Напоминание

Преемственность урочной и внеурочной деятельности-единая система достижения планируемых результатов.


Автор: Тумасева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 38 г. Ульяновска"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность урочной и внеурочной деятельности-единая система достижения планируемых результатов.
Раздел: начальное образование





Назад




Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система

достижения планируемых результатов.

1.

В соответствии с федеральным государственным

образовательным

стандартом

начального

образования

основная

образовательная программа начального образования реализуется как через

учебный план, так и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная

деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и

направленная

на

достижение

планируемых

результатов

освоения

общеобразовательной программы.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных

интересов и потребностей учащихся путем, формирование у них опыта

социальных отношений, социальной деятельности.

Она обладает возможностями применения сформированных на уроках УУД,

предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических

задач в реальной жизни. Это служит для них дополнительной мотивацией к

учебе, освоению умения учиться.

Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения

индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках

урока. На этапе начальной школы могут решаться задачи ознакомления

учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного

труда,

выявления

индивидуальных

предпочтений

в

их

использовании,

рефлексии индивидуально эффективных приемов учебной работы и общения,

что крайне важно для следующего, подросткового периода – становления

субъекта собственной учебной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих

способностей учащихся. С одной стороны, речь идет о дальнейшем (вслед за

уроками)

совершенствовании

индивидуальных

природных

задатков

и

способностей в той или иной сфере деятельности – выразительное чтение,

искусство, музыка, спорт. С другой стороны, следует говорить о возможностях

1

Общеинтеллектуальное

«Я-исследователь»

«Умники и умницы»

«Вдумчивое чтение»

Спортивно-оздоровительное

«Корригирующая гимнастика»

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

развития творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое

применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в

новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных (ситуация успеха для

каждого ребёнка). Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает

учащимся возможность приобретать ни чем не подменяемый личный опыт

социализации.

Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

2. Планируя внеурочную деятельность, учитель, должен предвидеть к

какому результату должен прийти ребёнок. А это духовно-нравственное

развитие его благодаря участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Уровни воспитательных результатов.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания

(знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально

одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) достигается

во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень

– получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в

дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными

субъектами.

3. Внеурочная деятельность в начальных классах выстроена по

следующим направлениям:

2

Общеинтеллектуальное

«Я-исследователь»

«Умники и умницы»

«Вдумчивое чтение»

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

Духовно - нравственное

«Юные экскурсоводы»

Спортивно-оздоровительное

«Волейбол», МХТ

Социальное

«Социокультурные истоки»

Направления внеурочной деятельности в начальных классах

Общекультурное

«Мир вокального искусства»

Духовно - нравственное

«Традиционная народная кукла»

4. Внеурочная деятельность удачно дополняет и обогащает урочную:

1. Одним из кружков внеурочной деятельности является

«Я – исследователь». На этих занятиях мы разрабатываем, защищаем проекты

касающихся научно - практической конференции. Работая с детьми над их

проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на

решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае

постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся

далеко за пределами задачи поиска истины.

Удачными у нас получились работы над проектами по русскому языку «Буквы

в загадках», по математике «Любимое число», литературное чтение « Буквы

разных алфавитов». Для защиты своих проектов учащиеся вместе с родителями

подготавливали костюмы, наиболее ярким был костюм в форме цифры «5».

Защита проектов прошла с успехом. Во втором полугодии учащиеся работают

самостоятельно над проектами, сами выбирают тему и работают над

содержанием своего проекта.

2. «Информатика, логика, математика».

Возможность развития

познавательных способностей учащихся

на основе системы развивающих

3

занятий.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение

детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения

самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных

ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения

задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное

качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность

дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится

коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются

условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения

самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но

учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,

внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому

что

их

учебные

успехи

продиктованы,

в

основном,

прилежанием

и

старательностью,

3. К внеурочной деятельности можно отнести и внешкольные

мероприятия, в частности, экскурсии, поездки в театры, музеи и т.д. Наш класс

участвует в программе Ульяновского областного художественного музея в

рамках проекта «Воспитай патриота!»

Музей и музейные программы, предлагаемые для посещения:

Класс 1

«Мы пришли в музей». Занятие предполагает формирование первоначальных

представлений о том, что такое Художественный музей. Занятие подразумевает

первое знакомство ребёнка с постоянной экспозицией Художественного на

примере самых ярких, запоминающихся и доступных для понимания ребенка 7-

ми лет произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

4

«Сказка о фарфоровой чашке».

Фарфор – самый совершенный вид

керамики, представлен в музее изделиями японских, немецких, французских и

русских

мастеров

XVIII-XIX

веков.

Знакомство

ребёнка

с

историей

возникновения и развития фарфорового производства в странах Востока и

Европы в ходе данного занятия производится в форме сказки с элементами

беседы и игры.

«Стеклянные загадки». На основе представленной в экспозиции музея

коллекции западноевропейского и русского стекла XVIII-XIX веков идёт

рассказ об истории изобретения стекла и о последующем развитии техники его

производства. В качестве развлекательного момента детям предлагается

сложить кроссворд на данную тему.

«Его

величество

Шкаф».

Первоначальное

знакомство

с

коллекцией

художественной (русской усадебной) мебели в экспозиции УОХМ. Занятие

включает игровые элементы.

Так же мы участвовали в школьном конкурсе «Минута славы», тематика

конкурса была посвящена России и Кино. Мы выбрали номинацию Россия,

конкурс проходил в два этап. На первый этап мы выбрали песню «Россия»,

второй этап «Умывает красно солнышко…». К данному конкурсу готовились

всем классом, подбирали песню, костюм. Благодаря данному конкурсу в нашем

классе появилось такое интересное выражение «Красивее красоты..».

После посещения данных мероприятий учащиеся на уроках и во

внеурочное время выполняют творческие работы: конкурс рисунков, конкурс

фотографий, конкурс на лучший рассказ об увиденном, конкурс на лучшую

поделку и даже, пробуют написать отзывы. Данные мероприятия способствуют

сплочению коллектива класса, обогащают кругозор детей, учат взаимовыручке,

умению работать в группе и т.д.

Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и

создание соответствующего пространства реализации полученных знаний,

умений,

навыков

в

практической

социально

и

личностно

значимой

5

деятельности во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение

комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

5.Обобщая функции внеурочной и урочной деятельности, можно

сделать следующие выводы:

• урочный и внеурочный компоненты выполняют задачи реализации программ,

входящих во ФГОС, предусматривают формирование УУД, воспитание и

социализацию

обучающихся,

реализуют

психолого-педагогическое

сопровождение;

• достижение требований к результатам реализации основной образовательной

программы обеспечивается сочетанием урочной и внеурочной деятельности;

внеурочная

деятельность

вносит

существенный

вклад

в

достижение

личностных и метапредметных образовательных результатов, способствует их

развитию в социально-значимых ситуациях, в которых происходит освоение

учащимися разных социокультурных позиций, принятие общенациональных

ценностей, укоренение в культуре народов России;

• урочная и внеурочная деятельность – две обязательных формы реализации

единой основной образовательной программы, выстраиваемые на основе идей

развивающего

образования,

системно-деятельностого

и

культурно-

исторического подходов.

6



В раздел образования