Автор: Гульнара Лукмановна Байрамгулова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СФ ГБПОУ РБ ССМК
Населённый пункт: г.Сибай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час " Слава хлебу на столе".
Раздел: начальное образование
Классный час
«Слава хлебу на столе!»
3 класс
Классный час желательно провести после посещения школьной
столовой. Дети приходят в столовую, на столе стоит обед, лежат
ложки, но нет хлеба. Обязательно кто-то из детей спросит, где же
хлеб. Учитель говорит о том, что самым главным продуктом на
столе является хлеб, потому и отсутствие его дети сразу заметили.
Оборудование: колосья пшеницы, ржи; карточки с заданием, с
пословицами, картинки с изображением плуга, снопа.
Ход классного часа
Учитель. Есть в мире ценности, значение которых непреходяще.
Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь. В этот же ряд можно
поставить и хлеб - древний и вечно необходимый продукт
человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо
усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних
дней - добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех
языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших
продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда,
благополучия и богатства.
1-й ученик.
Вот он -
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он -
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2-й ученик.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
3-й ученик.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
4-й ученик.
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нём.
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём!
Учитель. Первыми инструментами для приготовления подобия
муки служили, судя по археологическим раскопкам, ступа и пест,
которыми
толкли
зерно.
Следующим
мукомольным
приспособлением был жернов, состоявший из выдолбленного
камня,
в
него вставлялся
другой, выпуклый. Между
ними
помещалось зерно, которое перетиралось в муку. Вначале верхний
камень приводился во вращательное движение вручную. Позже его
стали вращать с помощью скота. Для этого к камню прикрепляли
поперечину
для
упряжи.
Изобретение
жерновов
послужило
основой для появления и широкого распространения мельниц.
Существовали они еще за 1600 лет до новой эры. Уже древние
римляне стали использовать для работы мельниц силу воды.
Применять силу ветра стали позже - в XI в.
- Как называются растения, из которых делают хлеб? (Пшеница,
рожь.)
- Посмотрите на доску: перед вами колосок пшеницы и ржи.
Ваша задача - определить, где какое растение.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает
карточки.
Учитель. Каждой группе
розданы
карточки, на которых
записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача -
разложить по порядку все карточки, то есть выстроить по очереди
все действия.
- Вы хорошо справились с заданием и увидели, как долог путь
хлеба от поля до стола.
1 -й ученик.
Хлебное море.
Волн переливы...
Солнцем обласкан
День мой счастливый.
2-й ученик.
Тянутся всходы
К синему небу.
Каждое утро
Радуюсь хлебу!
3-й ученик.
Радуюсь полю –
Встали колосья,
Звон свой сливая
В многоголосье.
4-й ученик
Радуюсь жатве –
Бронзовы лица,
Хлеб, словно золото,
В кузов струится.
5-й ученик
Настежь все двери
Для урожая!
К людям идет он,
Жизнь украшая.
6-й ученик
Рад ему город,
Рады проспекты, -
Хлебом горячим
Пахнут рассветы.
7-й ученик
Хлеб за витриной
Выше и выше:
Смотрит он с полок.
Свежестью пышет.
8-й ученик
Битвы на нивах
Не за него ли.
Шапку снимаю
Здесь поневоле.
9-й ученик
Вот - самый главный:
Черный, с загаром.
В душу запал он
С детства недаром...
10-й ученик
Кланяюсь хлебу,
Припоминая
Щедрую землю
Каждого края.
11-й ученик.
Кланяюсь селам,
Кланяюсь людям,
С чьею работой
Счастливы будем.
12-й ученик.
С чьею заботой
Легче дороги, -
Вам, хлеборобы.
Кланяюсь в ноги!
Учитель. Много загадок о нелёгком труде хлебороба, о хлебном
поле сочинил русский народ. Вот некоторые из них, попробуйте
отгадать.
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.)
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (Плуг.)
Учитель показывает картинку с изображением плуга.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Пять плугов тащит. (Трактор.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
По чёрному пишу,
По зелёному смотрю,
А по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая.)
Сто один брат,
Все в один ряд -
Вместе связанные стоят. (Сноп.)
Учитель показывает картинку с изображением снопа.
Учитель. А какие пословицы о хлебе вы, ребята, знаете?
(Дети называют пословицы.)
Класс делится на 2 группы (по 5 человек в каждой группе).
Учитель предлагает задание: каждой группе раздаются карточки с
написанными на них половинками пословиц. Надо соединить две
части так, чтобы получилась пословица, а затем объяснить её
смысл. Всего предлагается 8 пословиц, по 4 для каждой группы.
1-я группа.
Без хлеба // и сыт не будешь.
Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.
Из одной муки // хлеба не испечёшь.
Горькая работа, // зато сладок хлеб.
2-я группа.
Хлеб вскормит, // вода вспоит.
Покуда есть хлеб и вода - // всё не беда.
Хлеб - батюшка, // земля - матушка.
Ржаной хлебушко // калачу дедушка.
Учитель. Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как
непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий
хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех
тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас
бережное, уважительное отношение к этому замечательному
продукту.