Напоминание

Использование современных образовательных технологий в работе руководителя физического воспитания


Автор: Ульман Юлия Викторовна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству пгт. Новошахтинский"
Населённый пункт: Приморский край Михайловский район п. Новошахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий в работе руководителя физического воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Здоровье

-

это

состояние

полного

духовного,

физического

и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических

дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,

методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При

котором выполняются как минимум 4 требования:

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от

стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической

защиты.

Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,

интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который

гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-

психологического климата в коллективе

Обоснование актуальности проблемы:

В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического

развития учащихся и физического здоровья участников образовательного

процесса.

Школьное образование

в наши

дни предъявляет

большие

требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны

здоровьесберегающие

технологии

в

учебно-воспитательном

процессе.

Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в

центре

внимания

школы

и

общественности,

сегодня

как

никогда

здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации,

проведенной Министерством здравоохранения в 2010 г. около 60 %

учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного

обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3

раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение

осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь

между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся

ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо

засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах

зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники

тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое

хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению

интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в

школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально

адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году

обучения таких детей становится около 22 %. Преобладание статических

нагрузок

способствует сокращению объема произвольной двигательной

активности детей.75% времени школьника занимает учебная деятельность.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми,

80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические

отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо

акселерации (увеличения роста); идет децелерация (уменьшение роста), за

последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых; ежегодно

300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия

"перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000

новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития.

Новые технологии должны удовлетворять принципам

здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

«Не навреди!»

— все применяемые методы, приемы, используемые

средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не

наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все

используемое должно быть оценено с позиции влияния на

психофизиологическое состояние участников образовательного

процесса.

Непрерывность и преемственность

— работа ведется не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект - субъектные взаимоотношения

— учащийся является

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в

содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным

особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность

материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход

— единство в действиях

педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех

— акцент делается только на хорошее; в любом

поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом

отмечают недостатки.

Активность

— активное включение, а любой процесс снижает риск

переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо

стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда

он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного

обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного

уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и

могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии,

применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на

три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и

физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии,

используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами

и воспитателями.

Наиболее важной задачей учителя является работа с учащимися в

соответствии с их уровнем физической подготовленности, применение

дифференцированного подхода к занятиям физической культурой с

учащимися с отклонениями в здоровья

Использую здоровьесберегающие технологии, при которых решаю

следующие задачи:

строгие дозированные физические нагрузки;

использование методики чередования интенсивности и релаксации в

обучении;

использование принципа наглядности, постепенности, доступности

нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

учёт физической подготовленности детей и развития физических

качеств;

построение урока с учётом динамичности учащихся, их

работоспособности;

соблюдение гигиенических требований;

благоприятный эмоциональный настрой;

создание комфортности.

При использовании индивидуально-дифференцированного подхода,

делаю акцент на:

работу в индивидуальном темпе

Использованию источников информации

возможности обратиться за помощью

отсутствию страха ошибок

положительную мотивацию, сознательное отношение к учебной

деятельности

высказыванию и аргументированию своего мнения

Компьютерные технологии (ИКТ)

представление в удобном для изучения масштабе различных процессов

двигательных действий (циклические виды: бег, прыжки)

представление и просмотр двигательного действия технического плана-

техника выполнения акробатических упражнений (кувырки, «мост»,

стойки на голове, руках и др.)

частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных

пособий в предмете «Физическая культура»

использование компьютера для формирования у школьника

правильного представления о технике двигательного действия



В раздел образования