Автор: Назина Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Боровская СОШ имени Героя России Тимура Ибрагимова"
Населённый пункт: село Боровое, Брединского района, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как
показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по
русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные
упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое
мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля,
умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения,
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля
и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков
сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов
деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного
материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной
компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания,
развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность
изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и
культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ
языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и
грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и
систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без
чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели
обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте
отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и
ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме
урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным
разделам русского языка: орфографии, орфоэпии, лексике, синтаксису , культуре речи и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций
и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ
текста;
Совершенствовать навыки произношения.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Задание «Корректор»
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный
(проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать
ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости
грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять,
продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор для демонстрации,
карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/
СХЕМА «Секреты хорошей речи»:
ЯСНОСТЬ,
ТОЧНОСТЬ,
КРАТКОСТЬ,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
ХОД УРОКА
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над
колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости-учителя школ района.( У. называет ключевые слова
темы семинара).
- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное
впечатление, позитивные отзывы? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).
-Замечательно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно
говорить правильно?
Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека.
Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как
радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над
колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
(СЛАЙД №1)
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
2) Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 11 классов о культуре речи.
- Арман провёл собственное расследование, социологический опрос среди 10-11 классов. Он искал ответ
на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученик
называет результаты исследования: участвовало 9 человек, результаты приведены в таблице.)
Да, исправлю
Нет
Не знаю
- Не нравится, когда
говорят неправильно
- Чтобы не смущать
человека
- В зависимости от
собеседника (5 чел.)
- Не надо портить русский
язык
- Не обидеть (1чел.)
- В зависимости от
настроения (2 чел.)
- Чтобы человек больше не
допускал ошибок (1 чел.)
- Не оказаться бестактным
3)Слово учителя. Название типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за
вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и
сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них
охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной
грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение
применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести
урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать
коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст и, конечно же, самое главное – разобрать
задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
-Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, Катя.
2. Работа по теме урока.
1)Орфоэпическая разминка
(заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.)
(У ребят-карточка .Задание №1)
Катя: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю
вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание №4. На слайде слова, которые я выбирала
из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить
ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
асимметрия, афера, бочковый,вероисповедание, водопровод,
гастрономия, дешевизна, догмат,договор, закупорить,
зубчатый, избалованный,колосс,плодоносить,премировать,
лубочный, обеспечение, облегчить,фетиш,береста,
забронировать (
(СЛАЙД №2)
(правильно:асимметрИя,афЕра,
бОчковый,вероисповЕдание, водопровОд, гастронОмия,
дешевИзна,
дОгмат,договОр,закУпорить,зубчАтый,избалОванный,колОсс
, плодоносИть,премировАть,,
лубОчный,обеспЕчение,облегчИть, фетИш,берЁста и
берестА, забронИровать (закрепить что-нибудь за кем-
нибудь) и забронировАть (покрыть бронёй).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок.
Оцените себя. ( На проекторе СЛАЙД №3 с верными ответами). Спасибо за работу.
2)Тест по заданию №5 ЕГЭ. У.: Очень часто слова в нашей речи употебляются
неправильно потому, что некоторые не замечают разницы в значениях сходных по
звучанию слов. Как называются такие слова?(Паронимы-задание № 5 ЕГЭ)
(У ребят-карточка .Задание №2)
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.
Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните
тестовые задания (на распечатках ).
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи
сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение,
порицание.
Надеть что-либо - Одеть кого-либо.
Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным,
присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать
Проверка. Код ответов: 1, 4, 2
3)Слово учителя.
- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на СЛАЙДе №4)
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
-А к мнению Гоголя? (СЛАЙД №5)
Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выраженья, как
Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать
неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого.
- Трудно?
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос,
что же имел в виду Пушкин.
4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя:
1 группа - в роли учителя русского языка, (зад. №6 , 24ЕГЭ)
2 группа – в роли лингвиста.
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
(У ребят-карточка .Задание №3)
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы
не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили
себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
1.
Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего
слова).
2.
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского
пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
3.
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много
читать( употребление слова в несвойственном ему значении).
4.
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (ошибка в построении
предложения с Д.О.).
5.
Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное
образование степеней сравнения).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида
ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: /
чтение исправленных вариантов/.
Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.
2 группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти
ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Карточка – текст / для всех/
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью
и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в
состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур(лит. приём с использованием в
одном тексте разных значений одного слова или разных слов и
словосочетаний, сходных по звучанию), словесная шутка
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект,
или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая –
нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят
эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём
создания комического эффекта.
Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя.
-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?
Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как
Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи,
внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его
стихов.
Учитель:
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба
(1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не
существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то
он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
5) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»
(У ребят-карточка .Задание №4)
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо
развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на
уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству
чтения и понимания текста в его словесном единстве.
(1 уч-ся выразительно читает стихотворение наизусть)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).
На уроке работают три группы:
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«мастера слова» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства,
раскрывающие тему и идею стихотворения);
«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
-Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».
Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств -доказана мысль
автора - надежда на возрождение родной речи.
6)Классификация ошибок по группам. Учитель. Исправьте речевые ошибки ,распределяя
предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм. Внесите
в таблицу номера предложений в соответствующую указанной ошибке колонку
(У ребят-карточка .Задание №5)
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину
для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что
именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла
прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию
“Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела
ностальгия по родине.
7) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». (СЛАЙД №6) Постройте из данных «кубиков» текст,
прочитайте его
Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
1.Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
2.Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих
согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
3.Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
4.Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо
богат.
5.Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических
конструкций, то будете правы.
6.Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют
согласным, не допуская обычно их большого стечения. ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).
(СЛАЙД №7 )КОД ответов:
4,
1,
5,
3,
2,
6
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на СЛАЙДЕ №8), схема «Секреты
хорошей речи» )
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент,
блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности
языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту –
человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое
соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся). (Самостоятельно заранее составили
кроссенс-(СЛАЙД №9)
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи» (СЛАЙД №10):
ясность
точность
краткость
выразительность
Подведение итога урока.
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа
урока.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте русским языком!
Боритесь за культуру речи!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
P.
S.Работа «Корректор» (если останется время!)
Задание: найдите ошибки в рассуждениях.
В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов.
вида стричь.
Фасованые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от
глагола фасовать несов. вида.
В словах деревянный и серебрянный пишутся две буквы нн, т.к. это исключения.
Непрошенный посетитель пишется с нн, т.к. суффикс -енн-.
Полированные фигурки пишется с нн, т.к. есть суффикс -ованн-
ПРИЛОЖЕНИЯ (карточки для урока, раздаточный
материал)
Задание № 1. Орфоэпическая разминка
Асимметрия, афера, бочковый, вероисповедание, водопровод,
гастрономия, дешевизна, догмат, договор, закупорить, зубчатый,
избалованный, колосс, плодоносить, премировать, лубочный,
обеспечение, облегчить, фетиш, береста, забронировать.
Задание № 2.
Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните
тестовые задания
1.
НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть
охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало
недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Задание № 3. (учителя)
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы
не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили
себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ
1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.
2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие
чеховского пейзажа
3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много
читать.
4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.
5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида
ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: /
чтение исправленных вариантов/.
Задание № 3. (лингвисты)
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти
ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Карточка – текст / на проекторе для всех/
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с
маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги
из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить
себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь
Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь
Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты
там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).
Задание № 4.
Вадим Шефнер
Устная речь
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«мастера слова» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства,
раскрывающие тему и идею стихотворения);
«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
Задание № 5.
Классификация ошибок по группам. Исправьте речевые ошибки, распределяя
предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.
Употребление слов иной
стилистической окраски
Тавтология
Плеоназм
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.
2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения.
3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка.
5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка.
6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию
“Молодая гвардия”.
7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
8. Им овладела ностальгия по родине.
Задание № 6.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его
Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
1.Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
2.Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием
звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха
очень приятны.
3.Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
4.Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения:
он неисчерпаемо богат.
5.Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности
синонимических конструкций, то будете правы.
6.Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно
сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. ( по И.И.
Постниковой и И.М.Подгаецкой)