Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общекультурная программа общеинтеллектуальной направленности «Человек и право»


Автор: Дудина Ольга Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ лицей
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общекультурная программа общеинтеллектуальной направленности «Человек и право»
Раздел: среднее образование





Назад




Управление образования Администрации г. Нижний Тагил

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

Дополнительная общеобразовательная общекультурная программа

общеинтеллектуальной

направленности

«Человек и право»

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Дудина Ольга Сергеевна,

учитель истории и

обществознания

высшей категории

Нижний Тагил

2021

1

Утверждено:

приказом директора МБОУ Лицей от

«____»________20__ г. № __

______________ /Узкова О.М.

директор МБОУ Лицей

1.

Пояснительная записка

Вид программы – модифицированная.

Направленность программы – общекультурная

Уровень программы - общекультурный (ознакомительный).

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся – 14-15 лет (9 класс).

Рабочая

программа

по

элективному

курсу

«Дискуссионные

вопросы

обществознания» для 9 класса составлена на основе авторской программы С.Н. Степанько

«Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель,

2007», с учетом нормативно-правовой базы в области образования РФ и нормативно-

правовыми актами образовательной организации:

Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;

Концепцией развития Правительства и развития дополнительного образования

детей (утверждена распоряжением Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. М 1726-р.);

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа

2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»;

Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к

программам дополнительного образования обучающихся»;

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (МОиН РФ, ФИРО,

18.11.2015)

Уставом МБОУ Лицей;

Локальным

актом

МБОУ

Лицей

«Положениео

структуре

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы» (утверждено на педагогическом совете

от 24.03.2016 № 12)

Актуальность программы

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является

воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране,

может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твёрдые

и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других НПА.

2

Именно на уроках права обучающиеся начинают овладевать основами культуры прав

человека. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не

только суммой знаний, но и определяли поведение человека; формировали чувство

собственного

достоинства,

способность

сопротивляться

жестокости

и

проявлять

толерантность.

Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор

жизненной позиции, на воспитание социально активных и законопослушных граждан.

Программа

элективного

курса

«Дискуссионные

вопросы

обществознания»

предназначена для изучения в 9-х классах. Этот курс позволяет учитывать интересы,

склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников

в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую

правовую

направленность.

Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка

на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно заложить основы

правовой компетенции.

Особенность данной программы заключается в том, что она ориентирована, в первую

очередь, на практическое освоение курса обществознания в области права. При изучении

данного курса проводятся практикумы по решению правовых задач, выполняются

практические работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и

творческую инициативу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей

обучающихся.

Цель

программы:

создание

условий

для

формирования

интеллектуальных

способностей обучающихся и

удовлетворение их индивидуальных потребностей в

формировании

правовой компетентности учащихся.

Задачи:

-

способствовать

воспитанию

нравственных

качеств,

реализации

творческих

способностей;

-

продолжить

формировать

уважительное

отношение

к

закону,

чувство

ответственности за свои действия и поступки;

- показать значимость правовой информации для современного гражданина страны,

активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных,

проблемных ситуаций;

- рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности,

опираясь на социальный опыт ребенка.

Предполагаемые результаты

В рамках реализации данной программы, обучающиеся смогут:

3

Предметные:

знать что такое правовая система общества и какова роль государства и личности в

ней; знать, что такое правовая норма, правовое государство, правовая культура, что такое

гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства;

знать систему прав человека и гражданина в РФ, уметь строить свои отношения в

рамках правовой системы;

знать принципы и систему государственного управления в РФ, особенности

судебной системы, местного самоуправления;

знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм,

каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать

реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;

знать, чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в

регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким

образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки;

понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность

социальных норм, механизмы правового регулирования.

Метапредметные

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо-

заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач

Личностные:

4

в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую историю,

патриотизм, гуманизм, активную гражданскую позицию, целеустремленность;

в

трудовой

сфере

готовность

к

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять

своей познавательной деятельностью

Возраст детей, условия набора и обучения по программе

Данный курс предназначен для учащихся 9

классов и носит предметно –

ориентированный характер.

Условия набора обучающихся по программе: принимаются все желающие без

дополнительного отбора. Наполняемость в группах составляет до 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год (30 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1

академическому часу.

Занятия по данной программе предполагают очную форму обучения.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.

Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития

обучающихся.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Введение

1.

Из истории права

1

1

2.

Современное

понятие

права.

1

1

Итого:

2

2

2.

Конституция РФ.

3-

4.

Конституционное право.

2

1

1

5.

Гражданские

права

человека

1

1

6.

Социально-

экономические права

1

1

7-

8.

Политические права

2

1

1

9-

10.

Возможность

и

механизмы защиты прав

человека.

2

1

1

Итого:

8

5

3

5

3.

Отрасли права

11-

12.

Основы

административного

права

2

1

1

13.

Основы

уголовного

права России

1

1

14.

Виды преступлений

1

1

15.

Уголовная

ответственность.

1

1

16.

Причины

правонарушений.

1

1

17.

Если

вас

задержала

полиция…

1

1

18.

Как не стать жертвой

преступления?

1

1

19.

Ролевая игра «Трудное

решение»

1

1

Итого:

9

5

4

4.

Правовые

отношения

20.

Права ребенка в семье.

1

1

21.

Как и куда обратиться за

помощью?

1

1

22-

23

Трудовые

правоотношения.

2

1

1

24.

Практикум Тест «Твоя

будущая профессия»

1

1

25.

Гражданин

и

государство

1

1

26.

Гражданин

и

защита

Отечества.

1

1

27.

Международная защита

прав

человека

в

условиях

военного

и

мирного времени.

1

1

Итого:

8

5

3

5

Обобщение

28.

Подготовка

творческой

работы «Я и мои права»

(тему

учащиеся

могут

1

1

6

выбрать сами)

29.

Обобщение

по

курсу

«Подросток

и

закон».

Тема: «Я - гражданин

России»

1

1

30

Защита

творческих

работ.

1

1

Итого:

3

3

Всего за год:

30

17

13

Содержание программы обучения

Раздел 1. Ведение.

Из

истории

права.

Право

Древней

Руси.

«Русская

правда».

Право

русского

централизованного государства. Право Российской империи. Советское право.

Практическая часть Работа в группах с историческими источниками

Современное понятие права.

Естественное право. Позитивное право. Закон и право. Всеобщая декларация. Конвенция о

правах ребенка

Практическая часть: работа в группах с правовыми документами

Раздел 2. Конституция РФ.

Конституционное право.

Закон высшей юридической силы. Ценности, закон, неотъемлемые права человека. Человек,

его права и свободы – высшая ценность. Политический экстремизм. Конституционный

строй.

Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем.

Гражданские права человека

Понятия гражданских прав. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские

права несовершеннолетних. Эмансипация. Запрет рабства и пыток.

Право на жизнь.

Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность.

Равенство перед законом.

Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем.

Социально-экономические права

Понятие социально-экономических прав. Содержание. Право владеть имуществом, на труд и

защиту от безработицы, на свободный выбор профессии, на отдых, на социальное

обеспечение.

7

Практическая часть: работа в группах с Конституцией РФ

Политические права

Понятие политических прав. Основные политические права: на свободу убеждений ,на

свободу мирных собраний и ассоциаций, принимать участие в управлении своей страной

непосредственно

или

через

посредство

избранных

представителей.

Цензура.

Связь

политических прав с гражданством.

Практическая часть: анализ статей Конституции РФ 29-32

Культурные права

Понятие культурных прав. Основное содержание: право на образование, участвовать в

культурной

и

научной

жизни

общества.

Деятельность

ЮНЕСКО

по

борьбе

с

неграмотностью.

Практическая часть: решение правовых задач по данной теме в парах.

Возможность и механизмы защиты прав человека.

Суд. Адвокат. Прокурор. Полиция. Нотариус. Работа суда, суд присяжных заседателей, роль

прокурора, адвоката и свидетелей в суде, ответственность за дачу ложных показаний,

педагог в суде по делу несовершеннолетних. Задачи прокуратуры: надзор за исполнением

законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в

судах и т.д. Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности

профессиональной деятельности следователей. Профессия нотариуса.

Практическая часть: составление схем о направлениях деятельности правоохранительных

органов, решение задач, смоделированных учителем и обучающимися.

Раздел 3. Отрасли права.

Основы административного права

Подросток,

как

участник

административных

отношений.

Административная

ответственность несовершеннолетних. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Административные правонарушения, их признаки и виды. Административные наказания, их

виды.

Практическая часть: анализ и решение задач по данной теме.

Основы уголовного права России

Уголовный кодекс РФ. Понятие преступления, отличие от проступка.

Состав преступления, неоднократность преступлений, совокупность преступлений, рецидив

преступлений.

Обстоятельства,

исключающие

уголовную

ответственность,

уголовная

ответственность Смягчающие и отягчающие обстоятельства..

Практическая часть: решение практических задач по данной теме.

8

Виды преступлений

Против

личности

(против

жизни,

здоровья,

чести,

достоинства,

половой

неприкосновенности и др.) Преступления в сфере экономики(против собственности, в сфере

экономической деятельности и др.) Против государственной власти(против порядка

управления, основ конституционного строя и др.) Против военной службы, мира и

безопасности. Дискриминация.

Практическая часть: работа с УК РФ, решение правовых задач по данной теме

Уголовная ответственность.

Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Особенности уголовной ответственности

несовершеннолетних

Практическая часть: работа с УК РФ.

Причины правонарушений.

Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток,

жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины. Моральная

распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Духовная нищета. Неуважение к

закону.

Незнание

закона

и

ответственности.

Попустительство

по

отношению

к

несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы и др.

Практическая часть: запись причин правонарушений, решение правовых задач по данной

теме

Если вас задержала полиция…

Какими правами можно воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции и что

надо делать в первую очередь. Формы задержания: административное и уголовно-

процессуальное. Что надо делать в первые минуты задержания. В каких случаях сотрудники

полиции могут применить к подростку физическую силу, специальные средства, оружие. Как

оформляется задержание подростка в качестве подозреваемого в совершении преступления.

Как реагировать на вызов подростка в полицию.

Практическая часть: решение правовых задач по данной теме

Как не стать жертвой преступления?

Что такое вина, типы личностей с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Что

такое

провоцирующее,

неосмотрительное,

аморальное

поведение.

Вменяемость

и

невменяемость. Необходимая оборона и ее пределы. Умысел. Преступная неосторожность.

Преступная небрежность. Покушение на преступление. Презумпция невиновности.

Практическая часть: жизненные правовые ситуации, смоделированные учителем и

обучающимися и составление списка подозрительных ситуаций.

9

Раздел 4. Правовые отношения.

Права ребенка в семье.

Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений. Семейный кодекс

РФ. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения.

Социальные роли в семье. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов.

Практическая часть: выполнение психологического теста «Список претензий»,

рассмотрение жизненных ситуаций, с моделированных учителем и обучающимися

Как и куда обратиться за помощью?

Органы опеки и попечительства.

Встреча с представителями ювенальной системы, с социальным педагогом.

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности

работника.

Особенности правового статуса несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним

работникам. Условия расторжения трудового договора.

Практическая часть: работа со статьей Конституции РФ 37, решение правовых задач,

смоделированных учителем по данной теме.

Практикум. Тест «Твоя будущая профессия» (совместно со школьным психологом)

Гражданин и государство

Кто такой гражданин и как им стать. Право на гражданство. Понятие гражданства. Закон РФ

«О гражданстве». Понятия «гражданин» и «человек» Свобода выбора места жительства

Представление о честном человеке и гражданине. Общество, общественное участие.

Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики.

Гражданский долг. Гражданин и благо страны.

Практическая часть: работа в группах с источником «О гражданстве в РФ» (условия

приобретения гражданства )

Гражданин и защита Отечества.

Для чего нужна армия. Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение

гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. АГС.

Основные направления подготовки к армейской службе. Ответственность за уклонение от

службы в армии.

Практическая часть: обсуждение проблем в российской армии(по группам)

Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.

10

Международное гуманитарное право, его цели и содержание. Источники. Субъекты

международного гуманитарного права. Основные нормы международного гуманитарного

права. Дети и война. Защита детей во время вооруженных конфликтов. Ответственность за

нарушение международного гуманитарного права. Международное движение Красного

Креста и Красного Полумесяца.

Практическая часть: работа в группах с раздаточным материалом (извлечения из

Женевской конвенции и Дополнительного протокола к ней).Примеры из современной

общественной жизни, подготовленные учителем и приведенные обучающимися.

Раздел 5. Обобщение.

«Я – гражданин России»

Личность Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина.

Особенности гражданских чувств и мотивов.

Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.

Практическая часть: сбор информации, ее анализ и систематизация, оформление

творческих работ, выступление учащихся, защита работ.

Оценка уровня усвоения программы

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой творческой

работы, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу.

Ниже среднего: ребенок овладел менее чем половиной объема знаний по выбранной

теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков при решении

правовых задач; в работе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

учебного материала, учащийся имеется несколько существенных ошибок.

Средний: объем усвоенных ребенком знаний по выбранной теме составляет более

половины, объем усвоенных практических умений и навыков в решении правовых задач

составляет более половины; задача проекта решена на творческом уровне; имеется не более

одной существенной ошибки и при этом две три несущественные.

Выше среднего: ребенок освоил практически весь объем знаний по выбранной теме,

овладел практически всеми умениями и навыками в решении правовых адач; в логическом

рассуждении и решении нет существенных ошибок или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Список литературы

1.

Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М.,

Новый учебник, 2011;

2.

Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011

11

3.

Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010

Нормативно-правовые акты

1.

Конституция Российской Федерации

2.

Гражданский кодекс РФ (ред.14.11.2013)

3.

Административный кодекс РФ (ред.01.04.2014.)

4.

Семейный кодекс РФ (ред.04.11.2014)

5.

Трудовой кодекс РФ (31.12.2014)

6.

Уголовный кодекс РФ (15.01.2014)

7.

Федеральный закон от 21.12.2012г. «Об образовании в РФ»

8.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН

10ДЕКАБРЯ 1948Г.)

9.

Конвенция о правах ребенка(20ноября 1986г.)

Для учащихся.

1.

Баранов

П.А.Обществознание

9класс.

Право.

Содержательный

блок.-

М.:Астрель.2012.

2.

Володина

С.И.Основы

правовых

знаний.

Учебник

8-9кл.Книга1.-

М.:Академкнига .2014.

3.

Володина

С.И.Основы

правовых

знаний.

Учебник

8-9кл.Книга2.-

М.:Академкнига .2014.

4.

Жилина Е.А. Выбери профессию:юрист.-М.:Кнорус.2011.

5.

Никитин

А.Ф.Право

и

политика.

Учебное

пособие

для

9класса.М.:Просвещение.2011.

6.

Никитин А.Ф.Право .Рабочая тетрадь. 9кл. М.: Дрофа. 2011.

7.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М. 2011.Электронное учебное

пособие «Основы правовых знаний», 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий»

Для учителя.

1.

Володина С.И., Короткова П.Е. Сергеева О.Е. Методические рекомендации по

подготовке к олимпиаде школьников по праву.- М.: Московский государственный

юридический университет имени О.Е.Кутафина.2013

2.

Гражданское право. Под ред. Карпычева М.В., Хужина А.М.-М.:Инфра-М.2010

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М. 2011

3.

Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2010

4.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2011

5.

Комментарий к Семейному кодексу РФ. М. 2012

6.

Методика преподавания права в школе. Морозова С.А.2010

12

7.

Основы права: учебное пособие. Блажеев В.В., Гусов К.Н., Ермакова Л.Д. и др.под

ред. Блажеева В.В. М.: Проспект .2010

8.

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ./Баранов П.А.,

Воронцов А.В. Шевченко С.В. под ред.Баранова П.А.-М.:АСТ:Астрель.2013

9.

Правоведение: учебник для неюридических вузов. под ред. Кутафина О.Е.-

М.:Юрист.2010

10.

Право 10класс:учебник для общеобразовательных учреждений: профильный

уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др. Рос. Академ.образования, М.: Просвещение 2012.

11.

Право 11класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный

уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос. Академ.образования,М.: Просвещение 2012.

12.

РодионоваО.М.

Механизм

гражданско-правового

регулирования.М.:Законодательство.2012

13.

Рыженков А.Я., Мелихов В.М., ШароновС.А. Трудовое право. М.:Юрайт.2011

14.

Сборник олимпиад и задач по праву. Волгоград Учитель 2010

15.

Степанько А.О.Изучаем конституцию:9класс. Волгоград.Учитель.2010

16.

Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс.

Календарно-тематическое планирование к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

общеинтеллектуального направления

«Дискуссионные вопросы обществознания»

Раздел

Тема занятия

Кол-во

часов

Учебная

неделя/

месяц

Введение

Ведение. Из истории права

1

Октябрь 1

Современное понятие права.

1

2

Конституция РФ

Конституционное право.

2

Октябрь

3, 4

Гражданские права человека

1

Ноябрь 2

Социально-экономические права

1

3

Политические права

2

4,5

13

Возможность и механизмы защиты прав

человека.

2

Декабрь

1,2

Отрасли права

Основы административного права

2

3,4

Основы уголовного права России

1

Январь 2

Виды преступлений

1

3

Уголовная ответственность.

1

4

Причины правонарушений.

1

Февраль 1

Если вас задержала полиция…

1

2

Как не стать жертвой преступления?

1

3

Ролевая игра «Трудное решение»

1

4

Правовые

отношения

Права ребенка в семье.

1

Март 1

Как и куда обратиться за помощью?

1

2

Трудовые правоотношения.

2

3, апрель

1

Практикум

Тест

«Твоя

будущая

профессия»

1

2

Гражданин и государство

1

3

Гражданин и защита Отечества.

1

4

Международная защита прав человека в

условиях военного и мирного времени.

1

Май 1

Обобщение

Подготовка творческой работы «Я и мои

права» (тему учащиеся могут выбрать сами)

1

2

Обобщение по курсу «Подросток и закон».

Тема: «Я - гражданин России»

1

3

Защита творческих работ.

1

4

14



В раздел образования