Напоминание

Родительское собрание на тему: «РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА»


Автор: Галушкина Анастасия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Ласточка" г.Тихорецка
Населённый пункт: Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание на тему: «РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО

АНАЛИЗА»

Подготовила

учитель-логопед

Шахбазян М.В.

На основе ознакомления с окружающим миром педагоги, работающие с детьми дошкольного

возраста, могут реализовывать и различные коррекционные задачи. В том числе, в рамках

занятий по ознакомлению с окружающим, необходимо вести работу по развитию фонетико –

фонематической системы языка. Это очень важная задача, так как достаточное фонетико –

фонематическое развитие является основой дальнейшего обучения ребёнка грамоте.

С первых дней пребывания ребёнка в группе педагог ведёт работу по развитию у него

фонематического слуха, фонематического восприятия.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух,

позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонема – звук

речи – звукоразличитель (в русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и

определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников

принято выделять следующие этапы:

упражнения в различении неречевых звуков;

упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых

разным по высоте, силе и тембру голосом;

упражнения в различении похожих звуков; слогов, слов, различающихся одним звуком;

упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки.

Чудо – звуки. Слушайте звуки на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек,

тишину морозного утра. Весной – капель, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно

услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчёлы,

назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи. На

занятиях прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья,

морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.

Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов,

телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о

стакан, шелест страниц и пр.

На занятиях используются различные предметы, с помощью которых можно производить

звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке,

металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с

шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и

там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой ёмкости гремит шарик. С

аналогичной целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с

различными наполнителями (Шумящие коробочки): горохом, мелкими камушками, сухим

песком, желудями, фасолью, пуговицами и т.п.

Педагог демонстрирует детям, с каким звуком рвётся ткань, а с каким – бумага. Дети сами

рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвёт педагог за ширмой.

Потом педагог должен научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и

барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении

звучания разных погремушек, игрушек – пищалок, свистков и т.п. Детям предлагается

рассмотреть две – три звучащие игрушки, поиграть на них, запомнить, как они звучат. Педагог

закрывает игрушки ширмой и просит детей угадать, на чём он играет. Педагоги должны

помнить, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений

более пяти игрушек.

На этом этапе детей тренирует в определении направления звука. Проводятся

упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где гремит погремушка?», «Где пищит

цыплёнок?». Эти упражнения можно проводить даже с не говорящими детьми. Они

показывают, откуда раздавался звук.

Отрабатываем ритмические структуры. Педагог задаёт ритм, отстукивая его рукой,

например такой – 2 удара – пауза – 3 удара. Дети его повторяют. Сначала они видят руки

педагога, потом выполняют это упражнение с закрытыми глазами.

Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например,

громко и тихо стучащего молотка, барабана. Громко – тихо. Педагог раздаёт детям картинки,

на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит

громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а

дети поднимают соответствующие картинки.

При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую

игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что

большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким, что большой кот мяукает

низко, а маленький котёнок высоко и т.п. Педагог экранирует рот и произносит звуки, слоги

или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на

соответствующую игрушку.

Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно

использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображениями папы и сына и т.п. На

этом этапе активно ведётся работа по привлечению внимания детей к обращённой речи.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и не правильно

произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки

сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы

фонематического восприятия. Например, педагог показывает и называет картинку с

изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку

правильно и неправильно, а они должны поднять «сигнал», если слово будет произнесено

неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки,

шарики и т.п. Педагог произносит: натама, манапа, памана, панама. Дети поднимают

«сигналы», когда слово произнесено неправильно.

На том этапе работы, о котором идёт речь, важно не только научить детей различать звуки на

слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Следует отметить, что в

упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребёнком.

Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по – пу – пи, ка – та – ма,

но – по – то и т.п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя на занятии

игровые персонажи (телепузиков, эльфов, гномиков, инопланетян), которые якобы говорят на

своём волшебном языке и учат этому детей.

В это же время, по заданию логопеда, активно ведётся работа по закреплению в речи

сохранных и вновь поставленных звуков. При этом последовательность и сроки работы над

звуками варьируются в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения

часто являются ведущими в структуре речевого дефекта (Л. В. Лопатина), так как большой

процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы

становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над

фонетической стороной речи (звукопроизношением и просодикой: темп, ритм, ударение,

интонационная выразительность речи) требует от педагога определённых усилий и ведётся на

протяжении всего учебного года.

При формировании мелодико - интонационной стороны речи важным разделом является

работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо

развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния:

радость, удивление, испуг. Развитию мелодико - интонационной стороны речи, гибкости,

модуляции голоса способствуют игры - инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе

развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо -

ритмических характеристик речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие

движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя

ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу

соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Важным

разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе

над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе.

Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи можно органично включать в

занятия по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении темы «Животные»

использовать игру «Весёлые путешественники». Игру можно использовать для развития

фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в

словах и предложениях) и для развития фонематического восприятия (дифференциация звуков

[с] - [ш]). В игре используют картинки, в названиях которых есть эти звуки. Сначала педагог

предлагает детям рассмотреть и назвать картинки (автоматизация). Затем можно предложить

разместить картинки, в названиях которых есть звук [с], в кузов грузовика (плоскостное

изображение), а картинки со звуком [ш] - в автобус. Затем педагог просит рассказать, какие

животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине

едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».

Следующий серьёзный этап работы - формирование навыков звукового и слогового анализа

слов. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно

поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов. Слова

подбираются в соответствии с лексическими темами. Педагог раздает детям семафоры, флажки

или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово.

Можно проводить подвижные игры, целью которых будет различение на слух длинных и

коротких слов. Дети должны будут приседать, услышав короткое слово, и подниматься на

носочках, услышав длинное слово и т.п.

Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать,

протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия

ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи

долго не находят своего послогового выражения. Педагог учит детей выполнять эту работу по

подражанию. Он отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (МА

– МА, ПА – ПА, НО –ГИ, ВА – ТА). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих

же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (БО

– БЫ, КО – ТЫ, ДЫ – НЯ). Далее можно предложить детям самостоятельно попробовать

выполнить аналогичное упражнение с новыми словами. Работа над слоговой структурой слов

имеет определённую последовательность усложнения.

Очень полезна работа по составлению слов из слогов. Например, педагог предлагает детям

задания:«Какое слово получится из слогов ва и та? Какое слово получится, если сначала

сказать ки, а потом но? Составь слово из слогов ва, ны, го.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие

этапы:

анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;

выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа «утка», «аист», «ослик»;

выделение начальных безударных гласных звуков из слов типа «арбуз», «индюк»;

выделение конечных согласных из слов типа «мак», «кот», «дом»;

анализ и синтез закрытых (обратных) слогов ак, уп, он, им;

анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко;

выделение начальных согласных из слов типа «нос», «мак», «дым»;

определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность,

характеристика каждого звука) типа «осы», «кот», «мама», «вагоны», «бант», «стук», «кит»,

«бинт», «крик», «маска», «киска», «малина».

Следует отметить, что формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится

только в игровой форме. Широко используется наглядность. Не менее важен положительный

эмоциональный фон занятия. Вот несколько примеров этой работы на разных этапах.

- Педагог поёт слияние гласных звуков, например ау, и спрашивает: «Что я спела? Где так

кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я спела первым, а какой вторым? Сколько

красных кружков вы положите перед собой?» На этом этапе детям предлагают первые задания

по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом звук [а], что получится? Кто так

плачет»? Выложите схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает

второй кружок?»

- При выделении начальных ударных гласных из слов можно дать детям задание определить, с

какого гласного звука начинаются имена Алик, Алла, Ася, Анна? Какие имена, начинающиеся со

звука [а], вы помните?

- На этапе закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно

использовать игру «Составь цепочку» (цель: закрепить умение выделять начальный и

конечный звуки из слова). Слова (или картинки) следует подбирать таким образом, чтобы из

них можно было составить последовательную цепь. Например, гноммосттанк кот;

коттанккоммука и т.п.

- Игра «Буратино и Мальвина» (тема «Школьные принадлежности»). Можно поупражнять

детей в дифференциации звуков [л] - [ль] (клей, линейка, закладка, обложка, мел, пенал, альбом,

фломастер), в делении слов на слоги (бук – варь, днев – ник, порт – фель, пе – нал, ка – ран –

даш, ре – зин – ка, фло – мас – тер, об – лож – ка), а также в различении школьных

принадлежностей и игрушек (кукла, машинка, трансформер, конструктор, букварь, тетрадь,

пенал, ранец).

Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Проводя эту работу, педагог

предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове «усы»? Назови их по порядку.

Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Обозначь звуки кружками. Сколько в

слове согласных звуков? Назови второй по счёту звук этого слова. Вспомни слова, в которых

гласные и согласные звуки расположены в таком же порядке».

В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой

анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очерёдность, дают

характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством

слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным

слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Всё это готовит дошкольников к

обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.

Педагоги и родители должны создавать условия для развития речевой деятельности и

речевого общения детей:

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание

высказываний;

создавать ситуацию общения;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту

звуков в слове;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой

памяти, слухового контроля, словесной памяти;

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок,

педагог и родители должны своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью

задавать тон. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны

только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной.

Естественно, что такая работа требует от педагогов и родителей терпения, такта, собранности и

постоянной изобретательности.



В раздел образования