Напоминание

Классный час " Слава хлебу на столе".


Автор: Гульнара Лукмановна Байрамгулова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СФ ГБПОУ РБ ССМК
Населённый пункт: г.Сибай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час " Слава хлебу на столе".
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час

«Слава хлебу на столе!»

3 класс

Классный час желательно провести после посещения школьной

столовой. Дети приходят в столовую, на столе стоит обед, лежат

ложки, но нет хлеба. Обязательно кто-то из детей спросит, где же

хлеб. Учитель говорит о том, что самым главным продуктом на

столе является хлеб, потому и отсутствие его дети сразу заметили.

Оборудование: колосья пшеницы, ржи; карточки с заданием, с

пословицами, картинки с изображением плуга, снопа.

Ход классного часа

Учитель. Есть в мире ценности, значение которых непреходяще.

Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь. В этот же ряд можно

поставить и хлеб - древний и вечно необходимый продукт

человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо

усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних

дней - добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех

языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших

продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда,

благополучия и богатства.

1-й ученик.

Вот он -

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он -

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

2-й ученик.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришёл.

3-й ученик.

В нём - здоровье наше, сила,

В нём - чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

4-й ученик.

В нём - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нём.

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём!

Учитель. Первыми инструментами для приготовления подобия

муки служили, судя по археологическим раскопкам, ступа и пест,

которыми

толкли

зерно.

Следующим

мукомольным

приспособлением был жернов, состоявший из выдолбленного

камня,

в

него вставлялся

другой, выпуклый. Между

ними

помещалось зерно, которое перетиралось в муку. Вначале верхний

камень приводился во вращательное движение вручную. Позже его

стали вращать с помощью скота. Для этого к камню прикрепляли

поперечину

для

упряжи.

Изобретение

жерновов

послужило

основой для появления и широкого распространения мельниц.

Существовали они еще за 1600 лет до новой эры. Уже древние

римляне стали использовать для работы мельниц силу воды.

Применять силу ветра стали позже - в XI в.

- Как называются растения, из которых делают хлеб? (Пшеница,

рожь.)

- Посмотрите на доску: перед вами колосок пшеницы и ржи.

Ваша задача - определить, где какое растение.

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает

карточки.

Учитель. Каждой группе

розданы

карточки, на которых

записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача -

разложить по порядку все карточки, то есть выстроить по очереди

все действия.

- Вы хорошо справились с заданием и увидели, как долог путь

хлеба от поля до стола.

1 -й ученик.

Хлебное море.

Волн переливы...

Солнцем обласкан

День мой счастливый.

2-й ученик.

Тянутся всходы

К синему небу.

Каждое утро

Радуюсь хлебу!

3-й ученик.

Радуюсь полю –

Встали колосья,

Звон свой сливая

В многоголосье.

4-й ученик

Радуюсь жатве –

Бронзовы лица,

Хлеб, словно золото,

В кузов струится.

5-й ученик

Настежь все двери

Для урожая!

К людям идет он,

Жизнь украшая.

6-й ученик

Рад ему город,

Рады проспекты, -

Хлебом горячим

Пахнут рассветы.

7-й ученик

Хлеб за витриной

Выше и выше:

Смотрит он с полок.

Свежестью пышет.

8-й ученик

Битвы на нивах

Не за него ли.

Шапку снимаю

Здесь поневоле.

9-й ученик

Вот - самый главный:

Черный, с загаром.

В душу запал он

С детства недаром...

10-й ученик

Кланяюсь хлебу,

Припоминая

Щедрую землю

Каждого края.

11-й ученик.

Кланяюсь селам,

Кланяюсь людям,

С чьею работой

Счастливы будем.

12-й ученик.

С чьею заботой

Легче дороги, -

Вам, хлеборобы.

Кланяюсь в ноги!

Учитель. Много загадок о нелёгком труде хлебороба, о хлебном

поле сочинил русский народ. Вот некоторые из них, попробуйте

отгадать.

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет. (Плуг.)

Учитель показывает картинку с изображением плуга.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Пять плугов тащит. (Трактор.)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)

По чёрному пишу,

По зелёному смотрю,

А по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая.)

Сто один брат,

Все в один ряд -

Вместе связанные стоят. (Сноп.)

Учитель показывает картинку с изображением снопа.

Учитель. А какие пословицы о хлебе вы, ребята, знаете?

(Дети называют пословицы.)

Класс делится на 2 группы (по 5 человек в каждой группе).

Учитель предлагает задание: каждой группе раздаются карточки с

написанными на них половинками пословиц. Надо соединить две

части так, чтобы получилась пословица, а затем объяснить её

смысл. Всего предлагается 8 пословиц, по 4 для каждой группы.

1-я группа.

Без хлеба // и сыт не будешь.

Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.

Из одной муки // хлеба не испечёшь.

Горькая работа, // зато сладок хлеб.

2-я группа.

Хлеб вскормит, // вода вспоит.

Покуда есть хлеб и вода - // всё не беда.

Хлеб - батюшка, // земля - матушка.

Ржаной хлебушко // калачу дедушка.

Учитель. Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как

непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий

хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех

тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас

бережное, уважительное отношение к этому замечательному

продукту.



В раздел образования