Напоминание

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия»


Автор: Лаптикова Светлана Юрьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ОГКОУШ№39
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия»
Раздел: высшее образование





Назад




областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрена и одобрена

на МО учителей-дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель______ Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора

поУВР филиала

ОГКОУШ №39

_________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом

ОГКОУШ №39

Протокол №_____от______

Директор______ Пономарева М.Н.

Рабочая программа по коррекционному курсу

«Предметно – практические действия»

для 3д/4д класса

на 2023-2024 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО

(вариант 2)

Составитель программы:

Лаптикова С. Ю.

г. Ульяновск, 2023

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3.Планируемые предметные и личностные результаты

4.Базовые учебные действия.

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9.Лист внесения изменений

1.Паспорт рабочей программы

Тип

программы

Рабочая программа

Статус

программы

Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

№273-ФЗ от 29.12.2012;

-

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(утв.

приказом

Министерства

образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);

-

Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

22.03.2021

№115

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-

Федеральной

адаптиророванной

основной

общеобразовательной

программой образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

утвержденной

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г.

№ 1026;

-

Адаптированной

основой

общеобразовательной

программой

обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

тяжелыми

и

множественными

нарушениями развития (вариант 2) 1 (дополнительный) - 4 класс

на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ № 39;

-"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

(Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации №28 от 28.09.2020 года).

Назначение

программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория

обучающихся

Учащиеся 3д/4д класса с тяжелой, глубокой умственной отсталостью

и ТМНР

Сроки

освоения

программы

Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2023 – май 2024

года)

Объем

учебного

времени

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с учебным

планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма

обучения

Очная.

Режим уроков

3 часа в неделю

Форма

контроля

Текущий контроль, промежуточное тестирование

2.Пояснительная записка

Данная

рабочая

программа

составлена

для

обучающихся

с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2).

Обучающиеся

с

тяжелой

умственной

отсталостью

отличаются

выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим

освоению

предметных

учебных

знаний.

Дети

одного

возраста

характеризуются

разной

степенью

выраженности

интеллектуального

снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или

иной психической функции, практического навыка может быть существенно

различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти

и

мышления

отмечается

своеобразное

нарушение

всех

структурных

компонентов

речи:

фонетико-фонематического,

лексического

и грамматического. У детей с тяжелой степенью умственной отсталости

затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи.

Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи

и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним

речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи,

со

звукокомплексами,

с

высказыванием

на

уровне

отдельных

слов,

с

наличием

фраз.

При

этом

речь

невнятная,

косноязычная,

малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении

большей части данной категории детей используют разнообразные средства

невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с тяжелой умственной

отсталостью

крайне

неустойчивое,

отличается

низким

уровнем

продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость

активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного

содержания,

формированию

устойчивых

учебных

действий.

Процесс

запоминания

является

механическим,

зрительно-моторная

координация

грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное

и

установить

причинно-следственные

связи,

перенести

знакомое

сформированное

действие

в

новые

условия.

При

продолжительном

и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы

становится

заметной

положительная

динамика

общего

психического

развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной

деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями

координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование

физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных

трудовых действий. У части детей с тяжелой умственной отсталостью

отмечается

повышенная

возбудимость,

подвижность,

беспокойство

сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства

детей

с

интеллектуальными

нарушениями

наблюдаются

трудности,

связанные со статикой и динамикой тела. Наиболее типичными для данной

категории

обучающихся являются трудности

в овладении навыками,

требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание

позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание

пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности

навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся

полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании,

при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен

лишь знанием предметов окружающего быта.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью,

они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей

с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения,

что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях

развития (ТМНР),

которые

представляют

собой

не

сумму

различных

ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой,

отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения

влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя

сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи,

объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки,

оказываемой

при

каком-то

одном

нарушении:

интеллектуальном

или физическом.

Уровень

психофизического

развития

детей

с

тяжелыми

множественными

нарушениями

невозможно

соотнести

с

какими-либо

возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной

системы

чаще

всего является

причиной

сочетанных

нарушений

и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций,

движения, поведения,

коммуникации. Все эти проявления совокупно

препятствуют

развитию

самостоятельной

жизнедеятельности

ребенка,

как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы

определяется

рядом

факторов:

этиологией,

патогенезом

нарушений,

временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером

и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой

их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой

коррекционной помощи.

Специфика

эмоциональной

сферы

определяется

не

только

ее

недоразвитием,

но

и

специфическими

проявлениями

гипо-

и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов,

дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние

в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется

в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности

не имеет мотивационно-потребностных оснований и как правило, носит

кратковременный, неустойчивый характер.

К особым образовательным потребностям обучающихся с тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого

как

через

содержание

предметных

областей,

так и коррекционных курсов;

- научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер

содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе

образования;

- пролонгация сроков получения образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний

и умений;

- специальное обучение применению сформированных знаний и умений

в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-

познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых

и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации

коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния

центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов,

состояния

слуха,

зрения

и

других

психофизических

особенностей

обучающихся;

- развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего

мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению

и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного

отношения к окружающему миру средствами образования, основанными

на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам

их семей.

Целью обученияявляется формирование целенаправленных произвольных

действий с различными предметами и материалами.

Используя различные многообразные виды практическойдеятельности

(предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными

игрушками, ручной труд и т. д.), решаются задачи коррекционных занятий:

- исправление недостатков восприятия, внимания;

-

исправление

недостатков

зрительно-двигательной

координации,

пространственных представлений, наглядно-действенного мышления.

Вследствие

органического

поражения

ЦНС

у

детей

с

тяжелой,

глубокойумственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,

мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,

поэтому формирование предметных действий происходит со значительной

задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста,

действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций.

В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь,

направленная

на

формирование

разнообразных

видов

предметно-

практической

деятельности.

Обучение

начинается

с

формирования

элементарных

специфических

манипуляций,

которые

со

временем

преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными

предметами и материалами.

В

процессе

обучения

дети

знакомятся

с

различными

предметами

и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы

элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,

перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах

продуктивной

деятельности:

изобразительной,

доступной

бытовой

и трудовой деятельности, самообслуживании.

3.Планируемые личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности

к определенному полу, осознание себя как "Я";

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной

деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир

в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся

и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),

пассажира,

покупателя),

развитие

мотивов

учебной

деятельности

и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы

из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации

к

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,

природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех

сторон;

- сжимает, разрывает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- рисует на бумаге;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между

ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет

пластилин,

отщипывает

пластилин

пальцами,

раскатывает

пластилин

прямыми и круговыми движениями;

- строит их двух, трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые

конструкции (стол, стул, башню);

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,

села на стул и т.д.);

- может вытирать тканью (губкой) различные поверхности;

- играет с конструктивными материалами.

4.Базовые учебные действия:

1. Подготовка обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников,

к

эмоциональному,

коммуникативному

взаимодействию

с

группой

обучающихся.

2.

Формирование

учебного

поведения:

направленность

взгляда

(на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции

педагогического

работника;

использование

по

назначению

учебных

материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного

периода времени, от начала до конца, с заданными качественными

параметрами.

5.Содержание рабочей программы

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Действия с материалами

2. Действия с предметами

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага) двумя руками

(одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумага, вата) двумя руками,

направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе,

другую руку от себя);

Скатывание шариков из бумаги

Размазывание

пластилина руками (сверху вниз, слева направо). Разминание пластилина

двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, мелкие

предметы) двумя руками. Наматывание материала ( шнур) на палочку.

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие

игрушки, и др.).Катание шариков по показу учителя.Действия с мячом:

катание, ловля, броски в корзину. Встряхивание предмета, издающего звук

(бутылочки

с

бусинками

или

крупой

и

др.).

Толкание

предмета

от себя,притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик, входная

дверь и др. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках,

бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание

на предмет (кнопка и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета

(звучащие игрушки из разных материалов двумя руками,одной рукой.

Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.

Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление

предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание

предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень

(нить).

6. Учебно-тематическое планирование

3 класс/4 класс

п/п

Тем урока

Кол-во

часов

1

Захватывание,

удержание,

отпускание

предмета

(шарики, кубики, мелкие игрушки).

3

2

Пересыпание крупы руками, из одной ёмкости в другую.

3

3

Закапывание и откапывание предмета в крупе.

3

4

Сминание материала (бумажной салфетки) одной рукой,

двумя руками.

3

5

Скатывание шариков из бумаги.

3

6

Разрывание материала (бумага, вата) двумя руками,

направляя руки в разные стороны.

3

7

Разрывание

материала

(бумага,

вата)

двумя

руками,направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

3

8

Размазывание пластилина руками (сверху вниз, слева

направо).

3

9

Разминание пластилина двумя руками (одной рукой).

3

10

Катание мяча в определённом направлении по показу

учителя.

3

11

Бросание мелких предметов (шариков) в сосуд с узким

горлышком.

3

12

Вынимание

предмета

из

коробки.

Складывание

предметов в коробку.

3

13

Вставление

стаканчиков

друг

в

друга.

Башня

-

вкладыши.

3

14

Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

3

15

Нанизывание колец, шариков на стержень.

3

16

Наматывание материала (шнур) на палочку.

3

17

Бросание мяча и воздушного шара.

3

18

Игры с мозаикой.

3

19

Вращение. Откручивание и закручивание крышек на

бутылках и банках.

3

20

Обводка по контуру, по трафарету, раскрашивание

карандашами.

3

21

Наполнение емкости крупой, водой.

3

22

Вытирание поверхности стола тряпочкой.

3

23

Игры с прищепками.

3

24

Кубики. Башенка, забор из кубиков.

3

25

Игры с карандашами.

3

26

Игры с разноцветными кубиками.

3

27

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с

бусинками или крупой и др.).

3

28

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик,

входная дверь).

3

29

Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках,

ящик, входная дверь.

4

30

Нажимание на предмет (кнопка и др.) всей кистью

(пальцем).

4

31

Сжимание

звучащей

резиновой

игрушки

двумя

руками,одной рукой.

4

32

Действия с мячом: катание, ловля, броски в корзину.

3

33

Нанизывание колец, шариков на нить.

3

Итого

102

7.Перечень материально-технического обеспечения

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,

бусины);

- звучащие предметы для встряхивания;

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

- предметы для вставления (стаканчики одинаковой

̆

величины);

- наборы материалов,различных по форме, величине, цвету (бумага, ткань,

вата, природный материал) ;

- мозаика, набор разноцветных прищепок;

- карандаши, альбомы для рисования;

- мячи разного диаметра;

- игрушки: машины, куклы,конструктор «Лего», набор посуды;

- изображение предметов, людей, объектов природы и др.;

- оборудование для выполнения упражнений на сортировку, группировку

различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

8.Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного

материала.

Личностные результаты:

Овладение

социальными

(жизненными)

компетенциями,

необходимыми

для

решения

практико-ориентированных

задач

и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,

обучающихся в различных средах.

Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает

его смысла;

1

балл

-

смысл

действия

понимает,

выполняет

только

по прямому указанию учителя;

2

балла

-

преимущественно

выполняет

действия

по

указанию

учителя,

в

отдельных

ситуациях

способен

выполнить его самостоятельно;

3

балла

способен

самостоятельно

выполнять

действия

в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые

исправляет по прямому указанию учителя;

4

балла

способен

самостоятельно

выполнять

действия,

но иногда допускает ошибки;

5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза

в полугодие.

В ходе мониторинга оценивается уровень сформированной

представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».

9. Лист внесения изменений в рабочую программу учебной

дисциплины.

Дата

Основание

для внесения

изменений

листа

Содержание

Утверждено



В раздел образования