Напоминание

Реализация дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств.


Автор: Яценко Марина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №30
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)" (ДООП "Инструментальное исполнительство (фортепиано)" продвинутый уровень
Тема: Реализация дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Новосибирска «Детская школа искусств № 30»

Принята решением

Педагогического совета

(протокол № 5 от 30.08.2021)

Утверждаю:

Директор ДШИ № 30

____________ Н.М. Шубина

«30» августа 2021 г.

ДООП «Инструментальное исполнительство

(фортепиано)»

продвинутый уровень

(срок обучения 3 года)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Музыкальный инструмент (фортепиано)

(срок обучения 3 года)

Составитель:

Яценко Марина Алексеевна

преподаватель

высшей

категории

МБУДО ДШИ № 30

Новосибирск – 2021 г.

Структура программы:

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Материально-технические условия реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание программы

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой методической литературы

2

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе:

- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;

- примерных требований к программам дополнительного образования детей;

- типовой программы по классу фортепиано для детских музыкальных школ 1988 года,

утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры

СССР.

Программа относится к учебным предметам исполнительской подготовки.

Данная

программа

способствует

развитию

интегративных

форм

педагогической

деятельности и взаимодействию педагогов по обучению, развитию и воспитанию учащихся.

Программа

вариативна,

она может

быть

изменена

по

уровню сложности

исходя из

индивидуальных способностей обучающихся. В программе даны требования к репертуару,

примерный репертуар для академических концертов.

Занятия на фортепиано помогают обучающимся понять и принять богатейшее культурное

наследие классической, современной русской и зарубежной музыки, побуждают учащихся к

творческим исканиям, позволяют самореализоваться во всех сферах жизнедеятельности,

воспитывают

и

формируют

духовный

мир

подрастающего

поколения,

предупреждают

девиантное поведение. В этом заключается актуальность программы.

Новизна программы обусловлена требованиями времени, и определяется использованием

в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях

современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства, обобщением

современного

передового

опыта

в

обучении

игре

на

фортепиано.

Использование

информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в

современном обществе. Данная программа направлена на подготовку учащихся к поступлению в

профильные образовательные учреждения.

Срок реализации учебного предмета составляет 3 года. Рекомендуемый возраст детей,

обучающихся по данному предмету – с 14-15 лет.

Объем учебного времени.

Аудиторные занятия: 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа: 2 часа в неделю.

Продолжительность урока – 40 минут.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.

Цель и задачи учебного предмета.

Цель:

воспитание

широко

образованных,

социально адаптированных

музыкантов,

свободно владеющих навыками игры на инструменте, способных раскрыть художественное

содержание исполняемых произведений и готовых, по их желанию, к продолжению обучения.

Задачи:

Обучающие:

формирование

умения

грамотно,

технически

и

стилистически

точно,

художественно выразительно исполнить сольную инструментальную программу;

овладение основными стилями мировой музыкальной культуры (барокко, классика,

романтизм, музыка ХХ века) в исполнительском аспекте, а также определенным музыкальным

репертуаром;

формирование у учащегося всего комплекса музыкально-творческих способностей

(музыкальный

слух,

ритмическое

чувство,

память,

двигательно-моторные,

технические

способности, художественно-образное мышление, фантазия, воображение и т. д.);

приобретение

умений

грамотного

чтения

музыки

с

листа,

способности

анализировать

качество

исполнения,

дать

словесный

комментарий

к

музыкальному

произведению;

Развивающие:

3

формирование устойчивого интереса, потребности к творческому овладению

знаниями, умениями, навыками;

создание максимально благоприятных условий для успешной адаптации учащихся

в социуме;

расширение музыкального кругозора;

развитие

навыков

самостоятельной

работы

учащегося

над

музыкальными

произведениями;

подготовка

слушателя-любителя

искусства

и

активного

пропагандиста

классической и современной музыки;

эмоциональное развитие воспитанника;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала, реализация

их в деятельности и общении;

развитие

внутренней

свободы,

способности

к

объективной

самооценке

и

саморегуляции поведения;

Воспитательные:

воспитание интереса к творческому труду, умения работать;

воспитание мировоззрения и моральных качеств;

воспитание артистической воли, характера, умения держаться на сцене.

Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального произведения);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения, прослушивание

записей выдающихся исполнителей и посещение концертов);

практический (инструктивные и творческие упражнения);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений).

Материально-технические условия реализации учебного предмета.

Реализация

программы

обеспечивается

доступом

каждого

обучающегося

к

библиотечным фондам. Библиотечный фонд ДШИ № 30 укомплектован печатными изданиями

основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному

предмету, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными

изданиями, фонотекой.

Наличие необходимых условий для занятий:

класс со свободным пространством,

2 инструмента фортепиано,

банкетки с регулируемой высотой, стол, подставки,

помещение для концертных выступлений.

II. Содержание учебного предмета

Первый – третий год обучения

На этом этапе обучения происходит закрепление и оттачивание пианистических навыков,

приобретённых в процессе обучения в ДШИ. Развитие пианистической техники (мелкой,

крупной). Теоретические знания: умение определять форму, жанр, структуру исполняемых

произведений. Подготовка к поступлению в профильные учреждения СПО или ВПО.

Повторение материала по изучению гамм старших классов освоенной ранее программы.

Игра гамм в терцию, в дециму, сексту. Ум VII7, Д7 - короткие арпеджио двумя руками. 11 видов

арпеджио от звуков «до» и «соль».

Работа над произведениями различных жанров и стилей.

Работа над полифонией. Формирование и совершенствование полифонического слуха,

создание установки на дифференцированно-целостное слышание многоголосия. Освоение

методов и приемов работы над произведениями полифонического склада. Ознакомление с

полифоническими произведениями, созданными композиторами в разные эпохи.

Работа над произведениями крупной формы – сонатой, вариациями. Осознание принципов

композиционного строения, художественной организации произведений крупной формы;

4

целостное восприятие произведения и работа над составляющими его элементами. Изучение

сонат, вариаций, написанных в период классицизма, романтизма и т.д.

Работа над разнохарактерными пьесами, этюдами. Освоение произведений различных

художественных жанров и стилей; понимание особенностей исполнения и специфики работы над

ними. Работа над техникой различными ее видами, развитием двигательно- моторных навыков.

Систематическая

работа

над

развитием

музыкально-творческих

способностей:

музыкального слуха, чувства ритма, музыкального мышления, памяти, способности охвата

формы произведения, музыкально- слухового воображения и т.д.

Подготовка к выступлениям на академических концертах, концертах, фестивалях,

конкурсах, классных вечерах. Проведение всей необходимой подготовительной работы –

всестороннее художественное и техническое освоение произведения и создание психологической

установки на успешное выступление.

Формирование

умения

комментировать

исполняемые

произведения.

Развитие

способности к умственно-логическим операциям - анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Работа по накоплению фортепианного репертуара.

Закрепление

и

постоянное

повторение

пройденных

в

классе

произведений

для

выступления

на

концертах,

фестивалях,

конкурсах,

других

мероприятиях.

Расширение

репертуара за счет формы эскизного ознакомления с произведениями.

Чтение музыкальных произведений с листа – один из самых необходимых навыков

пианиста,

форма

работы,

открывающая

возможности

для

всестороннего

и

широкого

ознакомления с музыкальной литературой.

Эскизное разучивание музыкальных сочинений – форма работы в классе, при которой

овладение

материалом

не

доводится

до

высокой

степени

завершенности,

концертно-

исполнительской законченности. Возможность изучения произведений завышенной трудности.

Закрепление

приобретенных

исполнительских

навыков,

расширение

художественно-

музыкального кругозора.

Исполнительская практика или конкурсно-концертная деятельность.

Исполнительская практика – важнейшая часть учебно-воспитательного процесса, итог

предварительной работы в классе и определенная ступень для дальнейшего развития юного

музыканта. Подготовка к выступлению – проверка и уточнение исполнительского плана,

мобилизация и активизация творческих сил, необходимость проявления артистической воли.

Развитие способности к самооценке и самоконтролю, формирование исполнительских критериев.

Целесообразность участия во всех видах исполнительской практики: на концертах,

классных вечерах, фестивалях, конкурсах и т.д.

В течение года учащиеся должны изучить 6-8 произведений, из них 1 полифония, 1

крупная форма, 1-2 этюда, 1-2 пьесы, подготовить одну пьесу самостоятельно, изучить 1-2

аккомпанемента.

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Полифонические произведения:

Бах И.С. Трёхголосные инвенции на выбор

Бах И. С. ХТК: I том Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия и фуга ре минор. II том Прелюдия и

фуга ре мажор, Прелюдия и фуга соль минор, Прелюдия и фуга ми мажор, Прелюдия и фуга фа-

диез мажор, Прелюдия и фуга Соль мажор.

Бах И. С. Французская сюита ми мажор: Аллеманда, Менуэт

Бах И. С. Французская сюита до минор Аллеманда, Куранта

Произведения крупной формы:

Бетховен Л.Соч.2 №1 I часть, Соната №1 фа минор I часть, № 5 до минор I часть

Гайдн Й. Соната ля мажор Hob. XVI / 5, I ч., Соната ми-бемоль мажор Hob. XVI / 45, си-бемоль

мажор Hob. XVI / 1, I ч. Соната ми минор Hob. XVI / 14, Соната ре мажор Hob. XVI / 14

Моцарт В. Сонаты № 5 соль мажор ч. 1, № 7 До мажор ч. 1

Пьесы:

Аренский А. Соч.53 Романс Фа мажор

Гиллок В. Вальс – Этюд из цикла «Золотая Вена»

5

Глинка М. Воспоминание о мазурке

Григ Э. Соч. 3 Поэтические картинки (выборочно)

Дебюсси К. Бергамасская сюита (выборочно)

Лядов А. Прелюдия Ре-бемоль мажор

Мендельсон Ф. Песни без слов

Метнер Н. Четыре сказки, ор. 26

Прокофьев С. Соч. 22 Две мимолетности №№1,2

Прокофьев С. «Фея Весны», «Фея лета» из балета «Золушка»

Раков Н. Русская песня

Рахманинов С. Музыкальный момент № 1

Чайковский П. И. Времена года (выборочно) Г.

Чеботарян Прелюдия си-бемоль минор

Этюды:

Беренс Г. Соч. 61 этюды Тетради 1-4

Лешгорн А. Этюды, ор. 36

Лист Ф. Юношеские этюды, ор. 2 № 4

Мошковский М.Соч.18 Этюды № 3, 8, 10

Черни К. Этюды, Ор. 299, 740 (выборочно)

Примерные программы академических концертов

1-й год обучения

Вариант 1

I полугодие

II полугодие

Бах И.С. Трёхголосная Инвенция ми минор

Черни К. Этюд, Ор. 740, № 3

Гайдн Й. Соната ми минор Hob. XVI / 45

Мендельсон Ф. Песня без слов Ор. 19, № 46

соль минор

Вариант 2

I полугодие

II полугодие

Бах И.С. Трехголосная Инвенция Фа мажор

Черни К. Этюд Ор. 299, № 34

Гайдн Й. Соната Фа мажор I часть Григ Э.

«Поэтическая картинка» Соч.3, №1

2-й год обучения

Вариант 1

I полугодие

II полугодие

Бах И.С. Трёхголосная Инвенция соль

минор

Лист Ф. Юношеские этюды, Ор. 2 № 4

Бетховен Л. Соната № 1 фа минор, I часть

Лядов А. Прелюдия Ре-бемоль мажор

Вариант 2

I полугодие

II полугодие

Бах И. С. Трехголосная Инвенция Ре мажор

Черни К. Этюд Ор.740, 37

Гайдн Й. Соната Ре мажор I часть

Чайковский П. «Белые ночи» из цикла

«Времена года»

3-й год обучения

Вариант 1

I полугодие

II полугодие

Бах И.С, ХТК 2 том Прелюдия и фуга Соль

мажор

Мошковский М.Соч.72 Этюд №2 Соль

мажор

Моцарт В. Соната Фа мажор №19.ч.I

(№19К.547а)

Чеботарян Г. Прелюдия си-бемоль минор

Вариант 2

I полугодие

II полугодие

Бах И.С, ХТК 1 том Прелюдия и фуга до

минор

Черни К. Этюд Ор.740, 13

Бетховен Л. Ор.10 Соната №5 до минор, I

часть

Чайковский П. Ноктюрн до диез минор

6

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся,

освоившие

программу,

должны

обладать

следующими

знаниями,

умениями и навыками:

уметь грамотно, технически и стилистически точно, художественно выразительно

исполнить сольную программу, соответственно программным требованиям;

проявлять интерес и потребность к творческому овладению знаниями, умениями,

навыками;

уметь ориентироваться в стилях и направлениях на лучших образцах классической

и современной музыки;

применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;

владеть методами самостоятельной домашней работы;

проявлять свою индивидуальность в самостоятельном творчестве;

применять и развивать навыки чтения с листа;

воспитывать чувство внутренней свободы, способности к объективной самооценке

и саморегуляции поведения;

уметь осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его

построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте

музыкального произведения;

ориентироваться в стиле и эпохе, соответствующей данному музыкальному

произведению.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету: текущая, промежуточная.

Текущий контроль успеваемости обучающихся ведётся в течение всего учебного года.

Текущий контроль успеваемости может проводиться поурочно, по темам, по учебным четвертям.

Формы

текущего

контроля

вариативны:

диагностика,

контрольный

урок,

контрольное

прослушивание и другое.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и усвоения

им образовательной программы на определенном этапе обучения. Оценка промежуточной

аттестации учитывается при выставлении четвертных, годовой и итоговой оценок. Все

аттестационные

мероприятия

в

рамках

промежуточной

аттестации

проводятся

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Учащиеся выступают на академическом концерте один раз в полугодие. Учащиеся

выступают с программой из двух произведений в первом полугодии (ноябрь-декабрь:

полифоническое произведение и этюд или техническая пьеса) и во втором полугодии (апрель-

май: крупная форма, пьеса (кантилена)).

Критерии оценок.

5

(отл.)

учащийся

должен

продемонстрировать

весь

комплекс

музыкально-исполнительских

достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу, иметь

хорошую интонацию, хорошее звучание и достаточно развитый инструментализм

4

(хор.)

при всех вышеизложенных пунктах не достаточно музыкальной выразительности или

несколько отстает техническое развитие учащегося

3

(удовл.)

исполнение

носит

формальный

характер,

не

хватает

технического

развития

и

инструментальных

навыков

для

качественного

исполнения

данной

программы,

нет

понимания

стиля

исполняемых

произведений,

звучание

маловыразительное,

есть

интонационные проблемы

2

(неуд.)

программа не донесена по тексту, отсутствуют инструментальные навыки, бессмысленное

исполнение,

нечистая

интонация,

отсутствие

перспектив

дальнейшего

обучения

на

инструменте

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт

возможность более точно оценить выступления учащихся.

7

При учете успеваемости следует уделять внимание не только качественному исполнению

учащимися программы академического концерта, экзамена, но и развитию его музыкальных

способностей, интеллекта, умению самостоятельно разбирать произведения.

При этом учитывается технический уровень владения инструментом, выразительность

исполнения, раскрытие художественного образа исполняемых произведений, понимание стиля

исполняемых произведений.

Критерии оценивания исполнения сольной программы:

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий

использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной

интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных

произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального

произведения;

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности,

владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно

оправданных технических приемов;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха.

Основная и главная задача последнего этапа обучения - использовать творческий

потенциал учащегося максимально и показать итоговую работу на достаточно высоком

художественном и профессиональном уровне исполнения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс выстраивается в соответствии с методами обучения,

осуществляемыми следующими дидактическими принципами музыкальной педагогики:

Принцип систематического и последовательного обучения (регулярное посещение

занятий, необходимость систематических домашних занятий, правильно спланированная работа

с учащимися и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью учащегося и т.д.).

Принцип сознательного усвоения знаний (умение самостоятельно разбираться в

темпах, штрихах, педализации, аппликатуре, специальной терминологии, в структуре и

содержании исполняемых произведений, формирование собственного подхода к изучению

произведения, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации).

Принцип прочного усвоения знаний (последовательное накопление музыкальных

знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских

навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или конкурсе – развитие общей и

музыкальной памяти ученика).

Принцип доступности обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся,

степени их одаренности, общего и музыкального развития, способностей к усвоению).

Принцип индивидуального подхода (развитие присущих каждому ученику черт,

свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность).

Принцип активности (ведущая роль педагога в музыкальном развитии и

необходимость активной деятельности уч-ся на всех стадиях учебного процесса).

Эти

музыкально-дидактические

принципы

обучения

общепризнаны,

широко

апробированы и использование их дает в целом положительные результаты.

Необходимым условием для успешной игры на фортепиано является правильная

организация корпуса и рук на инструменте.

Развитию техники (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая

работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений и этюдов

рекомендуется

применение

различных

вариантов

-

артикуляционных,

динамических,

ритмических и т. д. Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче

художественного замысла изучаемых музыкальных произведений.

Работа над качеством звука, интонированием и фразировкой, ритмической и темповой

точностью, а также педализацией, динамикой и формой, которые являются важнейшими

средствами музыкальной выразительности, должна быть предметом постоянного внимания

8

педагога.

Должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими

видами музыкально-технического развития учащегося: постоянный контроль за свободой

аппарата; особое внимание к качеству звукоизвлечения; развитие сознательного отношения к

освоению технических и пианистических приёмов При работе над техникой необходимо давать

четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между

художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Полифонические произведения должны быть постоянно в работе, так как именно двух-,

трёх- и четырёхголосные сочинения позволяют воспитывать слуховой контроль, умение слышать

и вести несколько музыкальных линий одновременно.

Исполнение пьес и произведений крупной формы развивает эмоционально-образное

мышление учащихся и способствует формированию их художественного вкуса, чувства стиля и

осознанию форм произведений.

Развитие у учащихся навыков чтения нот с листа крайне необходимы для успешной

практической работы в классе фортепиано.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

1.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2.

Периодичность занятий – каждый день.

2.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом сложившейся методической

целесообразности.

3.

Учащийся должен заниматься самостоятельно только при отсутствии признаков

нарушения физического здоровья.

5.

Индивидуальная

домашняя

работа

может

проходить

в

несколько

приемов

и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по

специальности.

Ученик

должен

уйти

с

урока

с

ясным

представлением

того

над

чем

и

как

ему

работать

дома.

Задачи

должны

быть

кратко

и

ясно

сформулированы в дневнике:

-

работа над развитием техники (гаммы и этюды);

- работа над художественным материалом (пьесы и произведение крупной формы);

- чтение с листа.

6.

Периодически следует проводить уроки, имитирующие домашнюю работу ученика и

корректирующие её.

VI Списки рекомендуемой литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

1.

Аренский А. Фортепианные пьесы. – М.: Музыка, 2000.

2.

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трёхголосные. – М.: Музыка, 2011.

3.

Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана. – М.: Музыка, 2011.

4.

Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт. 1, 2 / ред. Муджеллини. – М.: Музыка, 2012.

5.

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано. – М.: Музыка, 1992.

6.

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5. – М.: Музыка, 2010.

7.

Бородин А. Сочинения для фортепиано. – М.: Музыка, 2010.

8.

Гайдн Й. Избранные сонаты для фортепиано. Вып. 1. – М.: Музыка, 2011.

9.

Гайдн Й. Избранные сонаты для фортепиано. Вып. 2. – М.: Музыка, 2010.

10.

Гаммы и арпеджио для фортепиано. В двух частях / сост. Н. Ширинская. – М.: Музыка, 2011.

11.

Гендель Г. Избранные произведения. – М.: Музыка, 2010.

12.

Григ Э. Избранные лирические пьесы для фортепиано. Вып. 1, 2. – М.: Музыка, 2011.

13.

Дебюсси К. Детский уголок. – СПб: Композитор, 2004.

14.

Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано. – М.: Музыка, 2011.

15.

Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано. – М.: Музыка, 2006.

16.

Лешгорн К. Этюды для фортепиано. Соч. 66, 65. – М.: Музыка, 2005.

17.

Лядов А. Избранные сочинения для фортепиано. – М.: Музыка, 1999.

18.

Мендельсон Ф. песни без слов. – М.: Музыка, 2011.

9

19.

Милич Б Фортепиано 7 класс. – Кифара, 2005.

20.

Моцарт В. Сонаты для фортепиано. –М.: Музыка, 1975.

21.

Моцарт В. Шесть сонатин. – М.: Музыка, 2011.

22.

Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72. – М.: Музыка, 2010.

23.

Слонимский С. Альбом популярных пьес. – М.: Музыка, 2011.

24.

Фортепианные вариации русских композиторов XVIII – XIX веков. – М.: Музыка, 2011.

25.

Чайковский П. Времена года. Соч.37. – М.: Музыка, 2005.

26.

Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740. – М.: Музыка, 2004. 50. Черни К. Школа

беглости. Соч. 299. – М.: Музыка, 2009.

27.

Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано / ред. Л. Оборина, Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 2011.

28.

Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90. – М.: Музыка, 2007.

29.

Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 2011.

Список рекомендуемой методической литературы

1.

Аберт Г. Моцарт. Монография. – М.: Музыка, 1990.

2.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: 1978.

3.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. – М.: Музыка, 1997.

4.

Бадура–Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. – М., 1972.

5.

Берченко Р. Клавирное искусство, 1 вып. – М., 1952.

6.

Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961.

7.

Браудо И. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. – М., 1966.

8.

Браудо И. Об органной и клавирной музыке. – Л., 1976.

9.

Вопросы теории и истории исполнительства. – М., 1983.

10.

Голубовская Н. Искусство педализации. – Л.: Музыка, 1974.

11.

Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.,1961.

12.

Дроздова М. Уроки Юдиной. – М.: Композитор, 1997.

13.

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов. Композиторы Франции,

Италии, Германии 16-18 вв. – Л., 1960.

14.

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. – М., 1968.

15.

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд. – М., 1979.

16.

Копчевский Н. Вопросы пианизма. – М., 1969.

17.

Копчевский Н. И.С. Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об

исполнительских и педагогических принципах // Вопросы музыкальной педагогики, 1 выпуск.

– М., 1979.

18.

Копчевский

Н.

Клавирная

музыка,

вопросы

исполнения.

Рациональные

принципы

фортепианной техники. – М., 1966.

19.

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М., 1988.

20.

Лонг М. За роялем с Дебюсси. – М.: Сов. композитор, 1985.

21.

Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л., 1967.

22.

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. – М., 1966.

23.

Метнер М. Повседневная работа пианиста и композитора. – М., 1963.

24.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – Кифара, 2002.

25.

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. – М.: РИФ Антиква, 2002.

26.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – М., 1982.

27.

Носина В. Символика музыки И.С. Баха. – Классика-XXI, 2006.

1.

Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005.

28.

Перушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.

29.

Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 2002.

30.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М.: Советский композитор,

1989.

31.

Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М., 1969.

32.

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. – СПб: Композитор,

2008.

33.

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. – М., 1988.

2.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974.

10

34.

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., 1996.

35.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Классика-XXI, 2011.

36.

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.

37.

Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом». – М.: Классика XXI, 1999.

38.

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. – М., 1926.

39.

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.

40.

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

41.

Яворский Болеслав. «Хорошо темперированный клавир». – Классика – XXI.

11



В раздел образования