Напоминание

конспект НОД "Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль». подготовительная группа


Автор: Березкина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования села Марково"
Населённый пункт: ЧАО село Марково Анадырский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект НОД "Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль». подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Центр образования села Марково»

Конспект НОД

Тема: Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль».

подготовительная группа

Разработала воспитатель ДОУ

Березкина М. В.

Марково 2023 г.

Цели: Воспитывать любовь к своей родине – Чукотке, на основе её национальных

сказок.

Задачи:

образовательные: Продолжать знакомить детей с героями северных сказок, их

своеобразии, чудесными превращениями зверей и птиц в людей. Учить выразительно

передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста сказки.

развивающие: Совершенствовать монологическую сторону речи: умение связно,

последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки с небольшой

помощью воспитателя. Развивать умение говорить не торопясь, достаточно громко,

без напряжения. Обогащение активного словаря: яранга, нарты, тундра, паштет,

куропатка, етык (здравствуйте), нэнэнэт (дети), нэвыскэтти (женщины).

воспитательные: Воспитывать любовь к художественной литературе через сказки.

Воспитывать усидчивость, выдержку, внимательность.

Материалы и оборудование:

- книга «Путешествия ворона Кутха по северным странам» Георгия Меновщикова

Магаданское книжное издательство 1985г.

- настольный театр по сказке «Хитрый Куркыль»

Предварительная работа (связь с другими занятиями и видами деятельности):

- чтение книги Георгия Меновщикова «Путешествия ворона Кутха по северным

странам»

- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в сказке;

- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

-

объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в

дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

-подвижные чукотские игры

-посещение концерта ансамбля «Эргырон»

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём на самой красивой планете нашей вселенной -

Земля. На земле проживают много народов. Одни живут в южных странах, где всегда

тепло, другие в северных странах, где обычно холодно. А в какой стране мы с вами

живём? (северной). Как называется наша страна? (Россия). Назовите нашу малую

родину. (Чукотка). Какие народы населяют нашу Чукотку? (чукчи, юкагиры, эвены,

чуванцы, ламуты). Край наш северный всегда был очень суров, а люди здесь жили

смелые и добрые, в основном оленеводы и охотники на морского зверя. Жили они в

ярангах, ездили на нартах запряжёнными оленями или собаками, ходили в одеждах

сшитыми из шкур оленя, торбаса шили из кожи морского зверя, чтобы не промокали.

(показ). Люди были весёлые со своеобразным чувством юмора. Поэтому и сказки

сочиняли необычные, словно песню чукотскую пели (что видят о том и поют).

Героями сказок становились окружающие людей птицы и животные. Раньше не было

вертолётов и самолётов. А человеку всегда хотелось летать как птица, и поэтому

самым любимым героем сказок становился Ворон, которому дали имя Кутх.

Кутх: И-и, кэйвэ! Да, правда! (появляется ворон Кутх)

Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите кто к нам пожаловал. Ведь это сам

Куркыль! Здравствуй, Куркыль!

Кутх: Етык, нэнэнэт! Етык, нэвыскэтти! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, женщины!

Вижу узнали вы меня, да я ворон-человек, но зовут то меня Кутх, а не Куркыль.

Воспитатель: Да, правда-Кутх твоё настоящее имя. На твоей родине тебя так и зовут,

но сейчас ты находишься на Чукотке. А у нас тебя именуют-ворон Куркыль.

Кутх: И-и, кэйвэ! Запамятовал я, но откуда вам это всё известно? (из книг). Что же вам

ещё обо мне известно? (ты волшебник, живёшь в Ительмении, у тебя жена-сорока

Мити и много детей. Ты любишь путешествовать по северным странам и

совершать разные чудеса. В каждой стране у тебя разные имена: Куткыняку,

Кукылын, Кутх, Куркыль, Кушкли). Да, много вы обо мне знаете, это всё я умею

делать, а ещё я люблю веселиться и играть. А вы-то умеете?

Воспитатель: Конечно умеем, Куркыль. Ты посиди и посмотри, а мы тебе покажем.

Игра «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога

оленя).

Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).

Заяц по лесу бежит (машут руками над головой, изображая уши зайца, машут руками

перед грудью, изображая бег зайца).

В дверь к нему стучит (стучат в воображаемую дверь).

Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой

двери).

Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует

ружье)

Зайка, зайка забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем

делают приглашающий жест).

Лапу мне давай (сцепляют руки в замок).

игра проводится с убыстрением темпа

Воспитатель: Куркыль, а мы не только о тебе читаем, но ещё учимся и пересказывать

их. Вот послушай.

-читаю сказку «Хитрый Кукылын»

(

выразительное чтение).

-после прочтения ворон Кутх уточняет значения слов: силки, нарты, яранга.

Проводится беседа по содержанию сказки, направленная на анализ и запоминание

текста.

Ребята, какую сказку мы сейчас с вами прослушали?

Где происходит действие?

Кто главный герой сказки?

О чём говорится в сказке?

Какие черты характера Кутха в сказке?

Где жила семья Кутха, чем питалась?

Как обманул свою семью хитрец?

Как раскрылся обман Кутха?

Что сказала обманщику Мити?

Чем закончилась сказка?

-после читаю ещё раз сказку

, п

ри этом даю установку на пересказ «Вслушивайтесь,

как я читаю». Читаю более медленно по сравнению с первым разом.

-после 3 ребёнка, с небольшой помощью воспитателя, пересказывают сказку по

частям.

Воспитатель: Вот видишь, Куркыль, как дети умеют о тебе сказки рассказывать. Мы

знаем и любим тебя.

Кутх: Какая история интересная про меня, никогда не слышал её раньше. И как вы её

пересказали, одно удовольствие, слушал бы и слушал про себя любимого. Но мне

домой пора, однако, жена заждалась меня. А то опять в обмане меня обвинит. Атав! Да

свиданья! (улетает)

Воспитатель: Улетел Кутх, но сказки о нём остались с нами. Какую сказку мы с вами

пересказывали с вами сегодня? (русскую или чукотскую) Как она называется? По

желанию дети могут сами организовать инсценировку сказки (настольный театр)



В раздел образования