Автор: Севергина Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социальное проектирование"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Гурьевского муниципального
района
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей- сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом № 1
г. Гурьевска Кемеровской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор
МКОУ Детский дом № 1г.Гурьевска, МКОУ Детский дом № 1г.Гурьевска
Протокол № от «___»_____2017г. ____________________Н.А.Полянская
«___»_______________________2017 г.
Социальное проектирование
методические рекомендации
для педагогических работников
Составитель:
Севергина Т.Н., методист
Гурьевский район,2017
1
Автор - составитель: Севергина Татьяна Николаевна, методист
МКОУ Детский дом № 1 г. Гурьевска
Севергина,
Т.
Н. Социальное
проектирование
/
Т.
Н.
Севергина.
–
Гурьевск:
МКОУ Детский дом № 1г. Гурьевска, 2017.- 13 с.
Данная работа дает понятие о социальном проектировании, социальном
проекте и содержит требования к его разработке и предназначена в помощь
социальным педагогам, воспитателям и другим категориям педагогических
работников образовательных учреждений. Знание технологии социального
воспитания подростков, реализованной через социальный проект, позволит
сформировать у них новые способы социального взаимодействия с миром
взрослых.
Методические рекомендации
направлены
на повышение уровня
профессионального мастерства педагогов. При составлении рекомендаций
учитывались основные требования к разработке и оформлению методической
продукции, обозначенные в учебных пособиях по организации методической
р а б о т ы
в
о б р а з о в а т е л ь н о м
у ч р е ж д е н и и .
2
СОДЕРЖАНИЕ
Область применения___________________________________ 4
Виды социального проектирования_______________________6
Структура социального проектирования___________________10
Технология разработки социального проекта_______________13
Основные требования к проекту__________________________16
Типичные ошибки социального проектирования____________17
Роль педагога в социальном проектировании_______________17
Литература____________________________________________19
3
1.Область применения
Социальное проектирование – технология социального воспитания
учащихся
образовательных
учреждениях.
Главный
педагогический
смысл
этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно
социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи
социализации:
формировать
свою
Я
-
концепцию
и
мировоззрение;
устанавливать
новые
способы
социального
взаимодействия
с
миром
взрослых.
Социальный проект — сконструированное инициатором нововведение,
целью
которого
является
создание,
модернизация
или
поддержание
в
изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет
пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на
людей считается положительным по своему социальному значению.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно
вещественного)
«продукта»,
имеющего
для
подростка
практическое
значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с
миром,
со
взрослой
культурой,
с
социумом;
через
которую
формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества
деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и
пронизывая
другие
ее
виды.
Социальное
проектирование
можно
рассматривать
как
мотивационную
компоненту,
как
методический
прием
4
организации
образовательного
процесса.
Неотъемлемой
составляющей
проектирования
представляется
межличностное
общение.
Обратимся
к
сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию
проекта
называется
проектированием. А
проект
представляет
собой
описание
конкретной
ситуации,
которая
должна
быть
улучшена,
и
конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство
управления
деятельностью,
наиболее
приземленная,
конкретная
и
выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения
окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их
достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической
реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем
социальном окружении в виде:
а)
словесного
описания
предполагаемых
действий
по
осуществлению
указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в)
числовых
показателей
и
расчетов,
необходимых
для
осуществления
планируемых действий.
В
настоящее
время
в
арсенале
воспитательных
средств
в
учреждениях
образования
детей
занимает
прочное
место
осуществляемая
под
руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
5
2. Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в
образовательных учреждениях:
Прикладные
(результат
выполнения
такого
проекта
может
быть
непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-
либо
объекте,
явлении,
событии;
предполагает
анализ
и
обобщение
информации и представление для широкой аудитории);
Ролевые
и
игровые
(участники
принимают
на
себя
определенные
социальные
роли,
обусловленные
содержанием
проекта,
определяют
поведение в игровой ситуации);
Исследовательские
(результат
связан
с
решением
творческой
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает
наличие
основных
этапов,
характерных
для
научного
исследования:
гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей
сути приемов.
Цель социального проектирования:
привлечение
внимания
воспитанников
к
актуальным
социальным
проблемам местного сообщества;
включение
воспитанников
в
реальную
практическую
деятельность
по
разрешению одной из этих проблем силами самихвоспитанников.
Основные задачи социального проектирования:
6
повышение
общего
уровня
культуры
детей
и
подростков
за
счет
получения дополнительной информации;
формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного
социального»
поведения
в
сообществе,
совершенствование
полезных
социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности,
расчет
необходимых
ресурсов,
анализ
результатов
и
окончательных
итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
закрепление навыков командной работы
Признаки проекта:
1.Задается цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то
нового;
2. Устанавливаются сроки начала и завершения;
3. Задействуются определенные ресурсы;
4. Определяется конечный результат или измеряемый продукт.
Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые
помогают
им
в
их
деятельности.
В
соответствии
с
типом
деятельности
создается типология проектов:
Социальные
Оборонные
научно-технические
технологические
космические
7
экономические
строительные
экологические
образовательные
Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над
проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
планирование
организация
управление
Планирование
Планирование - определение желаемых результатов проекта. Т.е.
прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Разработка
стратегии
выполнения
и
графика
выполнения
работ.
Все
придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров
(если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и
риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта)
должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
Расчет
количества
необходимых
ресурсов.
Грубо
говоря,
всё,
что
понадобится
для
разработки
и
реализации
проекта
(люди,
деньги,
транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Организация
8
Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если
один
человек
в
проектной
команде
разрабатывает
план
работы,
ищет
спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит
опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он
сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо?
Поэтому
и
существует
разделение
труда,
в
том
числе
и
в
проектной
деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу
своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять
обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать
работу в проекте качественнее, эффективнее:
Руководство работами и контроль результатов осуществляется
назначением ответственных и сбором отчетов о проделанных работах. Если в
ходе
реализации
проекта
возникают
проблемы,
которые
не
были
предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если
их
не
разрешить
они
могут
отрицательно
повлиять
на
ход
реализации
проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не
так всё страшно. Все проблемы предусмотреть сложно, но если уж они
возникли, нужно постараться их решить.
В течение выполнения проекта осуществляется обмен информацией с
заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от
проблемы,
на
решение
которой
направлен
проект)
могут
быть
администрация,
школы,
родители,
соседи,
различные
общественные
организации и т.д.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и
любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный
статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая
проект, участники проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его
9
обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.
Эта работа выявляет не только положительные качества участников, но и
позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем
можно работать.
3. Структура социального проектирования
Выступая
сложным
системным
образованием,
социальное
проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и
социальный проект.
Под
социальной
пробой
понимают
такой
вид
социального
взаимодействия,
в
ходе
которого
подросток
получает
и
присваивает
информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт
своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных
навыков и познание внутренней, сущностной, часто скрытой и не очевидной
стороны.
Социальный
проект
—
наиболее
сложный
тип
социального
проектирования.
Данная
деятельность
предполагает
создание
в
ходе
осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в
ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот
продукт деятельности является средством разрешения противоречия между
10
социальной
трудностью,
проблемой,
воспринимаемой
как
личностно
значимая,
и
потребностью
личности,
а
сама
деятельность
—
мостом,
связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как
понятия
разного
объема
и
разной
ширины,
различаются
по
уровню
и
сложности
организации.
С
одной
стороны,
наиболее
простым
типом
деятельности
является
проба,
более
сложным
—
практика
(по
навыкам,
длительности,
ответственности
и
приобретаемому
опыту)
и
наиболее
сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает
получение
опыта
социальной
пробы
в
заданной
теме.
Прежде,
чем
отрабатывать
социальные
навыки
на
этапе
социальной
практики,
в
ходе
социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия;
прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее
видимой стороной. Реализация социального проекта предполагает включение
в
качестве
проектных
шагов,
отдельных
элементов
действия
в
рамках
социальной
пробы
или
практики.
Для
освоения
подростком
социальной
практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно
содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба,
практика
и
проект
могут
существовать
как
взаимодополняющие,
опосредующие
виды
деятельности,
но
могут
существовать
и
как
самостоятельные,
конечные,
завершенные,
в
зависимости
от
целей
и
содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее
элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В
ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности,
в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на
этапе
пробы,
а
в
ходе
проектной
деятельности
—
преобразование
социального объекта, явления, ситуации.
Объектом
деятельности
в
ходе
социального
проектирования
могут
выступать:
11
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания,
сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям;
отношение
к
клиенту,
к
потребителю,
к
заказчику;
политическое
взаимодействие, влияние, др.);
•
социальные
институты
(органы
власти
и
управления,
политическая
партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный
ландшафт
(пандусы,
остановки,
реклама,
места
отдыха,
выгула
собак,
игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами
социальной
пробы,
практики
и
проекта
становятся
подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может
быть
освоено
подростком
вдруг,
одномоментно.
Навыки
межличностного
взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности,
умение
и
способность
к
продуктивной
деятельности,
общий
уровень
психического
развития
—
те
критерии,
качественные
характеристики
которых,
с
одной
стороны,
являются
показателями
степени
готовности
подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой
проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект
формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития
следующей.
Параллельно
с
этим
должна
быть
специально
организована
учебная
деятельность
подростка,
целью
которой
является
освоение
содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его
проведения.
12
4. Технология разработки социального проекта
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего
социального проектирования: получение информации о социальном объекте
(познание) — проблематизация информации — преобразование социального
объекта.
ШАГ
№1.
Изучение
общественного
мнения
о
состоянии
социальной
ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ
№2.
Формулировка
социальной
проблемы,
актуальной
в
данном
местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
13
ШАГ
№7.
Определение
обязанностей
и
их
распределение
в
проектной
группе.
ШАГ
№8.
Определение
необходимых
ресурсов
и
источников
их
финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и
умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта,
его подготовка к реализации силами самих воспитанников.
Дальнейшие
шаги
№№
13-19
–
это
реализация
разработанного
проекта
силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два
последних
шага
№№20,
21
–
это
подведение
итогов
работы
над
социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
14
ШАГ
№21.
Информирование
общественности
о
результатах
реализации
проекта
5. Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это
характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по
четко
определенным
этапам
на
основании
обозначенных,
измеряемых
результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
15
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть
соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые
соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают
из
поставленной
проблемы.
Бюджет
опирается
на
описание
ресурсов
и
сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта,
подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются
следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей
воздействия на нее.
5.
Компетентность
автора
и
персонала
–
адекватное
выражение
осведомленности
авторов
в
проблематике,
средствах
и
возможностях
решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами
и методами реализации проекта.
6.
Жизнеспособность
–
определение
перспектив
развития
проекта
в
дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может
быть продолжен.
Ожидаемые результаты:
1. Повышенная социальная активностьвоспитанников, их готовность принять
личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном
сообществе.
2.
Готовность
органов
местного
самоуправления
выслушать
доводы
воспитанников
и
принять
их
предложения
по
улучшению
социальной
ситуации.
3.
Реальный
вклад
воспитанников
в
изменение
социальной
ситуации
в
местном сообществе.
16
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение
уровня общей культуры воспитанников.
5.
Наличие
у
членов
проектных
групп
сформированных
навыков
коллективной
работы
по
подготовке
и
реализации
собственными
силами
реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых
лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной
ситуации в местном сообществе.
6. Типичные ошибки социального проектирования:
- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных
проектов, о работе других групп воспитанников;
- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со
стороны воспитанников, то есть доведения до практических результатов;
- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и
финансирования предложенного социального проекта.
7. Роль педагога в социальном проектировании.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в
социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать
17
только
с
позиции
соучастия,
сотрудничества,
совместной
деятельности.
Вместе
с
тем
на
разных
этапах
социального
проектирования
позиция
педагога
может
значительно
различаться
в
зависимости
от
ожиданий
воспитанников, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня
готовности
воспитанников
к
социальному
проектированию
и
навыков
социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене
традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого,
наставника
на
позицию
равного,
соучаствующего,
принимающего
самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность
за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки
педагога
в
ходе
социального
проектирования
подвергаются
значительной
нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования —
это
оказание
организационной,
консультативной
и
экспертной
помощи
подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной
действительностью
и
социальной
неопытностью,
наивностью
и
максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную
действительность, не надеть» на подростка «розовые» очки, приукрашая ее, а
обеспечить
психологическую
безопасность
ребенка
в
проце ссе
взаимодействия со средой. Можно говорить о том, что в ходе социального
проектирования
педагог
вынужден
«выпадать»
из
традиционной
и
привычной для него собственно педагогической деятельности в социально -
педагогическую.
18
8. Список литературы по социальному проектированию
1.
Берестова,
Л.И.
Основы
технологии
социального
прогнозирования
и
проектирования: учебное пособие /Л. И. Берестова. – М.: Проспект, 2007.
2.
Войцеховский,
С.Н.
Социальное
прогнозирование
и
проектирование:
учебное пособие / С. Н. Войцеховский. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.
3.
Воржецов,
А.Г.,
Гатина
Л.И.
Социальное
проектирование:
учебное
пособие / А. Г. Воржецов, Л. И. Гатина. – Казань: КГТУ, 2007.
4.
Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и
практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009.
5.
Косова Н.М., Мумладзе Н.В. Проектирование в социальной защите: опыт
социологического обобщения. – Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.
6.
Курбатов
В.И.,
Курбатова
О.В.
Социальное
проектирование:
Учеб.
пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
19
7.
Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2006.
8.
Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-
метод. Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
9.
Марача В.Г., Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных
трансформаций: [монография]. – М.: ИФ, 2008.
10.Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в
социальной работе. – М.: Академия, 2007.
11.
Беспалова
Г.М.,
Виноградова
Н.М.
Социальное
проектирование
подростка.
Как
изменить
отношение
к
школе.
Серия
«Библиотека
Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник»,
2003. – 48с.
20