Автор: Ларикова Ирина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Школа менеджеров"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочие листы по теме "Правописание суффиксов различных частей речи"
Раздел: полное образование
РАБОЧИЙ ЛИСТ №5 ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ»
Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих
суффиксов:
а) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец,
карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец,
кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок;
б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз,
рассказ, сюжет, характер;
в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение,
селение, строение, счастье;
г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица,
семя, сито, Тоня, умница;
д) -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа,
диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.
Упражнение 2. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -
чик, -щик,
Бакен, барабан, бетон, водопровод, возить, грузить, добыча, кабак, камень,
кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить,
разносить, резать, фонарь.
Упражнение
3. Спишите,
вставляя
пропущенные
буквы.
Объясните
правописание суффиксов существительных.
1. На перекресток из-за рощ...цы колон...а выползет большая. Мадон...а и
регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ...к некий небеса и лес
перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар...к, голова у
него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн...ца, но кипит весь - к
настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн...ках с незапамятных
времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать...цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис...нька моя,
охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж...к
хуже? (Мих.). 9. Постоял...ц прибьется к дому, да хозя...н не постучится (Оз.). 10. Но,
судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер...шко, легка (Алиг.). 11. Письм...цо
долгожданное из лазарета... (Недог.).
Упражнение
4. От
данных
слов
с
помощью
суффиксов
образуйте
существительные.
-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт,
шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса,
крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо,
масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий,
всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить,
возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать,
переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать,
обходить, корректировка.
-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.
Упражнение 5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Арбуз...к, авт...сварщ…к, бород...ща,
вязальщ...ца, вод...проводч...к, гвозд...к,
гнезд...ко,
дворн...ч...ха,
доклад...ца,
желез...бетон,
зеркальц...,
имень...ц...,
кипятильн...к, капитал...ц, ковк...сть, колыш...к, лес...тундра, общ...ствовед, пальт...цо,
письм...нос...ц, пчел...вод, пыл...сос, письм...цо, плать...це, птиц...лов, ружьишк...,
рыж...к, свет...тень, стал...литей...к, словечк..., семечк..., сен...кос, тем... чко, хлеб...ц.
Укажите лишнее слово в каждом ряду
ножич...к, словар...к, излиш...к
ружь...цо, оруженос...ц, усть...це
умн...ца, бель...цо, растень...це
умн...чка, ле...чка, Кол...чка
говяд...на, боль в тем...ни, выш...на
нищ...нка, смород...нка, часов...нка
больш...нство, доч...нька, клев...та
рассказ...ица, развед...ица, процент...ица
Укажите строчку, в которой во всех словах пишется одна буква
1) им...чко, бел...зна
2) владел...ца, горл...нка
3) ма...та, рубаш...чка
4) впад...на, меньш...нство
5) жалоб...ик, интеллигент...ина
1.Запишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Графически
объясните постановку знаков препинания при обособленных определениях
(выделите
определяемое слово, установите границы обособленного определения , подчеркните их).
2.