Автор: Кузнецова Эльмира Чингизовна
Должность: преподавательо
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: «ГРАФИКА КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Раздел: дополнительное образование
Э.Ч. Кузнецова
«ГРАФИКА КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».
Актуальность. Графика как один из самых древних и распространённых
видов художественного творчества занимает важное место в изобразительном
искусстве.
«Она
способствует
развитию
эстетического
воспитания
и
образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда
специальностей», - считает современный теоретик искусства Егоров Ф. И.. В
наше время существует множество техник и графических приемов, но
правильное применение их на практике невозможно без знания теоретических
основ. [5]
Цель
работы:
способствовать
развитию
художественно-творческих
способностей учащихся, благодаря реализации серии занятий.
Графика, как вид искусства, достаточно самостоятельна и, более того, в
других видах искусства она является не вспомогательным средством, а их
основой. Нельзя отрицать, что невозможно создать прекрасную живопись,
композицию или скульптуру не зная основных законов и принципов рисунка,
которые и являются правилами графики. Еще великий итальянский художник
эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: «Рисунок, который
иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и
скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».
Что такое «графика»?
«Графика» в переводе с
греческого буквально означает «пишу».
Безусловно, графика - вид изобразительного искусства, который включает в
себя и рисунок, и печатные изображения художественного плана, основанные
на искусстве рисунка, но имеющие собственные изобразительные средства и
выразительные возможности. [7]
Первые графические работы появились на самых ранних стадиях
развития человеческого общества. Это первобытные наскальные изображения.
Рисунки фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и
служили средством общения между людьми. Долгое время графические
изображения не имели самостоятельного значения и были только украшением
дома, либо предметов.
Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к
письму и каллиграфии, так как являлся основой создания рукописных текстов.
Однако
позже
стали
появляться
иллюстрации
к
книгам,
визуально
отображающие текст в них содержащийся. Появилась профессия переписчика и
копииста, а затем рисунок вышел за рамки книг. Началось развитие
промышленности,
а
вместе
с
ним
и
промышленной
полиграфии
и
распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в
конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика
определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного
и белого. Причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, и уголь
или другой красящий материал. [4]
В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько
видов:
станковая графика (станковый рисунок, эстамп, все виды гравюры,
акварель);
книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка,
суперобложка, форзац, эрзац, шмуцтитул, создание рисунка шрифта, общее
оформление книги);
журнальная
и
газетная
графика
(оформление
и
конструирование
печатных изданий, карикатуры, иллюстрации);
прикладная и промышленная графика, (почтовые марки, денежные знаки,
буклеты, рекламные издания, фирменные знаки, товарные ярлыки, упаковка,
вывеска и др.);
графика письма (эпиграфика, каллиграфия, искусство шрифта);
плакат (вид торговой рекламы и политической агитации);
компьютерная графика
Станковая графика делится на два вида:
- единичный рисунок на бумаге или уникальная графика - рисунки,
сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом
количестве экземпляров. [7]
Основным видом графики является рисунок.
Словом «рисунок» мы называем не только линейный абрис, очертание
какого-либо предмета, но всякое упорядочение формы в изображении,
выполняются
различными
материалами:
углем,
карандашом,
пастелью,
акварелью.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый является
единственным
в
своем
роде.
Произведения
печатной
графики
могут
воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах -
эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги.
Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша
или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других
случаях
он
использует
для
создания
своих
произведений
сложные
приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для
линолеума или дерева и многое другое.
Печатная графика бывает разных видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов.
2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот.
3. Плакат.
4. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски.
Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы
называем только рисунок. Гравюра бывает следующих видов: ксилография –
гравюра на дереве, литография -на камне, линогравюра -на линолеуме, офорт-
на металле, гравюра на картоне.
5.Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с
процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная (диатипия).
6.
Граттография,
граттаж(воскография
)–
техника
процарапывания
рисунка.
В работе с детьми мы используем следующие виды графики: рисунок, как
основа
графики,
монотипию,
печатную
графику
(гравюра
на
картоне,
линогравюра).
Рисунок является основным видом детского творчества. Он так же имеет
большое значение в практической деятельности ученика. При помощи рисунка
человек также познаёт и изучает окружающую действительность. Развитие
графического мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных
работ
и
эмоционального
восприятия
на
начальном
этапе
обучения
к
композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении
натурного
материала,
от
интуиции
к
анализу,
логическим
принципам
построения композиции.
«Графика» объединяет дисциплины учебного плана по изобразительному
искусству,
декоративно-прикладному
творчеству,
беседах
об
искусстве,
направленных на формирование и развитие творческой личности.
В
процессе
работы
над
графикой
учащиеся
развивают
кисть,
координацию и движения пальцев, учатся аккуратно проводить линии,
штриховать, регулировать интенсивность нажима на инструмент и т.д. Данный
метод работы положительно влияет на развитие способностей, раскрытие
творческого потенциала. Развитие художественно-творческих способностей
учащихся в процессе занятий печатной графикой выявляет определённые
способности, качества личности и характера. А именно: художественное
восприятие натуры; способность к художественно-образному выражению;
точность выбора изобразительных средств, владение графическим языком;
владение
техническими
приёмами
графики;
мышление
в
материале,
предвидение результата; последовательность выполнения графическогозадания
и
его
объяснение;
быстроту
решения
нетрадиционных
задач,
дисциплинированность,
координацию
движений,
сообразительность,
художественную смелость; тоновое и колористическое видение; лаконизм,
способность обобщать; воображение, зрительную память; владение навыками
работы. Занятия графикой дают мощный толчок развитию творческого
воображения. [6]
Простой и доступный инструмент, работа на линолеуме, картоне,
органическом
стекле
делают
искусство
графики
доступным,
развивает
творческую фантазию, позволяют, работая в любой из изученных графических
техник, создавать различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт).
Как
видим,
графика
обладает
большими
воспитывающими
возможностями
в
становлении
и
развитии
личности
вообще
и
его
художественно-творческой активности. Это обусловлено тем, что графика
интересна и многообразна и является активным средством действительности,
представляя собой одну из наиболее эмоционально-увлекательных форм
постижения деятельности. Чем лучше учащиеся овладевают графикой, тем
легче и доступнее для них становится дальнейшее обучение.
В заключении хочется отметить, что изучение теории графического
искусства необходимо для более глубокого понимания организации работы на
занятиях художественного цикла. Графика действительно является основой
изобразительного искусства, так как графический рисунок – это первый этап
создания любого произведения изобразительного искусства. Учить детей
понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных
материалов и предоставлять детям радость рисования различными материалами
- это необходимый компонент художественного развития детей.
Список используемой литературы:
1.
Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.— М., 1973.
2.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,
композиция.—2-е изд., перераб. и доп.— М., 1981.
3.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // – М.:
Искусство, 1965. – С. 379.
4.
Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М.,
Чарнецкий Я. Я. Виды изобразительного искусства / К. Н. Дуканин, Ф. И.
Егоров, Б. П. Лукинов, К. М. Седов, Я. Я. Чарнецкий. - С-П.: « Искусство»,
1999. - С. 200
5.
Изергина, А. Н. Энгр об искусстве/ А. Н. Изергина. - Ленинград:
Издательство Академии художеств, 1962.
6.
Кузин, B.C. Психология: учебник для художественных училищ /
B.C. Кузин // – М.: Педагогика, 1982. – С. 256.
Электронные ресурсы:
7.
Википедия: Свободная энциклопедия /вся энциклопедия//