Автор: Галушкина Анастасия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Ласточка" г.Тихорецка
Населённый пункт: Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание на тему: «РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА»
Раздел: дошкольное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В
СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО
АНАЛИЗА»
Подготовила
учитель-логопед
Шахбазян М.В.
На основе ознакомления с окружающим миром педагоги, работающие с детьми дошкольного
возраста, могут реализовывать и различные коррекционные задачи. В том числе, в рамках
занятий по ознакомлению с окружающим, необходимо вести работу по развитию фонетико –
фонематической системы языка. Это очень важная задача, так как достаточное фонетико –
фонематическое развитие является основой дальнейшего обучения ребёнка грамоте.
С первых дней пребывания ребёнка в группе педагог ведёт работу по развитию у него
фонематического слуха, фонематического восприятия.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух,
позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонема – звук
речи – звукоразличитель (в русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.
Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и
определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников
принято выделять следующие этапы:
упражнения в различении неречевых звуков;
упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых
разным по высоте, силе и тембру голосом;
упражнения в различении похожих звуков; слогов, слов, различающихся одним звуком;
упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки.
Чудо – звуки. Слушайте звуки на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек,
тишину морозного утра. Весной – капель, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно
услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчёлы,
назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи. На
занятиях прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья,
морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.
Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов,
телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о
стакан, шелест страниц и пр.
На занятиях используются различные предметы, с помощью которых можно производить
звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке,
металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с
шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и
там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой ёмкости гремит шарик. С
аналогичной целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с
различными наполнителями (Шумящие коробочки): горохом, мелкими камушками, сухим
песком, желудями, фасолью, пуговицами и т.п.
Педагог демонстрирует детям, с каким звуком рвётся ткань, а с каким – бумага. Дети сами
рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвёт педагог за ширмой.
Потом педагог должен научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и
барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении
звучания разных погремушек, игрушек – пищалок, свистков и т.п. Детям предлагается
рассмотреть две – три звучащие игрушки, поиграть на них, запомнить, как они звучат. Педагог
закрывает игрушки ширмой и просит детей угадать, на чём он играет. Педагоги должны
помнить, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений
более пяти игрушек.
На этом этапе детей тренирует в определении направления звука. Проводятся
упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где гремит погремушка?», «Где пищит
цыплёнок?». Эти упражнения можно проводить даже с не говорящими детьми. Они
показывают, откуда раздавался звук.
Отрабатываем ритмические структуры. Педагог задаёт ритм, отстукивая его рукой,
например такой – 2 удара – пауза – 3 удара. Дети его повторяют. Сначала они видят руки
педагога, потом выполняют это упражнение с закрытыми глазами.
Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например,
громко и тихо стучащего молотка, барабана. Громко – тихо. Педагог раздаёт детям картинки,
на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит
громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а
дети поднимают соответствующие картинки.
При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую
игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что
большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким, что большой кот мяукает
низко, а маленький котёнок высоко и т.п. Педагог экранирует рот и произносит звуки, слоги
или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на
соответствующую игрушку.
Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно
использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображениями папы и сына и т.п. На
этом этапе активно ведётся работа по привлечению внимания детей к обращённой речи.
Следующий этап начинается с различения детьми правильно и не правильно
произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки
сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы
фонематического восприятия. Например, педагог показывает и называет картинку с
изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку
правильно и неправильно, а они должны поднять «сигнал», если слово будет произнесено
неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки,
шарики и т.п. Педагог произносит: натама, манапа, памана, панама. Дети поднимают
«сигналы», когда слово произнесено неправильно.
На том этапе работы, о котором идёт речь, важно не только научить детей различать звуки на
слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Следует отметить, что в
упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребёнком.
Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по – пу – пи, ка – та – ма,
но – по – то и т.п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя на занятии
игровые персонажи (телепузиков, эльфов, гномиков, инопланетян), которые якобы говорят на
своём волшебном языке и учат этому детей.
В это же время, по заданию логопеда, активно ведётся работа по закреплению в речи
сохранных и вновь поставленных звуков. При этом последовательность и сроки работы над
звуками варьируются в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.
В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения
часто являются ведущими в структуре речевого дефекта (Л. В. Лопатина), так как большой
процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы
становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над
фонетической стороной речи (звукопроизношением и просодикой: темп, ритм, ударение,
интонационная выразительность речи) требует от педагога определённых усилий и ведётся на
протяжении всего учебного года.
При формировании мелодико - интонационной стороны речи важным разделом является
работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо
развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния:
радость, удивление, испуг. Развитию мелодико - интонационной стороны речи, гибкости,
модуляции голоса способствуют игры - инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе
развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо -
ритмических характеристик речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие
движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя
ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу
соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Важным
разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе
над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе.
Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи можно органично включать в
занятия по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении темы «Животные»
использовать игру «Весёлые путешественники». Игру можно использовать для развития
фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в
словах и предложениях) и для развития фонематического восприятия (дифференциация звуков
[с] - [ш]). В игре используют картинки, в названиях которых есть эти звуки. Сначала педагог
предлагает детям рассмотреть и назвать картинки (автоматизация). Затем можно предложить
разместить картинки, в названиях которых есть звук [с], в кузов грузовика (плоскостное
изображение), а картинки со звуком [ш] - в автобус. Затем педагог просит рассказать, какие
животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине
едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».
Следующий серьёзный этап работы - формирование навыков звукового и слогового анализа
слов. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно
поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов. Слова
подбираются в соответствии с лексическими темами. Педагог раздает детям семафоры, флажки
или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово.
Можно проводить подвижные игры, целью которых будет различение на слух длинных и
коротких слов. Дети должны будут приседать, услышав короткое слово, и подниматься на
носочках, услышав длинное слово и т.п.
Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать,
протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия
ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи
долго не находят своего послогового выражения. Педагог учит детей выполнять эту работу по
подражанию. Он отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (МА
– МА, ПА – ПА, НО –ГИ, ВА – ТА). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих
же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (БО
– БЫ, КО – ТЫ, ДЫ – НЯ). Далее можно предложить детям самостоятельно попробовать
выполнить аналогичное упражнение с новыми словами. Работа над слоговой структурой слов
имеет определённую последовательность усложнения.
Очень полезна работа по составлению слов из слогов. Например, педагог предлагает детям
задания:«Какое слово получится из слогов ва и та? Какое слово получится, если сначала
сказать ки, а потом но? Составь слово из слогов ва, ны, го.
Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие
этапы:
анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;
выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа «утка», «аист», «ослик»;
выделение начальных безударных гласных звуков из слов типа «арбуз», «индюк»;
выделение конечных согласных из слов типа «мак», «кот», «дом»;
анализ и синтез закрытых (обратных) слогов ак, уп, он, им;
анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко;
выделение начальных согласных из слов типа «нос», «мак», «дым»;
определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность,
характеристика каждого звука) типа «осы», «кот», «мама», «вагоны», «бант», «стук», «кит»,
«бинт», «крик», «маска», «киска», «малина».
Следует отметить, что формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится
только в игровой форме. Широко используется наглядность. Не менее важен положительный
эмоциональный фон занятия. Вот несколько примеров этой работы на разных этапах.
- Педагог поёт слияние гласных звуков, например ау, и спрашивает: «Что я спела? Где так
кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я спела первым, а какой вторым? Сколько
красных кружков вы положите перед собой?» На этом этапе детям предлагают первые задания
по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом звук [а], что получится? Кто так
плачет»? Выложите схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает
второй кружок?»
- При выделении начальных ударных гласных из слов можно дать детям задание определить, с
какого гласного звука начинаются имена Алик, Алла, Ася, Анна? Какие имена, начинающиеся со
звука [а], вы помните?
- На этапе закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно
использовать игру «Составь цепочку» (цель: закрепить умение выделять начальный и
конечный звуки из слова). Слова (или картинки) следует подбирать таким образом, чтобы из
них можно было составить последовательную цепь. Например, гном – мост – танк – кот;
кот – танк – ком – мука и т.п.
- Игра «Буратино и Мальвина» (тема «Школьные принадлежности»). Можно поупражнять
детей в дифференциации звуков [л] - [ль] (клей, линейка, закладка, обложка, мел, пенал, альбом,
фломастер), в делении слов на слоги (бук – варь, днев – ник, порт – фель, пе – нал, ка – ран –
даш, ре – зин – ка, фло – мас – тер, об – лож – ка), а также в различении школьных
принадлежностей и игрушек (кукла, машинка, трансформер, конструктор, букварь, тетрадь,
пенал, ранец).
Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Проводя эту работу, педагог
предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове «усы»? Назови их по порядку.
Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Обозначь звуки кружками. Сколько в
слове согласных звуков? Назови второй по счёту звук этого слова. Вспомни слова, в которых
гласные и согласные звуки расположены в таком же порядке».
В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой
анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очерёдность, дают
характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством
слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным
слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Всё это готовит дошкольников к
обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.
Педагоги и родители должны создавать условия для развития речевой деятельности и
речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание
высказываний;
создавать ситуацию общения;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту
звуков в слове;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой
памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок,
педагог и родители должны своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью
задавать тон. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны
только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной.
Естественно, что такая работа требует от педагогов и родителей терпения, такта, собранности и
постоянной изобретательности.