Автор: Валентина Михайловна Тимофеева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка "Табличный способ решения задач экономического содержания при подготовке к ЕГЭ"
Тема: "Табличный способ решения задач экономического содержания при подготовке к ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Табличный способ решения экономической задачи задания №17
профильного ЕГЭ по математике
1задача
В июле 2018 года планируется взять кредит в банке. Условия его возврата
таковы: — каждый январь долг увеличивается на 20% по сравнению с
концом предыдущего года; — с февраля по июнь каждого года необходимо
выплатить одним платежом часть долга. Сколько рублей необходимо взять в
банке, если известно, что кредит будет полностью погашен четырьмя
равными платежами, и банку будет выплачено 311 040 рублей
2 задача
15 января планируется взять кредит в банке на 16 месяцев. Условия его
возврата таковы: — 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по
сравнению с концом предыдущего месяца; — со 2-го по 14-е число каждого
месяца необходимо выплатить часть долга; — 15-го числа каждого месяца
долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число
предыдущего месяца. Какую сумму следует взять в кредит, чтобы общая
сумма выплат после полного погашения равнялась 2,34 млн рублей?
№
Сумма
кредита
Срок
кредита
% по
кредиту
Повышающий
коэффициент
платеж
Сумма
выплат
1
2
Таблица для первой задачи ( аннуитетные платежи)
год
Долг на начало года
Долг с
процентами
платеж
Долг на конец года
Таблица для второй задачи (дифференцированные платежи)
месяц
Долг на начало года
платеж
1
2
16
Текстовая задача с экономическим содержанием – относительно
новый вид заданий, появившихся в КИМ ЕГЭ профильного уровня,
хотя задачи «на проценты» в вариантах вступительных экзаменов в вузы
встречались в «доегэшную пору» достаточно часто, особенно если речь шла
об экономических специальностях.
Решение таких задач связано со знанием некоторых специфических
математических моделей из области экономики, умением переводить
сформулированные в виде текста условия в уравнения и неравенства и
пониманием того, как решения полученных уравнений и неравенств
соотносятся с тем, что написано в условии задачи, – то есть какой смысл
имеют полученные результаты.
С чего начать подготовку к решению экономической
задачи? Прежде всего, стоит вспомнить основные правила решения
текстовых задач вообще (они пригодятся и для решения более простой
текстовой задачи № 11 варианта КИМ).
Решение любой текстовой задачи складывается из нескольких основных
моментов:
• чтение условия задачи; читайте его до тех пор, покуда сможете, не
подглядывая в текст, объяснять суть описанного в задаче процесса (без
конкретных числовых данных, конечно, – зазубривать ничего не нужно);
• выбор переменных; для каждого типа задач существуют
рекомендации, какие величины лучше всего обозначать как переменные (и
это не всегда те величины, о которых идет речь в вопросе задачи);
переменных при решении текстовой задачи нужно вводить столько, сколько
их нужно для того, чтобы просто и логично составить уравнения и
неравенства (не бойтесь, если переменных оказалось слишком много –
например, больше, чем число уравнений: если вы все делаете правильно, то
«лишние» переменные взаимно уничтожатся или сократятся; еще один
вариант – в процессе решения надо будет найти не сами переменные по
отдельности, а какую-либо их комбинацию);
• составление уравнений и неравенств, формализация того, что
необходимо найти в процессе решения задачи; при составлении уравнений
обращайте внимание на единицы измерения – они должны быть
одинаковыми для всех одноименных величин;
• решение полученного уравнения, неравенства или системы;
• исследование полученного результата и нахождение ответа на
вопрос задачи.
Рекомендую вам «держать в голове» эти основные шаги решения
текстовой задачи.
На следующем этапе нужно выяснить, насколько хорошо учащиеся
владеют таким понятием как «процент». Начать надо с темы «Вычисление
“простых” процентов». Для этого можно порешать задачи на проценты
прототипа 11 ЕГЭ.
Далее переходим к изучению «Сложных процентов».
Пропускать данный раздел нельзя, т.к. в дальнейшем формулы сложных
процентов мы будем использовать при решении задач с аннуитетными
платежами.
Сложные проценты — эффект часто встречающийся в экономике и
финансах, когда проценты прибыли в конце каждого периода прибавляются к
основной сумме и полученная величина в дальнейшем становится исходной
для начисления новых процентов.
Формула вычисления сложных процентов:
(начисление процентов к исходной сумме)
или
(списание процентов)
Где S- размер первоначального вклада;
– размер вклада через n лет;
r - процентная ставка за расчетный период (день, месяц, год, ...);
n - количество расчетных периодов.
Вывод формулы вычисления сложных процентов выполнить несложно и
лучше вместе с учениками вывести данное соотношение.
Решение экономической задачи целесообразно начинать:
1) с анализа данных в задаче и структурирования их в виде таблицы;
( самое важное!)
2) с представления решения задачи в виде понятного, а значит простого
алгоритма действий. Алгоритм – запоминаем!
Выполнив первые 2 пункта, вы и построите математическую модель.
Далее решение сводится к исследованию этой модели и получению
результата.
И, помните, что каждый тип задачи вы разбираете вместе с учениками, а
потом они самостоятельно решают парные задачи каждого типа!
1. Задачи на «сложные» проценты.
1-1. Вкладчик внес в банк 500000 рублей под 20% годовых. В конце каждого
года из первых трех лет после начисления процентов он дополнительно
вносил одну и ту же сумму. К концу четвёртого года его вклад стал
равным 1364400 рублей. Какую сумму в рублях дополнительно вносил
вкладчик в течение каждого из первых трех лет?
Решение.
S– вклад, S= 500 000 рублей,
r=20% - процент годовых по вкладу,
– «накапливающий» множитель, m
=1,2
Год
Сумма на счете в
начале года
Сумма на счете после
начисления %
Платеж
Остаток на счете в
конце года
1
S
Sm
x
Sm+x
2
Sm+x
Sm
2
+xm
x
Sm
2
+xm+x
3
Sm
2
+xm+x
Sm
3
+xm
2
+xm
x
Sm
3
+xm
2
+xm+x
4
Sm
3
+xm
2
+xm+x
Sm
4
+xm
3
+xm
2
+xm
-
Sm
4
+xm
3
+xm
2
+xm
Можно использовать формулы:
Ответ: 75 000 рублей.
Парная задача
1-2. Вкладчик внёс в банк 500000 рублей под 20% годовых. В конце каждого
из первых трёх лет после начисления процентов он снимал одну и ту же
сумму. К концу четвертого года его вклад стал равным 927600 рублей. Какую
сумму вкладчик снимал в течение каждого из первых трёх лет?
Ответ: 25000 рублей.
2. Задачи на кредиты (платеж равными взносами), аннуитетные
платежи.
Аннуитетный платёж отличает специфика расчёта и выплат – равные части в
течение всего срока кредитования, состоящие из кредитного процента и
суммы основного долга. Современные банки практикуют преимущественно
аннуитетные платежи при кредитовании, ввиду высокой прибыли по
процентам.
2. В июле 2020 года планируется взять кредит на некоторую сумму. Условия
возврата таковы:
– в январе каждого года долг увеличивается на 20% по сравнению с
предыдущим годом;
– с февраля по июнь нужно выплатить часть долга одним платежом.
Определите, какую сумму взяли в кредит, если известно, что кредит был
выплачен четырьмя равными платежами (то есть за четыре года) и общая
сумма выплат составила 311040 рублей.
Решение.
S–сумма кредита, S
k
-общая сумма выплат,
r=20% - процент годовых по вкладу,
– «накапливающий» множитель, m=1,2
x рублей-
ежегодная выплата,
Год
Сумма на счете в
начале года
Сумма на счете
после начисления %
Платеж
Остаток на счете в
конце года
1
S
Sm
x
Sm-x
2
Sm-x
Sm
2
-xm
x
Sm
2
-xm-x
3
Sm
2
-xm-x
Sm
3
-xm
2
-xm
x
Sm
3
-xm
2
-xm-x
4
Sm
3
-xm
2
-xm-x
Sm
4
-xm
3
-xm
2
-xm
x
Sm
4
-xm
3-
xm
2
-xm-x
S
k
=4x;
Кредит был погашен за 4 года, значит:
Ответ: 201 300 рублей.
3. Задачи на кредиты (уменьшение долга каждый год или месяц на одну и
ту же величину), дифференцированные платежи.
Основные характеристики дифференцированного платежа
Долг уменьшается равномерно (убывающая арифметическая
прогрессия);
Платежи уменьшаются равномерно (убывающая арифметическая
прогрессия);
Дифференцированный платеж равен
, где S – сумма
(тело) кредита, n – количество выплат, r – процентная ставка;
Первый платеж самый большой;
Последний платеж самый маленький.
При расчете дифференцированного платежа общая сумма основного долга
делится на равные части пропорционально сроку кредитования. Ежемесячно
в течение всего срока погашения кредита заемщик выплачивает банку часть
основного долга плюс начисленные на его остаток проценты.
3. 15–го января планируется взять кредит в банке на 24 месяцев. Условия его
возврата таковы:
– 1–го числа каждого месяца долг возрастает на 1% по сравнению с концом
предыдущего месяца;
– со 2–го по 14–е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
– 15–го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же
величину меньше долга на
15–е число предыдущего месяца
. Известно,
что в течение второго года кредитования нужно вернуть банку 958.5тыс.
рублей. Какую сумму нужно выплатить банку за первые 12 месяцев?
Решение.
S–сумма кредита,
r=1% - ежемесячный процент по вкладу,
n=24 – срок кредитования
Месяц
Сумма на
счете в
начале
месяца
Погашение %
по вкладу
Погашение
тела
кредита
Общие
ежемесячные
выплаты
Остаток на счете в
конце месяца
1 год
1
S
2
3
…
…
…
….
…
…
12
2 год
13
…
…
…
…
…
…
24
Выплаты за 2 год
Выплаты за 1 год
Ответ:1 066 500 рублей.
4. Задачи на вклады (выплата долга в соответствии с данной таблицей
или разные платежи каждый год).
4. 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 1 млн рублей
на 6 месяцев. Условия его возврата таковы:
– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на целое число r процентов по
сравнению с концом предыдущего месяца, где r – целое число;
– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
– 15-го числа каждого месяца долг должен
составлять некоторую сумму в соответствии
со следующей таблицей:
Дата
15.01
15.02
15.03
15.04
15.05
15.06
15.07
Долг (в млн. рублей)
1
0.6
0.4
0.3
0.2
0.1
0
Найдите наибольшее значение r, при котором общая сумма выплат будет
составлять менее 1.2 млн. рублей.
Решение.
r% - ежемесячный процент по вкладу,
– «накапливающий» множитель,
Месяц
Сумма на счете в
начале месяца
Сумма на счете
после начисления %
Платеж
Остаток на счете в
конце месяца
1
1
1m
m-0.6
0.6
2
0,6
0.6m
0.6m-0.4
0.4
3
0,4
0.4m
0.4m-0.3
0.3
4
0,3
0.3m
0.3m-0.2
0.2
5
0,2
0.2m
0.2m-0.1
0.1
6
0,1
0.1m
0.1m
0
Общая сумма выплат равна
S
k
= m-0.6+0.6m-0.4+0.4m-0.3+0.3m-0.2+0.2m-0.1+0.1m=2.6m-1.6;
2.6m<1.2; m<
Ответ: 7%.
Разобранными в данной работе примерами, конечно, не исчерпываются все
возможные вариации задач о вкладах и кредитах.
Сложность таких задач в том, что здесь нет готовых методов
решения, каждая задача уникальна и требует своего подхода. Поэтому
посоветовать можно только одно: чтобы научиться решать такие задачи, надо
их решать.
Использованная литература
1. ЕГЭ 2020. Математика. Профильный уровень. 36 типовых вариантов заданий.
М.: 2020. - 168 с.
2. ЕГЭ. Математика. Задача с экономическим содержанием. 220 задач в формате ЕГЭ с
ответами.
4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2018. - 128 с.
3
. ЕГЭ. Математика. Задание 17. Экономическая задача. Гуев. Т.
4.
ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный
уровень) Шестаков С.А.
М.: 2018. - 208 с.