Напоминание

"Народные художественные традиции празднования Пасхи"


Автор: Занина Зоя Григорьевна
Должность: преподаватель "детской художественной школы"
Учебное заведение: МБУДО "Детская Художественная Школа им.Н.В.Овечкина" г.Новошахтинска
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская-на Дону область
Наименование материала: План-конспект открытого урока по предмету "История народной культуры и изобразительного искусства"
Тема: "Народные художественные традиции празднования Пасхи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




-

МБУДО «ДХШ им. Н.В.Овечкина»

г.Новошахтинск Ростовской области

План-конспект

Открытого урока по предмету «История народной

культуры и изобразительного искусства»

4 класс ПОП

Тема: «Народные художественные

традиции празднования Пасхи»

/комбинированный урок с презентацией ; с просмотром

видеофильма и театрализованными элементами /

Урок подготовлен и проведен преподавателем истории

изобразительного искусства, высшей

категории-

Заниной З.Г

2016-2017 уч. год.

Цель занятия :

Знакомство с православным праздником Пасхи.

,его традициями и обычаями проведения. Создание эскиза с применением

орнамента на пасхальном яйце.

Задачи занятия :

Образовательные:

- познакомить учащихся с праздником Пасхи , его историей , традициями,

обычаями и традициями проведения.

- развить образное мышление, познакомить с детскими рисунками на

православные праздники.

- активизация словарного запаса

- учить видеть красоту и выразительность образной передачи в

произведениях художников прошлого и современности проведения праздника

Пасхи

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся

- гармоническое развитие личности, средствами эстетического образования

- развить художественный вкус учащихся в росписи «Писанки».

- развитие моторики руки, работая над орнаментом пасхального яйца

- развитие у учащихся потребности в творческой деятельности

Воспитательные:

- воспитать интерес к истории и изучению православных праздников Руси

- воспитать познавательный интерес к народному творчеству и бережное

отношение к народным художественным традициям русского народа

- создать условия для воспитания аккуратности в практической работе , при

выполнении эскиза пасхального яйца

- воспитать умение применять разные виды орнамента в росписи пасхального

яйца.

Вид занятия : -

комбинированное ( просмотр презентации,

видеофильма, наглядных пособий; закрепление и совершенствование знаний

и умений в практической работе).

Форма занятия :

- коллективная и индивидуальная

практическая работа

Методы обучения :

- словесные – беседа и рассказ педагога по теме «Пасха»

- наглядные – электронная презентация, демонстрация видеоматериалов,

использование технических и музыкальных средств; наглядные пособия,

красочное оформление доски.

- практические – выполнение творческих заданий

- развивающие – развитие аккуратности и художественного вкуса в

исполнении практической работы

- понятийные – сообщение и раскрытие основных терминов и понятий

Дидактические материалы и

инструменты:

Для педагога :

иллюстративный материал; наглядные пособия; красочное

оформление доски; стенды детских работ; видеопроектор с электронной

презентацией по теме; диск с видеофильмом «Молись дитя», «Колокольные

звоны»- диск(музыкальное сопровождение во время практической работы),

ноутбук.

Для учащихся :

тетрадь по истории изо.искусства для записей ; шаблоны

яиц; листочки со стихами о празднике «Пасха», карандаши ; фломастеры и т.

д.;реферат на тему:»Пасха»,подготовленный учащейся 4 кл.ПОП-

Пшеничниковой А.(домашнее задание)

План занятия:

1.

Организационный момент -1 мин

2.

Объяснение нового материала,

с просмотром презентации и

видеофильма - 20 мин.

3.

Практическая работа – 5 мин.

4.

Закрепление нового материала – 5 мин.

5.

Подведение итогов занятия ,

просмотр и обсуждение эскизов

пасхального яйца, дом.задание,

театрализация. – 9 мин.

Ход занятия :

1.Организационный момент

- приветствие

- проверка готовности к занятию

- подготовка к занятию

2. Сообщение и объяснение нового материала

/ чтобы активизировать познавательный интерес идут вопросы о пройденных

праздниках :/

- Назовите какие народные праздники мы изучили ? ( диалог с учащимися)

ответы учащихся : «Рождество Христово»- 7 января

«Зимние святки» - 7 – 19 января

«Крещение Господне» - 19 яваря

«Масленица» - последняя неделя февраля

«День Сорок» - 22 марта

«Благовещение» - 7 апреля

«Вербное Воскресение» - последняя неделя перед Пасхой

Учитель:

А сегодня у нас новая тема, на доске написано «Народные художественные

традиции празднования Пасхи» - запишите в тетради и посмотрите на

экран;(назвать цель занятия)

/ на экране через проектор идет показ презентации «Пасха» с объяснениями

учителя; затем показ наглядных пособий по этой теме и сообщения о

картинах художников(методическое пособие выполнено учителем) ; показ

видеофильма «Молись дитя !» - где при показе иллюстраций детских работ

на православные темы звучит песня певца и композитора

А.Барыкина;просмотр и объяснение по наглядному пособию «Пасхальные

сюрпризы»-ювелирная фирма Карла Фаберже(рассказ учителя о создании

пасхальных яиц по заказу царя Николая 2,всего было изготовлено 56

яиц(стоимость каждого-1млн.рублей) из драгоценного

материала(золото,серебро,сапфиры,алмазы и т. д.)-художественное

оформление - ажурность, переплетение ,необычное сочетание по цвету

драгоценных камней. Многие пасхальные яйца были вывезены после

революции за границу. Всего 10 яиц К.Фаберже находятся в России(музеи

Московского Кремля); показ иллюстраций картин русских и современных

художников, изображавших празднование православного праздника Пасхи -

это Б.Кустодиев «Пасхальный обряд»; И.Маковский «Пасхальный

натюрморт»; П.Жуковский «Пасха»;В.Перов «Крестный ход» и т. д. – дается

обзор этих картин - композиции и колорита./

3. Практическая работа

/

учитель обращает внимание учащихся на красочно оформленную доску,где

находится макет пасхального блюда с творожной пасхой и объясняет задания

практической работы-необходимо каждому ученику выполнить эскиз

пасхального яйца,показать художественные знания и умения применять в

украшении разные виды орнамента/

Задание 1 –

повторить 3 вида орнамента : 1 Геометрический - круг,линии.

2.Растительный- лист,цветок.

3.Зооморфный - птичка,бабочка.

/ идет диалог с учащимися, им задаются наводящие вопросы, они дают

объяснения видам орнамента/

Задание 2

учитель рассказывает о росписи пасхальных яиц:

«Крашенки» - выполнены одним цветом(чаще всего-красным);

«Писанки» - делается роспись,используя разнообразный

орнамент(узор,украшение); учитель называет основные цвета в «Писанках»

- красный, черный, белый, желтый.(эти цвета применялись

в12веке);позднее- используются все цвета радуги) Учитель показывает на

доске иллюстративный материал(композиции росписи пасхальных яиц);

раздает шаблоны из картона для росписи пасхальных яиц, а чтобы развить

художественный вкус, учащиеся в росписи «Писанки» используют

«Символы-обереги Древней Руси»(которые были изучены на предыдущих

уроках);ребята выполняют эскиз под колокольный звон(идет музыкальное

сопровождение).

/ Во время практической работы учитель следит за правильностью и

аккуратностью при выполнения эскиза пасхального яйца/

4.Закрепление нового материала

/

В конце работы учитель раздает листочки со стихами о «Пасхе». После

окончания практической работы учащиеся вывешивают свои эскизы на доске

на пасхальное блюдо.Учитель рассказывает о чудесах,которые происходят в

этот светлый день «Пасхи» ; учащиеся повторяют главные символы

праздника и читают стихи:/

(

информационный материал для

учащихся по теме»Народные

художественные традиции празднования Пасхи» раздается уч-

ся

4кл.ПОП,для оформления в тетрадь по истории изо.искусства)-прилагается

ниже.

5.Подведение итогов занятия, просмотр и обсуждение эскизов

пасхальных яиц. Рефлексия.

/

учит

е

ль показывает наиболее удачные работы и обобщает полученные

знания по теме занятия, выставляет оценки/

Домашнее задание: -(дается - если эскиз не закончен, закончить работу

эскиза пасхального яйца в цвете.)если эскиз закончен – то домашнее задание

не дается.

Завершение урока: - идет с театрализованными элементами - входят

учащиеся старших классах в русских нарядах- (на предыдущих уроках

проходило изучение темы «Русский народный костюм»),они вносят на

подносах угощения –( шоколадные яйца ,творожной торт , соки) .Идут стихи

и поздравления, посвященные празднованию «Пасхи».Учитель завершает

урок стихами:

«КАРТИНЫ ТВОРИ С УСЕРДИЕМ И СОГРЕВАЙ СЕРДЦА.

ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ – ВОТ ЗАПОВЕДЬ ХРИСТА!!!

Урок закончен, до свидания!

Литература

1.П.Катанаев «Энциклопедия маленького христианина – М; РОССА, 2009-

145с

2.Н.Орлова «Азбука для православных детей – М; «Вольное дело»,2007-45с

3. А.Жарова «Красота Божьего мира» - М; худ.галерея «Жар-птица»,2007-20с

4. Г.Емельянов «Азбука для малолетних христиан» - С.-П; просветительский

центр «Благовещение» 2008 г.- 98с

5. И.Панькова «Русь святая в пословицах и поговорках»- Р.-на-Д.-

экспериментальное учебное пособие . Донской издательский дом – 2007 г.-

83с

6. И.Панькова «Русь святая – православные праздники»- рабочая

тетрадь

1

и 2 год обучения- Р.-на-Д.- Издательство «ЦВВР» - 2004 г.- 25с

7.А.Терещенко « История культуры русского народа» - М; ЭКСМО – 2007 г.

- 729с

8. О.Глаголева «Православие» - полная энциклопедия – М; ЭКСМО – 2007

г.-

/Информационный материал на тему «Народные

художественные традиции

празднования Пасхи» раздается

учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по истории

изо.искусства/ .

/учитель говорит учащимся о чудесах, которые происходят на Пасху. И вот

одно из чудес – прилетел голубь и принес листочки для ребят , а что в них –

они должны прочесть. Учитель раздает листочки со стихами о празднике

Пасха.

Слова учителя:

Голубь с неба к нам спустился

Дух святой в нем воплотился!

Он нам весточку принес -

В мир земной пришел Христос!

Учащиеся читают:

1.

Вера наша правая –

Вера православная!

Колокол звонит с утра –

Просыпайся детвора!

2.

Иконы ликами святых

Несет народ!

И небо в звездах – хоровод!

3.

Проснулась жизнь от зимней спячки,

Уселась птаха на навес.

Запела песнь и все узнали –

Христос Воскрес!!!

4.

Огонь благодатный на Пасху сойдет!

Огонь этот чудный – горит,

Но не жжет!

5.

Яичко расписное я маме подарю

Зеленою весною , в пасхальную зарю!

6.

Солнце в поднебесье!

Ведь – Христос Воскресе!

7.

Славит Господа Земля!

В Пасху радуюсь и я!

8.

Я разрисовал яичко:

Ветка, а на ветке – птичка ,

Облако летит в простор

В голубое поднебесье,

По середочке – узор

А внизу: «Христос Воскресе!

«Пасха»

Слово «Пасха» - означает « избавление» , переход от смерти к бессмертию. Это главный

праздник православных людей – Воскресение Христа. Он пришел на Русь из Византии в

10 веке. С тех пор на всей русской земле широко и торжественно отмечают Пасху.

«Народные художественные традиции празднования Пасхи»

- служба в церкви

- пекут куличи

- красят яйца

Символически пасхальные яйца олицетворяют собой – воскресенье новой жизни

Символы Пасхи:

- творожная пасха

- куличи

- пасхальные яйца

Обычаи празднования Пасхи:

- колокольный звон

- пасхальные игры ( катание яиц)

- катание на каруселях

- хороводы

Пасхальное яйцо – главным символом Пасхи на Руси стало с 12 века.

«Крашенки» - яйца красили в один цвет

«Писанки» - яйца с росписью , основные цвета – белый , желтый, черный, красный

Д/з – дорисовать эскиз пасхального яйца.

/Информационный материал на тему»Народные художественные традиции

празднования Пасхи» раздается учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по

истории изо.искусства/ .



В раздел образования