Авторы: Минина Екатерина Владимировна, Головач Наталья Леонидовна
Должность: учителя-логопеды,
Учебное заведение: МБДОУ № 48 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционно-развивающее сопровождение участников образовательных отношений в организации работы над развитием артикуляционной моторики
Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ:
МИНИНА Е.В.,
ГОЛОВАЧ Н.Л
.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по
4-5 минут. Не следует предлагать детям более
3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 10 раз.
Статические
упражнения
выполняются
по
10
секунд
(удержание
артикуляционной
позы
в
одном положении).
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную
последовательность,
идти
от
простых
упражнений к более сложным.
Проводить
гимнастику
лучше
эмоционально,
в
игровой форме.
Из выполняемых трех упражнений новым может
быть
только
одно,
второе
и
третье
даются
для
повторения и закрепления.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение
недостаточно хорошо, не следует вводить новых
упражнений,
лучше
отрабатывать
старый
материал. Для его закрепления можно придумать
новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так
как
в
таком
положении
у
ребенка
прямая
спина,
тело
не
напряжено,
руки
и
ноги
находятся
в
спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а
также
свое
лицо,
чтобы
самостоятельно
контролировать
правильность
выполнения
упражнений.
Ребенок
и
взрослый
во
время
проведения
артикуляционной
гимнастики
должны
находиться
перед
настенным
зеркалом.
Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно
9х12
см),
но
тогда
взрослый
должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения
артикуляционной гимнастики
Взрослый
рассказывает
о
предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
Взрослый показывает выполнение упражнения.
Упражнение
делает
ребенок,
а
взрослый
контролирует выполнение.
Взрослый
следит
за
качеством
выполняемых
ребенком
движений:
точность
движения,
плавность,
темп
выполнения,
устойчивость,
переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого
органа артикуляции выполнялись симметрично
по отношению к правой и левой стороне лица.
В
противном
случае
артикуляционная
гимнастика не достигает своей цели.
Если у ребенка не получается какое-то движение,
помогать
ему
(шпателем,
ручкой
чайной
ложки...).
Подходить
к
выполнению
упражнений
творчески
.
Для
того,
чтобы
ребенок
нашел
правильное
положение
языка,
например,
облизал
верхнюю
губу,
можно
намазать
ее
вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит
ваш ребенок.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
становятся
непринужденными
и
вместе
с
тем
координированными.
Система
упражнений
по
развитию
артикуляционной
моторики
должна
включать
как статические упражнения, так и упражнения,
направленные
на
развитие
динамической
координации речевых движений.
Прежде,
чем
приступить
к
выполнению
упражнений,
обязательно
ознакомьтесь
с
рекомендациями
по
проведению
артикуляционной гимнастики.
Список литературы:
•
Анищенкова
Е.С.
Артикуляционная
гимнастика
для
развития речи дошкольников: практическое пособие/ Е.С
Анищенкова.- М.: Издательство АСТ, 2006г.- 64 с.
•
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика: практическое пособие / Е.Н. Краузе.- Санкт-
Петербург.: Издательство: Корона-Принт, 2014г. -80с.
•
Пожиленко
Е.
А.
Артикуляционная
гимнастика:
методические
рекомендации
по
развитию
моторики,
дыхания
и
голоса
у
детей
дошкольного
возраста/Е.
А.
Пожиленко.- М.: Издательство: Каро, 2006 г. -92с.
•
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое
пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. -
64 с.
•
Куликовская
Т.
А.
Артикуляционная
гимнастика
в
считалках.
Пособие
для
логопедов,
воспитателей,
родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014. - 732 c.