Автор: Скоробогатова Инна Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №31
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод моделирования при решении текстовых задач"
Раздел: полное образование
Скоробогатова И.А., учитель математики, МОБУ СОШ
№31 г. Таганрог, Ростовская область.
Моделирование при обучении решении текстовых задач.
Моделирование в математике - это описание реальной ситуации на
математическом языке в виде математической модели, представляющей
собой уравнение или систему уравнений.
Задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические
задачи, представляют собой традиционный раздел элементарной
математики. Интерес к нему вполне понятен. Решение задач подобного
рода способствует развитию логического мышления, сообразительности и
наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие
исследования.
Начиная с пятого класса я стараюсь уделять данной теме как можно
больше внимания. Многие задачи в пятом классе решаются как
арифметическим (по действиям), так и алгебраическим (с помощью
математической модели) способами.
Я предлагаю учащимся вначале решить задачу тем способом, который
более удобен им. В классе обязательно найдутся ученики, которые
решали задачу разными способами. После рассмотрения каждого способа
все учащиеся записывают их в тетрадях.
Пример:
у Михаила в 2 раза больше орехов, чем у Николая, а у Пети в
3 раза больше, чем у Николая. Сколько орехов у каждого, если у всех
вместе 72 ореха?
Михаил - ? шт., в 2р> 2ч
Николай - ? шт. 72шт 1ч
Петр - ? шт., в 3р> 3ч
Решение:
1. арифметический способ
1) 72:(3+2+1)=12(ор) - 1часть, у Николая
2) 2* 12=24(ор) - у Михаила
3) 3* 12=36(ор)-у Петра
2. алгебраический способ
Пусть x орехов у Николая, тогда (2x) орехов у Михаила, (3х) орехов у
Петра.
А т.к. по условию всего 72 ореха, составим уравнение:
х+2х+3х=72,
х=12.
12 орехов -у Николая
2 *12=24(ор)-у Михаила;
3* 12=36(ор)-у Петра.
Ответ:12;24;36.
На уроках я стараюсь показать наиболее удобные способы и приемы
для решения задач подобного типа, т.к. у учащихся задачи на составление
уравнений вызывают затруднения и они боятся их решать.
Хочу остановиться еще на одном типе задач, которые представлены на
ГИА и ЕГЭ - это задачи на процентное содержание.
Я вначале даю ученикам общий шаблон:
m-чистое вещество
М -всѐ вещество
р - процентное содержание
m
M p
С его помощью довольно легко всѐ разложить «по полочкам».
Пример: Если смешать 70%-ный раствор кислоты и 60%-ный
раствор кислоты и к данной смеси добавить 2кг чистой воды, то
получится 50%-ный раствор кислоты. Если же вместо 2кг чистой
воды добавить 2кг 90%-ного раствора этой же кислоты, то получится
70%-ный раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-ного раствора
кислоты было взято?
1 условие
0,7х
+
0,6y
+
0
=
0,5(х+у+2)
х 0,7 у 0,6 2 0 х+у+2 0,5
2 условие
0,7х
+
0,6y
+
1,8
=
0,7(х+у+2)
х 0,7 у 0,6 2 0,9 х+у+2 0,7
Составим систему уравнений:
0,7х+0,6у=0,5(х+у+2),
0,7х+0,6у+1,8=0,7(х+у+2).
х=3
Ответ: 3 кг.