Автор: Данилова Елена Глебовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: мбоу сош №7,
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Современные подходы и актуальные проблемы преподавания обществоведческого цикла в аспекте подготовки к Единому государственному экзамену."
Раздел: полное образование
Современные подходы и актуальные проблемы преподавания
обществоведческого цикла в аспекте подготовки к Единому государственному
экзамену
(
система подготовки к ЕГЭ).
На сегодняшний день изменения, происходящие в современном обществе,
определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность
любого педагога. В современных условиях в образовательной деятельности
важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности
обучающихся. Единый государственный экзамен вызывает повышенное
беспокойство не только выпускников и родителей, но и учителей. Сама новизна
технологии: проведение экзамена вне стен родной школы, наличие бланков,
компьютерная обработка ответов, камеры, проверка заданий второй части
специальной комиссией, ежегодные изменения в содержании контрольно-
измерительных материалах и, следовательно, подходах к системе подготовки -
все это вызывает беспокойство всех без исключения участников процесса.
Я, как и каждый учитель, работавший когда-нибудь в старших классах,
старалась разработать свою систему подготовки к ЕГЭ по обществознанию,
направленную на повышение качества знаний учащихся, развитие их
способностей.
Подготовку к ЕГЭ начинаю с разговора о том, как лучше организовать своё
рабочее место для подготовки к экзаменам. Затем предлагаю составить план
занятий, разработать индивидуальный режим дня, объясняю, как использовать
методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной
тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на
успех, как вести себя на экзамене.
В своей работе применяю несколько принципов подготовки к ЕГЭ:
Первый принцип - тематический.
Выстраиваю подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до
заданий части С.
Второй принцип - логический.
Учиться выбирать наиболее рациональный способ решения, применяя
различные «тонкости» и рассуждения для получения ответа наиболее простым и
понятным способом.
Третий принцип - тренировочный.
Переход к комплексным тестам уместен, начиная со 2 полугодия, когда у
школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть
опыт их применения.
Четвертый принцип - индивидуальный.
Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний.
Пятый принцип - временной.
Все тренировочные и пробные тесты проводить со строгим ограничением во
времени. Это тяжело выдержать школьникам на первых порах, но, привыкнув к
этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.
Шестой принцип - контролирующий.
Постоянный контроль, анализ результатов - залог успешной сдачи ЕГЭ. Все
работы, тесты желательно проверять и в течение года прослеживать динамику
каждого, вести мониторинг.
При подготовке к ЕГЭ выпускники (особенно «слабые») сталкиваются с
некоторыми надуманными трудностями, с которыми надо помочь им
справиться:
1. Почти во всех учебниках используются стандартные формулировки. Слабых
обучающихся «нестандартные» формулировки заданий ставят в тупик, хотя
после объяснения они легко с ними справляются.
2. Содержание заданий контрольно-измерительных материалов охватывает
различные разделы и темы школьного курса математики, поэтому ученику надо
уметь быстро «переключаться», находя в памяти нужные знания, но он теряется
и путается. Эта трудность преодолевается в результате многочисленных
тренировок.
Каждому обучающемуся надо пересмотреть свой привычный режим дня, чтобы
более эффективно сочетать занятия и отдых.
Все эти трудности необходимо преодолевать в процессе подготовки к единому
государственному экзамену.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ – это многогранный процесс, включающий в
себя много тонкостей, требующий иногда нестандартных подходов, в
зависимости от состава учеников. Одни – очень внимательны и активны, быстро
включаются в работу, сами в постоянном поиске нового и сложного. Таким
нужны только консультации. Другие не достаточно активны, предпочитают,
чтобы всё им преподнесли и показали, а они запомнят и «выдадут» на экзамене.
Третьи обладают низким уровнем знаний и часто не представляют, что им надо
знать и уметь. С такими учениками труднее всего. Нужен индивидуальный
дифференцированный подход, в результате которого все должны будут
постараться показать на экзамене всё на что способны.
Остановлюсь на некоторых проблемах при подготовке к ЕГЭ.
Во – первых, надо обучающихся научить работать с тестом. В 9 классе
обучающиеся уже сдают экзамен в форме тестирования (ОГЭ). В результате у
них складываются некоторые навыки работы с тестами. Структура тестов за
курс основного общего образования отличается от ЕГЭ, но опыт подготовки к
тестированию очень полезен.
И уже в 10 классе убеждаю учеников в том, что если очень постараться, то
можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Начинаю
знакомить с материалами ЕГЭ, с особенностями и структурой теста,
временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы,
условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- обучаю строгому самоконтролю времени;
- учу определять трудность заданий;
- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой.
Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть
тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им
простыми и лёгкими и выполнить их. Затем, отметить 2-3 задания, которые им
понятны по содержанию, но требуют большего времени и выполнить их; и
только после этого, если останется время, можно думать над остальными.
Обучая правилам решения тестов, нельзя забывать о формировании твердых базовых знаний по предмету.
Работа с тестами – это применение знаний, развитие умений использовать приёмы и методы решения
заданий, тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие
базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ. Это подтверждает опыт подготовки к экзамену.
ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по
математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более
половины выпускников, а в 2016 году его сдавало 83%! И вместе с тем это — один из сложнейших
экзаменов.
Среди
выпускников
распространено
ошибочное
мнение,
что обществознание
—
один
из
самых легких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать".
Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в
классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный
ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений,
невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.
И
вот
перед
нами
вторая
ловушка
обществознания: знание
терминологии
и
умение
ею
оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков
логического
мышления:
умения
сопоставлять
и
анализировать.
А
это
значит,
что
ЕГЭ
по
обществознанию
в
большей
мере,
чем
любой
другой
экзамен,
предполагает
не
простое
воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.
ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять
тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии.
У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и
есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из
пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например,
математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос
на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно,
ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом
"включить" нужный понятийный аппарат.
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных
учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить
плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова,
которые
используются
в
большинстве
школ.
Однако
надо
иметь
в
виду,
что
школы
могут
использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние
издания.
Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в
школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере
своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет
отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более
чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует
только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.
Первая
ловушка: выбирая
этот
предмет,
объективно
оцените
свои
знания.
Относитесь
к
обществознанию как к точной науке.
Вторая
ловушка: учите
терминологию
и
тренируйтесь
мыслить
логически.
Все
типы
заданий
описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в
данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем
надо написать для ответа на каждый вопрос.
Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ
по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой
придется иметь дело.
Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует
неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2018
по сравнению с 2017 годом.
Для того чтобы подготовиться к ЕГЭ наилучшим образом, надо иметь не только
прочные знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру
экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при
этом происходят. Мы понимаем, конечно, что, контрольно-измерительные
материалы ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они
рассчитаны на максимальную отдачу и нестандартность мышления ребёнка при
его выполнении.