Напоминание

«Математика в полете шайбы»


Автор: Петрова Алевтина Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 14 имени Лататуева В.Н."
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Ученический проект
Тема: «Математика в полете шайбы»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 14 имени Лататуева В.Н.»

Индивидуальный ученический проект по теме

«Математика в полете шайбы»

Выполнил: учащийся 10 «А» класса

Синицкий Иван

Руководитель:

Петрова Алевтина Евгеньевна

г. Ярославль, 2020

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Краткая история возникновения хоккея...............................................................4

Шайбу! – история самого главного атрибута игры в хоккей...........................4

Современные шайбы............................................................................................6

Математика и госстандарт основных характеристик шайбы..........................7

Исследовательская часть......................................................................................10

Броски и удары шайбы в хоккее.......................................................................10

Передача шайбы.................................................................................................16

Заключение............................................................................................................23

Список ресурсов....................................................................................................24

Приложение 1........................................................................................................25

1

Введение

Одним из самых популярных видов спорта нынче остается хоккей. Его

актуальность не пропадает с годами. Здесь вроде бы все просто – две

противоборствующие команды стремятся поразить ворота соперника, забив

туда шайбу с помощью клюшки. Но на деле все сложнее. Хоккей считается

достаточно динамичным и жестким видом спорта. Здесь можно легко

получить травму, да и забить шайбу в ворота не так уж просто. Все события,

разворачивающиеся на льду, очень стремительны.

Не

секрет,

что

спорт

делает

нас

сильными,

выносливыми,

мужественными. Физические упражнения и в особенности командные

спортивные игры – это то, что нужно каждому ребенку не только для его

здоровья, но и в целях его роста и становления как личности.

Тема моего исследования приобретает особую актуальность в условиях,

когда отечественный хоккей находится на подъеме. В него играет сам

президент и многие другие политические и государственные деятели.

Сборная России по хоккею – Олимпийские чемпионы!

Я профессионально занимаюсь хоккеем, являюсь защитником в команде

«Локомотив – 04», провел более 300 игр за свою команду, и на своем опыте

ни раз убеждался в том, что знания в области математики помогают

хоккеисту, и тем более защитнику, правильно рассчитать угол наклона,

поворота клюшки, силу удара по шайбе, чтобы она (шайба) приобрела

необходимую скорость и двигалась по нужной траектории. Основная цель

игры в хоккей - пользуя индивидуальное ведение и передачи шайбы, забить

её наибольшее число раз в ворота соперника.

Поэтому в своей исследовательской работе планирую рассмотреть

взаимосвязь между математическими инструментами и их применение при

ударе по шайбе, и ее броске.

Гипотеза – при правильном использовании математических расчетов

можно повысить индивидуальные и командные показатели по количеству

заброшенных шайб.

2

Новизна исследовательской работы заключается в том, что применение

математических инструментов способствует совершенствованию методике

тренировочного процесса.

Математические методы все шире используются в

спорте.

Цель моей исследовательской работы – определение роли математики в

улучшении спортивных показателей, на примере, приемов игры с шайбой.

Задачи:

1. изучить литературу по математике и хоккейной тематике;

2. изучить историю шайбы, как основной реквизит игры в хоккей;

3. выяснить какие математические знания применяются при выполнении

удара по шайбе, при броске по воротам соперника;

4. сделать выводы о взаимосвязи математики и действиях с шайбой.

Предполагаемый

результат

-

знания

в

области

математики

способствует совершенствованию методике тренировочных упражнений с

шайбой.

Предполагаемый продукт – информационный плакат.

3

Краткая история возникновения хоккея

Если бы вы, видели, с чего начиналась история хоккея с шайбой, то с

трудом признали бы в нем ту игру, которую сегодня любят миллионы.

Принято считать, что хоккей появился в Канаде. Действительно, именно

канадцы превратили беготню с клюшками по льду в профессиональный

спорт со своими правилами и регулярными турнирами. Однако мало кто

знает, что завезли хоккей в Канаду европейцы, а если быть точнее то

британцы, которые в свою очередь переняли забаву игры в подобие хоккея на

траве у голландцев. Да, именно жители Нидерландов первыми принялись

привязывать к ногам заточенные лезвия резаков для их великолепного сыра,

брать в руки загнутые палки и гонять по замерзшим каналам, рекам и озерам

деревянные

шары,

пытаясь

провести

их

мимо

двумя

камнями,

обозначавшими ворота. Об этом свидетельствуют многие произведения

искусства того времени, на которых изображены люди, играющие в такое

подобие хоккея.

Благодаря развитым торговым путям Голландии с Англией, игра быстро

перекочевала на Британские острова, завоевав популярность и на туманном

Альбионе. В то же время, на границе XVII и XIX веков, голландцы завезли

эту игру и на Американский континент – в Канаду.

В Канаде европейский хоккей на траве довольно быстро превратился в

хоккей на льду, в связи с климатом в этой суровой стране и длинными

холодными зимами.

Шайбу! – история самого главного атрибута игры в хоккей

В хоккей изначально играли не шайбой, к которой все привыкли, а

самым обыкновенным мячом. Изначально канадцы использовали деревянный

мяч для хоккея на траве, но кругляш слишком сильно скакал по неидеальной

ледяной поверхности рек. Броски по прыгающему мячу чаще всего

приводили к разбитым окнам, витринам и лицам неподготовленных людей. В

дальнейшем,

переняв

опыт

британцев,

канадцы

начали

использовать

4

резиновый мяч, который был легче деревянного и, несмотря на то, что

прыгал также сильно, наносил меньше травм игрокам. В то время чтобы

принять передачу и укротить на клюшке прыгающий резиновый мяч

требовалось проявить максимум техники и мастерства. Доподлинно не

известно, кому в итоге пришла идея обрезать мяч, превратив его в резиновый

диск, которым оказался гораздо удобнее играть именно на льду.

По другой версии сначала обрезали именно деревянный мяч, превратив

его в деревянную шайбу, но от нее довольно быстро отказались, так как она

на морозе становилась твердой как камень и была еще более травмоопасной,

чем мяч. К тому же деревянная шайба плашмя практически не отскакивала,

что значительно изменяло саму суть игры в хоккей. Все изменилось в 1875

году с появлением «шинни», которая представляла собой спрессованный

резиновый мячик. Согласно легенде, превращение «шинни» в шайбу

произошло по счастливой случайности, когда владелец разбитого окна со

злости разрубил «шинни» пополам. Этот огрызок и стал основной для

появления современной шайбы.

3 марта 1875 года в Монреале на катке «Виктория» был проведен

первый хоккейный матч, информация о котором была зафиксирована в

монреальской газете «Montreal Gazette». Каждая из команд состояла из

девяти человек. Играли тогда еще деревянной шайбой, а защитную

экипировку позаимствовали из бейсбола. Впервые на льду поставили

хоккейные ворота. Но уже в 1877 году несколько студентов монреальского

университета Макгилла изобрели первые семь хоккейных правил. А в 1879

году они сделали резиновую шайбу по всем стандартам. Через некоторое

время игра стала столь популярна, что в 1883 году была представлена на

ежегодном монреальском Зимнем карнавале. В 1885 году в Монреале была

основана Любительская хоккейная ассоциация.

Не прошло и пяти лет как свет увидел официальную шайбу для игры в

хоккей, которая практически в неизменном виде дошла до наших дней.

Изобретателем резиновой шайбы стал некто У.Ф. Робертсон в 1879 году.

5

Данное изобретение полностью перевернуло всю игру, и в значительной мере

повлияло на её развитие.

Современные шайбы

Хотя внешне шайбы выглядят одинаково, считается, что наиболее

качественные производят в Чехии и Словакии. Современные шайбы

производят из каучука на автоматизированном оборудовании, которое

позволяет точно определить размеры и вес готового изделия. Хорошая шайба

может прослужить не один год даже при самых серьезных нагрузках, а

наиболее опасны для шайб попадания в углы или лезвие конька, что

разрушает саму структуру. Перед игрой шайбы охлаждают, они становятся

более плотными и лучше скользят по льду.

На сегодняшний день производят несколько видов шайб. Во-первых, это

стандартная черная шайба для официальных матчей. Раньше для придания

черного цвета в каучук добавляли сажу, но современные технологии

позволяют сделать шайбу черной как сочинская ночь за счет специальных

красителей. Эти шайбы обладают стандартным весом и размерами в

соответствии с регламентом проведения хоккейных матчей. Также есть

оранжевая шайба – утяжеленная. Такую шайбу используют для отработки

работы рук при дриблинге и передачах. Синяя шайба – облегченная, её

используют для тренировки детей и подростков, которым еще сложно

управлять стандартной шайбой. И наконец, есть белая шайба, которую

используют для тренировки реакции хоккейных вратарей.

6

Математика и госстандарт основных характеристик шайбы

Шайба – это спортивный снаряд для игры в хоккей, имеющий плоский

дискообразный вид. Шайбы изготавливают из прочных материалов, таких

как пластик или специальная вулканизированная резина. Уникальная

технология

изготовления

спортивного

наряда

делает

его

крепким

и

способным выдерживать сильные удары клюшкой.

Есть

международные

стандарты,

которым

снаряд

должен

соответствовать: толщина 25,4 мм, диаметр 76,2 мм, вес – 156 - 170 г

Строгие

условия

действуют

в

отношении

эластичности

и

качества

поверхности.

Существует несколько разновидностей диска, в зависимости от целей

использования, его вес должен соответствовать выбранной специфике:

1. Модель белого цвета, предназначена для вратарей, с нею отрабатывают

скорость реакции, дополнительно повышает внимательность, ведь увидеть

объект такого оттенка на льду не так просто. Вес данной шайбы - 265 г.

Вследствие малой заметности на льду помогает вратарю оттачивать реакцию

— это позволяет перевести действия голкипера в разряд инстинктивных.

Рис 1. Белая шайба

2. Детская синяя шайба. Такая шайба, в зависимости от возраста, может

иметь более компактные габариты: толщина 20 мм, диаметр 60 мм,

распространена в обучении самых юных хоккеистов, отлично повышает

точность ударов, ее вес 90 г.

7

Рис 2. Синяя детская шайба

3. Профессиональный вариант чёрного цвета из вулканизированной резины

(в любительском спорте может заменяться пластиком), применяется на всех

видах соревнований. Вес от 156 до 170 г.

Рис 3. Стандартная черная шайба для профессиональных игр и тренировок

4.

Оранжевые

шайбы

тяжелее

стандартных,

они

используются

для

тренировки силы бросков

Рис 4. Оранжевая хоккейная шайба

8

Для того чтобы шайба приобрела привычные игрокам свойства, перед

игрой её несколько часов охлаждают. Так она становится менее пружинистой

и более твёрдой.

9

Исследовательская часть

Броски и удары шайбы в хоккее

Завершение атаки и взятие ворот противника — основной смысл игры.

Обычно завершение атаки осуществляется ударом и броском шайбы,

поэтому от эффективности выполнения ударов и бросков во многом зависит

результат

игры.

Высокая

эффективность

ударов

и

бросков

шайбы

определяется технически правильным их выполнением, а основными

критериями являются сила броска (скорость полета шайбы), быстрота

выполнения и точность попадания в цель.

При броске шайба может лететь над площадкой или скользить по льду,

может вращаться и двигаться без вращения. Вращательное движение

придается во время броска – он выполняется так, чтобы шайба прокатилась

по крюку клюшки. Бросок в хоккее начинается с поворота крюка клюшки в

нужную сторону или ее подтягивания под себя. Он используется в том

случае, если требуется точно, сильно и неожиданно передать шайбу партнеру

или отправить ее в ворота. Дальность и высота полета зависят от

приложенных усилий

Различают следующие виды бросков:

Заметающий – бросок длинным разгоном

Кистевой – бросок коротким разгоном

Удар-бросок

Подкидка

Удар

Траекторию

броска

хоккеиста

очень

трудно

предугадать.

Здесь

маленький секрет в устройстве клюшки. С загибом крюка клюшки и ее

сгибанием при броске получается так, что шайба не всегда летит прямо.

Подкидки и броски могут выполняться из разных положений, в движении

или на месте, но их двигательный механизм единый.

10

В

качестве

примера

целесообразно

более

глубоко,

с

позиции

биомеханики и математики, проанализировать основные виды броска и

удара.

Рассматривая технику выполнения бросков и ударов необходимо

рассматривать их как целостную двигательную систему и разделить на

отдельные фазы, каждая из которых имеет четко выраженную целевую

направленность

и

присущую

ей

смысловую

структуру

организации

движений.

Бросок длинным разгоном шайбы включает три фазы:

1) предварительного разгона (подготовительная);

2) финального усилия (основная);

3) проводки шайбы (заключительная).

Он выполняется из следующего исходного положения: хоккеист

располагается боком вполоборота в направлении броска, ноги на ширине

плеч, слегка согнуты в коленях, масса тела равномерно распределена на обе

ноги. Шайба находится на середине крюка, немного сзади игрока. Крюк

клюшки накрывает шайбу боковой поверхностью.

11

Рис 5. Бросок длинным разгоном шайбы - заметающий

Подготовительная фаза: принятие положения, благоприятного для

эффективного проявления взрывной силы мышц в финальном усилии.

Последнее

создается

за

счет

оптимальной

задержки

крюка

клюшки

вследствие его трения о лед, что способствует, с одной стороны, накоплению

дополнительного потенциала напряжения в мышцах, обеспечивающего более

быстрое их последующее сокращение, и, с другой — накоплению упругой

энергии в клюшке. Границей фазы следует считать момент резкого

наращивания ускорения и скорости крюка клюшки, совпадающего по

времени с моментом наибольшей деформации клюшки и падения до нуля

скорости движения кисти «верхней» руки. В этой фазе хоккеист переносит

массу тела с ноги, стоящей сзади, на впереди стоящую, поворачивает

туловище в сторону движения шайбы, закрывает шайбу крюком в начале

фазы, проталкивает ее на носок крюка в конце фазы, деформирует рукоятку и

крюк клюшки и скручивает систему «рукоятка—крюк». Разгон шайбы

осуществляется ускоряющим движением рук и клюшки. Оптимальная длина

пути разгона шайбы составляет 60 — 80 см. Увеличение этого пути

нецелесообразно, так как не обеспечивает существенного прироста скорости

вылета шайбы, а время выполнения броска заметно увеличивает.

Поступательное движение клюшки с шайбой вперед при выполнении

броска осуществляется в основном за счет тяги мышц плечевого пояса, т. е.

12

за счет усилий, прилагаемых к клюшке через кисть «нижней» руки. В

процессе выполнения броска шайбы усилия, прикладываемые хоккеистом в

месте расположения кисти «нижней» руки, постепенно возрастают и

достигают максимума в конце подготовительной фазы (21 — 36 кг).

Одновременно

на

конце

крюка

клюшки

вследствие

ее

деформации

возникают упругие силы, равные 1/3 прикладываемых хоккеистом усилий

(при расположении кисти «нижней» руки на 1/3 части длины клюшки). В

данном

случае

они

равны

7

—12

кг.

Таким

образом,

сила,

развиваемая

на

крюке

клюшки,

определяется

величиной хвата. Она будет тем больше, чем шире хват.

Основная фаза броска:

придание шайбе максимальной скорости и

точного направления полета. Это достигается, прежде всего, за счет

взрывных усилий мышц плечевого пояса и кистей рук при использовании

механизма разнонаправленного действия кистей рук, когда кисть «нижней»

руки продолжает двигаться в сторону направления полета шайбы, а кисть

«верхней» руки движется в противоположную сторону.

Рассмотрим механизм разнонаправленного действия кистей рук в

процессе выполнения броска.

Рис 6. Движение крюка клюшки и кистей рук при выполнении броска шайбы:

13

1 – вектор скорости движения кисти «верхней» руки;

2 – вектор движения кисти «нижней» руки;

3 – вектор скорости движения крюка клюшки с шайбой;

а – начало движения;

б – конец подготовительной фазы;

в – окончание фазы финального разгона;

d

1

= d

2

= d

3

– мгновенный центр вращения.

В конце фазы, когда кисть «верхней» руки движется в обратном

направлении, а мгновенный центр вращения смещается к низу между

кистями рук, создаются выгодные условия для приложения сил хоккеистом к

клюшке. Вследствие этого увеличивается скорость крюка клюшки с шайбой

и вылет последней. Для повышения эффективности броска необходимо

отведение «верхней» руки от туловища в конце подготовительной фазы на 30

— 40 см. В этой фазе броска происходит следующее:

- выпрямление «нижней» руки в локтевом суставе до угла 180° и сгибание

«верхней» руки;

- освобождение клюшки от деформации;

- резкий поворот крюка в сторону полета шайбы, вызванный хлестообразным

и вращательным движением кистей рук, и выпуск шайбы с крюка клюшки.

Придание шайбе максимальной скорости осуществляется за счет

упругих сил клюшки, силы тяги мышечных групп плечевого пояса, особенно

мышц кистей рук, а также реактивных сил, возникающих вследствие

последвигательного торможения звеньев кинематической цепи (плечо,

предплечье, кисть, рукоятка, крюк). На эффективность броска оказывает

14

также

влияние

характер

взаимодействия

крюка

и

шайбы.

Рис 7. Механизм взаимодействия крюка клюшки с шайбой в процессе удара и

броска:

1 – крюк клюшки; 2 – шайба; 3 – направление усилий; 4 – сила инерции; 5 –

центр тяжести шайбы; 6 – сила тяжести шайбы; 7 – плечо вращения; 8 –

образующая шайбы; 9 – угол, образованный плоскостью крюка и льда; 10 –

угол вылета шайбы.

В начале подготовительной фазы броска угол, образованный плоскостью

крюка клюшки и льдом, равен 110—130°, точка соприкосновения крюка с

шайбой находится на верхнем ребре. Сила, действующая на шайбу,

направлена вниз — вперед, крюк как бы придавливает шайбу ко льду, что

увеличивает контакт шайбы с крюком и позволяет хоккеисту лучше ее

контролировать. В конце подготовительной фазы происходит «раскрывание»

крюка до угла 60 — 70°. В этот момент точка приложения силы находится

ниже центра шайбы. По мере наращивания скорости крюка шайба

отрывается ото льда и ложится своей образующей на плоскость крюка. Это

происходит за счет вращающего момента, который обеспечивается парой

сил, направленных в разные стороны: силой, приложенной к шайбе в точке

ниже центра ее тяжести, и силами инерции и трения шайбы о лед. В

основной фазе шайба прокатывает к носу крюка, откуда происходит ее

выпуск и ей придается вращение. Высота полета шайбы определяется углом

вылета и регулируется захлестывающим движением конца крюка. Вращение

шайбы обеспечивает ей устойчивость в полете.

15

В заключительной фазе, после отделения шайбы от крюка, крюк

клюшки продолжает некоторое время сопровождать шайбу (проводка

шайбы), затем движение заканчивается торможением и остановкой крюка

клюшки. Сопровождение крюком клюшки шайбы в заключительной фазе

придает определенную законченность выполнению броска и является

индикатором точности направления полета шайбы.

Кистевой бросок шайбы в хоккее аналогичен заметающему, однако здесь

сокращена завершающая фаза, а разгон шайбы обеспечивает движение

клюшки и кистей рук. При этом нижняя рука пытается сделать

вращательное движение и одновременно толкает клюшку вперед.

Удар-бросок сочетает в себе элементы заметающего броска и удара.

Подкидка

– это мягкий и не слишком сильный бросок, который

используется для передачи шайбы партнеру или поражения ворот.

Подкидка считается одним из наиболее эффективных способов обойти

оборону соперника.

Удар по шайбе (щелчок) – техника выполнения сводится к точному и

сильному удару по шайбе из удобного для хоккеиста положения. Если при

бросках шайба летит над площадкой, то при ударах она чаще всего

перемещается по льду.

«Щелчок» – разновидность броска, который игрок выполняет с замахом

клюшки и последующим ударом по

шайбе. В момент соприкосновения

клюшки с шайбой раздается характерный звук, давший название этому виду

броска (slap shot). Выглядит такой бросок очень эффектно. Шайба мгновенно

набирает огромную скорость, и вратарь часто не успевает среагировать и

поймать ее.

Несмотря на разную технику работы рук при выполнении бросков

клюшка всегда остается своеобразным рычагом, отношение длины плеч

которого должно быть примерно 1:3. Треть клюшки должна быть между

руками, а две трети – от нижней руки до крюка. Бросок шайбы может

выполняться слева или справа.

16

Знание техники выполнения различных бросков позволяет осуществлять

передачи, атаковать ворота в самых сложных игровых ситуациях и с честью

выходить победителем в противостоянии с самым сильным соперником. Для

точных технических приемов различных бросков естественно необходимы

математические

знания:

под

каким

углом

подставить

клюшку

при

выполнении броска шайбы, рассчитать скорость шайбы и многие другие.

Передача шайбы

Передача шайбы — основной тактический прием коллективной игры.

Даже тихо брошенная шайба скользит быстрее игрока. Темп игры

создается передвижением игроков и скольжением, полетом шайбы. Чем

быстрее движется шайба, переходя от одного игрока к другому, тем выше

темп игры. Так, например, шайба, переданная из одного участка поля в

другой,

заставит

игроков

быстро

сменить

позицию:

игроки

защищающейся команды быстро примут меры для обороны, а игроки

нападающей стороны будут искать пути для наилучшей атаки ворот.

В хоккее больше пользуются передачей шайбы; в правильной игре

обводка дополняет передачу.

Передачи в основном применяют тогда, когда свободный партнер

находится в лучшем положении по отношению к воротам противника; для

быстрого перемещения игры с одного участка поля на другой; для

сохранения шайбы за командой в обороне и атаке.

Передачи осуществляют по льду и по воздуху. Передача по льду

применяется чаще, так как партнер, принимающий скользящую шайбу,

тратит мало времени и внимания на остановку ее. Это позволяет почти не

снижать скорости бега и тем самым успешнее развивать атаку.

Посылают шайбу по воздуху в тех случаях, когда нельзя передать ее

по льду. Принять, остановить или ударить шайбу с лета значительно

сложнее. На остановку шайбы тратится много времени и внимания,

поэтому часто такая передача ставит в затруднение того игрока, которому

17

послана шайба. Передача по воздуху в игре только дополняет передачу по

льду.

В хоккее пользуются чаще средними передачами на 10—25 м и

короткими — менее чем на 10 м. Длинные передачи применяют реже и,

как правило, в тяжелых случаях при обороне ворот.

Передачи могут быть диагональные, поперечные,

продольные,

направленные вперед, назад. Надо уметь передавать шайбу после

остановки ее или в процессе ведения и обводки, или броском в одно

касание. При передачах пользуются обманными движениями. Передавать

шайбу можно на игрока, на свободное место, пользуясь передачей о борт,

и с оставлением ее на месте.

Шайбу следует передавать с таким расчетом, чтобы партнеру было

удобно принять ее, т. е., как правило, посылают шайбу на клюшку.

Передача шайбы на клюшку позволяет принимающему игроку не делать

лишних движений и быстро продолжать комбинацию.

Передача на игрока наиболее проста, шайбу передают партнеру,

стоящему на месте.

Передача

на

свободное

место

осуществляется

так:

игрок,

владеющий шайбой, бросает ее в точку, где нет в момент передачи ни

противника, ни своего игрока (рис. 8), рассчитывая на то, что партнер,

которому послана шайба, появится у этой точки раньше противника и

овладеет шайбой. В таких передачах учитывают скорость и направление

движения партнера, расположение и действия противника. В хоккее такой

передачей пользуются наиболее часто, так как она способствует быстрой

и результативной игре, усложняя противнику выбор места и отбирание

шайбы.

18

Рис 8.

Очень важно передать шайбу неожиданно для противника и

своевременно для партнера, тогда партнер примет шайбу свободно, так

как противник не успеет вовремя атаковать его.

Решать тактические задачи можно и с помощью броска шайбы о

борт. Такие передачи иногда дают совершенно неожиданный результат.

Передачей шайбы о борт особенно часто пользуются в следующих

случаях:

1. Броском о борт посылают шайбу на клюшку партнера, как бы

«закрытого» противником (рис. 9).

2. Если надо обвести противника броском о борт, посылают шайбу

самому себе.

19

Рис. 9 Рис. 10

В обоих случаях учитывают угол отражения шайбы, равный углу, под

которым шайба ударилась о борт. Поэтому передача шайбы партнеру о

борт, тем более о два борта, отличается некоторой сложностью

выполнения, так как следует учитывать угол отскакивания шайбы.

Отражение шайбы от двух бортов чаще используют для передачи шайбы

за ворота. В передачах о борт пользуются не только плоской частью

бортов, но и закруглениями в углах поля, особенно когда надо направить

шайбу по боковому борту партнеру или передать ее за ворота.

3. Целесообразно применить бросок шайбы о борт, послав ее самому себе

для того, чтобы обвести в единоборстве противника, особенно когда тот

применяет приемы игры туловищем.

На рис. 10 игрок двигается к воротам с большой скоростью. Не

добегая до противника, из средней зоны он неожиданно и сильно бросает

шайбу в лицевой борт, обегает игроков противника, преграждающих путь

туловищем, или перепрыгивает через их опущенные клюшки, раньше

противника принимает шайбу и атакует ворота.

Передачу шайбы о лицевой борт используют и для последующего

броска по воротам (рис. 11). Такие передачи могут приблизить шайбу к

воротам. Они позволят также выбрать лучшее место, с которого откроется

большая площадь ворот. Эти передачи неожиданны для вратаря, и он не

всегда успевает занять правильную позицию в воротах.

Применяют передачу шайбы и с оставлением ее на месте. Игрок

пользуется такой передачей, когда его атакуют, а партнер находится в

непосредственной близости. Хоккеист оставляет шайбу на месте и

продолжает движение. Оставленную шайбу подхватывает партнер. Такая

передача должна быть неожиданной для противника. Если оставленная

игроком шайба будет неожиданно и быстро принята партнером, то

защитник

2

(рис.

12),

естественно,

будет

атаковать

игрока

4,

20

оставившего шайбу, а игрок 5 может свободно продвинуться с шайбой к

воротам противника. Этот прием следует выполнять быстро, чтобы пауза

между оставлением шайбы игроком и дальнейшим ведением (броском) ее

партнером была как можно меньше. Такой передачей целесообразно

пользоваться в зоне нападения для непосредственной угрозы воротам.

Оставлять шайбу можно при скрещивающемся или встречном движении

игроков или при движении в одном направлении.

Рис 11

Рис. 12

Кроме представленных приемов, передачи шайбы разделяются еще и на:

диагональные, продольными и поперечные.

Хоккеист должен уметь пользоваться в совершенстве всеми видами

передач. Наиболее сложными по выполнению, но одновременно и дающими

лучший результат в развитии атаки являются диагональные и особенно

продольные передачи. Сложность таких передач перед поперечными

очевидна. При поперечной передаче, когда сбоку игрока, владеющего

шайбой, катится партнер, необходимо учитывать скорость его бега.

При выполнении диагональных и продольных передач надо рассчитать

не только скорость бега партнера, но и его направление, чтобы с нужной

силой послать шайбу. Передавать шайбу следует на свободное место,

учитывая при этом, что игрок скользит поперек поля или по диагонали.

Шайбу надо послать на крючок клюшки по ходу движения хоккеиста.

Диагональная и продольная передачи не только сложны по выполнению,

они также требуют более сложной остановки шайбы. Это объясняется тем,

что во время приема шайбы игрок обычно катится поперек поля или по

21

диагонали и, находясь боком к противнику, вынужден обозревать большой

участок поля (включая действия партнера, отдавшего шайбу, и действия

ближайшего к нему противника). Но такая передача быстро приближает

шайбу

к

воротам

противника

и

намного

усложняет

отбирание

ее

противником и организацию им обороны.

Продольной

или

диагональной

передачами

можно

одновременно

обыграть несколько игроков противника (рис. 13), значительно усложнив им

организацию обороны. Диагональную и продольную передачи применяют

при таком расположении, когда один или несколько игроков выдвинуты

вперед по отношению к игроку, который владеет шайбой.

Рис. 13

Передача должна быть не только точной (т. е. шайба должна быть

направлена с нужной силой на крючок клюшки партнера), но и

своевременной.

Как видно из представленных примеров, при передачи шайбы

математические знания очень важны: угол отражения, скорость шайбы,

скорость игрока, длина броска.

22

Заключение

Принято считать, что математика и хоккей - это две абсолютно разные

вещи. Математика – работа ума, а хоккей – тяжелый физическая труд. Это

утверждение верно только для не посвященного человека. Лишь из-за

отсутствия опыта многим людям занятия точными науками и спортом

представляются не возможным.

Не зря говорят, что математика – это царица наук! Как видим,

математика нужна в любом виде спорта, а в хоккее – игре с шайбой это

очевидно! Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В

современном хоккее широко используется математические формулы и

математическая обработка данных. Подводя итог проделанной работы,

можно сказать, что связь математики и хоккея определена.

И выдвинутая мною в начале гипотеза: при правильном использовании

математических расчетов можно повысить индивидуальные и командные

показатели по количеству заброшенных шайб, подтверждена.

23

24

Приложение 1

Игра в хоккей в университете Макгилла, Монреаль, Канада, 1884 год.

25



В раздел образования