Напоминание

Программа "Малахитовая шкатулка"


Автор: Черноштанова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: п. Зауральский, Еманжелинский район, Челябинская область
Наименование материала: Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Тема: Программа "Малахитовая шкатулка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ»

____________

Программа детского

оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Малахитовая шкатулка»

(краткосрочная)

Паспорт программы

1

Номинация, по

которой

предоставляется

программа

Профильная программа по организации летнего

отдыха,

оздоровления

и

занятости

несовершеннолетних.

2

Полное название

программы

Профильная краткосрочная программа детского

оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей «Малахитовая шкатулка»

3

Адресат

проектной

деятельности

дети школы от 6 лет 6 месяцев до 17 лет

включительно;

дети из семей, находящихся в трудной

жизненной ситуации;

дети-сироты

и

дети,

оставшиеся

без

попечения

родителей,

а

также,

находящиеся под опекой граждан;

дети различных учетных категорий;

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья;

40 человек во вторую смену

4

Сроки

реализации

программы

Июль

2смена

5

Цель программы

Создать оптимальные благоприятные

оздоровительно-образовательные

условия

для

эффективного

использования

каникулярного

времени с целью организации отдыха и развития

детей, укрепления физического, психического и

эмоционального здоровья, содействие развитию

гражданской позиции подростков и социальной

активности через приобщение к уникальному

культурному наследию своего народа.

6

Задачи

- Осуществить комплекс мероприятий,

направленных на развитие и оздоровление

детей.

- Формировать коммуникативные навыки

детей, дружеское взаимоотношение между всеми

участниками программы.

-

Способствовать

накоплению

детьми

социального опыта жизни в родном районе,

усвоение

принятых

норм

поведения,

взаимоотношений, приобщение к его культуре.

- Приобщить детей к чтению, познакомить с

некоторыми аспектами культурного наследия

нашего народа.

2

- Организовать отдых учащихся, построенный

на принципах здоровьесбережения, потребности

в заботе о своём здоровье и здоровом образе

жизни посредством лечебно-профилактических,

общеукрепляющих мероприятий;

-Развивать

интеллектуальную,

исследовательскую

деятельности

учащихся,

организаторские

и

коммуникативные

способности, обретение ребёнком уникального

своего

«Я»

через

реализацию

своих

возможностей,

участие

в

различных

видах

деятельности по программе лагеря;

- Создать в лагере отношения, основанные на

сотрудничестве,

содружестве,

сотворчестве

детей и взрослых, умения работать в команде.

7

Краткое

содержание

программы

Содержание

деятельности

направлено

на

реализацию профильной программы в форме

ролевых

игр,

спортивных

соревнований,

отрядных

дел,

творческих

занятий

по

направлениям.

Тематика

смен

предполагает

знакомство

с

историей

и

культурными

ценностями Урала и Челябинской обрасти. Дети

получат возможность познакомиться с природой

родного края, ее разнообразием и богатством

природных

ресурсов,

рассмотрят

вопросы

природопользования и экологии.

8

Ожидаемый результат

- Будут проведены мероприятия по общему

оздоровлению воспитанников, укреплению их

здоровья;

- улучшится общее самочувствие детей,

физические показатели;

- дети получат опыт взаимодействия друг с

другом во временных разновозрастных группах;

- ребята смогут стать активными участниками

мероприятий, кружков и секций, внести свой

вклад в управление коллективом;

- получат социальные навыки общения,

самообслуживания, поведения в общественных

местах различного назначения;

-расширят общий кругозор, получат

возможность раскрытия новых творческих

способностей;

-проявят лидерские и организаторские качества,

умение работать в команде, договариваться;

3

- смогут приобщиться к культурному наследию

народа через знакомство с народным

творчеством, знакомство с некоторыми вехами

истории Урала;

- познакомятся с некоторыми профессиями

наших предков и их современными аналогами;

- научатся изготавливать изделия по мотивам

работ мастеров народных промыслов;

- снизится темп роста негативных социальных

явлений среди детей;

- укрепится дружба и сотрудничество между

детьми разных возрастов и национальностей.

9

Название организации

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа»

10

Адрес, телефон

11

ФИО

руководителя

учреждения

12

ФИО начальника ДОЛ

при МБОУ «СОШ»

4

Пояснительная записка

Данная

программа

«Малахитовая

шкатулка»

работы

детского

оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МБОУ «СОШ№15»

(далее – лагерь) разработана в соответствии с

Федеральным законом

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 120-ФЗ (ред. от

13.07.2015)

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних», Приказом Минобразования РФ №

2688 от 13.07.2001, СанПиН №2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

в

оздоровительных

учреждениях

с

дневным

пребыванием

детей

в

период

каникул»,

распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р «Стратегия

развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,

Уставом

МБОУ «СОШ», положением МБОУ «СОШ» «О школьном

оздоровительном лагере дневного пребывания, приказом МБОУ «СОШ» №

11-О от 25.03.2019 «Об открытии оздоровительного лагеря при МБОУ

«СОШ»

Летние каникулы составляют значительную часть свободного

времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их

творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей,

приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов,

удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах

деятельности. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий,

снятия накопившегося напряжения, восполнения израсходованных сил,

восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

С целью всестороннего развития детей работали объединения по

интересам, на занятиях в которых ребята разучивали и исполняли песни,

танцы, учились рисовать, изготавливали работы из бросового материала,

научились создавать и проводить игры для детского коллектива. Ежедневно

проводились спортивные мероприятия: утренняя зарядка, состязания,

спортивные квесты, соревнования в разных видах спорта, занятия на

площадках стадиона школы и игровых площадках микрорайона.

По результатам организации отдыха детей в лагере 2017-2018 годов

был сделан вывод:

1)

все дети, посещающие лагерь с дневным пребыванием получили

возможность оздоровиться;

2)

организованный

отдых

способствовал

отсутствию

случаев

заболеваний и минимизировал случаи травматизма;

3)

ребята проявили интерес к собственному творчеству.

На основе сделанных выводов по результатам организации лагеря было

принято решение, включить в программу лагеря на 2019 год знакомство с

литературным наследием России, творчеством писателей и поэтов нашего

5

края, создать возможность поисковой и познавательной деятельности детей

через работу объединений и организаций различной направленности.

Программа лагеря «Малахитовая шкатулка» на 2019 год с дневным

пребыванием детей предполагает создание благоприятных оздоровительно-

образовательных

условий для формирования у детей и подростков

социокультурной

компетенции,

которые

включают

в

себя:

гражданственность

и

патриотизм,

культуру

поведения,

общения,

читательскую и коммуникативную культуру как важнейшие духовно-

нравственные и социальные ценности в развитии личности, экологическую

культуру.

Актуальность программы мы видим в том, что по оценкам психологов

и педагогов период с 6 лет 6 месяцев до 17 лет формируется культура

ребенка,

закрепляются

полезные

навыки

социального

общения

как

позитивного,

так

и

негативного,

осознание

которых

помогает

ему

сформировать уважительное отношение к себе, воспитывает культуру

чувств, правила поведения в коллективе и окружающей его среде. Очень

важно в этот период научить детей занимать своё свободное время

интересной для себя досуговой деятельностью, которая позволит ему

восстановить свои физические и духовные силы. Досуговая деятельность

способствует вхождению ребенка в культуру. По своему содержанию она

разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это

не просто организация мероприятия, а социально значимая деятельность,

где реализуются культурные потребности, как отдельного школьника, так и

группы в целом.

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие

высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,

способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Поэтому направлением работы лагеря выбрано знакомство с культурой

русского народа, истоками жизни народов Урала. Формирование основ

культуры ребенка средствами досуговой деятельности осуществляется через

многие

виды

художественно-эстетической

деятельности:

литературу,

кинематограф,

музыку,

хореографию,

живопись,

театр,

декоративно-

прикладное искусство и т.п.

Мы планируем эффективнее использовать в единстве процессы

обучения, воспитания и развития личности детей на разных этапах решения

актуальных

задач

духовно-нравственного

воспитания

и

здоровьесбережения, а, следовательно, и развития основных компетенций,

таких, как: общекультурной, коммуникативной и компетенции личностного

самосовершенствования.

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при

МБОУ «СОШ№15» дает прекрасную возможность для приобретения и

закрепления новых знаний, отработке практических навыков.

6

Дети встретятся с интересными людьми. Будут организованы экскурсии по

городу и посёлку, походы в библиотеки, посещение музеев, концертов,

театров и выставок.

В свободное время ребята смогут посещать занятия в объединениях

разной направленности (пение, танцы, рисование, декоратино-прикладное

творчество, подвижные игры), где приобщатся к культурному наследию

народов Урала и Челябинской области.

Таким образом, ребенок сможет проявить себя в различных видах

деятельности и стать активным участником общественной жизни в ДОЛ.

Разработка программы организации летнего каникулярного отдыха,

оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых

школьников в условиях микрорайона;

обеспечением преемственности в работе лагерей предыдущих лет;

модернизацией традиционных форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала

обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цель программы:

Создать оптимальные благоприятные условия для эффективного

использования каникулярного времени с целью организации отдыха и

развития детей, укрепления физического, психического и эмоционального

здоровья,

содействие

развитию

гражданской

позиции

подростков

и

социальной активности через приобщение к уникальному культурному

наследию своего народа.

Задачи:

- Осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие и

оздоровление детей, а также восстановление сил по окончании учебного

года.

- Формировать коммуникативные навыки детей, дружеское

взаимоотношение между всеми участниками программы.

- Способствовать накоплению детьми социального опыта жизни в родном

городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,

приобщение к его культуры.

- Приобщить детей к чтению, познакомить с некоторыми аспектами

культурного наследия нашего народа.

Оздоровительного цикла

- Организация отдыха обучающихся, построенная на принципах

здоровьесбережения, потребности к заботе о своём здоровье и здоровому

образу жизни, общеукрепляющих мероприятий;

-

Развитие

интеллектуальной,

исследовательской

деятельности

обучающихся,

организаторских

и

коммуникативных

способностей,

обретение ребёнком уникального своего «Я» через реализацию своих

7

возможностей, участие в различных видах деятельности по программе

лагеря;

- Создание в лагере отношений, основанных на сотрудничестве,

содружестве, сотворчестве детей и взрослых, умения работать в команде.

Организаторы программы:

администрация МБОУ « СОШ»

педагоги МБОУ « СОШ»

родительская общественность;

социальные партнёры

Участники программы:

обучающиеся МБОУ «СОШ» от 6 лет 6 месяцев до 17 лет;

дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также,

находящиеся под опекой граждан;

дети различных учетных категорий;

дети с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Реализация

профильной

программы

подразумевает

наличие

определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую,

содержательную и организационную нагрузку.

1.

Подготовительный этап (январь-май)

Основные виды деятельности:

разработка педагогической основы программы и сюжетно-

игровой модели смен;

подбор методического материала на основе учета тематики

смены;

разработка оформления помещений в соответствии с сюжетно-

игровой моделью;

обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов

досуга формам и методам работы с детьми и подростками;

формирование пакета психолого-педагогических диагностик и

анкет для детей разных категорий и их родителей;

установление внешних связей с социальными учреждениями,

учреждениями культуры (социальные партнёры);

оформление информационных стендов для обучающихся и их

родителей;

утверждение программ директором школы, рассмотрение на

педагогическом

совете,

согласование

на

заседании

Совета

родителей;

рассмотрение программы на Совете обучающихся;

размещение информации об организации отдыха обучающихся

на школьном сайте.

2.

Организационный этап:

8

Этап проходит в течение 3-4 дней и заканчивается стартом сюжетно-

ролевой игры. В этот период происходит знакомство с содержанием игры и

ее идеей, а также:

формирование отрядов;

знакомство с режимом работы

школьного лагеря и его

правилами;

оформление уголков отрядов.

знакомство;

выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

сплочение отрядов;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

3.

Основной этап:

Этот этап проходит с июня по август.

Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-

личностные и коллективные цели развития.

Основным

механизмом

реализации

общей

деятельности

являются

тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках

тематики смены и дня.

С целью достижения максимального результата в течение всего основного

этапа коллективы участников программы живут активной внутренней

жизнью и проводят:

мероприятия общекультурной направленности;

трудовые дела;

досуговые мероприятия;

методическую работу с воспитателями и вожатыми.

организуют деятельность органов детского соуправления;

Дети и педагоги – организаторы программы:

укрепляют свое здоровье;

познают, отдыхают, трудятся;

делают открытия в себе, в окружающем мире;

учатся

справляться

с

отрицательными

эмоциями,

преодолевать

трудные жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные

уголки, альбомы – отчеты деятельности отряда. Ежедневное наблюдение за

состоянием

детей

со

стороны

педагогов,

медицинского

работника,

начальника лагеря, воспитателей.

4.

Заключительный этап (3-4 последних дня каждой смены)

Основные виды деятельности:

подведение итогов работы органов детского самоуправления;

награждение наиболее активных участников смены и вручение им

грамот и символа смены «Уральские самоцветы в малахитовой

шкатулке»;

9

заключительный гала-концерт;

закрытие смены;

выпуск сборника (видеофильма) мероприятий.

5.

Аналитический этап (август-сентябрь)

Основные виды деятельности:

анализ данных психолого-педагогических диагностик

определение результативности проведения смены согласно критериям

и показателям;

составление итоговой документации;

проведение Педагогического совета;

анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей;

обобщение передового педагогического опыта, разработка

рекомендаций для педагогов и воспитателей;

определение перспективных задач на следующий год.

Сроки реализации программы: июль 2019 года.

Содержание деятельности лагеря

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха

детей младшего и среднего школьного возраста в условиях летнего

оздоровительного школьного лагеря с дневным пребыванием детей.

Реализация программы возможна с помощью обеспечения

педагогическими

кадрами,

инструкторами

физической

культуры,

квалифицированными

педагогами

дополнительного

образования,

организации качественного питания и медицинской помощи.

Интеллектуальное развитие личности через включение системы

летнего отдыха обучающихся в общеобразовательный процесс школы на

основе создания среды, в максимальной степени способствующей развитию

интеллектуальных

способностей,

исследовательских

компетенций,

укреплению здоровья и повышению жизненного тонуса воспитанников, а

также

их

художественно-эстетического,

нравственно-правового,

гражданско-патриотического и трудового воспитания.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение

и

укрепление

здоровья,

обеспечение

активного

культурно

содержательного

досуга

в

летний

период,

развитие

творческих

способностей,

формирование

научного

мышления,

гражданского

самосознания и социальной активности детей является одним из основных

направлений деятельности лагеря. Работа ведётся в течение всей смены.

Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:

1.

Гражданско-патриотическое

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический,

исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления

должны воспитывать в детях патриотизм, гражданскую позицию,

любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю

и культуру.

10

2.

Физкультурно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ

жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии,

соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ,

противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по

оказанию первой помощи.

3.

Художественно – эстетическое

Это направление отражает в себе художественное и эстетическое

воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны

способствовать развитию у детей чувства прекрасного, бережного

отношения ко всему, что нас окружает. Мероприятия этого направления

благоприятствуют

самореализации,

самосовершенствованию

и

социализации ребенка в жизни.

4.

Трудовое

В процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное

развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и

порядок.

5.

Экологическое

Развитие у детей культуры взаимодействия с природой, бережного отношения

к родной земле, природным богатствам родного края.

6.

Безопасная жизнедеятельность

Предоставлены возможности для физического совершенствования на

основе регулярных занятий физкультурой и спортом, прививаются навыки

социального поведения, профилактика зависимостей и вредных привычек.

Педагогические условия - соответствие направления и формирования

работы

целям

и

задачам

лагерной

смены,

создание

условий

для

индивидуального развития личности ребенка через участие в сюжетно-

ролевой игре и лагерных мероприятиях по интересам;

-

отбор

педагогических

приемов

и

средств

с

учетом

возрастных

особенностей детей;

- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;

- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Методические условия предусматривают:

- наличие необходимой документации, программы, плана;

- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала

лагерной смены.

Педагогические принципы программы

Принципы, которыми руководствуются при реализации программы:

1. «Для каждого» - это основной принцип работы лагеря.

11

В отряде не более 25 человек, - что является почти оптимальным для

организации работы в творческих мастерских и внутриотрядной жизни.

2. «Мы разные, но мы вместе».

Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но

общий результат.

3. «Принцип доступности».

Все службы лагеря доступны ребенку (игровые комнаты, спортплощадка,

библиотека, тренажерный зал).

4. Природосообразность воспитания: обязательный учет возрастных,

половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

5. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в

ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных

привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои

поступки и действия.

6.

Принцип

взаимодействия

с

учреждениями

дополнительного

образования.

Педагогические технологии, формы и методы работы по

программе.

Ведущая технология программы – игровая.

Сопутствующими

технологиями

являются

коммуникативная,

групповая, «Творчество, Активность, Действие».

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных

и методических идей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет

интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует

навыки

позитивного

общения

со

сверстниками,

привлечет

ребят

к

сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Активные методы работы различаются между собой как по своим

целям и задачам, так и по степени их приближенности к личности. Наиболее

глубоко

проникающим

в

личностно-значимые

сферы

деятельности

участников

групповой

работы

является

социально-психологический

тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях,

формировать недостающие навыки и умения.

12

Совещание (планёрка) – это метод коллективной выработки решений

или передачи информации.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями,

координация

планов,

намерений,

мотивов,

жизненного

и

профессионального опыта.

Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества

идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит

принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования.

Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать,

обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области

профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и

группового общения.

Также в работе будут использоваться следующие формы и методы

работы по программе:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- занятия в лабораториях, студиях, секциях;

- изготовление радионовостей, выпуск радиопрограмм, стенгазет.

- концерты, фестивали, акции.

Механизм реализации программы лагеря

«Малахитовая шкатулка»

Лагерь с дневным пребыванием детей «Малахитовая шкатулка»

предполагается провести по программе, предусматривающей осознанное

отношение детей к своему здоровью, стремление к получению новых

знаний и умений, к необходимости быть полезным и ответственным;

самоуважение и уважительное отношение к другим; умение излагать и

отстаивать свои взгляды, позиции, самостоятельность мышления.

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры. Она

рассчитана на тех, кто не любит сидеть на месте, кто хочет научиться чему-

то новому, проявить себя,

на активных, смелых, любознательных и

мечтающих совершить подвиг. Детям предстоит окунуться в волшебный и

чарующий мир уральских сказов Павла Петровича Бажова, открыть для

себя традиции народа Урала, приобщиться к некоторым видам народного

творчества.

Вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более

чем на 2000 км, от берегов студеного Карского моря до сухих

Казахстанских степей, раскинулась огромная горная страна — Урал, край

удивительной красоты, сказочных природных богатств и героической

истории. Урал сыграл в жизни нашего государства роль выдающуюся, ибо

здесь не только крепла экономическая мощь и независимость России, но и

13

закаливался незаурядный народный характер. Отсюда пошел знаменитый

русский «работный люд», хранитель секретов «чудесного мастерства»,

неистовый в труде. Именно с этих земель многие культурные традиции

перекочевали на территорию Урала. Здесь, на Урале, веками жили и

трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный

цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку

медной горы. Всю силу и красоту природы, народа этого края Бажов

отразил в своих произведениях.

«Малахитовая шкатулка»-

подлинное

хранилище бесценных сокровищ

народного творчества, собранных и

ограненных великолепным мастером-художником», - такую оценку дал

сборнику «Уральских сказов» П.П. Бажова Б. Полевой (советский прозаик).

Именно с этой гранью культурного наследия русского народа предлагает

познакомиться ребятам эта программа.

В лагере дети попадают в царство Хозяйки Медной горы. Их задача –

наполнить малахитовую шкатулку уральскими самоцветами.

В первый день смены дети «расселяются» по «городу мастеров» - отрядам,

придумывают

название,

атрибутику.

Каждый

день

смены

отряду

предоставляется «Хозяйкой Медной горы» попробовать свои силы и

творческие способности в различных видах народных промыслов (роспись,

обработка камня, гончарное дело, игрушки из ткани и т.д.), о котором они

узнают подробнее в течение смены и который они будут представлять на

финальной ярмарке мастеров. В каждой мастерской (игровая комната)

выбираются старшие мастера, подмастерья и помощники, которые решают

вопросы

самоуправления

в

детском

коллективе.

Старшие

мастера

ежедневно собираются на совет, чтобы обсудить волнующие вопросы,

предложить конкурсы и задания, выразить желание отряда провести

мероприятие. В каждом отряде выбирается группа «искателей», которые в

период работы лагеря будут собирать информацию о полезных ископаемых

Урала и размещать ее на стендах.

За победы, участие в общих мероприятиях, деятельность в лагере

отряды и отдельные ребята получают награды «уральские самоцветы».

За 1 место в конкурсах между отрядами получают 1 сапфир, за 2

место – 1 рубин, за 3 место – изумруд. Ежедневно каждый отряд может

получить малахит за соблюдение правил и традиций лагеря: поддержание

порядка в своих мастерских, за проведение отрядного мероприятия, за

«хороший аппетит», за хорошее настроение. Каждый отряд получает

дополнительно по 5 камней малахита, если по своей инициативе подготовит

и проведет дополнительное мероприятие для других отрядов.

В течение смены отряды должны «наполнить» малахитовую

шкатулку Уральскими самоцветами.

«Мастерская», которая набрала

больше «самоцветных камней» побеждает.

В конце смены организовывается ярмарка мастеров – смотр отчетов

отрядов о собранном материале, выставка выполненных работ, смотр

творческих выступлений.

14

Вся информация об условиях участия в том или ином деле

представляется на информационном стенде (имитирующим малахитовую

шкатулку). Информацию о плане работы лагеря, режиме дня и т.п. можно

получить из «россыпи самоцветов» - стендах, оформленных на 2 этаже

(место дислокации лагеря) на фотографиях самоцветов Урала (там же будут

размещаться результаты исследований «искателей» - найденные ребятами).

В

игровых комнатах

размещаются изображения трав, цветов,

деревьев, животных для создания атмосферы легенды и знакомства с

природой Урала.

Путешествуя по владениям Хозяйки Медной горы, юные мастера

знакомятся с произведениями П.П. Бажова через просмотр художественных

и мультипликационных фильмов, экранизаций сказов, коллективное чтение

и прослушивание аудиозаписей, постановка миниспектаклей.

Все мероприятия будут связаны с произведениями, героями или

легендами из сборника «Малахитовая шкатулка». Некоторые произведения

уже знакомы ребятам по урокам литературного чтения, многие будут

открыты детьми впервые. В конце смены будет проведена игра между

отрядами на знание произведений сборника. В ежедневном режиме будет

проходить мини-викторина из одного вопроса. В любое время на

информационном стенде будет появляться камень с вопросом. Первый

правильно ответивший на него приносит своему отряду один малахит.

В лагере ребятам предлагается посетить объединения по интересам,

на

которых

они

смогут

познакомиться

с

некоторыми

народными

традициями,

погрузиться

в

атмосферу

мира

народного

творчества,

изготовить изделия по мотивам работ народных умельцев.

Утверждаю:______________

15

Начальник летнего оздорови-

тельного лагеря с дневным пре-

быванием детей

Календарный план работы

детского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

при МБОУ «СОШ»

Каждый день смены отрядам предоставляется «Хозяйкой Медной горы»

попробовать свои силы и способности в различных видах творческих работ

с 01.07.2019 по 24.07.2019 г.

Ежедневно:

1)

Творческая практическая мастерская «У Данилы-мастера».

2)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия «Огневушка-

поскакушка»;

3)

Общелагерная линейка «В гостях у Хозяйки Медной горы»;

4)

Работа библиотеки МБОУ «СОШ» - мини-викторина «Уральский

самоцвет».

Каждый вторник:

1)

Поездка в бассейн - «Голубая змейка».

Каждую среду:

1)

Посещение кинотеатра «Необычные зеркала».

Каждую пятницу:

1)

Мероприятия с ПЧ - «Алмазная спичка».

В соответствии с планом совместной работы с библиотекой каждый

четверг:

1)

«В гостях у дедушки Бажова».

В соответствии с планом совместной работы с ДДТ

1)

Спортивно-оздоровительные мероприятия;

2)

Творческая мастерская «Очумелые ручки».

Дата

Содержание

Место

проведения

Исполнители

1 день

1 июля

«В гостях у героев сказов

П.П.Бажова»- погружение в легенду,

знакомство с «Хозяйкой Медной

горы», с условиями пребывания в её

сказочных владениях;

Отрядные

комнаты

Начальник

лагеря,

воспитатели,

педагог-

организатор,

16

операция «Мастерская»: заселение,

выбор мастеров, подмастерьев;

игровая программа «Огневушка-

поскакушка»

организаторы ДК

2 день

2 июля

«В мастерской у Данилы мастера»-

изготовление отрядной «малахитовой

шкатулки»;

Викторина «На солнечной

поляночке» (растения нашего края);

Знакомство с произведением

«Каменный цветок»

Отрядные

комнаты,

актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор,

педагог-

библиотекарь

3 день

3 июля

«Загадки Хозяйки Медной горы»

(Квест-игра)

Знакомство с произведением

«Малахитовая шкатулка»

Актовый зал

Начальник

лагеря,

воспитатели,

педагог-

организатор

4 день

4 июля

«Остров трех ящериц»-

игра-путешествие;

Подвижные игры народов Урала;

Знакомство

с

произведением

«Хрупкая веточка».

Территория

школы

Воспитатели,

педагог-

организатор,

зав.поселковой

библиотекой

5 день

5 июля

«Сокровища

малахитовой

шкатулки»- открытие смены;

«В мастерской у Данилы мастера»-

изготовление индивидуальных

«малахитовых шкатулок».

Школьный

стадион

Воспитатели,

организатор

спортивно-

массовой работы

6 день

8 июля

«Наряды из малахитовой шкатулки»-

конкурс нарядов и украшений из

бросового материала;

Знакомство с произведением «Про

Великого Полоза»

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор

7 день

9 июля

«Россыпи уральских самоцветов»-

спортивные состязания;

Знакомство с произведением «Про

Великого Полоза»

Детская

площадка

Воспитатели,

педагог-

организатор,

организатор

спортивно-

массовой работы

8день

10

июля

«В поисках Каменного цветка»-

(интеллектуально-познавательный

ринг);

Знакомство

с

произведением

«Серебряное копытце».

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор

9 день

11

«Чудеса уральских умельцев»-

Конкурс рисунков на асфальте;

Школьный

двор

Воспитатели,

педагог-

17

июля

Знакомство

с

произведением

«Золотой Волос».

организатор

10 день

12

июля

«Удивительный

животный

мир

Урала»- посещение зоопарка

Игра

по

станциям

«Спасение

Золотого Волоса»;

Знакомство

с

произведением

«Кошачьи уши».

Территория

школы

Воспитатели,

педагог-

организатор

11 день

15

июля

«Игры добрых молодцев-мастеров»-

конкурсно-игровая программа;

Знакомство

с

произведением

«Голубая змейка».

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор,

организатор

спортивно-

массовой работы

12 день

16

июля

«Девичьи

посиделки»-

конкурсно-

игровая программа;

Знакомство

с

произведением

«Синюшкин колодец»

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор,

организатор

спортивно-

массовой работы

13 день

17

июля

«Загадки бабки Синюшки» -

интеллектуальное шоу «Что? Где?

Когда?»;

Знакомство с произведением

«Травяная западенка»

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор,

педагог-

библиотекарь

14 день

18

июля

«В поисках травяной западенки» -

командная игра;

Знакомство с произведением

«Огневушка-Поскакушка»

Территория

школы

Воспитатели,

педагог-

организатор,

организатор

спортивно-

массовой работы

15 день

19

июля

«Удивительный

животный

мир

Урала»- посещение зоопарка

Игра

по

станциям

«Спасение

Золотого Волоса»

Знакомство

с

произведением

«Кошачьи уши»

Территория

школы

Воспитатели,

педагог-

организатор

16 день

22

июля

«Бажовский фестиваль» - выставка

творческих работ и инсценирование

отрывка из сказов П.П.Бажова;

Знакомство с произведением

«Две ящерки»

Школьный

двор

Воспитатели,

педагог-

организатор

17 день

«В плену у Хозяйки Медной горы»-

Детская

Воспитатели,

18

23

июля

квест-игра;

Знакомство с произведением

«Дорогое имечко»

площадка

педагог-

организатор

18 день

24

июля

«Народное

гуляние»,

большая

ярмарка - закрытие смены;

Награждение

лучших

мастеров

и

умельцев смены.

Актовый зал

Воспитатели,

педагог-

организатор

Система контроля по реализации программы

«Малахитовая шкатулка»

19

п/

п

Содержание контроля

Цель

Срок

Ответственны

й

Где

рассма

тривает

ся

1

Рассмотрение

программы лагеря

«Малахитовая

шкатулка»

Знакомство с

содержанием

программы,

определение

соответствия

содержания

программы целям

и задачам

Май

Заместитель

директора по

ВР, начальник

лагеря

Педаго

гическ

ий

совет

2

Анализ программы

летнего отдыха,

оздоровления и

занятости

несовершеннолетних

Соответствие

содержания

программы целям

и задачам

Август

Заместитель

директора по

ВР

Педаго

гическ

ий

совет

3

Согласование

программы

профильного лагеря с

дневным пребыванием

детей «Малахитовая

шкатулка»

Контроль за

организацией

доступности

отдыха детей для

всех социальных

категорий,

соответствием

программы

требованиям

Сентябрь

Директор

школы, Совет

родителей,

Совет

обучающихся

Заседа

ния

Совета

родите

лей,

Совета

обучаю

щихся

5

Условия выполнения

программы

Анализ кадровых

ресурсов,

качество

материально-

технической базы

МБОУ

«СОШ»

Февраль-

май

Директор

Совещ

ание

при

директ

оре

7

Знакомство

родительской

общественности с

содержанием

программы лагеря

Соответствие

содержания

программы лагеря

запросам

родительской

общественности

Февраль-

май

Начальник

лагеря

Сайт

школы

8

Методическое

обеспечение летнего

отдыха, оздоровления

и занятости

Качество

планирования

работы и наличие

необходимых

Апрель

Заместитель

директора по

ВР

Заседа

ние

МО

классн

20

несовершеннолетних

ресурсов по

обеспечению

летнего отдыха,

оздоровления и

занятости

несовершеннолет

них

ых

руково

дителе

й

9

Подготовка и

организация работы

летнего

оздоровительного

лагеря с дневным

пребыванием

Создание условий

для полноценного

летнего отдыха

обучающихся

школы

Май

Директор,

заместитель

директор по

АХЧ,

начальник

лагеря,

медицинский

работник

Совещ

ание

при

директ

оре

10

Контроль за работой

летнего

оздоровительного

лагеря с дневным

пребыванием

Проверить

содержание и

уровень

проведения

оздоровительной

и воспитательной

работы в

оздоровительном

лагере

Июнь-

август

Заместитель

директора по

ВР,

начальник

лагеря

Совещ

ание

при

директ

оре

11

Контроль за

организацией

деятельности летнего

оздоровительного

лагеря с дневным

пребыванием

Июнь-

август

Заместитель

директора по

ВР

Совещ

ание

при

директ

оре

12

Анализ работы

летнего

оздоровительного

лагеря с дневным

пребыванием

Выявление

проблем и

положительного

опыта

организации

лагеря

Июнь-

август

Заместитель

директора по

ВР,

начальник

лагеря

Педаго

гическ

ий

совет

1.

Материально-техническая база

В лагере с дневным пребыванием детей имеется

21

- для культурно-массовой работы:

«Малахитовая комната» - актовый зал

Школьная библиотека;

Игровые комнаты - мастерские;

- для спортивной работы:

Спортивные залы (малый и большой);

Школьный стадион

Детская площадка на территории школы

Спортивный инвентарь.

- для методической работы:

Библиотека

с

подборкой

литературы

для

детей,

вожатых

и

воспитателей, кабинет информатики, видеотека, компьютеры, возможность

работать в Интернете.

Ожидаемые результаты:

22

- будут проведены мероприятия по общему оздоровлению детей,

укреплению их здоровья;

- улучшится общее самочувствие детей, физические показатели;

- дети получат опыт взаимодействия друг с другом во временных

разновозрастных группах;

- ребята смогут стать активными участниками мероприятий, кружков и

секций, внести свой вклад в управление коллективом;

- получат социальные навыки общения, самообслуживания, поведения в

общественных местах различного назначения;

-расширят общий кругозор, получат возможность раскрытия новых

творческих способностей;

-проявят лидерские и организаторские качества, умение работать в

команде, договариваться;

- смогут приобщиться к культурному наследию русского народа через

знакомство с народным творчеством, знакомство с некоторыми вехами

истории Урала;

- познакомятся с некоторыми профессиями наших предков и их

современными аналогами;

- научатся изготавливать изделия по мотивам работ мастеров народных

промыслов;

- снизится темп роста негативных социальных явлений среди детей;

- укрепится дружба и сотрудничество между детьми разных возрастов и

национальностей.

Критерии и показатели эффективности реализации программы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Методы

Сохранение

и

укрепление здоровья

1.

Соблюдение

режима

дня.

2.

Сбалансированное пи-

тание.

3.

Участие детей в спор-

тивно – массовых ме-

роприятиях.

4.

Эффективность

це-

лостного здоровья де-

тей и подростков.

1.

Анкетирование.

2.

Диагностика

инди-

видуального здоро-

вья детей

и

под-

ростков.

3.

Качество питания.

4.

Собеседование.

5.

Отсутствие травм.

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

Приобретение

практи-

ческих умений и навы-

ков эффективной ком-

муникации,

само-

контроля

1.

Умение

слушать

и

слышать собеседника

(толерантность).

2.

Бесконфликтное

общение

1.

Анкетирование.

2.

Наблюдение.

3.

Сюжетно – ролевые

игры.

4.

Игры на сплочение

23

3.

Рефлексия.

4.

Самооценка.

5.

Коммуникабельность.

6.

Формирование

ценностных ориента-

ций.

7.

Эмоциональная

устойчивость.

8.

Наличие

мотивации

на

познавательную

деятельность.

9.

Отсутствие конфлик-

тов.

детского

коллекти-

ва, индивидуальные

занятия, часы обще-

ния.

5.

Деятельность орга-

нов детского само-

управления.

Формирование социально-активной личности

1.

Реализация

творче-

ских

способностей

ребенка.

2.

Правовое самосозна-

ние

детей

и

под-

ростков разных кате-

горий.

3.

Соответствие

услуг

системы

дополни-

тельного

образова-

ния потребностям и

интересам детей.

1.

Количество и качество

проводимых

познава-

тельных, развлекатель-

ных, социально значи-

мых мероприятий.

2.

Личная заинтересован-

ность (% участия) де-

тей и подростков в ор-

ганизации и проведе-

нии КТД.

3.

Показатель участия де-

тей в студиях и круж-

ках.

4.

Реализация социально-

значимых проектов.

1.

Анкетирование.

2.

Наблюдение.

3.

Итоговая выстав-

ка детских, твор-

ческих работ.

4.

Навыки

самооб-

служивания

5.

Участие в заклю-

чительном

фе-

стивале

творче-

ства

6.

Рейтинг популяр-

ности творческих

мероприятий.

Профилактика правонарушений и подростковой агрессии

1. Система работы по

профилактике

правонарушений

1. Снижение

асоциального поведения

обучающихся.

2. Отсутствие

конфликтных ситуаций.

Формирование культуры

ЗОЖ.

1. Метод наблюдения

(наличие

или

отсутствие фактов)

Оценивание

медицинский осмотр;

мониторинги в течение оздоровительной смены;

анкетирование детей и родителей;

критерии оценивания качества услуги:

24

п/п

Показатели качества услуги

Критерии

оценки

1.

Количество детей, охваченных отдыхом в лагерях с

дневным пребыванием детей

130

2.

Укомплектованность педагогическими кадрами

100%

3.

Отсутствие нарушений, связанных с предоставлением

питания детям.

0

4.

Случаи детского травматизма

отсутствие

5.

Направления (профильность) кружков и секций

не менее 2

6.

Количество массовых физкультурно-оздоровительных

мероприятий и мероприятий спортивного характера

(соревнования, эстафеты, марафоны, экскурсии и др.)

ежедневно

не менее 2

Факторы риска

Фактор риска

Меры профилактики

Низкая активность детей в реализа-

ции программы

Выявление индивидуальных способно-

стей и интересов ребенка для приоб-

щения и занятости другой деятельно-

стью (социально-значимой, спортив-

ной, организационной и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Организация

мероприятий

согласно

тематике смены в 2-х вариантах: (с

учетом погоды: на свежем воздухе – в

хорошую погоду, в помещениях лаге-

ря на плохие погодные условия)

Возможность ЧП и несчастных слу-

чаев при перевозке детей, при про-

ведении массовых мероприятий.

Инструктажи с педагогическим кол-

лективом,

соблюдение

нормативов,

требований и распоряжений при пере-

возке детей, проведении массовых ме-

роприятий. Профилактические беседы

с детьми, инструктажи по технике без-

опасности.

Травматизм

Инструктаж по технике безопасности.

Исключение травмоопасных ситуаций,

бдительность и ответственность вос-

питателей за здоровье и жизнь детей.

Мониторинг деятельности летнего оздоровительного лагеря

Для мониторинга уровня удовлетворенности и эмоционального

состояния детей в информационных стендах и на сайте школы ведутся

экраны активности и отзывов о мероприятиях в лагере. Ежедневно

отдыхающие отмечают свое настроение на тематическом рисунке «Хозяйка

Медной горы.

25

В конце смены проводится анкетирование детей и родителей на

выявление

степени

удовлетворенности

организацией

отдыха

и

оздоровления в лагере.

Анкета по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной

смены

1. Чего ты ожидал от лагерной смены?

( из предложенного списка выбери три варианта ответа)

- встреч со знаменитыми, интересными людьми

- просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов

- возможность попробовать себя в роли жюри

- возможности проявить себя в разных направлениях

- зрелищности и веселья

- приятного времяпровождения

- ничего

- свой вариант________________________________________________

2. Насколько оправдались твои ожидания?

- оправдались полностью, все было здорово

- могло быть и лучше

- программа была скучной и неинтересной

-Мне запомнилось только_________________________________________

_________________________________________________________________

-свой вариант______________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Как ты проявил себя втечение смены?

- членом детского жюри

- активным участником всех дел

- заинтересованным зрителем

- наблюдателем

- свой вариант ___________________________________________________

_______________________________________________________________

4.

Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)

________________________________________________________________

5.

Твое самое яркое впечатление о лагере

Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей

организацией лагеря

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с

целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и

оздоровления ваших детей

26

Удовлетворены ли Вы?

ДА

Частично

НЕТ Затрудняюсь

организацией отдыха вашего ребенка

организацией оздоровления вашего

ребёнка

организацией питания в лагере

учетом индивидуальных

особенностей вашего ребенка в лагере

возможностью проявиться

способностям и умениям вашего

ребенка

организацией досуговой занятости,

перечнем мероприятий

участием ребенка в мероприятиях

организацией работы кружков,

секций, объединений

взаимодействием всех организаций на

территории микрорайона/поселка по

организации отдыха и оздоровления

детей

оснащенностью настольными играми

Ваши пожелания:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Список использованной литературы

1.

Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном

лагере, - М.: 2009 г.

2.

Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания,

2008 г.

3.

Лаврентьев В. В. Играй вместе с нами! Педсовет : журнал. N 5

27

2011г.

4.

Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.:

ВАКО, 2008 г.

5.

Никульников

А.Н.

Формирование

эффективной

системы

самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря -

Сибирский педагогический журнал

№ 1 2016 г.

6.

Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и

милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

7.

Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и

игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного

лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

8.

Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

9.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

10.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.:

ВАКО, 2010 г.

11.Инернетресурсы.

28



В раздел образования