Напоминание

"Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности"


Автор: Ганина Лариса Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка

положительного самоощущения, развитие положительного отношения к

окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими

людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков

(выписка из Проекта государственного стандарта образования, 2001 год).Почему

же так важно в этом плане семейное воспитание?

Семья - первичное пространство социализации ребенка дошкольного возраста.

Первое место в плане семейного общения занимает бескорыстная любовь

родителей к своему ребенку

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом.

Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной

среде. Депривация - неудовлетворение потребности ребенка в общении - может

иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в

качестве общения.

Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить

относительно небольшой процент родителей (по данным статистики, от 20 до 60

%). Тем не менее, семья остается тем институтом, который имеет решающее

значение для социализации ребенка.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом

общества, специально созданным для социализации дошкольника. Доказано, что

семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка,

способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и

культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и

самореализуется. Успешность заключается не в замене функций одного

института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение

состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость

от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни

на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей

важно относиться как к стратегическому направлению деятельности

детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по

отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "детский

сад" (Евдокимова Е.С.).

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является

совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая

обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной

деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить,

сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в

совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои

действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества

социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять

индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность.

Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им

возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования

собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки

и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными

участниками образовательного процесса.



В раздел образования