Авторы: Масасина Татьяна Сергеевна, Горлова Наталья Юрьевна
Должность: учителя - логопеды
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 84 "Благодать"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: "Космические дали. Планетарий г. Новосибирска"
Раздел: дошкольное образование
НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
«Космические дали. Планетарий г. Новосибирска»
Задачи:
Познакомить с Новосибирским планетарием, как местом изучения астрономии.
Познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным, первой женщиной
космонавтом
В.
В.
Терешковой
и
первой
женщиной
космонавтом
из
Новосибирска А. Ю. Кикиной.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать речевое дыхание, тренировать силу речевого выдоха.
Развивать слуховое внимание; закреплять понятия речевые /неречевые звуки.
Закреплять правильное звукопроизношение звука [л].
Закреплять навык определения первого и последнего звука в слове, подбора слов
на заданный звук.
Развивать темп речи, силу голоса, интонационную выразительность речи.
Развивать чувства ритма.
Ход НОД
Логопед:
Планетарий построен на одной из самых высоких точек Новосибирска —
на Ключ-Камышенском плато в рамках федеральной программы празднования 50-
летия полёта Юрия Гагарина и открыт в День российской науки 28 февраля 2012 года.
Планетарий — это место, где независимо от возраста можно познакомиться с
астрономией и космонавтикой в интересной каждому форме. Планетарий — это,
прежде всего, путешествие к звёздам и планетным системам. Здесь вы узнаете об
устройстве и законах Вселенной.
При планетарии имеется обсерватория с двумя телескопами. В обсерватории Вы
можете понаблюдать за Солнцем, узнать о телескопах и наблюдениях.
Первым человеком, который захотел приблизиться к звездам стал Юрий Алексеевич
Гагарин.
Гагарин
стал
первым
человеком,
который
совершил
полет
в космическое
пространство. А полетел он в космос на космической ракете, под названием «Восток».
После первых успешных полётов советских космонавтов появилась идея
запустить в космос женщину-космонавта. Из сотен кандидатур были выбраны пять
в женскую группу космонавтов ВВС. Одной из них и стала Валентина Терешкова.
Анна
Юрьевна
Ки
́
кина российский космонавт-испытатель
отряда Центра
подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Пятая женщина-космонавт России;
шестая российская женщина, совершившая космический полёт. С сентября 2016 года
является единственной женщиной в отряде космонавтов .
Почётный гражданин
Новосибирска.
5 октября 2022 года стартовала в составе экипажа миссии к Международной
космической станции. Участница космической экспедиции МКС-68. Находилась в
космическом полёте с 5 октября 2022 по 12 марта 2023 года.
Логопед: Ребята, на чем космонавты отправляются в полет? (На ракете)
Логопед: Давайте соберем свою ракету. (Дети находят пару шумовичку и ставят
свою часть ракеты на схему)
Логопед: Ракета собрана. Давайте проверим, все ли в порядке в нашей ракете, готова
ли она к полету. (Дети делают артикуляционную гимнастику перед зеркалом)
«Улыбка» - поприветствуем друг друга и наших гостей перед полетом.
«Бегемотик» - проверим исправность люков.
«Иголочка» – проверим соединение всех проводов.
«Футбол» - проверим соединение контактов
«Оближем губки» - протрем иллюминатор
Логопед: Ребята, давайте зальем топливо в бак. (Дети выполняют дыхательные
упражнения «Ладошки», «Насос»)
Логопед: Готовимся к старту, заводим мотор. Произнесем скороговорку: Земля –
планета, взлетай, ракета.
Логопед: Ребята, вот мы уже в космическом пространстве. Посмотрите, что вы видите
в
иллюминатор.
(Дети
видят
изображения
Земли,
планет,
Луны,
Солнца,
космонавта.)
Сначала
дети в
утвердительной форме произносят
предложение,
затем
с
вопросительной и восклицательной интонацией.
Предложения: Я вижу Землю. Я вижу планеты. Я вижу Луну. Я вижу Солнце. Я вижу
космонавта.
Логопед: Ребята, а я вижу, что в космосе очень много мусора. Давайте очистим
космическое пространство. (Дети с помощью удочки достают «мусор» и четко
проговаривают, что нарисовано на карточке: Я поймал колпак клоуна. Я поймал
золотой кулон. И т.д. )
Логопед: Какое небо стало чистое, видно даже звездопад. (Дети
с помощью
дыхательного тренажера делают дыхательную гимнастику «Звездопад»)
Логопед: Ребята, вы так хорошо дули, что с неба пропало одно созвездие. Давайте
вернем звезды на место. (Игра «Цепочка»)
Давайте проверим, правильно мы собрали созвездие. (Загораются звезды-лампочки)
Посмотрите как выглядит созвездие «Лебедь» (На экране изображение созвездия)
Логопед:
Какой интересный полет у нас получился! Давайте поблагодарим
Вселенную за такое прекрасное путешествие и сыграем на клавесах «Космические
фантазии».
Рефлексия:
Логопед: Ребята, пора возвращаться на Землю. Пока мы приземляемся, вспомните,
что мы делали? Что вам понравилось? Скажите нам об этом тихо, но не шепотом.