Напоминание

Консультация для родителей: "Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками 3-4 лет в домашних условиях, не требующие дополнительных затрат"


Автор: Фирсова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" - филиал Детский сад №37 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Удачный, Мирнинский район, Якутия - САХА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей: "Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками 3-4 лет в домашних условиях, не требующие дополнительных затрат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей дошкольников 3-4 лет

Воспитатель I категории Фирсова С.В.

«Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками

3-4 лет в домашних условиях, не требующие дополнительных затрат»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально

использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как

способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно

встают перед родителями. В данной работе собрано большое количество разнообразных

опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их

представлений

о

мире,

для

интеллектуального

и

творческого

развития

ребенка.

Описываемые

опыты

не

требуют

никакой

специальной

подготовки

и

почти

никаких

материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух

сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого

вреда для него.

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее

виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут

садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так

много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь

опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет

продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и

поднимается

настоящая

лодка.

А

у

рыбы

есть

плавательный

пузырь.

Когда

ей

надо

погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет

вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и

рыба всплывает.

Цветы лотоса

Вырежьте

из

цветной

бумаги

цветы

с

длинными

лепестками.

При

помощи

карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это

происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки

раскрываются.

Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,

5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что

соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на

дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких

банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть.

Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь

того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть.

Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть

удивительно.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут

расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна

дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его

уцелевшие

волокна

"толстеют",

и

они

уже

не

могут

сильно

сгибаться

и

начинают

расправляться.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно

это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт

ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром

тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно

крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому

сырое яйцо крутиться не может.

Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым.

Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко

пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью

молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на

противень

несколько

кубиков

льда

и

поставьте

его

на

банку.

Воздух

внутри

банки,

поднимаясь

вверх,

станет

охлаждаться.

Содержащийся

в

нем

водяной

пар

будет

конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении

теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле,

поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя

облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в

виде дождя.

Всасывание воды

Поставьте

цветок

в

воду,

подкрашенную

любой

краской.

Понаблюдайте,

как

изменится

окраска

цветка.

Объясните,

что

стебель

имеет

проводящие

трубочки,

по

которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды

называется осмосом.

Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом

приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте

содержимое.

Внутренность

тщательно

промойте.

Дайте

скорлупе

хорошо

просохнуть

изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом

или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите

вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того,

чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в

том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное

яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку, нужно вместо песка набросать в яйцо

30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на

один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между

собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе,

и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные

рожицы.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут

одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не

почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение

цвета или запаха называют адсорбцией.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о

свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в

комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд.

В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение

электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень

узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите

ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и

отрицательные электрические заряды.

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком,

лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором

без

открытого

огня)

и

вы

увидите,

как

невидимое

превращается

в

видимое.

Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет

прочитать.

Подопытная вода

Самые простые и доступные физические опыты можно проделать с обычной водой.

Прежде чем приступать к опытам, поговорите с малышом о воде как природном веществе.

Вспомните, где можно встретить воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед,

роса и сок растений), для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы

вода вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая на

вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие, определив, что вода

прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха.

Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и

оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку,

малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же,

как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в

первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть

малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете

по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи,

можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда

берется дождь.

Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он

хорошо

знаком

и

сталкивается

практически

ежедневно.

Речь

пойдет

о

растворении.

Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает

ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий.

Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички

и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в

воде?

Дождитесь

ответа

ребенка,

а

потом

предложите

проверить

свой

ответ

экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу

всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное

масло, «куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел

и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы.

Это

увлечет

юного

исследователя

надолго.

Вы

же

тем

временем

можете

спокойно

заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая

советами.



В раздел образования