Автор: Березкина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования села Марково"
Населённый пункт: ЧАО село Марково Анадырский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект НОД "Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль». подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Центр образования села Марково»
Конспект НОД
Тема: Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль».
подготовительная группа
Разработала воспитатель ДОУ
Березкина М. В.
Марково 2023 г.
Цели: Воспитывать любовь к своей родине – Чукотке, на основе её национальных
сказок.
Задачи:
образовательные: Продолжать знакомить детей с героями северных сказок, их
своеобразии, чудесными превращениями зверей и птиц в людей. Учить выразительно
передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста сказки.
развивающие: Совершенствовать монологическую сторону речи: умение связно,
последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки с небольшой
помощью воспитателя. Развивать умение говорить не торопясь, достаточно громко,
без напряжения. Обогащение активного словаря: яранга, нарты, тундра, паштет,
куропатка, етык (здравствуйте), нэнэнэт (дети), нэвыскэтти (женщины).
воспитательные: Воспитывать любовь к художественной литературе через сказки.
Воспитывать усидчивость, выдержку, внимательность.
Материалы и оборудование:
- книга «Путешествия ворона Кутха по северным странам» Георгия Меновщикова
Магаданское книжное издательство 1985г.
- настольный театр по сказке «Хитрый Куркыль»
Предварительная работа (связь с другими занятиями и видами деятельности):
- чтение книги Георгия Меновщикова «Путешествия ворона Кутха по северным
странам»
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в сказке;
- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
-
объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в
дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.
-подвижные чукотские игры
-посещение концерта ансамбля «Эргырон»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём на самой красивой планете нашей вселенной -
Земля. На земле проживают много народов. Одни живут в южных странах, где всегда
тепло, другие в северных странах, где обычно холодно. А в какой стране мы с вами
живём? (северной). Как называется наша страна? (Россия). Назовите нашу малую
родину. (Чукотка). Какие народы населяют нашу Чукотку? (чукчи, юкагиры, эвены,
чуванцы, ламуты). Край наш северный всегда был очень суров, а люди здесь жили
смелые и добрые, в основном оленеводы и охотники на морского зверя. Жили они в
ярангах, ездили на нартах запряжёнными оленями или собаками, ходили в одеждах
сшитыми из шкур оленя, торбаса шили из кожи морского зверя, чтобы не промокали.
(показ). Люди были весёлые со своеобразным чувством юмора. Поэтому и сказки
сочиняли необычные, словно песню чукотскую пели (что видят о том и поют).
Героями сказок становились окружающие людей птицы и животные. Раньше не было
вертолётов и самолётов. А человеку всегда хотелось летать как птица, и поэтому
самым любимым героем сказок становился Ворон, которому дали имя Кутх.
Кутх: И-и, кэйвэ! Да, правда! (появляется ворон Кутх)
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите кто к нам пожаловал. Ведь это сам
Куркыль! Здравствуй, Куркыль!
Кутх: Етык, нэнэнэт! Етык, нэвыскэтти! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, женщины!
Вижу узнали вы меня, да я ворон-человек, но зовут то меня Кутх, а не Куркыль.
Воспитатель: Да, правда-Кутх твоё настоящее имя. На твоей родине тебя так и зовут,
но сейчас ты находишься на Чукотке. А у нас тебя именуют-ворон Куркыль.
Кутх: И-и, кэйвэ! Запамятовал я, но откуда вам это всё известно? (из книг). Что же вам
ещё обо мне известно? (ты волшебник, живёшь в Ительмении, у тебя жена-сорока
Мити и много детей. Ты любишь путешествовать по северным странам и
совершать разные чудеса. В каждой стране у тебя разные имена: Куткыняку,
Кукылын, Кутх, Куркыль, Кушкли). Да, много вы обо мне знаете, это всё я умею
делать, а ещё я люблю веселиться и играть. А вы-то умеете?
Воспитатель: Конечно умеем, Куркыль. Ты посиди и посмотри, а мы тебе покажем.
Игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога
оленя).
Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).
Заяц по лесу бежит (машут руками над головой, изображая уши зайца, машут руками
перед грудью, изображая бег зайца).
В дверь к нему стучит (стучат в воображаемую дверь).
Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой
двери).
Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует
ружье)
Зайка, зайка забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем
делают приглашающий жест).
Лапу мне давай (сцепляют руки в замок).
игра проводится с убыстрением темпа
Воспитатель: Куркыль, а мы не только о тебе читаем, но ещё учимся и пересказывать
их. Вот послушай.
-читаю сказку «Хитрый Кукылын»
(
выразительное чтение).
-после прочтения ворон Кутх уточняет значения слов: силки, нарты, яранга.
Проводится беседа по содержанию сказки, направленная на анализ и запоминание
текста.
Ребята, какую сказку мы сейчас с вами прослушали?
Где происходит действие?
Кто главный герой сказки?
О чём говорится в сказке?
Какие черты характера Кутха в сказке?
Где жила семья Кутха, чем питалась?
Как обманул свою семью хитрец?
Как раскрылся обман Кутха?
Что сказала обманщику Мити?
Чем закончилась сказка?
-после читаю ещё раз сказку
, п
ри этом даю установку на пересказ «Вслушивайтесь,
как я читаю». Читаю более медленно по сравнению с первым разом.
-после 3 ребёнка, с небольшой помощью воспитателя, пересказывают сказку по
частям.
Воспитатель: Вот видишь, Куркыль, как дети умеют о тебе сказки рассказывать. Мы
знаем и любим тебя.
Кутх: Какая история интересная про меня, никогда не слышал её раньше. И как вы её
пересказали, одно удовольствие, слушал бы и слушал про себя любимого. Но мне
домой пора, однако, жена заждалась меня. А то опять в обмане меня обвинит. Атав! Да
свиданья! (улетает)
Воспитатель: Улетел Кутх, но сказки о нём остались с нами. Какую сказку мы с вами
пересказывали с вами сегодня? (русскую или чукотскую) Как она называется? По
желанию дети могут сами организовать инсценировку сказки (настольный театр)