Напоминание

Методические рекомендации по проектированию интеграции дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения


Автор: Байер Ксения Игоревна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Бригантина"
Населённый пункт: город Заринск
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по проектированию интеграции дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения
Раздел: среднее образование





Назад




Аннотация.В статье рассматривается вопрос о том, как максимально

эффективно интегрировать дополнительное образование и внеурочную

деятельность в условиях современной школы, согласно требованиям и указам

министерства просвещения Российской Федерации.

Ключевые

слова.Образование,

школа,

внеурочная

деятельность,

дополнительное образование, педагогика, управление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАНТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в условиях

интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного

образования детей, должна содержать следующие разделы:

1)

пояснительная записка;

2)

планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной

общеобразовательной программы;

3)

учебно-тематический план;

4)

методическое обеспечение

дополнительной образовательной

программы.

Требования к разделам дополнительной общеобразовательной программы,

реализуемой в условиях интеграционного взаимодействия учреждений

общего и дополнительного образования детей:

Пояснительная записка должна включать общую характеристику основной

образовательной программы общего образования, а именно раскрывать:

1)

актуальность и направленность реализации дополнительной

общеобразовательной программы;

2)

цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной

программы;

3)

место

дополнительной

общеобразовательной

программы

в

системе внеурочной деятельности учреждений общего и дополнительного

2

образования

детей,

являющихся

участниками

интеграционного

взаимодействия;

Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

дополнительной

общеобразовательной программы должны включать перечень личностных и

метапредметных результатов, на достижение которых направлена реализация

программы, и доказательство педагогической целесообразности достижения

этих результатов конкретными программными средствами.

Учебно-тематический план должен включать:

тематику занятий,

основное содержание по подразделам темы,

количество часов, отводимых на тему,

рекомендуемые формы организации образовательного процесса.

Учебно-тематический план может включать указание на образовательное

учреждение-участник интеграционного взаимодействия, которое отвечает за

реализацию данной темы (подраздела темы) в рамках программы.

Раздел

«Методическое

обеспечение

дополнительной

образовательной

программы»

должен

включать

перечень

учебного

оборудования,

необходимого

для

реализации

программы,

список

рекомендуемых

образовательных ресурсов и список рекомендуемой литературы.

Рекомендуется

соблюдать

следующий

регламент

организации

интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного

образования детей:

1.

Общие положения

1.1.

Настоящий Примерный регламент организации интеграционного

взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей

(далее – Примерный регламент) разработан в соответствии с:

-

Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г.

№ 3266-1 (в ред. Федерального закона от 09.02.2007г. N 17-ФЗ);

-

Типовым

положением

об

общеобразовательном

учреждении,

введённым в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства

РФ (с изменениями на 01.02.2005г.);

3

-

Концепцией модернизации российского образования на период до

2010 года (утверждена приказом Министерства образования Российской

Федерации от 11.02.2002 № 393);

-

Концепцией

реструктуризации

сети

общеобразовательных

учреждений,

расположенных

в

сельской

местности

(утверждена

постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 № 871);

-

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего

образования (утверждена приказом Министерства образования Российской

Федерации от 18.07.2002 № 2783);

-

Письмом Министерства образования Российской Федерации от

20.04.2004г. N14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации

профильного

обучения

на

основе

индивидуальных

учебных

планов

обучающихся»;

-

Письмом Министерства образования Российской Федерации № 03-

412 от 4 марта 2010 г. «О методических рекомендациях по вопросам

организации профильного обучения».

-

Письмом Министерства образования Российской Федерации № 03-

413

от 4 марта 2010 г. «О методических рекомендациях по реализации

элективных курсов».

Настоящий Примерный регламент устанавливает процедуру организации

образовательной деятельности в рамках интеграционного взаимодействия,

т.е. частичного организационного объединения одного или нескольких

общеобразовательных учреждений вокруг учреждения дополнительного

образования детей, обладающего достаточным материальным и кадровым

потенциалом для целей реализации дополнительных общеобразовательных

программ.

1.2.

Организация интеграционного взаимодействия образовательных

учреждений регламентируется документами:

1.2.1.

Органа, осуществляющего управление в сфере образования

муниципального района:

4

-

материалами

мониторинга

образовательных

потребностей

обучающихся (приказ(ы)), анализ результатов, управленческое решение по

результатам);

-

приказом

об

интеграционном

взаимодействии

образовательных

учреждений

в

системе

образования

муниципального

района;

-

другими документами по решению органа, осуществляющего

управление в сфере образования муниципального района.

1.2.2.

Образовательных учреждений:

-

договором о сотрудничестве между учреждениями общего и

дополнительного образования детей;

-

интегрированными дополнительными общеобразовательными

программами;

-

учебными планами учреждений общего и дополнительного

образования детей, индивидуальными учебными планами;

-

другими

документами

по

решению

образовательных

учреждений.

1.3. Организация интеграционного взаимодействияобщеобразовательных

учреждений не влечет за собой изменений в учредительных документах

образовательных учреждений.

1.4.

Основными

целями

деятельности

интеграционного

взаимодействия

являются

максимально

возможное

удовлетворение

образовательных

потребностей

обучающихся

территориальной

образовательной

системы

в

качественном

изучении

дополнительных

общеобразовательных программ.

1.5.

При оценке эффективности образовательной деятельности в

условиях

интеграционного

взаимодействия

органом,

осуществляющим

управление в сфере образования, учитывается степень удовлетворения

образовательных

потребностей

обучающихся

территориальной

образовательной системы.

5

1.6.

Основными

функциями

интеграционного

взаимодействия

в

образовательной деятельности являются:

-

создание условий для реализации требований Федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования в части

направлений, содержания и объема внеурочной деятельности;

-

формирование

универсальных

учебных

действий,

составляющих метапредметные результаты образования, способствующие

повышению качества образования по основным общеобразовательным

программам;

-

удовлетворение

индивидуальных

образовательных

потребностей обучающихся;

-

более

эффективная

подготовка

выпускников

школы

к

освоению программ высшего и среднего профессионального образования.

1.7.

Образовательные

учреждения,

являющиеся

участниками

интеграционного взаимодействия, уполномочены:

1.7.1.

формировать списочный состав учебных групп в соответствии с

единым перечнем интегрированных дополнительных общеобразовательных

программ, утвержденным для территориальной образовательной системы;

1.7.2.

запрашивать и получать от других образовательных учреждений,

являющихся участниками интеграционного взаимодействия, информацию об

организации

образовательного

процесса

по

интегрированным

дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным для

территориальной образовательной системы;

1.7.3.

согласовывать и уточнять:

-

списочный состав учебных групп;

-

годовой календарный интегрированный учебный график,

-

режим работы,

-

расписание учебных занятий;

6

1.7.4.

проводить

совещания

с

представителями

образовательных

учреждений, являющихся участниками интеграционного взаимодействия, по

вопросам совместной организации и содержания образовательного процесса.

2. Подготовительный период и варианты реализации интеграционного

взаимодействия общеобразовательных учреждений

Орган, осуществляющий управление в сфере образования муниципального

района:

по результатам мониторинга образовательных потребностей

обучающихся

проводит

анализ

имеющихся

ресурсов

для

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

в

территориальной

образовательной системе;

разрабатывает, утверждает и доводит до сведения руководителей

учреждений

общего

и

дополнительного

образования

порядок

финансирования

образовательных

учреждений,

реализующих

интегрированные дополнительные общеобразовательные программы;

обеспечивает максимально

возможное приведение

ресурсов

образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального

государственного стандарта общего образования к оснащению

образовательного процесса и содержательным наполнением

учебных программ с учетом образовательных потребностей обучающихся;

выявляет и обосновывает целесообразность интеграционного

взаимодействия

образовательных

учреждений

для

реализации

интегрированных дополнительных общеобразовательных программ;

в соответствии с располагаемыми образовательными ресурсами

принимает

решение

о

реализации

интегрированных

дополнительных

общеобразовательных программ в территориальной образовательной сети с

целью

максимального

удовлетворения

образовательных

потребностей

обучающихся;

утверждает

перечень

реализуемых

интегрированных

дополнительных общеобразовательных программ;

7

организует

информирование

участников

образовательного

процесса

о

реализуемых

интегрированных

дополнительных

общеобразовательных программах;

проводит мониторинг востребованности услуг по реализации

интегрированных дополнительных общеобразовательных программ;

обеспечивает контроль за комплектованием учебных групп,

уточняет возможность организации обучения в условиях интеграционного

взаимодействия

образовательных

учреждений,

организует

работу

по

составлению общих для интегрированных образовательных учреждений

списка учебных групп, учебных планов и учебного расписания;

с учетом комплектования групп утверждает учебную нагрузку

педагогических работников образовательных учреждений, участвующих в

интеграционном взаимодействии.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей

в течение июня – августа текущего года

по согласованию с органом, осуществляющим управление в

сфере

образования

муниципального

района,

определяет

количество

обучающихся из общеобразовательных учреждений по каждому предмету,

для

которых

возможно

организовать

обучение

по

дополнительным

общеобразовательным программам;

составляет и согласовывает с участниками интеграционного

взаимодействия предварительные списки комплектуемых групп;

с

учетом

доступности

посещения

занятий

обучающимися

общеобразовательных учреждений (вместимости, транспортной доступности

учреждения

дополнительного

образования

детей)

определяет

вариант

организации интеграционного взаимодействия с общеобразовательными

учреждениями;

заключает

с

участниками

интеграционного

взаимодействия

договоры о сотрудничестве;

8

составляет и согласовывает с участниками интеграционного

взаимодействия годовой календарный учебный график и сетевое учебное

расписание;

обучение

по

интегрированным

дополнительным

общеобразовательным программам, как правило, является безотметочным.

Общеобразовательное

учреждение

-

участник

интеграционного

взаимодействия

в течение июня – августа текущего года

определяет количество обучающихся, для которых необходимо

организовать

обучение

по

интегрированным

дополнительным

общеобразовательным программам;

составляет и согласовывает с учреждением дополнительного

образования детей списочный состав учебных групп;

с

учетом

доступности

посещения

занятий

обучающимися

(вместимости, транспортной доступности учреждения дополнительного

образования детей) совместно с учреждением дополнительного образования

детей определяет вариант реализации интеграционного взаимодействия;

заключает с учреждением дополнительного образования детей

Договор о сотрудничестве;

составляет по согласованию с учреждением дополнительного

образования детей годовой календарный учебный график и сетевое учебное

расписание.

Интеграция дает больше возможностей для удовлетворения потребностей и

запросов обучающихся и их родителей, так как деятельность выстраивается

по

интересам,

интеллектуального

и

(или)

творческого

развития

обучающихся. Одна из проблем в реализации данной модели состоит в том,

что существуют четко регламентированные требования к написанию

программ дополнительного образования.

Программы пишут педагоги ОО, у которых, как правило, нет возможности

создавать интегрированную программу в соавторстве со своим коллегой

предметником. Мы снова сталкиваемся с организационной проблемой -

недостаточностью нормативно-правовой базы, регламентирующей данный

9

процесс; заорганизованность (выход за пределы ОО требует подготовки и

подписания огромного количества документов, практически отсутствует

возможность переноса занятий дополнительного образования).

На основе всего вышеизложенного мы сформулировали общие рекомендации

для качественной интеграции внеурочной деятельности и дополнительного

образования:

1. Создание рабочей группы по разработке и апробации моделей интеграции

общего и дополнительного образования.

2. Изучение теоретических источников по интеграции в системе образования

и существующего опыта инновационных площадок по разработке моделей

интеграции общего и дополнительного образования на уровне РФ и региона.

3. Проведение причинно-следственного анализа состояния образовательной

деятельности в ОО.

4. Обсуждение выявленных проблем с педагогическим коллективом на

педсовете и поиск путей их решения на методических объединениях по

направлениям деятельности (нахождение точек соприкосновения).

5.

Разработка

проекта

структуры

моделей

интеграции

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования

по

направлениям

образовательной деятельности и частичная ее апробация отдельными

педагогами.

6. Анализ промежуточных результатов моделей интеграции общего и

дополнительного образования.

7. Трансляция промежуточных результатов моделей интеграции общего и

дополнительного образования (семинары, Форум, статьи).

8.

Корректировка

моделей

интеграции

общего

и

дополнительного

образования с учетом статуса ОО - МБОУ Средняя общеобразовательная

школа № 14 г. Прокопьевска: объединение разных моделей по направлениям

деятельности в единую деятельностную модель интеграции общего и

дополнительного образования (устранение дублирования одних и тех же

форм, методов, средств по разным видам деятельности, направлениям).

9. Обучение педагогов-классных руководителей проектированию программ

воспитания

класса

переход

на

индивидуализацию

образования

(интеграционный подход (связь со стратегическими программами Центра

10

образования), индивидуальный образовательный маршрут обучающегося,

тьюторская технология, психолого-педагогическое сопровождение).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бахчиева

О.А.

Государственная

система

дополнительного

образования детей в условиях введения Федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] /

О.А.Бахчиева // Внешкольник. - 2019. - № 1. - С. 27-31.

2.Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции

внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный

школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2019. - № 5. С 12 – 18.

3.Почечуева

Н.

А.,

Махнева

Е.

А.

Интеграция

общего

и

дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в

условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал

«Концепт». – 2020. – Т. 19. – С. 193–195.

4.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" -

М.: Омега, 2014. - 134 с.

11



В раздел образования