Автор: Занина Зоя Григорьевна
Должность: преподаватель "детской художественной школы"
Учебное заведение: МБУДО "Детская Художественная Школа им.Н.В.Овечкина" г.Новошахтинска
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская-на Дону область
Наименование материала: План-конспект открытого урока по предмету "История народной культуры и изобразительного искусства"
Тема: "Народные художественные традиции празднования Пасхи"
Раздел: дополнительное образование
-
МБУДО «ДХШ им. Н.В.Овечкина»
г.Новошахтинск Ростовской области
План-конспект
Открытого урока по предмету «История народной
культуры и изобразительного искусства»
4 класс ПОП
Тема: «Народные художественные
традиции празднования Пасхи»
/комбинированный урок с презентацией ; с просмотром
видеофильма и театрализованными элементами /
Урок подготовлен и проведен преподавателем истории
изобразительного искусства, высшей
категории-
Заниной З.Г
2016-2017 уч. год.
Цель занятия :
Знакомство с православным праздником Пасхи.
,его традициями и обычаями проведения. Создание эскиза с применением
орнамента на пасхальном яйце.
Задачи занятия :
Образовательные:
- познакомить учащихся с праздником Пасхи , его историей , традициями,
обычаями и традициями проведения.
- развить образное мышление, познакомить с детскими рисунками на
православные праздники.
- активизация словарного запаса
- учить видеть красоту и выразительность образной передачи в
произведениях художников прошлого и современности проведения праздника
Пасхи
Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся
- гармоническое развитие личности, средствами эстетического образования
- развить художественный вкус учащихся в росписи «Писанки».
- развитие моторики руки, работая над орнаментом пасхального яйца
- развитие у учащихся потребности в творческой деятельности
Воспитательные:
- воспитать интерес к истории и изучению православных праздников Руси
- воспитать познавательный интерес к народному творчеству и бережное
отношение к народным художественным традициям русского народа
- создать условия для воспитания аккуратности в практической работе , при
выполнении эскиза пасхального яйца
- воспитать умение применять разные виды орнамента в росписи пасхального
яйца.
Вид занятия : -
комбинированное ( просмотр презентации,
видеофильма, наглядных пособий; закрепление и совершенствование знаний
и умений в практической работе).
Форма занятия :
- коллективная и индивидуальная
практическая работа
Методы обучения :
- словесные – беседа и рассказ педагога по теме «Пасха»
- наглядные – электронная презентация, демонстрация видеоматериалов,
использование технических и музыкальных средств; наглядные пособия,
красочное оформление доски.
- практические – выполнение творческих заданий
- развивающие – развитие аккуратности и художественного вкуса в
исполнении практической работы
- понятийные – сообщение и раскрытие основных терминов и понятий
Дидактические материалы и
инструменты:
Для педагога :
иллюстративный материал; наглядные пособия; красочное
оформление доски; стенды детских работ; видеопроектор с электронной
презентацией по теме; диск с видеофильмом «Молись дитя», «Колокольные
звоны»- диск(музыкальное сопровождение во время практической работы),
ноутбук.
Для учащихся :
тетрадь по истории изо.искусства для записей ; шаблоны
яиц; листочки со стихами о празднике «Пасха», карандаши ; фломастеры и т.
д.;реферат на тему:»Пасха»,подготовленный учащейся 4 кл.ПОП-
Пшеничниковой А.(домашнее задание)
План занятия:
1.
Организационный момент -1 мин
2.
Объяснение нового материала,
с просмотром презентации и
видеофильма - 20 мин.
3.
Практическая работа – 5 мин.
4.
Закрепление нового материала – 5 мин.
5.
Подведение итогов занятия ,
просмотр и обсуждение эскизов
пасхального яйца, дом.задание,
театрализация. – 9 мин.
Ход занятия :
1.Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности к занятию
- подготовка к занятию
2. Сообщение и объяснение нового материала
/ чтобы активизировать познавательный интерес идут вопросы о пройденных
праздниках :/
- Назовите какие народные праздники мы изучили ? ( диалог с учащимися)
ответы учащихся : «Рождество Христово»- 7 января
«Зимние святки» - 7 – 19 января
«Крещение Господне» - 19 яваря
«Масленица» - последняя неделя февраля
«День Сорок» - 22 марта
«Благовещение» - 7 апреля
«Вербное Воскресение» - последняя неделя перед Пасхой
Учитель:
А сегодня у нас новая тема, на доске написано «Народные художественные
традиции празднования Пасхи» - запишите в тетради и посмотрите на
экран;(назвать цель занятия)
/ на экране через проектор идет показ презентации «Пасха» с объяснениями
учителя; затем показ наглядных пособий по этой теме и сообщения о
картинах художников(методическое пособие выполнено учителем) ; показ
видеофильма «Молись дитя !» - где при показе иллюстраций детских работ
на православные темы звучит песня певца и композитора
А.Барыкина;просмотр и объяснение по наглядному пособию «Пасхальные
сюрпризы»-ювелирная фирма Карла Фаберже(рассказ учителя о создании
пасхальных яиц по заказу царя Николая 2,всего было изготовлено 56
яиц(стоимость каждого-1млн.рублей) из драгоценного
материала(золото,серебро,сапфиры,алмазы и т. д.)-художественное
оформление - ажурность, переплетение ,необычное сочетание по цвету
драгоценных камней. Многие пасхальные яйца были вывезены после
революции за границу. Всего 10 яиц К.Фаберже находятся в России(музеи
Московского Кремля); показ иллюстраций картин русских и современных
художников, изображавших празднование православного праздника Пасхи -
это Б.Кустодиев «Пасхальный обряд»; И.Маковский «Пасхальный
натюрморт»; П.Жуковский «Пасха»;В.Перов «Крестный ход» и т. д. – дается
обзор этих картин - композиции и колорита./
3. Практическая работа
/
учитель обращает внимание учащихся на красочно оформленную доску,где
находится макет пасхального блюда с творожной пасхой и объясняет задания
практической работы-необходимо каждому ученику выполнить эскиз
пасхального яйца,показать художественные знания и умения применять в
украшении разные виды орнамента/
Задание 1 –
повторить 3 вида орнамента : 1 Геометрический - круг,линии.
2.Растительный- лист,цветок.
3.Зооморфный - птичка,бабочка.
/ идет диалог с учащимися, им задаются наводящие вопросы, они дают
объяснения видам орнамента/
Задание 2 –
учитель рассказывает о росписи пасхальных яиц:
«Крашенки» - выполнены одним цветом(чаще всего-красным);
«Писанки» - делается роспись,используя разнообразный
орнамент(узор,украшение); учитель называет основные цвета в «Писанках»
- красный, черный, белый, желтый.(эти цвета применялись
в12веке);позднее- используются все цвета радуги) Учитель показывает на
доске иллюстративный материал(композиции росписи пасхальных яиц);
раздает шаблоны из картона для росписи пасхальных яиц, а чтобы развить
художественный вкус, учащиеся в росписи «Писанки» используют
«Символы-обереги Древней Руси»(которые были изучены на предыдущих
уроках);ребята выполняют эскиз под колокольный звон(идет музыкальное
сопровождение).
/ Во время практической работы учитель следит за правильностью и
аккуратностью при выполнения эскиза пасхального яйца/
4.Закрепление нового материала
/
В конце работы учитель раздает листочки со стихами о «Пасхе». После
окончания практической работы учащиеся вывешивают свои эскизы на доске
на пасхальное блюдо.Учитель рассказывает о чудесах,которые происходят в
этот светлый день «Пасхи» ; учащиеся повторяют главные символы
праздника и читают стихи:/
(
информационный материал для
учащихся по теме»Народные
художественные традиции празднования Пасхи» раздается уч-
ся
4кл.ПОП,для оформления в тетрадь по истории изо.искусства)-прилагается
ниже.
5.Подведение итогов занятия, просмотр и обсуждение эскизов
пасхальных яиц. Рефлексия.
/
учит
е
ль показывает наиболее удачные работы и обобщает полученные
знания по теме занятия, выставляет оценки/
Домашнее задание: -(дается - если эскиз не закончен, закончить работу
эскиза пасхального яйца в цвете.)если эскиз закончен – то домашнее задание
не дается.
Завершение урока: - идет с театрализованными элементами - входят
учащиеся старших классах в русских нарядах- (на предыдущих уроках
проходило изучение темы «Русский народный костюм»),они вносят на
подносах угощения –( шоколадные яйца ,творожной торт , соки) .Идут стихи
и поздравления, посвященные празднованию «Пасхи».Учитель завершает
урок стихами:
«КАРТИНЫ ТВОРИ С УСЕРДИЕМ И СОГРЕВАЙ СЕРДЦА.
ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ – ВОТ ЗАПОВЕДЬ ХРИСТА!!!
Урок закончен, до свидания!
Литература
1.П.Катанаев «Энциклопедия маленького христианина – М; РОССА, 2009-
145с
2.Н.Орлова «Азбука для православных детей – М; «Вольное дело»,2007-45с
3. А.Жарова «Красота Божьего мира» - М; худ.галерея «Жар-птица»,2007-20с
4. Г.Емельянов «Азбука для малолетних христиан» - С.-П; просветительский
центр «Благовещение» 2008 г.- 98с
5. И.Панькова «Русь святая в пословицах и поговорках»- Р.-на-Д.-
экспериментальное учебное пособие . Донской издательский дом – 2007 г.-
83с
6. И.Панькова «Русь святая – православные праздники»- рабочая
тетрадь
1
и 2 год обучения- Р.-на-Д.- Издательство «ЦВВР» - 2004 г.- 25с
7.А.Терещенко « История культуры русского народа» - М; ЭКСМО – 2007 г.
- 729с
8. О.Глаголева «Православие» - полная энциклопедия – М; ЭКСМО – 2007
г.-
/Информационный материал на тему «Народные
художественные традиции
празднования Пасхи» раздается
учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по истории
изо.искусства/ .
/учитель говорит учащимся о чудесах, которые происходят на Пасху. И вот
одно из чудес – прилетел голубь и принес листочки для ребят , а что в них –
они должны прочесть. Учитель раздает листочки со стихами о празднике
Пасха.
Слова учителя:
Голубь с неба к нам спустился
Дух святой в нем воплотился!
Он нам весточку принес -
В мир земной пришел Христос!
Учащиеся читают:
1.
Вера наша правая –
Вера православная!
Колокол звонит с утра –
Просыпайся детвора!
2.
Иконы ликами святых
Несет народ!
И небо в звездах – хоровод!
3.
Проснулась жизнь от зимней спячки,
Уселась птаха на навес.
Запела песнь и все узнали –
Христос Воскрес!!!
4.
Огонь благодатный на Пасху сойдет!
Огонь этот чудный – горит,
Но не жжет!
5.
Яичко расписное я маме подарю
Зеленою весною , в пасхальную зарю!
6.
Солнце в поднебесье!
Ведь – Христос Воскресе!
7.
Славит Господа Земля!
В Пасху радуюсь и я!
8.
Я разрисовал яичко:
Ветка, а на ветке – птичка ,
Облако летит в простор
В голубое поднебесье,
По середочке – узор
А внизу: «Христос Воскресе!
«Пасха»
Слово «Пасха» - означает « избавление» , переход от смерти к бессмертию. Это главный
праздник православных людей – Воскресение Христа. Он пришел на Русь из Византии в
10 веке. С тех пор на всей русской земле широко и торжественно отмечают Пасху.
«Народные художественные традиции празднования Пасхи»
- служба в церкви
- пекут куличи
- красят яйца
Символически пасхальные яйца олицетворяют собой – воскресенье новой жизни
Символы Пасхи:
- творожная пасха
- куличи
- пасхальные яйца
Обычаи празднования Пасхи:
- колокольный звон
- пасхальные игры ( катание яиц)
- катание на каруселях
- хороводы
Пасхальное яйцо – главным символом Пасхи на Руси стало с 12 века.
«Крашенки» - яйца красили в один цвет
«Писанки» - яйца с росписью , основные цвета – белый , желтый, черный, красный
Д/з – дорисовать эскиз пасхального яйца.
/Информационный материал на тему»Народные художественные традиции
празднования Пасхи» раздается учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по
истории изо.искусства/ .