Автор: Нутфуллина Альфия Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Уголек"
Населённый пункт: Кемеровская обл - Кузбасс, г. Березовский
Наименование материала: экологический проект
Тема: Берегите птиц зимой
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Уголек» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития воспитанников
Покормите птиц зимой
Экологический проект
в группе раннего развития «Пчелки»
Выполнили воспитатели:
Нутфуллина А.Р.
Березовский 2020
Содержание
Введение……………………………………………………….3
1. Корм для зимующих птиц………………………………….5
2. Календарно - тематическое планирование……………….6
3. Реализация проекта……………………………………….10
Заключение…………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………..14
Приложения…………………………………………………..15
Введение
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Александр Яшин
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится
птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц
погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их?
Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких
соседей. А ведь они тоже часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в
нашей помощи, в нашей заботе.
Понаблюдав за птицами в природе, изучив их зимний образ жизни, узнав, чем они
питаются, можно организовать для зимующих птиц искусственную подкормку. Тем
самым мы поможем им пережить трудное время года, спасти от гибели. Если зимой
погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка
птенцов (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8-10 птенцов). Через год потомство
могло бы составить порядка 100 особей. Это серьёзное подспорье в борьбе с вредителями
– мелкими насекомыми, которых синицы уничтожают в большом количестве. Но не
только синицы нуждаются в поддержке. Много других зимующих птиц тоже нуждается в
нашей помощи. Мы уверены, что в настоящее время совершенно необходима зимняя
подкормка птиц, ведь снежный покров этой зимой очень высокий. Самый доступный и
распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц. Это занятие
имеет большое воспитательное значение, так как учит детей и их родителей заботиться о
тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Чтобы этого не
произошло, каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому эта тема
работы является актуальной.
1
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: среднесрочный, семейный, групповой
Участники: воспитатели, дети группы «Пчелки», родители воспитанников.
Сроки реализации: 01.12.2019-31.01.2020
Объект исследования: зимующие птицы.
Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке.
Цель проекта: Формирование представления дошкольников о зимующих птицах, их
образе жизни, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
Обучающие:
Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках,
о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней
Укреплять детско-родительские отношения
Предварительная работа:
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц; подборка
произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Форма проведения: Беседы, дидактические и подвижные игры, чтение художественной
литературы, продуктивные виды деятельности.
2
Корм для зимующих птиц
Для различных видов птиц нужны различные корма. Семена подсолнечника едят
почти все птицы. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника
делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Семена дыни и тыквы
охотно едят все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Сало, мясо – любимая
пища для синиц, сорок и ворон и некоторых других видов птиц. Но стоит помнить, что
птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Свежий хлеб нравится многим
птицам, но его желательно не давать, так как он забивает пищевод, вызывает брожение. А
вот сухарики будут очень полезны. Их можно сушить по мере необходимости в духовке.
Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно
злаков. Насыпав в кормушку пшено или овес, вы привлечете к ней воробьев и других
зерноядных птиц. Не стоит забывать, что голуби также с удовольствием склевывают
любые зерна.
- нельзя кормить птиц солёными продуктами, ржаным хлебом (это смертельно
опасно для них);
- если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы
каждый день в кормушке был корм;
- кормушка должна быть удобной и безопасной для птиц (плотное крепление,
никаких острых краёв);
- повесить нужно кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы,
но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице);
- по возможности корм должен быть защищён от непогоды;
- кормушку необходимо регулярно чистить.
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо
начинать ещё с лета, заготавливая корм.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам,
желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того,
что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные
знания о том, чем кормить птиц зимой.
3
Календарно - тематическое планирование в группе раннего развития
«Покормите птиц зимой» 01.12.2019-31.01.2020
2 декабря- 6 декабря
Зарядка для глаз « Птички»
Дидактическая игра «Найди птичку» - уточнение предлогов: «в», «на», «под»;
включение предлогов в речь.
Беседа «Трудно птицам зимовать» учить детей помогать птицам в холодное время
года. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Формирование целостности картины мира « Птицы зимой»
Задачи: Развивать слуховое и зрительное внимание, формировать у детей представление о
внешнем виде птиц (туловище, голова, хвост, крылья, клюв), об их повадках (летают,
клюют, прыгают, поют), учить различать карканье вороны и чириканье воробья.
Беседа «О пользе птиц»
Задачи: рассказать детям какую пользу приносят птицы в природе.
Наблюдение (из окна) Птички летят
Цель: Обобщение представления детей о птицах
9 декабря- 13 декабря
Утренняя гимнастика « Птички прилетели»
Коммуникация (развитие речи) « Села птичка на окошко»
Задача: Создать условия для формирования слухового восприятия художественного
текста, закрепить с детьми название птиц (воробей, снегирь, синица, голубь)
Наблюдение (из окна) Зима. Снегопад. Как птичкам трудно добывать корм зимой.
Подвижная игра « Птички и автомобиль»
Художественно - эстетическое развитие (рисование - оттиск ладоней)
« Птички прилетели»
16 декабря- 20 декабря
Беседа «Птицы». Рассказать детям о птицах (имеют крылья - летают, живут в
гнёздах, тело птиц покрыто перьями).
Дидактическая игра «Найди такую же». Обучать детей находить и узнавать птиц,
образуя парные картинки. Рассказать, как они называются.
Конструирование « Строим домики для птичек» - закрепить понятия «выше -
ниже», «больше - меньше», «цвет».
Рисование «Ягодки для снегирей» - учить детей рисовать нетрадиционным
способом – ватными палочками.
4
Подвижная игра « Воробушки»
Чтение художественной литературы О. Григорьева « Снегири»
Просмотр презентации « Зимующие птицы»
23 декабря- 27 декабря
Пальчиковая гимнастика « Кормушка»
Беседа «Знакомство с птицами - снегирь, синица?»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц.
Дидактические игры «Кто что ест?», «Что есть у птички»
Игра малой подвижности «Птички, раз! Птички, два!».
Задача: Учить детей выполнять движения по показу воспитателя, считать.
Формирование целостности картины мира « Зимующие птицы»
Задача: Закрепить знание детей о среде обитания птиц, сформировать представление о
корме для них.
Чтение художественной литературы Е. Благинина «Прилетайте»
приучать слушать внимательно, воспитывать усидчивость.
Подвижная игра «Поймай птичку» - развивать ловкость, быстроту реакции.
Аппликация « Ягоды для снегирей»
9 января – 17 января
Утренняя гимнастика « Шустрые синички»
Наблюдение (из окна) за воробьями –
воспитывать заботливое отношение к птицам.
Беседа «Кто прилетел на кормушку?»
Задачи: закрепить представление о птицах: голубь, воробей, ворона, побуждать
имитировать звукоподражание их голосам.
Формирование целостности картины мира «У кормушки»
Задачи: Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать
доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
Подвижная игра «Птичка»- побуждать к подражанию птицам; совершенствовать
ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения.
Художественно - эстетическое развитие (музыка) Прослушивание звуков птиц.
Лепка « Зернышки для птичек»
Коммуникация (развитие речи) «Как мы птичек кормили». Составление рассказа по
сюжетной картинке.
Задача: Учить детей следить за рассказом воспитателя
5
20 января- 24 января
Утренняя гимнастика
Беседа « Пользу или вред приносят птицы»
Цель: воспитание заботливого отношения и интереса к птицам.
Образовательная ситуация « Покормим птичек!»
Чтение художественной литературы А. Яшин « Покормите птиц зимой»
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Задачи: уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас
детей.
Художественно - эстетическое развитие (Лепка) « Птичка»
Задача: Побуждать лепить округлую форму, придавать сходство с натурой при
совместной деятельности с педагогом.
Подвижная игра
«Воронята» упражнять в беге; развивать внимание, умение
подражать; учить действовать в соответствии с текстом.
Наблюдение (из окна) « Синички»
Цель: формирование представления о синичке, ее отличительных признаках (маленькая,
желтая грудка)
Беседа « Как живут наши пернатые зимой»
Художественно - эстетическое развитие (рисование) Раскрашивание силуэтов птиц.
Цель: Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц, развитие мелкой моторики.
27 января- 31 января
Зарядка для глаз « Птички»
Пальчиковая игра «Сорока - белобока»
Закреплять умение повторять слова и движения за педагогом.
Наблюдение за птицами на кормушке
Формирование целостности картины мира « Кто прилетел к нам на участок?»
Задача: Продолжать знакомство с птицами, учить отличать их по внешнему виду.
Побуждать воспроизводить звукоподражание голосам птиц, имитировать их поведение.
Физическое развитие. Тема: «Птички-невелички».
Задачи: Упражнять детей в ходьбе друг за другом. Упражнять детей в беге в разных
направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
6
Задачи: формировать экологические знания о зимующих птицах и бережное отношение к
ним.
Подвижная игра «Птички летают»
Задачи: развивать координацию движений; упражнять в беге; учить ориентироваться в
пространстве.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка. « Угощение для птичек»
Задачи: учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями,
закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
Познакомить
детей
с
основными
признаками
внешнего
вида
птиц.
Закрепить
представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).
Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и
желание заботиться о птицах
Формирование целостности картины мира « Птицам холодно зимой»
Задачи:
вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, научить проявлять
заботу о них, учить различать карканье вороны, чириканье воробья, синицы, учить
находить птиц на картинке,
упражнять в звукоподражании и название голосов птиц,
закрепить понятие («большой», «маленький»), закрепить понятия «один», «много»;
формировать желание подкармливать птиц зимой, вызывать стремление беречь птиц,
помогать им в трудных зимних условиях.
Коммуникация (Развитие речи) « Птицы зимой»
Составление описательного рассказа.
Задачи: Упражнять в отгадывании птиц по их описанию, развивать речь, воспитывать
умение слушать рассказы воспитателя.
Наблюдение за снегирем.
закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида.
Обратить внимание детей на пустые кормушки.
Чтение художественной литературы М. Горького «Воробьишко» способствовать
развитию интереса к художественной литературе.
Аппликация « снегири на ветке»
7
Реализация проекта
№ П\
П
Вид деятельности
1
Образовательная область «Познание»
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Чем кормить птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
2
Художественно-эстетическое развитие
Непосредственно образовательная деятельность. Аппликация «Ягоды для
снегирей»
Задачи:
- Учить детей раскатывать салфетку между пальцами круговыми движениями,
закреплять умения отрывать маленькие кусочки,
- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц.
Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает,
прыгает, клюёт ягоды).
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой
природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Непосредственно образовательная деятельность. Рисование: «Корм для
птичек»
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.
- Создать радостное настроение – накормить птиц зимой.
Раскрашивание силуэтов птиц.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук
-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.
3
Речевое развитие
Чтение художественной литературы о птицах:
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Ю. Никонова «Зимние гости»
Р. Новикова «Поможем птицам»
Г. Ладонщиков «Каждый день…»
4
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль»
«Маленькая птичка»
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей»
8
Дидактические игры:
«Один - много», « Кто что ест», « Что есть у птички»
Конструирование: «Домик для птиц» (Н.В. Голицына)
5
Работа с родителями:
- Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой»
- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
- Просмотр мультфильма «Серая шейка»
Продукты проекта:
1. Выставка кормушек.
2. Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.
Заключение
Результаты реализации проекта
9
В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому
воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-
эстетическому развитию воспитанников.
У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время
проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников,
педагогов и родителей.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
Улучшилась у некоторых детей речь.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная
активность, коммуникативные навыки.
Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных
зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.
Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Для детей:
• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.
• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую
пользу приносят.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в
трудных зимних условиях.
• Воспитано чувство любви и бережного отношения к птицам.
Для родителей:
• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по
тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).
• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное
зимнее время.
• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции
«Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада).
• Укрепление
детско-родительских
отношений,
выявление
и
развитие
творческих
способностей детей и родителей.
Вывод:
10
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей
появилась заинтересованность в совместной деятельности.
Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного
представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для
человека, о правилах подкормки.
Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх,
поделках, рассказах.
Были
созданы
условия
для
развития
у
детей
любознательности
и
творческих
способностей.
Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая
моторика через разные виды деятельности с детьми.
Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
Список Литературы
11
1.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей
дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
2.
Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных
областей в первой младшей группы детского сада: Практическое пособие
для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-
Воронеж: ООО «Метода», 2013.-256с (133с)
3.
Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада.
Младшая разновозрастная группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-128с.
4.
Голицына Н.С. Конспекты комплексно - тематических занятий 1 младшая
группа. Интегрированный подход.- М.: « Издательство СКРИПТОРИЙ
2003», 2014.-152 с. (59с,73с,74с,75)
5.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 2-3 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.-64с.,
цв.вкл.
6.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л., Прогулки в детском саду. Методическое
пособие/ Под ред . Г.М. Кисилевой. Л.И.Понамаревой.2-еизд., испр.и доп.-
М:ТЦ Сфера, 2015.-176с.
7.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада.
Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура.
Утренняя
гимнастика.
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов в ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.-202с
8.
Соломенникова
О.А.
Занятия
по
формированию
элементарных
экологических представлений в первой младшей группе детского сада.
Конспекты занятий.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.-48с.(11с)
9.
Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -
метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений / О. С.
Ушакова, Е. В. Струнина.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.-287с
Приложения
12
Я гляжу в окошко,
Прилетели птички,
Привяжу им сало,
Кушайте синички!
Ежель Л.
Снегири рябину ели,
-Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели,
От такого кушанья.
Воронько П.
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать. (Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
13
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на
друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает
«автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети
поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу
воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль»
выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки).
«Автомобиль» возвращается в «гараж».
14
Дидактическая игра «Один-много»
Задача: учить детей понимать количественную характеристику предметов,
использовать в речи слова: один (одна), много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых
птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт
сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев
много).
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ «ПТИЦЫ»
Ходят по водичке птички-невелички. (Ходьба)
Ходят, лапки поднимают птички-невелички.
Вот так, вот так ходят у водички.
(Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.)
Полетели птички, птички-невелички.
Взвились в небо высоко, полетели птички. (Бег )
Летели, летели и на землю сели.
Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,
И на ветке мы ворону увидали:
Крылья вверх и крылья вниз. (Руки вверх, вниз)
Зарядку делай – не ленись!
Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.
И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
Солнце меньше светит, лапки замерзают.
Птички лапки греют, подгибают.
И воробушки тут как тут (прыжки)
Зёрнышки с земли клюют.
Мы бегали, прыгали, вместе играли.
На завтрак все дружно теперь зашагали! (ходьба)
Игра « Разноцветные синички».
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в
стишке.
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)
Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»).
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШУСТРЫЕ СИНИЧКИ».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Пальчиковые игры
Покормите птиц
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как
крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
Пять воробьёв…
Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,
Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному)..
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали,
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы,
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
16
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек
Занятие по рисованию
Тема: «Птицы» (нетрадиционная техника - ладошки).
Задачи: Образовательные: Формирование у детей знаний о зимующих птицах.
Закрепление знаний о характерных, отличительных особенностях птиц. Обучение
рисованию нетрадиционным способом – ладошками.
Развивающие: Развитие речевой активности, творческих способностей детей,
воображения, фантазии.
Воспитательные: Воспитание любви и заботливого отношения к природе, к братьям
нашим меньшим.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок. Чтение
художественной литературы: И. Беляков «На дворе белым бело», Я. Аким «Синицы».
Отгадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Один -
много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц». Подвижные игры:
«Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль» и др.
Материал: Картинки с изображением птиц в конверте, аудиозапись «Голоса птиц»,
карточки с моделями птиц, гуашь, ½ альбомного листа, неразливайки с водой, кисточки,
клеенка, влажные салфетки, фломастеры.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети входят в группу. Звучит запись
«Голоса птиц».
Воспитатель: Как много у нас сегодня гостей.
- Кто это? (Птички)
- Что они делают? (Поют)
Основная часть.
Воспитатель: Правильно. Здесь много птиц и все они поют.
- Голоса, каких птиц вы услышали? (Ответы детей, воспитатель вывешивает на доску
иллюстрации с изображением угаданных птиц).
1. Сообщение темы: Сегодня мы поговорим о птицах, их характерных особенностях и
попробуем нарисовать необычных птиц.
Если дети не смогли угадать, кто пел, то педагог достаёт волшебный конверт.
- Как вы думаете, что в нём? (Ответы детей)
В нём загадки. Я загадаю загадку, а вы попробуете угадать, о ком я говорю. После каждой
правильно отгаданной загадки воспитатель вывешивает на доску иллюстрации с
изображением угаданных птиц.
***
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
В. Кузьминов
17
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
—
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый… (Воробей).
***
Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
- кричит сварливо… (Ворона)
***
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … (Синица)
Л. Шкилёва
***
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
Беседа о зимующих птицах (звонок от домовёнка Кузи).
- Как можно назвать этих птиц, одним словом? (Дикие). Молодцы!
- А почему их так называют? (Ответы детей).
- В какое время года мы их встречаем?
- Значит, как еще можно назвать этих птиц? (Зимующие)
Звонок от домовёнка Кузи. Здравствуй Кузя! Что случилось?
Воспитатель: Представляете, Домовёнок Кузя, позвонил и говорит, что у него на чердаке
постоянно птички гостят. Они летают, шумят. А Кузя не понимает: как это они летают, а
он не может. Он просит:
- Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу в небе
порхать!»
- Поможем Кузе разобраться.
Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите:
- Что у них общего, чем они похожи?
С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.
- У всех птиц тело покрыто перьями (модель).
- Есть крылья (модель).
- Голова и туловище (модель).
- Клюв (модель).
18
- Хвост (модель).
- Две лапки (модель).
- Зачем птицам крылья? (Летать).
- А лапки птицам зачем? (Передвигаться по земле, цепляться за ветки).
- Зачем им клюв? (Есть, пить).
Воспитатель: Значит, птицы отличаются от нас – людей, мы совсем разные. Мы не можем
летать как птицы, у нас нет крыльев.
Звонок Кузе: Здравствуй Кузя! Послушай, почему ты не можешь летать (пояснение
ребёнком).
Воспитатель: Мы можем научить тебя рисовать красивых, необычных птиц.
- Хочешь? (Да)
Физминутка:
Сначала мы разомнёмся, а потом обязательно научим тебя рисовать.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили. (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют. (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. («летают», садятся)
Рассматривание готовых образцов.
Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел.
- Кто это, кто догадался? (Воробышек). Молодцы!
- А кто это с ним прилетел? (Голубь, ворона, снегирь, синичка)
Посмотрите, какие они необычные
- С помощью чего они нарисованы? (С помощью рук - ладошек)
- Что заменяет ладошка? (Туловище, хвост и крылья)
Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать
отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, как я это делаю:
Я отвожу большой палец руки, остальные пальцы прижимаю друг к другу (показ).
Опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге.
Посмотрите, какой отпечаток получился (после того как дети сделали отпечатки, они
моют руки и продолжают работу).
После работы кисточку кладём на подставочку, ручку вытираем салфеткой и идём мыть
руки, после садимся за своё рабочее место.
Дорисовываем головку.
Посмотрите, как будем рисовать голову – показ педагогом.
- Остаётся дорисовать? (Лапки, клюв и глаз).
Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает
сделать при помощи фломастеров.
19
Посмотрите, как будем рисовать клюв, глаз и лапки – показ педагогом.
Птичка готова.
5. Самостоятельная работа детей (помощь педагога).
Дети делятся на группы (кто кого будет рисовать). Предлагаю нарисовать своих птиц.
Выставим их на доску и пригласим Кузю посмотреть, какие красивые и необычные птицы
у нас получились.
20