Напоминание

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ


Авторы: Пахомова Екатерина Васильевна, Дунаенко Алина Игоревна
Должность: доцент кафедры педагогики
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный Университет»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ
Раздел: высшее образование





Назад




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ

ДИРЕКТОРА

ПО

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ

METHODOLOGICAL

APPROACHES

TO

THE

PROBLEM

OF

ORGANIZING INTERACTION BETWEEN THE DEPUTY DIRECTOR FOR

EDUCATIONAL WORK AND THE ADVISER ON EDUCATION

Пахомова Екатерина Васильевна,

магистрант 3 курса,

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный Университет»

Е-mail

Дунаенко Алина Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики,

методологии и технологии образования

Аннотация

В статье описываются методологические

аспекты организации

взаимодействия заместителя директора по воспитательной работе

и

советника по воспитанию в рамках своей профессиональной деятельности.

Выделенные

аспекты

рассматриваются

в

рамках

организационно-

педагогической системы управления общеобразовательной организации.

Описываются принципы и шаги для создания эффективного партнерства

между заместителем директора по воспитательной работе и советником по

воспитанию.

Ключевые слова:

управление педагогической системой, заместитель

директора по воспитательной работе, советник по воспитанию, специфика

воспитательной работы общеобразовательной организации.

1

Annotation

The article describes the methodological aspects of the organization of

interaction between the deputy director for educational work and the adviser on

education in the framework of their professional activities. The highlighted aspects

are considered within the framework of the organizational and pedagogical

management system of a general education organization. The principles and steps

for creating an effective partnership between the Deputy director for Educational

Work and the adviser on education are described.

Keywords: management of the interaction system, deputy director for

educational work, adviser on education, specifics of educational work of a general

education organization.

В условиях модернизации современного образования предъявляются

новые требования к содержанию образования, внедряются новые технологии

обучения,

воспитания

и

управления

образовательной

организацией.

Администрации общеобразовательного учреждения необходимо создавать

определенные организационно-педагогические условия для взаимодействия

всех внутришкольных структур. В том числе, организовывать современный

воспитательный процесс в школе через развитие деятельности общественных

объединений (детских и молодежных); заниматься работой по профилактике

негативных проявлений в школьной среде посредством формирования

метапредметной среды и взаимосвязанных мероприятий [1]. По этим

причинам

организация

взаимодействия

заместителя

директора

по

воспитательной работе и советника по воспитанию является актуальной во

многих отраслях научного знания, включая педагогику,

психологию,

социологию и др.

Так, сущность формирования специфики взаимодействия в рамках

системного подхода с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и

2

человеческого потенциала представлены в исследованиях Веснина В.Р.,

Викторова Г.О. и др. [5,6 ].

Изучению

вопросов

педагогического

управления

в

школе,

используемой методологии и методов, теории и практики различных

социально-психологических

технологий,

посвящены

исследования

Васильева Ю.В., Вербицкого А.А. и др. [7,8].

Из проведенного анализа научной литературы следует, что при

достаточной глубине изучения проблемы организации взаимодействия

между заместителем директора по воспитательной работе и советником по

воспитанию выявлено, что некоторые ее аспекты остаются недостаточно

исследованными. Прежде всего, это касается вопроса о совершенствовании

средств и методов управления педагогическими кадрами.

В научно-педагогической литературе представлено несколько подходов

к проблеме организации взаимодействия между заместителем директора по

воспитательной работе и советником по воспитанию: системный, личностно-

ориентированный и компетентностный.

Среди сторонников компетентностного

подхода можно выделить

Болотова В. А. и Серикова В. В. Проводимое исследование подчеркивает

важность разработки компетентностной модели образования от идеи до

образовательной программы [2].

Конаржевский Ю.А. исследует взаимодействие между заместителем

директора по воспитательной работе и советником по воспитанию с

использованием системного подхода. Автор стремится найти общие точки

зрения между теоретическими концепциями менеджмента (поведенческий

аспект)

и

управления

внутри

школы,

путем

разработки

концепции

последнего с использованием некоторых положений менеджмента [11].

Атласова

О.М.

выделяет

сущность

понятия

«организация

взаимодействия

заместителя

директора

по

воспитательной

работе

и

советника по воспитанию». В ее трудах исследуются требования к

3

заместителю

директора

по

воспитательной

работе

по

управлению

педагогическим

коллективом

в

новой

образовательной

ситуации.

Исследование

позволяет

определить

оптимальную

структуру

опыта

заместителя руководителя по воспитательной работе, необходимого для

успешного взаимодействия с советником по воспитанию [2].

Заслуживает особого внимания позиция Арпохова М.В., который

разграничивает задачи

как заместителя

директора по воспитательной

работе, так и советника по воспитанию. По мнению автора в «задачи

заместителя директора по воспитательной работе входит:

организация воспитательного процесса в школе;

проведение

систематического

контроля

за

качеством

воспитательного процесса в школе;

осуществление текущего

и перспективного

планирования

деятельности классных руководителей;

разработка

необходимой

методической

документации по

воспитательной работе;

прогноз

тенденции

изменения

ситуации

в

обществе

и

в

образовании для корректировки стратегии развития воспитательной работы

школы;

процесс разработки и реализации воспитательной программы

школы» и т.д. [1].

Также,

по мнению Арпохова М.В. в

функции советника

по

воспитанию входит:

«создание сотрудничества между образовательным учреждением

и

социальными

организациями,

способствующими

формированию

гармоничной социальной среды в школе;

привлечение партнеров для организации совместных проектов,

программ и мероприятий социальной направленности;

4

участие

в работе педагогических, методических советов,

воспитательных и иных мероприятий, предусмотренных программой школы;

организация и координация работы школьного медиацентра» [1].

В рамках личностно-ориентированной

парадигмы

образования,

представленной в работах В.А. Болотова, Сериков В.В. и Н.М. Борытко,

исследования

направлены

на

выявление

условий,

способствующих

эффективному взаимодействию заместителя директора по воспитательной

работе и советника по воспитанию в организационно-педагогическом

контексте. Эти условия реализуются через последовательное осуществление

трех

взаимосвязанных

этапов:

информационно-ориентировочного,

процессуально-деятельностного и рефлексивно-обобщающего [3,4].

Информационно-ориентировочный

этап

включает

составление

календарного

плана

рабочих

программ

по

воспитательной

работе,

планирование дальнейшей работы и т.д.

Процессуально-деятельностный этап предусматривает координацию

деятельности педагогического состава, учащихся и их родителей, а также

различных общественных объединений и некоммерческих организаций,

деятельность которых направлена на развитие личности ребенка.

На этапе рефлексивно-обобщающем проводится анализ результатов

реализации рабочих программ воспитания.

Исследование, проведенное Ильенко Л. П., указывает на необходимость

пересмотра традиционной системы взаимодействия заместителя директора

по воспитательной работе и советника по воспитанию в современном

контексте.

Они

призывают

к

установлению

партнерских

отношений,

основанных на совместном выполнении миссии взрослых, чтобы сблизить

воспитательные

цели

при

различиях

между

семейным

и

школьным

воспитанием [10].

Н.В. Кузьмина, исследуя данную тематику, выявляет взаимодействие

заместителя директора по воспитательной работе и советника по воспитанию

5

в структуре педагогической системы как совокупность взаимосвязанных

структурных и функциональных компонентов, направленных на достижение

целей воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых [9].

Проведя анализ мнений отечественных ученых о вопросе организации

взаимодействия

заместителя

директора

по

воспитательной

работе

и

советника по воспитанию, можно сделать вывод.

Включение

советника

по

воспитанию

в

систему

управления

общеобразовательной организацией и программу воспитания способствует

взаимодействию с общественными организациями и решению следующих

задач.

Необходимость организации совместной деятельности педагогического

коллектива для достижения воспитательных задач и определения "зоны"

ответственности для их достижения. Также важности привлечения ресурсов

детско-юношеских

и

молодежных

общественных

объединений

для

реализации программы воспитания.

Итак, проведенный анализ основных методологических подходов к

проблеме

организации

взаимодействия

заместителя

директора

по

воспитательной работе и советника по воспитанию в отечественной

литературе, позволил выявить некоторые общие тенденции:

1.

Проблема организации взаимодействия заместителя директора

по воспитательной работе и советника по воспитанию является одной из

важнейших проблем современного социума и разработана в отечественной

науке недостаточно глубоко.

2.

Изучение вопросов, связанных со спецификой взаимодействия

между заместителем директора по воспитательной работе и советником по

воспитанию, является одним из важнейших аспектов в деятельности по

консолидации усилий всех сторон воспитательного процесса с учетом их

насущных проблем (а именно, проблем взаимодействия сверстников между

6

собой, конфликтных ситуаций между учителями и учениками, учениками и

их родителями).

3.

Введение в кадровый состав образовательной организации

должности советника по воспитанию позволило заместителю директора по

воспитательной работе более эффективно выполнять свои функциональные

обязанности.

Важно отметить, что текущие тенденции и изменения в обществе

требуют более глубокого изучения способов разработки эффективных

направлений,

форм

и

методов

взаимодействия

между

заместителем

директора по воспитательной работе и советником по воспитанию в

современных реалиях.

Список литературных источников

1.

Арпохов, М. В. Теория и практика управления развитием

муниципальной системы образования: Дисс. д-ра пед. наук. /М. В. Арпохов.-

Новокузнецк, 2019. - 448 с.

2.

Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности

руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореферат дис.

кандидата педагогических наук / О.М. Атласова. — С-Пб: Ин-т образования

взрослых, 2015. — 18 с

3.

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к

образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков. М.: Наука - 2017.

- 78 с.

4.

Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических

исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А Соловцова. – М.:

Академия, 2009. – 320 с.

5.

Веснин, В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и

практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. - 688 c.

7

6.

Викторов, Г.О. Управление персоналом, кадровая и социальная

политика в организации/ Г. О. Викторов - 3-е изд. - М. : Флинта: МПСИ,

2018.- 78 с.

7.

Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного

образования: Методология и практика. -М.: Знание, 1990

8.

Васильев,

Ю.

В.

Педагогическое

управление

в

школе:

методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. - М.: Педагогика 2015. - 289

с.

9.

Кузьмина Н.В., Воспитательная работа в новых условиях (опыт

учреждений профессионального образования) /Н. В. Кузьмина. - М. : НОУ

ИСОМ, 2016. - 280 с.

10.

Ильенко,

Л.

П.

Новые

модели

методической

службы

в

общеобразовательных учреждениях / Л. П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2017.- 48

с.

11.

Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управлеие

Текст. / Ю. А. Конаржевский. — М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2019. - 224

с.

8



В раздел образования