Автор: Байер Ксения Игоревна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Бригантина"
Населённый пункт: город Заринск
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по проектированию интеграции дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения
Раздел: среднее образование
Аннотация.В статье рассматривается вопрос о том, как максимально
эффективно интегрировать дополнительное образование и внеурочную
деятельность в условиях современной школы, согласно требованиям и указам
министерства просвещения Российской Федерации.
Ключевые
слова.Образование,
школа,
внеурочная
деятельность,
дополнительное образование, педагогика, управление.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАНТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в условиях
интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного
образования детей, должна содержать следующие разделы:
1)
пояснительная записка;
2)
планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы;
3)
учебно-тематический план;
4)
методическое обеспечение
дополнительной образовательной
программы.
Требования к разделам дополнительной общеобразовательной программы,
реализуемой в условиях интеграционного взаимодействия учреждений
общего и дополнительного образования детей:
Пояснительная записка должна включать общую характеристику основной
образовательной программы общего образования, а именно раскрывать:
1)
актуальность и направленность реализации дополнительной
общеобразовательной программы;
2)
цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы;
3)
место
дополнительной
общеобразовательной
программы
в
системе внеурочной деятельности учреждений общего и дополнительного
2
образования
детей,
являющихся
участниками
интеграционного
взаимодействия;
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной программы должны включать перечень личностных и
метапредметных результатов, на достижение которых направлена реализация
программы, и доказательство педагогической целесообразности достижения
этих результатов конкретными программными средствами.
Учебно-тематический план должен включать:
тематику занятий,
основное содержание по подразделам темы,
количество часов, отводимых на тему,
рекомендуемые формы организации образовательного процесса.
Учебно-тематический план может включать указание на образовательное
учреждение-участник интеграционного взаимодействия, которое отвечает за
реализацию данной темы (подраздела темы) в рамках программы.
Раздел
«Методическое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы»
должен
включать
перечень
учебного
оборудования,
необходимого
для
реализации
программы,
список
рекомендуемых
образовательных ресурсов и список рекомендуемой литературы.
Рекомендуется
соблюдать
следующий
регламент
организации
интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного
образования детей:
1.
Общие положения
1.1.
Настоящий Примерный регламент организации интеграционного
взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей
(далее – Примерный регламент) разработан в соответствии с:
-
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г.
№ 3266-1 (в ред. Федерального закона от 09.02.2007г. N 17-ФЗ);
-
Типовым
положением
об
общеобразовательном
учреждении,
введённым в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства
РФ (с изменениями на 01.02.2005г.);
3
-
Концепцией модернизации российского образования на период до
2010 года (утверждена приказом Министерства образования Российской
Федерации от 11.02.2002 № 393);
-
Концепцией
реструктуризации
сети
общеобразовательных
учреждений,
расположенных
в
сельской
местности
(утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 № 871);
-
Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего
образования (утверждена приказом Министерства образования Российской
Федерации от 18.07.2002 № 2783);
-
Письмом Министерства образования Российской Федерации от
20.04.2004г. N14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации
профильного
обучения
на
основе
индивидуальных
учебных
планов
обучающихся»;
-
Письмом Министерства образования Российской Федерации № 03-
412 от 4 марта 2010 г. «О методических рекомендациях по вопросам
организации профильного обучения».
-
Письмом Министерства образования Российской Федерации № 03-
413
от 4 марта 2010 г. «О методических рекомендациях по реализации
элективных курсов».
Настоящий Примерный регламент устанавливает процедуру организации
образовательной деятельности в рамках интеграционного взаимодействия,
т.е. частичного организационного объединения одного или нескольких
общеобразовательных учреждений вокруг учреждения дополнительного
образования детей, обладающего достаточным материальным и кадровым
потенциалом для целей реализации дополнительных общеобразовательных
программ.
1.2.
Организация интеграционного взаимодействия образовательных
учреждений регламентируется документами:
1.2.1.
Органа, осуществляющего управление в сфере образования
муниципального района:
4
-
материалами
мониторинга
образовательных
потребностей
обучающихся (приказ(ы)), анализ результатов, управленческое решение по
результатам);
-
приказом
об
интеграционном
взаимодействии
образовательных
учреждений
в
системе
образования
муниципального
района;
-
другими документами по решению органа, осуществляющего
управление в сфере образования муниципального района.
1.2.2.
Образовательных учреждений:
-
договором о сотрудничестве между учреждениями общего и
дополнительного образования детей;
-
интегрированными дополнительными общеобразовательными
программами;
-
учебными планами учреждений общего и дополнительного
образования детей, индивидуальными учебными планами;
-
другими
документами
по
решению
образовательных
учреждений.
1.3. Организация интеграционного взаимодействияобщеобразовательных
учреждений не влечет за собой изменений в учредительных документах
образовательных учреждений.
1.4.
Основными
целями
деятельности
интеграционного
взаимодействия
являются
максимально
возможное
удовлетворение
образовательных
потребностей
обучающихся
территориальной
образовательной
системы
в
качественном
изучении
дополнительных
общеобразовательных программ.
1.5.
При оценке эффективности образовательной деятельности в
условиях
интеграционного
взаимодействия
органом,
осуществляющим
управление в сфере образования, учитывается степень удовлетворения
образовательных
потребностей
обучающихся
территориальной
образовательной системы.
5
1.6.
Основными
функциями
интеграционного
взаимодействия
в
образовательной деятельности являются:
-
создание условий для реализации требований Федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования в части
направлений, содержания и объема внеурочной деятельности;
-
формирование
универсальных
учебных
действий,
составляющих метапредметные результаты образования, способствующие
повышению качества образования по основным общеобразовательным
программам;
-
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей обучающихся;
-
более
эффективная
подготовка
выпускников
школы
к
освоению программ высшего и среднего профессионального образования.
1.7.
Образовательные
учреждения,
являющиеся
участниками
интеграционного взаимодействия, уполномочены:
1.7.1.
формировать списочный состав учебных групп в соответствии с
единым перечнем интегрированных дополнительных общеобразовательных
программ, утвержденным для территориальной образовательной системы;
1.7.2.
запрашивать и получать от других образовательных учреждений,
являющихся участниками интеграционного взаимодействия, информацию об
организации
образовательного
процесса
по
интегрированным
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным для
территориальной образовательной системы;
1.7.3.
согласовывать и уточнять:
-
списочный состав учебных групп;
-
годовой календарный интегрированный учебный график,
-
режим работы,
-
расписание учебных занятий;
6
1.7.4.
проводить
совещания
с
представителями
образовательных
учреждений, являющихся участниками интеграционного взаимодействия, по
вопросам совместной организации и содержания образовательного процесса.
2. Подготовительный период и варианты реализации интеграционного
взаимодействия общеобразовательных учреждений
Орган, осуществляющий управление в сфере образования муниципального
района:
по результатам мониторинга образовательных потребностей
обучающихся
проводит
анализ
имеющихся
ресурсов
для
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
территориальной
образовательной системе;
разрабатывает, утверждает и доводит до сведения руководителей
учреждений
общего
и
дополнительного
образования
порядок
финансирования
образовательных
учреждений,
реализующих
интегрированные дополнительные общеобразовательные программы;
обеспечивает максимально
возможное приведение
ресурсов
образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального
государственного стандарта общего образования к оснащению
образовательного процесса и содержательным наполнением
учебных программ с учетом образовательных потребностей обучающихся;
выявляет и обосновывает целесообразность интеграционного
взаимодействия
образовательных
учреждений
для
реализации
интегрированных дополнительных общеобразовательных программ;
в соответствии с располагаемыми образовательными ресурсами
принимает
решение
о
реализации
интегрированных
дополнительных
общеобразовательных программ в территориальной образовательной сети с
целью
максимального
удовлетворения
образовательных
потребностей
обучающихся;
утверждает
перечень
реализуемых
интегрированных
дополнительных общеобразовательных программ;
7
организует
информирование
участников
образовательного
процесса
о
реализуемых
интегрированных
дополнительных
общеобразовательных программах;
проводит мониторинг востребованности услуг по реализации
интегрированных дополнительных общеобразовательных программ;
обеспечивает контроль за комплектованием учебных групп,
уточняет возможность организации обучения в условиях интеграционного
взаимодействия
образовательных
учреждений,
организует
работу
по
составлению общих для интегрированных образовательных учреждений
списка учебных групп, учебных планов и учебного расписания;
с учетом комплектования групп утверждает учебную нагрузку
педагогических работников образовательных учреждений, участвующих в
интеграционном взаимодействии.
Образовательное учреждение дополнительного образования детей
в течение июня – августа текущего года
по согласованию с органом, осуществляющим управление в
сфере
образования
муниципального
района,
определяет
количество
обучающихся из общеобразовательных учреждений по каждому предмету,
для
которых
возможно
организовать
обучение
по
дополнительным
общеобразовательным программам;
составляет и согласовывает с участниками интеграционного
взаимодействия предварительные списки комплектуемых групп;
с
учетом
доступности
посещения
занятий
обучающимися
общеобразовательных учреждений (вместимости, транспортной доступности
учреждения
дополнительного
образования
детей)
определяет
вариант
организации интеграционного взаимодействия с общеобразовательными
учреждениями;
заключает
с
участниками
интеграционного
взаимодействия
договоры о сотрудничестве;
8
составляет и согласовывает с участниками интеграционного
взаимодействия годовой календарный учебный график и сетевое учебное
расписание;
обучение
по
интегрированным
дополнительным
общеобразовательным программам, как правило, является безотметочным.
Общеобразовательное
учреждение
-
участник
интеграционного
взаимодействия
в течение июня – августа текущего года
определяет количество обучающихся, для которых необходимо
организовать
обучение
по
интегрированным
дополнительным
общеобразовательным программам;
составляет и согласовывает с учреждением дополнительного
образования детей списочный состав учебных групп;
с
учетом
доступности
посещения
занятий
обучающимися
(вместимости, транспортной доступности учреждения дополнительного
образования детей) совместно с учреждением дополнительного образования
детей определяет вариант реализации интеграционного взаимодействия;
заключает с учреждением дополнительного образования детей
Договор о сотрудничестве;
составляет по согласованию с учреждением дополнительного
образования детей годовой календарный учебный график и сетевое учебное
расписание.
Интеграция дает больше возможностей для удовлетворения потребностей и
запросов обучающихся и их родителей, так как деятельность выстраивается
по
интересам,
интеллектуального
и
(или)
творческого
развития
обучающихся. Одна из проблем в реализации данной модели состоит в том,
что существуют четко регламентированные требования к написанию
программ дополнительного образования.
Программы пишут педагоги ОО, у которых, как правило, нет возможности
создавать интегрированную программу в соавторстве со своим коллегой
предметником. Мы снова сталкиваемся с организационной проблемой -
недостаточностью нормативно-правовой базы, регламентирующей данный
9
процесс; заорганизованность (выход за пределы ОО требует подготовки и
подписания огромного количества документов, практически отсутствует
возможность переноса занятий дополнительного образования).
На основе всего вышеизложенного мы сформулировали общие рекомендации
для качественной интеграции внеурочной деятельности и дополнительного
образования:
1. Создание рабочей группы по разработке и апробации моделей интеграции
общего и дополнительного образования.
2. Изучение теоретических источников по интеграции в системе образования
и существующего опыта инновационных площадок по разработке моделей
интеграции общего и дополнительного образования на уровне РФ и региона.
3. Проведение причинно-следственного анализа состояния образовательной
деятельности в ОО.
4. Обсуждение выявленных проблем с педагогическим коллективом на
педсовете и поиск путей их решения на методических объединениях по
направлениям деятельности (нахождение точек соприкосновения).
5.
Разработка
проекта
структуры
моделей
интеграции
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования
по
направлениям
образовательной деятельности и частичная ее апробация отдельными
педагогами.
6. Анализ промежуточных результатов моделей интеграции общего и
дополнительного образования.
7. Трансляция промежуточных результатов моделей интеграции общего и
дополнительного образования (семинары, Форум, статьи).
8.
Корректировка
моделей
интеграции
общего
и
дополнительного
образования с учетом статуса ОО - МБОУ Средняя общеобразовательная
школа № 14 г. Прокопьевска: объединение разных моделей по направлениям
деятельности в единую деятельностную модель интеграции общего и
дополнительного образования (устранение дублирования одних и тех же
форм, методов, средств по разным видам деятельности, направлениям).
9. Обучение педагогов-классных руководителей проектированию программ
воспитания
класса
–
переход
на
индивидуализацию
образования
(интеграционный подход (связь со стратегическими программами Центра
10
образования), индивидуальный образовательный маршрут обучающегося,
тьюторская технология, психолого-педагогическое сопровождение).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бахчиева
О.А.
Государственная
система
дополнительного
образования детей в условиях введения Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] /
О.А.Бахчиева // Внешкольник. - 2019. - № 1. - С. 27-31.
2.Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции
внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный
школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2019. - № 5. С 12 – 18.
3.Почечуева
Н.
А.,
Махнева
Е.
А.
Интеграция
общего
и
дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в
условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2020. – Т. 19. – С. 193–195.
4.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" -
М.: Омега, 2014. - 134 с.
11