Напоминание

Хлеб - наше богатство


Автор: Позднякова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №53 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Хлеб - наше богатство
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной

картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям,

вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на

содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на

механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов

питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;

Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в

путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы

постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Дети:

Хлеб.

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С

румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный

на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по

кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый,

аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный,

ароматный)

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится

витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает,

из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен.

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи

получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень

много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь

только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:

Тракторист.

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот

земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К

трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в

почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.

Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки,

которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и

индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на

комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по

специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые

беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы

комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые

копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и

индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской

добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины

механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами

превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как

будто месим тесто)

Меше, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда

хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы

получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб –

всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности

хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель:

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы

вырастить хороший урожай зерна?

Дети:

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относится к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь

прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей

страны и его нужно беречь.



В раздел образования