Автор: Альфия Хаматхановна Суфьянова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 55 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: методическая пазработка
Тема: Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Д/с № 55 о.в.» г. Магнитогорска
старший воспитатель А.Х. Суфьянова
Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи.
Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности
дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.
Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.
Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов
деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение
круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к
интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой
культуры,
грамматического
строя),
во-вторых,
ее
форм
(контекстной
и
объяснительной) и функций.
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры,
которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая
культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных
соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической
системы языка.
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического
слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком
звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте
завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит
звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У
дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов
и отдельных звуков. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные
качественные и количественные изменения.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического
строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и
спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной
роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в
именительном падеже.
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов
ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на
основе
сопоставления
созвучных
слов,
что
приводит
к
их
ошибочным
сближениям (горы-город, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое
истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы
освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения.
Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения
действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со
словом, как с материальной единицей языка.
Звуковая
сторона
слова
также
привлекает
дошкольника.
Вместе
с
ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо
от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание
слова,
придумывает
слова,
не
имеющие
предметной
отнесенности.
Так
непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является
появление ее новых форм – контекстной и объяснительной.
Исследование
A.M. Леушиной отразило специфику разных форм речи у
дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает
полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с
опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана
с чувственным опытом.
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и
контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его
общения с окружающими.
Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 6-7 лет. В дошкольном возрасте
усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция
речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат
познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не
только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он
рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые
связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в
способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит
к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает
чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет
оценки, суждения,
приводя к развитию высших форм интеллектуальной
деятельности.
Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для
получения новой содержательной информации, которую он включает в решение
мыслительных
задач.
Интеллектуальная
функция
речи
переплетается
с
коммуникативной.
Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением
поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.
Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее
отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на
способ действия. Первоначально малыши, не дослушав инструкцию, сразу же
пытаются выполнить действие. При выполнении они следуют только тем
указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать.
Выполнение указаний, относящихся к способу действий, происходит только в том
случае, если они отражают каждый отдельный акт действия или группу
однородных
актов,
а
действие
следует
сразу
заслоном.
Самостоятельно
организовывать свою деятельность на основе инструкции малыш не может.
Постепенно словесное указание взрослого превращается в основу для выполнения
системы целенаправленных действий. Дети не доводят дело до конца, но
направление
их
действий
остается
правильным.
Они
задают
вопросы,
уточняющие
указания,
обращаются
ко
взрослому
за
подтверждением
правильности своих действий. Иногда дошкольники замечают, что их действия не
соответствуют инструкции. Тогда они прерывают выполнение задания или
исправляют свое действие. В целом с заданием они не справляются, нужный
результат ими не достигается. Переломным моментом в развитии понимания
инструкции
и
становлении
регулирующей
функции
речи
является
самостоятельная организация дошкольниками своей деятельности на основе этой
инструкции. Деятельность начинает протекать по единому плану, возникающему
до ее начала под влиянием инструкции взрослого, когда все его указания в
отношении цели и способа действия выполняются. Регуляция поведения и
деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого.
Освоение
дошкольниками
понимания
речи
дает
возможность
взрослым
мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения. С
помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого
уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством
общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Речь ребенка
превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения.