Напоминание

"Социальное проектирование"


Автор: Севергина Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социальное проектирование"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации Гурьевского муниципального

района

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей- сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом № 1

г. Гурьевска Кемеровской области

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор

МКОУ Детский дом № 1г.Гурьевска, МКОУ Детский дом № 1г.Гурьевска

Протокол № от «___»_____2017г. ____________________Н.А.Полянская

«___»_______________________2017 г.

Социальное проектирование

методические рекомендации

для педагогических работников

Составитель:

Севергина Т.Н., методист

Гурьевский район,2017

1

Автор - составитель: Севергина Татьяна Николаевна, методист

МКОУ Детский дом № 1 г. Гурьевска

Севергина,

Т.

Н. Социальное

проектирование

/

Т.

Н.

Севергина.

Гурьевск:

МКОУ Детский дом № 1г. Гурьевска, 2017.- 13 с.

Данная работа дает понятие о социальном проектировании, социальном

проекте и содержит требования к его разработке и предназначена в помощь

социальным педагогам, воспитателям и другим категориям педагогических

работников образовательных учреждений. Знание технологии социального

воспитания подростков, реализованной через социальный проект, позволит

сформировать у них новые способы социального взаимодействия с миром

взрослых.

Методические рекомендации

направлены

на повышение уровня

профессионального мастерства педагогов. При составлении рекомендаций

учитывались основные требования к разработке и оформлению методической

продукции, обозначенные в учебных пособиях по организации методической

р а б о т ы

в

о б р а з о в а т е л ь н о м

у ч р е ж д е н и и .

2

СОДЕРЖАНИЕ

Область применения___________________________________ 4

Виды социального проектирования_______________________6

Структура социального проектирования___________________10

Технология разработки социального проекта_______________13

Основные требования к проекту__________________________16

Типичные ошибки социального проектирования____________17

Роль педагога в социальном проектировании_______________17

Литература____________________________________________19

3

1.Область применения

Социальное проектирование – технология социального воспитания

учащихся

образовательных

учреждениях.

Главный

педагогический

смысл

этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно

социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи

социализации:

формировать

свою

Я

-

концепцию

и

мировоззрение;

устанавливать

новые

способы

социального

взаимодействия

с

миром

взрослых.

Социальный проект — сконструированное инициатором нововведение,

целью

которого

является

создание,

модернизация

или

поддержание

в

изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет

пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на

людей считается положительным по своему социальному значению.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

социально значимая, имеющая социальный эффект;

результатом которой является создание реального (но не обязательно

вещественного)

«продукта»,

имеющего

для

подростка

практическое

значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с

миром,

со

взрослой

культурой,

с

социумом;

через

которую

формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества

деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и

пронизывая

другие

ее

виды.

Социальное

проектирование

можно

рассматривать

как

мотивационную

компоненту,

как

методический

прием

4

организации

образовательного

процесса.

Неотъемлемой

составляющей

проектирования

представляется

межличностное

общение.

Обратимся

к

сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию

проекта

называется

проектированием. А

проект

представляет

собой

описание

конкретной

ситуации,

которая

должна

быть

улучшена,

и

конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство

управления

деятельностью,

наиболее

приземленная,

конкретная

и

выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения

окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их

достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической

реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем

социальном окружении в виде:

а)

словесного

описания

предполагаемых

действий

по

осуществлению

указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в)

числовых

показателей

и

расчетов,

необходимых

для

осуществления

планируемых действий.

В

настоящее

время

в

арсенале

воспитательных

средств

в

учреждениях

образования

детей

занимает

прочное

место

осуществляемая

под

руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

5

2. Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в

образовательных учреждениях:

Прикладные

(результат

выполнения

такого

проекта

может

быть

непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-

либо

объекте,

явлении,

событии;

предполагает

анализ

и

обобщение

информации и представление для широкой аудитории);

Ролевые

и

игровые

(участники

принимают

на

себя

определенные

социальные

роли,

обусловленные

содержанием

проекта,

определяют

поведение в игровой ситуации);

Исследовательские

(результат

связан

с

решением

творческой

исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает

наличие

основных

этапов,

характерных

для

научного

исследования:

гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей

сути приемов.

Цель социального проектирования:

привлечение

внимания

воспитанников

к

актуальным

социальным

проблемам местного сообщества;

включение

воспитанников

в

реальную

практическую

деятельность

по

разрешению одной из этих проблем силами самихвоспитанников.

Основные задачи социального проектирования:

6

повышение

общего

уровня

культуры

детей

и

подростков

за

счет

получения дополнительной информации;

формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного

социального»

поведения

в

сообществе,

совершенствование

полезных

социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности,

расчет

необходимых

ресурсов,

анализ

результатов

и

окончательных

итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

закрепление навыков командной работы

Признаки проекта:

1.Задается цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то

нового;

2. Устанавливаются сроки начала и завершения;

3. Задействуются определенные ресурсы;

4. Определяется конечный результат или измеряемый продукт.

Типология проектов

В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые

помогают

им

в

их

деятельности.

В

соответствии

с

типом

деятельности

создается типология проектов:

Социальные

Оборонные

научно-технические

технологические

космические

7

экономические

строительные

экологические

образовательные

Управление проектом

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над

проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

планирование

организация

управление

Планирование

Планирование - определение желаемых результатов проекта. Т.е.

прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

Разработка

стратегии

выполнения

и

графика

выполнения

работ.

Все

придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров

(если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и

риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта)

должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

Расчет

количества

необходимых

ресурсов.

Грубо

говоря,

всё,

что

понадобится

для

разработки

и

реализации

проекта

(люди,

деньги,

транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

8

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если

один

человек

в

проектной

команде

разрабатывает

план

работы,

ищет

спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит

опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он

сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо?

Поэтому

и

существует

разделение

труда,

в

том

числе

и

в

проектной

деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу

своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять

обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Управление

Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать

работу в проекте качественнее, эффективнее:

Руководство работами и контроль результатов осуществляется

назначением ответственных и сбором отчетов о проделанных работах. Если в

ходе

реализации

проекта

возникают

проблемы,

которые

не

были

предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если

их

не

разрешить

они

могут

отрицательно

повлиять

на

ход

реализации

проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не

так всё страшно. Все проблемы предусмотреть сложно, но если уж они

возникли, нужно постараться их решить.

В течение выполнения проекта осуществляется обмен информацией с

заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от

проблемы,

на

решение

которой

направлен

проект)

могут

быть

администрация,

школы,

родители,

соседи,

различные

общественные

организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и

любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный

статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая

проект, участники проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его

9

обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.

Эта работа выявляет не только положительные качества участников, но и

позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем

можно работать.

3. Структура социального проектирования

Выступая

сложным

системным

образованием,

социальное

проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и

социальный проект.

Под

социальной

пробой

понимают

такой

вид

социального

взаимодействия,

в

ходе

которого

подросток

получает

и

присваивает

информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт

своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных

навыков и познание внутренней, сущностной, часто скрытой и не очевидной

стороны.

Социальный

проект

наиболее

сложный

тип

социального

проектирования.

Данная

деятельность

предполагает

создание

в

ходе

осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в

ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот

продукт деятельности является средством разрешения противоречия между

10

социальной

трудностью,

проблемой,

воспринимаемой

как

личностно

значимая,

и

потребностью

личности,

а

сама

деятельность

мостом,

связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как

понятия

разного

объема

и

разной

ширины,

различаются

по

уровню

и

сложности

организации.

С

одной

стороны,

наиболее

простым

типом

деятельности

является

проба,

более

сложным

практика

(по

навыкам,

длительности,

ответственности

и

приобретаемому

опыту)

и

наиболее

сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает

получение

опыта

социальной

пробы

в

заданной

теме.

Прежде,

чем

отрабатывать

социальные

навыки

на

этапе

социальной

практики,

в

ходе

социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия;

прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее

видимой стороной. Реализация социального проекта предполагает включение

в

качестве

проектных

шагов,

отдельных

элементов

действия

в

рамках

социальной

пробы

или

практики.

Для

освоения

подростком

социальной

практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно

содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба,

практика

и

проект

могут

существовать

как

взаимодополняющие,

опосредующие

виды

деятельности,

но

могут

существовать

и

как

самостоятельные,

конечные,

завершенные,

в

зависимости

от

целей

и

содержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее

элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В

ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности,

в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на

этапе

пробы,

а

в

ходе

проектной

деятельности

преобразование

социального объекта, явления, ситуации.

Объектом

деятельности

в

ходе

социального

проектирования

могут

выступать:

11

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания,

сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям;

отношение

к

клиенту,

к

потребителю,

к

заказчику;

политическое

взаимодействие, влияние, др.);

социальные

институты

(органы

власти

и

управления,

политическая

партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный

ландшафт

(пандусы,

остановки,

реклама,

места

отдыха,

выгула

собак,

игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами

социальной

пробы,

практики

и

проекта

становятся

подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может

быть

освоено

подростком

вдруг,

одномоментно.

Навыки

межличностного

взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности,

умение

и

способность

к

продуктивной

деятельности,

общий

уровень

психического

развития

те

критерии,

качественные

характеристики

которых,

с

одной

стороны,

являются

показателями

степени

готовности

подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой

проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект

формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития

следующей.

Параллельно

с

этим

должна

быть

специально

организована

учебная

деятельность

подростка,

целью

которой

является

освоение

содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его

проведения.

12

4. Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего

социального проектирования: получение информации о социальном объекте

(познание) — проблематизация информации — преобразование социального

объекта.

ШАГ

№1.

Изучение

общественного

мнения

о

состоянии

социальной

ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ

№2.

Формулировка

социальной

проблемы,

актуальной

в

данном

местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

13

ШАГ

№7.

Определение

обязанностей

и

их

распределение

в

проектной

группе.

ШАГ

№8.

Определение

необходимых

ресурсов

и

источников

их

финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и

умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта,

его подготовка к реализации силами самих воспитанников.

Дальнейшие

шаги

№№

13-19

это

реализация

разработанного

проекта

силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два

последних

шага

№№20,

21

это

подведение

итогов

работы

над

социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

14

ШАГ

№21.

Информирование

общественности

о

результатах

реализации

проекта

5. Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это

характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по

четко

определенным

этапам

на

основании

обозначенных,

измеряемых

результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

15

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть

соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые

соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают

из

поставленной

проблемы.

Бюджет

опирается

на

описание

ресурсов

и

сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта,

подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются

следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей

воздействия на нее.

5.

Компетентность

автора

и

персонала

адекватное

выражение

осведомленности

авторов

в

проблематике,

средствах

и

возможностях

решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами

и методами реализации проекта.

6.

Жизнеспособность

определение

перспектив

развития

проекта

в

дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может

быть продолжен.

Ожидаемые результаты:

1. Повышенная социальная активностьвоспитанников, их готовность принять

личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном

сообществе.

2.

Готовность

органов

местного

самоуправления

выслушать

доводы

воспитанников

и

принять

их

предложения

по

улучшению

социальной

ситуации.

3.

Реальный

вклад

воспитанников

в

изменение

социальной

ситуации

в

местном сообществе.

16

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение

уровня общей культуры воспитанников.

5.

Наличие

у

членов

проектных

групп

сформированных

навыков

коллективной

работы

по

подготовке

и

реализации

собственными

силами

реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых

лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной

ситуации в местном сообществе.

6. Типичные ошибки социального проектирования:

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных

проектов, о работе других групп воспитанников;

- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со

стороны воспитанников, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и

финансирования предложенного социального проекта.

7. Роль педагога в социальном проектировании.

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в

социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать

17

только

с

позиции

соучастия,

сотрудничества,

совместной

деятельности.

Вместе

с

тем

на

разных

этапах

социального

проектирования

позиция

педагога

может

значительно

различаться

в

зависимости

от

ожиданий

воспитанников, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня

готовности

воспитанников

к

социальному

проектированию

и

навыков

социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене

традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого,

наставника

на

позицию

равного,

соучаствующего,

принимающего

самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность

за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки

педагога

в

ходе

социального

проектирования

подвергаются

значительной

нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования —

это

оказание

организационной,

консультативной

и

экспертной

помощи

подростку.

Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной

действительностью

и

социальной

неопытностью,

наивностью

и

максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную

действительность, не надеть» на подростка «розовые» очки, приукрашая ее, а

обеспечить

психологическую

безопасность

ребенка

в

проце ссе

взаимодействия со средой. Можно говорить о том, что в ходе социального

проектирования

педагог

вынужден

«выпадать»

из

традиционной

и

привычной для него собственно педагогической деятельности в социально -

педагогическую.

18

8. Список литературы по социальному проектированию

1.

Берестова,

Л.И.

Основы

технологии

социального

прогнозирования

и

проектирования: учебное пособие /Л. И. Берестова. – М.: Проспект, 2007.

2.

Войцеховский,

С.Н.

Социальное

прогнозирование

и

проектирование:

учебное пособие / С. Н. Войцеховский. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.

3.

Воржецов,

А.Г.,

Гатина

Л.И.

Социальное

проектирование:

учебное

пособие / А. Г. Воржецов, Л. И. Гатина. – Казань: КГТУ, 2007.

4.

Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и

практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009.

5.

Косова Н.М., Мумладзе Н.В. Проектирование в социальной защите: опыт

социологического обобщения. – Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.

6.

Курбатов

В.И.,

Курбатова

О.В.

Социальное

проектирование:

Учеб.

пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

19

7.

Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2006.

8.

Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-

метод. Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.

9.

Марача В.Г., Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных

трансформаций: [монография]. – М.: ИФ, 2008.

10.Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в

социальной работе. – М.: Академия, 2007.

11.

Беспалова

Г.М.,

Виноградова

Н.М.

Социальное

проектирование

подростка.

Как

изменить

отношение

к

школе.

Серия

«Библиотека

Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник»,

2003. – 48с.

20



В раздел образования