Автор: Путилина Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Способы умножения натуральных чисел
Раздел: среднее образование
Урок математики в 5 классе.
Путилина Е.Н.
Тема: Некоторые способы умножения натуральных чисел
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: ознакомление с различными способами умножения натуральных
чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях
числовых выражений;
показать необычные способы умножения.
Задачи:
Найти и разобрать различные способы умножения.
Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
Рассказать о новых способах умножения и научиться ими пользоваться.
Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые
предлагаются в школе, и использовать их при счете.
1 этап: Целепологание и мотивация.
Ребята, если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу
ответов, то сможете прочитать тему нашего урока.
35
−
x
=
17 У
31
+
x
=
16
+
44 Ж
29
+
x
=
45 О
80
−
c
=
21
+
19 Н
y
−
37
=
18 Е
40
−
3
=
x
+
13 М
90
−
y
=
62 И
18
24
40
16
29
55
40
28
55
2 этап: Актуализация опорных знаний
На доске:
34 +18 + 44
45 + 44 + 43 + 40
31 + 31 + 31
19 + 19
17 + 17 + 17 + 17
Прочитайте выражения
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Распределите их в две группы
Выпишите те, которые можно заменить умножением
Проверка
31 + 31 + 31 = 31 · 3 = 93
17 + 17 + 17 + 17 = 17 · 4 = 68
19 + 19 = 19 · 2 = 38
Прочитайте полученные примеры на умножение
Как называются числа при умножении?
Что показывает первый множитель?
Что показывает второй множитель?
3 этап: Объяснение нового материала
Те способы вычислений, которыми мы пользуемся сейчас, не всегда
были так просты и удобны. В старину пользовались более громоздкими и
медленными приемами. И если бы школьник 21 века мог перенестись на пять
веков назад, он поразил бы наших предков быстротой и безошибочностью
своих вычислений.
Особенно трудны в старину были действия умножения и деления.
Тогда не существовало одного выработанного практикой приема для каждого
действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных
способов умножения и деления — приемы один другого запутаннее,
запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый
учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый
«магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ
выполнения этого действия.
В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей
арифметики» изложено 27 способов умножения, причем автор замечает:
«весьма
возможно,
что
есть
и
еще
способы,
скрытые
в
тайниках
книгохранилищ,
разбросанные
в
многочисленных,
главным
образом,
рукописных сборниках».
И все эти приемы умножения — «шахматный или органчиком»,
«загибанием», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и
прочие соперничали друг с другом и усваивались с большим трудом.
Мы с вами разберём некоторые из приёмов, которые в дальнейшем вам
помогут быстро и правильно умножать натуральные числа.
1 способ: Умножение натурального числа на 11
Кто может объяснить по схеме, как умножить двузначное число на 11?
Правило: При умножении двузначного числа на 11 получается трёхзначное
число. Между цифрами, образующими двузначное число, помещаем цифру,
которая обозначает сумму двух крайних цифр.
Случай с переходом через разряд:
Попробуйте сформулировать правило самостоятельно.
Вычислите:
45 · 11 =
26 · 11 =
34 · 11 =
23 · 11 =
72 · 11 =
81 · 11 =
2 способ: Умножение на пальцах.
Не все хорошо помнят таблицу умножения. Иногда удобно знать способ
умножения на пальцах.
умножение на 9 на пальцах
Это просто. Чтобы умножить любое число
от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните
палец, который соответствует умножаемому
числу (например, 9 x 3 – загните третий
палец), посчитайте пальцы до загнутого
пальца (в случае 9 x 3 – это 2), затем
посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 7). Ответ 27.
3 способ: Умножение двухзначных чисел, не используя умножения в столбик
Работа в парах:
32 · 84 =
21 · 93 =
67 · 41 =
Рефлексия:
На уроке я узнал …
Мне на уроке понравилось …
Мне показалось трудным…
Домашнее задание: № 3.55, № 3.60 (а,б,в)
Выполнить умножение, не используя умножения в столбик
15 · 45= 66 · 77= 34 · 11=
81 · 24= 53 · 14= 12 · 11=