Все

работы, тесты желательно проверять и в течение года прослеживать динамику

каждого, вести мониторинг.

При подготовке к ЕГЭ выпускники (особенно «слабые») сталкиваются с

некоторыми надуманными трудностями, с которыми надо помочь им

справиться:

1. Почти во всех учебниках используются стандартные формулировки. Слабых

обучающихся «нестандартные» формулировки заданий ставят в тупик, хотя

после объяснения они легко с ними справляются.

2. Содержание заданий контрольно-измерительных материалов охватывает

различные разделы и темы школьного курса математики, поэтому ученику надо

уметь быстро «переключаться», находя в памяти нужные знания, но он теряется

и путается. Эта трудность преодолевается в результате многочисленных

тренировок.

Каждому обучающемуся надо пересмотреть свой привычный режим дня, чтобы

более эффективно сочетать занятия и отдых.

Все эти трудности необходимо преодолевать в процессе подготовки к единому

государственному экзамену.

Подготовка обучающихся к ЕГЭ – это многогранный процесс, включающий в

себя много тонкостей, требующий иногда нестандартных подходов, в

зависимости от состава учеников. Одни – очень внимательны и активны, быстро

включаются в работу, сами в постоянном поиске нового и сложного. Таким

нужны только консультации. Другие не достаточно активны, предпочитают,

чтобы всё им преподнесли и показали, а они запомнят и «выдадут» на экзамене.

Третьи обладают низким уровнем знаний и часто не представляют, что им надо

знать и уметь. С такими учениками труднее всего. Нужен индивидуальный

дифференцированный подход, в результате которого все должны будут

постараться показать на экзамене всё на что способны.

Остановлюсь на некоторых проблемах при подготовке к ЕГЭ.

Во – первых, надо обучающихся научить работать с тестом. В 9 классе

обучающиеся уже сдают экзамен в форме тестирования (ОГЭ). В результате у

них складываются некоторые навыки работы с тестами. Структура тестов за

курс основного общего образования отличается от ЕГЭ, но опыт подготовки к

тестированию очень полезен.

И уже в 10 классе убеждаю учеников в том, что если очень постараться, то

можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Начинаю

знакомить с материалами ЕГЭ, с особенностями и структурой теста,

временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы,

условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть

тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им

простыми и лёгкими и выполнить их. Затем, отметить 2-3 задания, которые им

понятны по содержанию, но требуют большего времени и выполнить их; и

только после этого, если останется время, можно думать над остальными.

Обучая правилам решения тестов, нельзя забывать о формировании твердых базовых знаний по предмету.

Работа с тестами – это применение знаний, развитие умений использовать приёмы и методы решения

заданий, тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие

базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ. Это подтверждает опыт подготовки к экзамену.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по

математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более

половины выпускников, а в 2016 году его сдавало 83%! И вместе с тем это — один из сложнейших

экзаменов.

Среди

выпускников

распространено

ошибочное

мнение,

что обществознание

один

из

самых легких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать".

Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в

классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный

ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений,

невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И

вот

перед

нами

вторая

ловушка

обществознания: знание

терминологии

и

умение

ею

оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков

логического

мышления:

умения

сопоставлять

и

анализировать.

А

это

значит,

что

ЕГЭ

по

обществознанию

в

большей

мере,

чем

любой

другой

экзамен,

предполагает

не

простое

воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять

тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии.

У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и

есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из

пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например,

математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос

на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно,

ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом

"включить" нужный понятийный аппарат.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных

учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить

плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова,

которые

используются

в

большинстве

школ.

Однако

надо

иметь

в

виду,

что

школы

могут

использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние

издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в

школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере

своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет

отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более

чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует

только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Первая

ловушка: выбирая

этот

предмет,

объективно

оцените

свои

знания.

Относитесь

к

обществознанию как к точной науке.

Вторая

ловушка: учите

терминологию

и

тренируйтесь

мыслить

логически.

Все

типы

заданий

описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в

данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем

надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ

по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой

придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует

неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2018

по сравнению с 2017 годом.

Для того чтобы подготовиться к ЕГЭ наилучшим образом, надо иметь не только

прочные знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру

экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при

этом происходят. Мы понимаем, конечно, что, контрольно-измерительные

материалы ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они

рассчитаны на максимальную отдачу и нестандартность мышления ребёнка при

его выполнении.



В раздел образования