Напоминание

"Формирование навыка смыслового чтения как основы читательской компетентности обучающихся начальной школы"


Автор: Селифанова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нахабинская гимназия № 4"
Населённый пункт: Московская область го Красногорск гп.Нахабино
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыка смыслового чтения как основы читательской компетентности обучающихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему «Формирование навыка смыслового чтения как основы

читательской компетентности обучающихся начальной школы»

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое,

точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную

информацию. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается

понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Навыки смыслового чтения являются неотъемлемой частью развития личности и

представляют собой способность анализировать и интерпретировать прочитанный текст с

полным пониманием его смысла и контекста. Эти навыки помогают уловить глубинные

и скрытые значения, отраженные в словах автора.

Рисунок 1

Прежде всего, смысловое чтение требует активации когнитивных функций, таких

как внимание, концентрация и логическое мышление. Обучающиеся должны быть

способны проникнуть за поверхностную информацию и обратить особое внимание на

детали, описания и оттенки языка, чтобы полностью вникнуть в идеи автора.

Другим важным аспектом смыслового чтения является способность анализировать

контекст и различные параграфы текста. Юные читатели должны быть в состоянии

установить взаимосвязи между разными идеями и аргументами, выраженными автором,

чтобы получить глубокое понимание его намерений и сообщений.

Степень активности мышления также играет важную роль в освоении навыков

смыслового чтения. Обучающиеся должны овладеть

способностью критически

оценивать

прочитанный

материал,

выделять

логические

несоответствия

и

аргументировать

собственные

точки

зрения

на

основе

анализа

представленной

информации.

Однако, смысловое чтение несет в себе не только интеллектуальные, но и

эмоциональные аспекты. Находясь в абсолютной гармонии с текстом, читающие

способны почувствовать эмоции и настроения, которые автор стремился передать. Эта

эмоциональная связь с текстом делает смысловое чтение более цельным и глубоким,

позволяя нам полностью погрузиться в мир, созданный автором.

Наконец, развитие навыков смыслового чтения требует постоянной практики и

усилий. Чем больше ученики читают и анализируют различные тексты, тем более

глубоким и продуктивным становится чтение. Отсюда следует, что смысловое чтение —

это не только важный инструмент для понимания и критического мышления, но и

бесконечный процесс развития личности ребенка.

Развивая

навыки

смыслового

чтения,

мы

открываем

детям

двери

к

интеллектуальному и эмоциональному обогащению.

Формирование навыка смыслового чтения является неотъемлемой основой

развития читательской компетентности у обучающихся начальной школы. Восприятие

текста с пониманием его смысла является ключевой задачей образовательного процесса,

поскольку именно понимание прочитанного является основополагающим фактором

успешного усвоения знаний.

Смысловое чтение предполагает активное и осознанное восприятие текста,

используя предыдущие знания и опыт для того, чтобы осознать связи между информацией

в тексте и своими представлениями. Этот процесс включает в себя не только

распознавание отдельных слов и предложений, но и их интерпретацию, анализ и оценку.

Основная цель формирования навыка смыслового чтения заключается в том, чтобы

развивать у обучающихся способность строить осмысленные связи между потоком

информации в тексте и своими представлениями о мире. С помощью этих навыков ученик

может проявлять активность в процессе чтения, задавать вопросы, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи и предположения на основе информации из

текста.

Для достижения этой цели необходимо использовать разнообразные методы

работы с текстом, которые позволят обучающимся эффективно осмыслить прочитанное.

Важно проводить логическое и структурное анализы текста, выявлять ключевые идеи,

развивать навыки рефлексии и самоконтроля в процессе чтения. Кроме того, необходимо

учить

обучающихся

критически

оценивать

информацию,

распознавать

факты

и

аргументы, выделять главное от второстепенного в тексте.

Таким образом, формирование навыка смыслового чтения является важной задачей

начальной школы. Эта компетенция позволяет развивать у обучающихся умение

осознанно включаться в чтение, понимать и анализировать тексты, а также активно

использовать

полученную

информацию.

Правильное формирование

этого

навыка

способствует успешному процессу обучения и развитию личности обучающихся.

Современное образование в начальной школе ставит перед педагогами множество

задач, одна из которых заключается в формировании навыка смыслового чтения.

Читательская компетентность играет важнейшую роль в развитии учащихся, она не

только расширяет их кругозор и знания, но и способствует развитию логического

мышления. Для достижения этой цели педагогам необходимо использовать различные

педагогические приемы, технологии и методики.

Одним из таких приемов является работа с учебными текстами разного типа.

Учитель может предложить детям литературные произведения, научно-популярные

статьи, а также различные информационные тексты. Это поможет формировать у

обучающихся навык понимания прочитанного, развить интерес к чтению и активность в

работе с текстом.

Технология комментированного чтения также будет полезной в создании чтение

смыслового текста. При использовании этой техники учитель акцентирует внимание

учащихся на ключевых моментах и идеях текста. Он задает вопросы, провоцирует

обсуждение и анализирует, что помогает школьникам уяснить смысловую нагрузку

каждого фрагмента. Кроме того, данный подход способствует развитию навыков

рефлексии, умения высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Неотъемлемой

частью

формирования

навыка

смыслового

чтения

является

методика развития творческой активности. Учитель может предлагать детям разные типы

творческих заданий, таких как создание иллюстраций к тексту, написание продолжение

истории или альтернативного концовки, составление собственных вопросов к тексту. Эти

задания

помогут

учащимся

глубже

вникнуть

в

смысловую

структуру

текста,

активизировать творческий потенциал и формировать любовь к чтению.

Таким образом, педагогические приемы, технологии и методика формирования

навыка

смыслового

чтения

играют

важнейшую

роль

в

развитии

читательской

компетентности учащихся начальной школы. Использование разнообразных приемов и

методов поможет не только повысить уровень чтения у детей, но и развить их мышление,

воображение и творческие способности.

Литература

1. Лебедева Т.А., Митяева Г.В. Формирование навыка смыслового чтения у

учащихся начальной школы. М.: Дрофа, 2015.

2. Пашеева И.М., Савицкая О.Т. Формирование навыков чтения и дальнейшего

развития речи на уроках литературного чтения в начальных классах. М.: Изд-во МГСПУ,

2017.

3. Шендерович Г.К. Формирование навыков смыслового чтения у учащихся

начальной школы: методическое пособие. М.: Логос, 2021.



В раздел образования