Автор: Герасимова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Рузский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте"
Раздел: дополнительное образование
Электронный научный журнал ( Психологические науки)
Герасимова Наталья Викторовна
Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества города Рузы»
Аннотация:
Волевой регуляции младших школьников это на сегодняшний день
достаточно актуальная проблема, ведь именно воля и волевое усилие ,
старание влияет на прилежность и успеваемость младших школьников и
учит их трудиться и добывать знания дальше в средней и старшей школе.
Но методов ее диагностики очень мало. Но не для кого не секрет что именно
то что заложено в младшем школьном возрасте будет развиваться дальше.
Стоит отметить что период младшего школьного возраста имеет огромное
значение в процессе всего личностного формирования человека.
Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития
человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и
эволюционно-биологическим
развитием
общества
и
конкретного
индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка
данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать
осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.
Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевой процесс, произвольный
самоконтроль, младший школьный возраст, самоконтроль.
Тезисы:
Как же продиагностировать наличие волевой регуляции в младшем
школьном возрасте? Проблемой в изучении волевой регуляции является не
разработанность
методик,
поскольку
они
направлены
на
более
сознательный возраст. Исходя из этого, в данной работе поставлена цель
разработать
набор
методик,
направленных
на
диагностику
волевой
регуляции в младшем школьной возрасте. Объектом исследования является
волевая регуляция у младших школьников. Предметом, методы диагностики
волевой регуляции у младших школьников. В соответствии с целью были
сформированы задачи:
1.
Проанализировать основные теоретические подходы к изучению
волевой регуляции
2.
Составить программу исследования волевой регуляции у младших
школьников
3.
Апробировать на младших школьниках составленную программу
Для начала нужно разобраться, что же из себя представляет волевая
регуляция и вообще воля. Воля — сознательное управление субъектом
своим
поведением,
способность
мобилизовать
силы
на
преодоление
трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс связан с другими
психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением,
памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности — направленностью,
темпераментом, характером и т.д. Специфика волевого психического
процесса состоит, в сознательном усилии субъекта, направленном на
активизацию всех его возможностей для достижения цели. Каждый человек
на протяжение своей жизни, путем проб и ошибок может классифицировать
свои поступки на волевые и неволевые. Волевое действие заведомо требует
особого усилия. И такая черта личности, как раз является способностью
развивать такие усилия. Говоря о волевом человеке и выделяя в нем это
качество становиться понятно что
имеется ввиду не автоматизмы,
стереотипы, с помощью которых человек с легкостью проделывает какое
либо действие, а наоборот человек ставиться в ситуацию выбора в которой
нужно прибегнуть к своим внутренним ресурсам, произвести усилие над
собой, проанализировав ситуацию сделать выбор или принять некое
решение. Мало принять это решение, так же надо пытаться вырабатывать
навык и привычку выполнения. Постепенно навыки выполнения должны
совершенствоваться и принимать более сложную форму. Прежде всего воля
выражается в преодолении препятствий, но мало преодолеть препятствие,
надо понять его строение и схему своих решений и поступков. Так как если
это был просто приказ, то его выполнение этого действия , а не
целенаправленный процесс. В данной работе будет рассмотрена проблема
диагностики волевой регуляции в младшем школьном возрасте. Воля
относится к такому качеству личности, которое не берется из неоткуда его
нужно формировать и развивать с детства. Стоит отметить, что период
младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего
личностного формирования человека.
Исследование проходило на базе Гимназии №1 города Рузы. В
апробации методики приняло участие 30 человек, из 1,3,4 классов. Нами
была разработана методика «Самый Самый» она направлена на выявление и
в
дальнейшем
на
изучение,
социальной
смелости
школьников,
произвольного самоконтроля, развития физического волевого усилия и
интеллектуального
волевого
усилия.
Занятия
проводились
в
форме
естественного
эксперимента
замаскированного
под
игру.
Проведя
исследование, с поставленными задачами мы успешно справились и
получись довольно интересные результаты.. Проанализировав результаты
упражнений направленных на произвольный самоконтроль мы ,видим что в
4 классе показатели намного выше нежели в 1 или 3, это связанно с тем, что
в этом возрасте произвольный самоконтроль развит лучшее. В четвертом
классе ученики более внимательны, собранны, и могут ради результата
произвести над собой усилие. Но из
третьего упражнения самый
выносливый мы видим что показатель у первого класса выше, так кат в этом
возрасте 6-7 лет, для детей ведущей деятельность является все-таки игра,
следовательно высокие результаты являются подтверждением тому ,что о
формирование
волевой
регуляции
говорить
рано.
Так
как
ведущей
деятельностью пока для этих детей является все же игровая ,а не учебная.
По результатам упражнения самый сильный, видим, что как ни
странно в первом классе способность к физическому волевому усилию
выше, чем в 3 и 4 классах, но не на много. Это можно объяснить тем что,
первоклассники были ориентированы на результат, им была поставлена
цель, сделать лучше чем сосед, в то время как 3 и 4 классу была поставлена
задача, просто выполнить упражнение без характера
соревнований. Я
думаю именно поэтому у первого класса результаты получились немного
выше, чем остальных. А также была допущена инструментальная ошибка
при проведении эксперимента с динамометром. Поэтому показатели по
первому классу получились выше. И, наконец, по упражнению самый умный
было выявлено, показатели в 4 класса намного выше чем в первом и в
третьем классах так как, для учеников учебная деятельность это ведущая
деятельность а у первоклассников она не сформирована, поэтому в
четвертом классе проявление волевого усилия выражено гораздо четче,
нежели в первом. Подводя итоги можно сказать то , что волевая регуляция
формируется после 7-8 лет, когда у ребенка сменяется ведущая деятельность
с игровой на ведущую учебную деятельность а это происходит только к
окончанию третьего класса и начала четвертого. Соответственно учебная
деятельность
продуктивней
при
наличии
сформированной
волевой
регуляции.
Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр.
психол. 1979. № 2. С. 47 - 56. № 4. С. 23—35.
2. Шляпников В.Н Статья Культурно- историческая психология воли.
3. Быков Александр Владимирович. Генезис волевой регуляции : Дис. ...
д-ра психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 452 c. РГБ ОД, 71:04-19/6
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,
1991..
5. Шульга Т. И. Изменение волевой сферы школьников под влиянием
мотивации достижения // Человек как интегральная система / Под ред. В.
В. Белоуса, Э. П. Козычевой, Т. И. Шульги. Ростов-на-Дону, 1988
6. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.