Автор: Ганина Лариса Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка
положительного самоощущения, развитие положительного отношения к
окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими
людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков
(выписка из Проекта государственного стандарта образования, 2001 год).Почему
же так важно в этом плане семейное воспитание?
Семья - первичное пространство социализации ребенка дошкольного возраста.
Первое место в плане семейного общения занимает бескорыстная любовь
родителей к своему ребенку
Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом.
Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной
среде. Депривация - неудовлетворение потребности ребенка в общении - может
иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в
качестве общения.
Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить
относительно небольшой процент родителей (по данным статистики, от 20 до 60
%). Тем не менее, семья остается тем институтом, который имеет решающее
значение для социализации ребенка.
По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом
общества, специально созданным для социализации дошкольника. Доказано, что
семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка,
способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и
культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и
самореализуется. Успешность заключается не в замене функций одного
института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение
состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость
от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни
на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей
важно относиться как к стратегическому направлению деятельности
детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по
отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "детский
сад" (Евдокимова Е.С.).
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является
совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая
обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной
деятельности:
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить,
сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в
совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои
действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества
социально-компетентного человека.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.
Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять
индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им
возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования
собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки
и ценности, образцы компетентного поведения.
3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными
участниками образовательного процесса.