Напоминание

«ГРАФИКА КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


Автор: Кузнецова Эльмира Чингизовна
Должность: преподавательо
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: «ГРАФИКА КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Э.Ч. Кузнецова

«ГРАФИКА КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».

Актуальность. Графика как один из самых древних и распространённых

видов художественного творчества занимает важное место в изобразительном

искусстве.

«Она

способствует

развитию

эстетического

воспитания

и

образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда

специальностей», - считает современный теоретик искусства Егоров Ф. И.. В

наше время существует множество техник и графических приемов, но

правильное применение их на практике невозможно без знания теоретических

основ. [5]

Цель

работы:

способствовать

развитию

художественно-творческих

способностей учащихся, благодаря реализации серии занятий.

Графика, как вид искусства, достаточно самостоятельна и, более того, в

других видах искусства она является не вспомогательным средством, а их

основой. Нельзя отрицать, что невозможно создать прекрасную живопись,

композицию или скульптуру не зная основных законов и принципов рисунка,

которые и являются правилами графики. Еще великий итальянский художник

эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: «Рисунок, который

иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и

скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Что такое «графика»?

«Графика» в переводе с

греческого буквально означает «пишу».

Безусловно, графика - вид изобразительного искусства, который включает в

себя и рисунок, и печатные изображения художественного плана, основанные

на искусстве рисунка, но имеющие собственные изобразительные средства и

выразительные возможности. [7]

Первые графические работы появились на самых ранних стадиях

развития человеческого общества. Это первобытные наскальные изображения.

Рисунки фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и

служили средством общения между людьми. Долгое время графические

изображения не имели самостоятельного значения и были только украшением

дома, либо предметов.

Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к

письму и каллиграфии, так как являлся основой создания рукописных текстов.

Однако

позже

стали

появляться

иллюстрации

к

книгам,

визуально

отображающие текст в них содержащийся. Появилась профессия переписчика и

копииста, а затем рисунок вышел за рамки книг. Началось развитие

промышленности,

а

вместе

с

ним

и

промышленной

полиграфии

и

распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в

конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика

определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного

и белого. Причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, и уголь

или другой красящий материал. [4]

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько

видов:

станковая графика (станковый рисунок, эстамп, все виды гравюры,

акварель);

книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка,

суперобложка, форзац, эрзац, шмуцтитул, создание рисунка шрифта, общее

оформление книги);

журнальная

и

газетная

графика

(оформление

и

конструирование

печатных изданий, карикатуры, иллюстрации);

прикладная и промышленная графика, (почтовые марки, денежные знаки,

буклеты, рекламные издания, фирменные знаки, товарные ярлыки, упаковка,

вывеска и др.);

графика письма (эпиграфика, каллиграфия, искусство шрифта);

плакат (вид торговой рекламы и политической агитации);

компьютерная графика

Станковая графика делится на два вида:

- единичный рисунок на бумаге или уникальная графика - рисунки,

сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной.

- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом

количестве экземпляров. [7]

Основным видом графики является рисунок.

Словом «рисунок» мы называем не только линейный абрис, очертание

какого-либо предмета, но всякое упорядочение формы в изображении,

выполняются

различными

материалами:

углем,

карандашом,

пастелью,

акварелью.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый является

единственным

в

своем

роде.

Произведения

печатной

графики

могут

воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах -

эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги.

Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша

или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других

случаях

он

использует

для

создания

своих

произведений

сложные

приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для

линолеума или дерева и многое другое.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов.

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот.

3. Плакат.

4. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски.

Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы

называем только рисунок. Гравюра бывает следующих видов: ксилография –

гравюра на дереве, литография -на камне, линогравюра -на линолеуме, офорт-

на металле, гравюра на картоне.

5.Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с

процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная (диатипия).

6.

Граттография,

граттаж(воскография

)–

техника

процарапывания

рисунка.

В работе с детьми мы используем следующие виды графики: рисунок, как

основа

графики,

монотипию,

печатную

графику

(гравюра

на

картоне,

линогравюра).

Рисунок является основным видом детского творчества. Он так же имеет

большое значение в практической деятельности ученика. При помощи рисунка

человек также познаёт и изучает окружающую действительность. Развитие

графического мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных

работ

и

эмоционального

восприятия

на

начальном

этапе

обучения

к

композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении

натурного

материала,

от

интуиции

к

анализу,

логическим

принципам

построения композиции.

«Графика» объединяет дисциплины учебного плана по изобразительному

искусству,

декоративно-прикладному

творчеству,

беседах

об

искусстве,

направленных на формирование и развитие творческой личности.

В

процессе

работы

над

графикой

учащиеся

развивают

кисть,

координацию и движения пальцев, учатся аккуратно проводить линии,

штриховать, регулировать интенсивность нажима на инструмент и т.д. Данный

метод работы положительно влияет на развитие способностей, раскрытие

творческого потенциала. Развитие художественно-творческих способностей

учащихся в процессе занятий печатной графикой выявляет определённые

способности, качества личности и характера. А именно: художественное

восприятие натуры; способность к художественно-образному выражению;

точность выбора изобразительных средств, владение графическим языком;

владение

техническими

приёмами

графики;

мышление

в

материале,

предвидение результата; последовательность выполнения графическогозадания

и

его

объяснение;

быстроту

решения

нетрадиционных

задач,

дисциплинированность,

координацию

движений,

сообразительность,

художественную смелость; тоновое и колористическое видение; лаконизм,

способность обобщать; воображение, зрительную память; владение навыками

работы. Занятия графикой дают мощный толчок развитию творческого

воображения. [6]

Простой и доступный инструмент, работа на линолеуме, картоне,

органическом

стекле

делают

искусство

графики

доступным,

развивает

творческую фантазию, позволяют, работая в любой из изученных графических

техник, создавать различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт).

Как

видим,

графика

обладает

большими

воспитывающими

возможностями

в

становлении

и

развитии

личности

вообще

и

его

художественно-творческой активности. Это обусловлено тем, что графика

интересна и многообразна и является активным средством действительности,

представляя собой одну из наиболее эмоционально-увлекательных форм

постижения деятельности. Чем лучше учащиеся овладевают графикой, тем

легче и доступнее для них становится дальнейшее обучение.

В заключении хочется отметить, что изучение теории графического

искусства необходимо для более глубокого понимания организации работы на

занятиях художественного цикла. Графика действительно является основой

изобразительного искусства, так как графический рисунок – это первый этап

создания любого произведения изобразительного искусства. Учить детей

понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных

материалов и предоставлять детям радость рисования различными материалами

- это необходимый компонент художественного развития детей.

Список используемой литературы:

1.

Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.— М., 1973.

2.

Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,

композиция.—2-е изд., перераб. и доп.— М., 1981.

3.

Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // – М.:

Искусство, 1965. – С. 379.

4.

Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М.,

Чарнецкий Я. Я. Виды изобразительного искусства / К. Н. Дуканин, Ф. И.

Егоров, Б. П. Лукинов, К. М. Седов, Я. Я. Чарнецкий. - С-П.: « Искусство»,

1999. - С. 200

5.

Изергина, А. Н. Энгр об искусстве/ А. Н. Изергина. - Ленинград:

Издательство Академии художеств, 1962.

6.

Кузин, B.C. Психология: учебник для художественных училищ /

B.C. Кузин // – М.: Педагогика, 1982. – С. 256.

Электронные ресурсы:

7.

Википедия: Свободная энциклопедия /вся энциклопедия//



В раздел образования