Напоминание

"Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте"


Автор: Герасимова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Рузский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Электронный научный журнал ( Психологические науки)

Герасимова Наталья Викторовна

Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центр детского творчества города Рузы»

Аннотация:

Волевой регуляции младших школьников это на сегодняшний день

достаточно актуальная проблема, ведь именно воля и волевое усилие ,

старание влияет на прилежность и успеваемость младших школьников и

учит их трудиться и добывать знания дальше в средней и старшей школе.

Но методов ее диагностики очень мало. Но не для кого не секрет что именно

то что заложено в младшем школьном возрасте будет развиваться дальше.

Стоит отметить что период младшего школьного возраста имеет огромное

значение в процессе всего личностного формирования человека.

Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития

человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и

эволюционно-биологическим

развитием

общества

и

конкретного

индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка

данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать

осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевой процесс, произвольный

самоконтроль, младший школьный возраст, самоконтроль.

Тезисы:

Как же продиагностировать наличие волевой регуляции в младшем

школьном возрасте? Проблемой в изучении волевой регуляции является не

разработанность

методик,

поскольку

они

направлены

на

более

сознательный возраст. Исходя из этого, в данной работе поставлена цель

разработать

набор

методик,

направленных

на

диагностику

волевой

регуляции в младшем школьной возрасте. Объектом исследования является

волевая регуляция у младших школьников. Предметом, методы диагностики

волевой регуляции у младших школьников. В соответствии с целью были

сформированы задачи:

1.

Проанализировать основные теоретические подходы к изучению

волевой регуляции

2.

Составить программу исследования волевой регуляции у младших

школьников

3.

Апробировать на младших школьниках составленную программу

Для начала нужно разобраться, что же из себя представляет волевая

регуляция и вообще воля. Воля — сознательное управление субъектом

своим

поведением,

способность

мобилизовать

силы

на

преодоление

трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс связан с другими

психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением,

памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности — направленностью,

темпераментом, характером и т.д. Специфика волевого психического

процесса состоит, в сознательном усилии субъекта, направленном на

активизацию всех его возможностей для достижения цели. Каждый человек

на протяжение своей жизни, путем проб и ошибок может классифицировать

свои поступки на волевые и неволевые. Волевое действие заведомо требует

особого усилия. И такая черта личности, как раз является способностью

развивать такие усилия. Говоря о волевом человеке и выделяя в нем это

качество становиться понятно что

имеется ввиду не автоматизмы,

стереотипы, с помощью которых человек с легкостью проделывает какое

либо действие, а наоборот человек ставиться в ситуацию выбора в которой

нужно прибегнуть к своим внутренним ресурсам, произвести усилие над

собой, проанализировав ситуацию сделать выбор или принять некое

решение. Мало принять это решение, так же надо пытаться вырабатывать

навык и привычку выполнения. Постепенно навыки выполнения должны

совершенствоваться и принимать более сложную форму. Прежде всего воля

выражается в преодолении препятствий, но мало преодолеть препятствие,

надо понять его строение и схему своих решений и поступков. Так как если

это был просто приказ, то его выполнение этого действия , а не

целенаправленный процесс. В данной работе будет рассмотрена проблема

диагностики волевой регуляции в младшем школьном возрасте. Воля

относится к такому качеству личности, которое не берется из неоткуда его

нужно формировать и развивать с детства. Стоит отметить, что период

младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего

личностного формирования человека.

Исследование проходило на базе Гимназии №1 города Рузы. В

апробации методики приняло участие 30 человек, из 1,3,4 классов. Нами

была разработана методика «Самый Самый» она направлена на выявление и

в

дальнейшем

на

изучение,

социальной

смелости

школьников,

произвольного самоконтроля, развития физического волевого усилия и

интеллектуального

волевого

усилия.

Занятия

проводились

в

форме

естественного

эксперимента

замаскированного

под

игру.

Проведя

исследование, с поставленными задачами мы успешно справились и

получись довольно интересные результаты.. Проанализировав результаты

упражнений направленных на произвольный самоконтроль мы ,видим что в

4 классе показатели намного выше нежели в 1 или 3, это связанно с тем, что

в этом возрасте произвольный самоконтроль развит лучшее. В четвертом

классе ученики более внимательны, собранны, и могут ради результата

произвести над собой усилие. Но из

третьего упражнения самый

выносливый мы видим что показатель у первого класса выше, так кат в этом

возрасте 6-7 лет, для детей ведущей деятельность является все-таки игра,

следовательно высокие результаты являются подтверждением тому ,что о

формирование

волевой

регуляции

говорить

рано.

Так

как

ведущей

деятельностью пока для этих детей является все же игровая ,а не учебная.

По результатам упражнения самый сильный, видим, что как ни

странно в первом классе способность к физическому волевому усилию

выше, чем в 3 и 4 классах, но не на много. Это можно объяснить тем что,

первоклассники были ориентированы на результат, им была поставлена

цель, сделать лучше чем сосед, в то время как 3 и 4 классу была поставлена

задача, просто выполнить упражнение без характера

соревнований. Я

думаю именно поэтому у первого класса результаты получились немного

выше, чем остальных. А также была допущена инструментальная ошибка

при проведении эксперимента с динамометром. Поэтому показатели по

первому классу получились выше. И, наконец, по упражнению самый умный

было выявлено, показатели в 4 класса намного выше чем в первом и в

третьем классах так как, для учеников учебная деятельность это ведущая

деятельность а у первоклассников она не сформирована, поэтому в

четвертом классе проявление волевого усилия выражено гораздо четче,

нежели в первом. Подводя итоги можно сказать то , что волевая регуляция

формируется после 7-8 лет, когда у ребенка сменяется ведущая деятельность

с игровой на ведущую учебную деятельность а это происходит только к

окончанию третьего класса и начала четвертого. Соответственно учебная

деятельность

продуктивней

при

наличии

сформированной

волевой

регуляции.

Список используемой литературы

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр.

психол. 1979. № 2. С. 47 - 56. № 4. С. 23—35.

2. Шляпников В.Н Статья Культурно- историческая психология воли.

3. Быков Александр Владимирович. Генезис волевой регуляции : Дис. ...

д-ра психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 452 c. РГБ ОД, 71:04-19/6

4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,

1991..

5. Шульга Т. И. Изменение волевой сферы школьников под влиянием

мотивации достижения // Человек как интегральная система / Под ред. В.

В. Белоуса, Э. П. Козычевой, Т. И. Шульги. Ростов-на-Дону, 1988

6. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.



В раздел образования