Автор: Тумасева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 38 г. Ульяновска"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность урочной и внеурочной деятельности-единая система достижения планируемых результатов.
Раздел: начальное образование
Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система
достижения планируемых результатов.
1.
В соответствии с федеральным государственным
образовательным
стандартом
начального
образования
основная
образовательная программа начального образования реализуется как через
учебный план, так и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и
направленная
на
достижение
планируемых
результатов
освоения
общеобразовательной программы.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных
интересов и потребностей учащихся путем, формирование у них опыта
социальных отношений, социальной деятельности.
Она обладает возможностями применения сформированных на уроках УУД,
предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических
задач в реальной жизни. Это служит для них дополнительной мотивацией к
учебе, освоению умения учиться.
Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения
индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках
урока. На этапе начальной школы могут решаться задачи ознакомления
учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного
труда,
выявления
индивидуальных
предпочтений
в
их
использовании,
рефлексии индивидуально эффективных приемов учебной работы и общения,
что крайне важно для следующего, подросткового периода – становления
субъекта собственной учебной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих
способностей учащихся. С одной стороны, речь идет о дальнейшем (вслед за
уроками)
совершенствовании
индивидуальных
природных
задатков
и
способностей в той или иной сфере деятельности – выразительное чтение,
искусство, музыка, спорт. С другой стороны, следует говорить о возможностях
1
Общеинтеллектуальное
«Я-исследователь»
«Умники и умницы»
«Вдумчивое чтение»
Спортивно-оздоровительное
«Корригирующая гимнастика»
Спортивно-оздоровительное
«Подвижные игры»
развития творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое
применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в
новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных (ситуация успеха для
каждого ребёнка). Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает
учащимся возможность приобретать ни чем не подменяемый личный опыт
социализации.
Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
2. Планируя внеурочную деятельность, учитель, должен предвидеть к
какому результату должен прийти ребёнок. А это духовно-нравственное
развитие его благодаря участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания
(знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) достигается
во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень
– получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в
дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными
субъектами.
3. Внеурочная деятельность в начальных классах выстроена по
следующим направлениям:
2
Общеинтеллектуальное
«Я-исследователь»
«Умники и умницы»
«Вдумчивое чтение»
Спортивно-оздоровительное
«Подвижные игры»
Духовно - нравственное
«Юные экскурсоводы»
Спортивно-оздоровительное
«Волейбол», МХТ
Социальное
«Социокультурные истоки»
Направления внеурочной деятельности в начальных классах
Общекультурное
«Мир вокального искусства»
Духовно - нравственное
«Традиционная народная кукла»
4. Внеурочная деятельность удачно дополняет и обогащает урочную:
1. Одним из кружков внеурочной деятельности является
«Я – исследователь». На этих занятиях мы разрабатываем, защищаем проекты
касающихся научно - практической конференции. Работая с детьми над их
проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на
решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае
постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся
далеко за пределами задачи поиска истины.
Удачными у нас получились работы над проектами по русскому языку «Буквы
в загадках», по математике «Любимое число», литературное чтение « Буквы
разных алфавитов». Для защиты своих проектов учащиеся вместе с родителями
подготавливали костюмы, наиболее ярким был костюм в форме цифры «5».
Защита проектов прошла с успехом. Во втором полугодии учащиеся работают
самостоятельно над проектами, сами выбирают тему и работают над
содержанием своего проекта.
2. «Информатика, логика, математика».
Возможность развития
познавательных способностей учащихся
на основе системы развивающих
3
занятий.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение
детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных
ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому
что
их
учебные
успехи
продиктованы,
в
основном,
прилежанием
и
старательностью,
3. К внеурочной деятельности можно отнести и внешкольные
мероприятия, в частности, экскурсии, поездки в театры, музеи и т.д. Наш класс
участвует в программе Ульяновского областного художественного музея в
рамках проекта «Воспитай патриота!»
Музей и музейные программы, предлагаемые для посещения:
Класс 1
«Мы пришли в музей». Занятие предполагает формирование первоначальных
представлений о том, что такое Художественный музей. Занятие подразумевает
первое знакомство ребёнка с постоянной экспозицией Художественного на
примере самых ярких, запоминающихся и доступных для понимания ребенка 7-
ми лет произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
4
«Сказка о фарфоровой чашке».
Фарфор – самый совершенный вид
керамики, представлен в музее изделиями японских, немецких, французских и
русских
мастеров
XVIII-XIX
веков.
Знакомство
ребёнка
с
историей
возникновения и развития фарфорового производства в странах Востока и
Европы в ходе данного занятия производится в форме сказки с элементами
беседы и игры.
«Стеклянные загадки». На основе представленной в экспозиции музея
коллекции западноевропейского и русского стекла XVIII-XIX веков идёт
рассказ об истории изобретения стекла и о последующем развитии техники его
производства. В качестве развлекательного момента детям предлагается
сложить кроссворд на данную тему.
«Его
величество
Шкаф».
Первоначальное
знакомство
с
коллекцией
художественной (русской усадебной) мебели в экспозиции УОХМ. Занятие
включает игровые элементы.
Так же мы участвовали в школьном конкурсе «Минута славы», тематика
конкурса была посвящена России и Кино. Мы выбрали номинацию Россия,
конкурс проходил в два этап. На первый этап мы выбрали песню «Россия»,
второй этап «Умывает красно солнышко…». К данному конкурсу готовились
всем классом, подбирали песню, костюм. Благодаря данному конкурсу в нашем
классе появилось такое интересное выражение «Красивее красоты..».
После посещения данных мероприятий учащиеся на уроках и во
внеурочное время выполняют творческие работы: конкурс рисунков, конкурс
фотографий, конкурс на лучший рассказ об увиденном, конкурс на лучшую
поделку и даже, пробуют написать отзывы. Данные мероприятия способствуют
сплочению коллектива класса, обогащают кругозор детей, учат взаимовыручке,
умению работать в группе и т.д.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и
создание соответствующего пространства реализации полученных знаний,
умений,
навыков
в
практической
социально
и
личностно
значимой
5
деятельности во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение
комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
5.Обобщая функции внеурочной и урочной деятельности, можно
сделать следующие выводы:
• урочный и внеурочный компоненты выполняют задачи реализации программ,
входящих во ФГОС, предусматривают формирование УУД, воспитание и
социализацию
обучающихся,
реализуют
психолого-педагогическое
сопровождение;
• достижение требований к результатам реализации основной образовательной
программы обеспечивается сочетанием урочной и внеурочной деятельности;
•
внеурочная
деятельность
вносит
существенный
вклад
в
достижение
личностных и метапредметных образовательных результатов, способствует их
развитию в социально-значимых ситуациях, в которых происходит освоение
учащимися разных социокультурных позиций, принятие общенациональных
ценностей, укоренение в культуре народов России;
• урочная и внеурочная деятельность – две обязательных формы реализации
единой основной образовательной программы, выстраиваемые на основе идей
развивающего
образования,
системно-деятельностого
и
культурно-
исторического подходов.
6