Напоминание

Коррекционно-развивающее сопровождение участников образовательных отношений в организации работы над развитием артикуляционной моторики


Авторы: Минина Екатерина Владимировна, Головач Наталья Леонидовна
Должность: учителя-логопеды,
Учебное заведение: МБДОУ № 48 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционно-развивающее сопровождение участников образовательных отношений в организации работы над развитием артикуляционной моторики
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ:

МИНИНА Е.В.,

ГОЛОВАЧ Н.Л

.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно

ежедневно,

чтобы

вырабатываемые

у

детей

навыки закреплялись.

Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по

4-5 минут. Не следует предлагать детям более

3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется по 10 раз.

Статические

упражнения

выполняются

по

10

секунд

(удержание

артикуляционной

позы

в

одном положении).

При

отборе

упражнений

для

артикуляционной

гимнастики

надо

соблюдать

определенную

последовательность,

идти

от

простых

упражнений к более сложным.

Проводить

гимнастику

лучше

эмоционально,

в

игровой форме.

Из выполняемых трех упражнений новым может

быть

только

одно,

второе

и

третье

даются

для

повторения и закрепления.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение

недостаточно хорошо, не следует вводить новых

упражнений,

лучше

отрабатывать

старый

материал. Для его закрепления можно придумать

новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так

как

в

таком

положении

у

ребенка

прямая

спина,

тело

не

напряжено,

руки

и

ноги

находятся

в

спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а

также

свое

лицо,

чтобы

самостоятельно

контролировать

правильность

выполнения

упражнений.

Ребенок

и

взрослый

во

время

проведения

артикуляционной

гимнастики

должны

находиться

перед

настенным

зеркалом.

Также

ребенок

может

воспользоваться

небольшим

ручным

зеркалом

(примерно

9х12

см),

но

тогда

взрослый

должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения

артикуляционной гимнастики

Взрослый

рассказывает

о

предстоящем

упражнении, используя игровые приемы.

Взрослый показывает выполнение упражнения.

Упражнение

делает

ребенок,

а

взрослый

контролирует выполнение.

Взрослый

следит

за

качеством

выполняемых

ребенком

движений:

точность

движения,

плавность,

темп

выполнения,

устойчивость,

переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого

органа артикуляции выполнялись симметрично

по отношению к правой и левой стороне лица.

В

противном

случае

артикуляционная

гимнастика не достигает своей цели.

Если у ребенка не получается какое-то движение,

помогать

ему

(шпателем,

ручкой

чайной

ложки...).

Подходить

к

выполнению

упражнений

творчески

.

Для

того,

чтобы

ребенок

нашел

правильное

положение

языка,

например,

облизал

верхнюю

губу,

можно

намазать

ее

вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит

ваш ребенок.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность

движений

органов

артикуляционного

аппарата.

Постепенно

напряжение

исчезает,

движения

становятся

непринужденными

и

вместе

с

тем

координированными.

Система

упражнений

по

развитию

артикуляционной

моторики

должна

включать

как статические упражнения, так и упражнения,

направленные

на

развитие

динамической

координации речевых движений.

Прежде,

чем

приступить

к

выполнению

упражнений,

обязательно

ознакомьтесь

с

рекомендациями

по

проведению

артикуляционной гимнастики.

Список литературы:

Анищенкова

Е.С.

Артикуляционная

гимнастика

для

развития речи дошкольников: практическое пособие/ Е.С

Анищенкова.- М.: Издательство АСТ, 2006г.- 64 с.

Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная

гимнастика: практическое пособие / Е.Н. Краузе.- Санкт-

Петербург.: Издательство: Корона-Принт, 2014г. -80с.

Пожиленко

Е.

А.

Артикуляционная

гимнастика:

методические

рекомендации

по

развитию

моторики,

дыхания

и

голоса

у

детей

дошкольного

возраста/Е.

А.

Пожиленко.- М.: Издательство: Каро, 2006 г. -92с.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое

пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. -

64 с.

Куликовская

Т.

А.

Артикуляционная

гимнастика

в

считалках.

Пособие

для

логопедов,

воспитателей,

родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014. - 732 c.



В раздел образования