Автор: Ульман Юлия Викторовна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству пгт. Новошахтинский"
Населённый пункт: Приморский край Михайловский район п. Новошахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий в работе руководителя физического воспитания
Раздел: дополнительное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Здоровье
-
это
состояние
полного
духовного,
физического
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,
методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При
котором выполняются как минимум 4 требования:
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической
защиты.
Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-
психологического климата в коллективе
Обоснование актуальности проблемы:
В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического
развития учащихся и физического здоровья участников образовательного
процесса.
Школьное образование
в наши
дни предъявляет
большие
требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны
здоровьесберегающие
технологии
в
учебно-воспитательном
процессе.
Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в
центре
внимания
школы
и
общественности,
сегодня
как
никогда
здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации,
проведенной Министерством здравоохранения в 2010 г. около 60 %
учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного
обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3
раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение
осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь
между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся
ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо
засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах
зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники
тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое
хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению
интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в
школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально
адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году
обучения таких детей становится около 22 %. Преобладание статических
нагрузок
способствует сокращению объема произвольной двигательной
активности детей.75% времени школьника занимает учебная деятельность.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми,
80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические
отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо
акселерации (увеличения роста); идет децелерация (уменьшение роста), за
последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых; ежегодно
300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия
"перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000
новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития.
Новые технологии должны удовлетворять принципам
здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!»
— все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все
используемое должно быть оценено с позиции влияния на
психофизиологическое состояние участников образовательного
процесса.
Непрерывность и преемственность
— работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект - субъектные взаимоотношения
— учащийся является
непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность
материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход
— единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех
— акцент делается только на хорошее; в любом
поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки.
Активность
— активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного
обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного
уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и
могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии,
применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на
три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и
физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами
и воспитателями.
Наиболее важной задачей учителя является работа с учащимися в
соответствии с их уровнем физической подготовленности, применение
дифференцированного подхода к занятиям физической культурой с
учащимися с отклонениями в здоровья
Использую здоровьесберегающие технологии, при которых решаю
следующие задачи:
строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в
обучении;
использование принципа наглядности, постепенности, доступности
нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических
качеств;
построение урока с учётом динамичности учащихся, их
работоспособности;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности.
При использовании индивидуально-дифференцированного подхода,
делаю акцент на:
работу в индивидуальном темпе
Использованию источников информации
возможности обратиться за помощью
отсутствию страха ошибок
положительную мотивацию, сознательное отношение к учебной
деятельности
высказыванию и аргументированию своего мнения
Компьютерные технологии (ИКТ)
представление в удобном для изучения масштабе различных процессов
двигательных действий (циклические виды: бег, прыжки)
представление и просмотр двигательного действия технического плана-
техника выполнения акробатических упражнений (кувырки, «мост»,
стойки на голове, руках и др.)
частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных
пособий в предмете «Физическая культура»
использование компьютера для формирования у школьника
правильного представления о технике двигательного действия