Напоминание

"Организация проектной деятельности обучающихся как требование ФГОС"


Автор: Шубина Светлана Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ с.Рыткучи
Населённый пункт: с.Рыткучи
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности обучающихся как требование ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с.Рыткучи»

Выступление на педсовете по теме

«Организация проектной деятельности обучающихся как требование ФГОС»

Выступление подготовила

Шубина Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

2016г.

с.Рыткучи

Стандарты

второго

поколения

определили

приоритеты

начального

общего

образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности,

уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной

деятельности ребенка. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится

использование

в

обучении

приемов

и

методов,

которые

формируют

умение

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение

выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Совершенно

очевидно,

что

современному

учителю

нужен

широкий

спектр

психолого-педагогических

приёмов

и

инновационных

методик

обучения

младших

школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой ФГОС.

В арсенале инновационных педагогических технологий особое место занимает

проектно- исследовательская деятельность.

Что же такое проект? Метод проектов – это способ достижения дидактической

цели

через

детальную

разработку

проблемы,

которая

должна

завершиться

реальным

результатом,

оформленным

тем

или

иным

способом. В ФГОС нового поколения под

проектом

понимается

комплекс

взаимосвязанных

действий,

предпринимаемых

для

достижения

определённой

цели

в

течение

заданного

периода

в

рамках

имеющихся

возможностей.

Целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе

является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:

формируются

учебно-познавательные

компетенции:

расширяется

система

образов

и

представлений

об

изучаемом

предмете

и

явлении,

развиваются

познавательные

и

исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и

многие другие;

развиваются

коммуникативные

компетенции:

навыки

группового

взаимодействия,

презентации и рефлексии деятельности;

расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках,

ориентация в информационном мире.

Для меня, как для учителя, учебный проект — это интегрированное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет не только вырабатывать и

развивать специфические умения и навыки проектирования, но и научить учиться.

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Эти слова

писателя Кларка стали моим девизом в проектной деятельности.

В данной технологии

меня привлекает возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие

жестких

временных

и

содержательных

рамок

урока

и

программы,

свободный

выбор

образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности.

Я

выделила

преимуще ства проектно-исследовательской

деятельности в

следующем:

во-первых, данная технология предоставляет участникам возможность работать в

индивидуальном темпе и использовать свои сильные стороны – следовательно, сохраняет

здоровье и обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика;

во-вторых, школьники не просто механически приобретают готовую сумму знаний,

а

накапливают

собственный

интеллектуальный

опыт

и

таким

образом

учатся

не

столько выполнять указания, сколько самостоятельно решать проблемы;

в-третьих, проект – это часто исследование, а исследовательская деятельность учит

детей выдвигать гипотезы, анализировать, наблюдать, делать выводы;

в-четвертых,

коллективная

проектная

работа организует

учеников,

помогает

решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом

деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой

жизни.

Проекты

бывают

разные,

в

своей

педагогической

практике

я

использую

информационные, исследовательские, игровые, творческие проекты. Вид проекта зависит

от темы. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или

из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая

проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Тематика проектов дает

возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного

края, бережному отношению к окружающему миру.

Проекты бывают:

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные

(выходят за рамки школьного обучения)

- по продолжительности:

Краткосрочные (1-2 урока),

Средней продолжительности (в течение недели, месяца)

Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти)

Каковы же принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме

Этапы работы над проектом :

Проект – это «пять П»:

* Проблема

* Проектирование (планирование)

* Поиск информации

* Продукт

* Презентация

Существуют

разные

мнения

по

поводу

начала

проектной

деятельности

школьников. Кто-то говорит, что в 1 классе еще рано начинать эту деятельность. Я считаю,

что

детям

в

этом

возрасте

можно

предложить

до ступные

т в о рч е с к и е

задания.

В первый год обучения предлагаю задания, выполняемые на уроках литературного

чтения,

окружающего

мира,

технологии

в

форме

коллективных

творческих

дел,

проводимых во внеурочное время. Например, при изучении птиц, мы нарисовали рисунки,

подписали рисунки стишками. Из всех работ собрали книжки-малышки. Работа была

проделана по теме «Зима», «Весна».

Надолго запомнился проект «Чудо – зелень» по окружающему миру. Ребенок только

тогда

может

чему-то

научиться,

когда

что-то

делает

сам,

своими

руками.

Не

зря

существует пословица: « Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и

я научусь» .

Мы

решили

посадить

лук

разными

способами:

в

воду,

в

землю.

А

родители

предложили посадить еще и в опилки, сказав, что так тоже сажают. Нам стало интересно,

где же лук быстрее вырастет и где зелень будет сочнее.

Я

начала

исподволь

готовить

учащихся.

Сначала

провела

беседу

о

занятиях

коренного народа. В библиотеке узнали, что собой представляет лук, по каким правилам

сажать

лук

и

какие

условия

нужны

для

проращивания. На уроках изобразительного

искусства рисовали сказочный огород. На технологии делали коллективную аппликацию

«Луковая семейка». На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение

растений,

необходимые

для

роста

и

развития,

делили

растения

на

культурные,

дикорастущие

и

декоративные

культуры.

В

справочниках,

энциклопедиях

искали

информацию о луке. Нашли информацию о луке, который растет на Севере.

Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, искали авторов и произве-

дения

с

описанием

лука, познакомились

со

сказкой

Джанни

Родари

«Приключения

Чиполлино».

Изучив выращивание лука, мы подошли к практической части: как посадить, как

вырастить лук.

Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся и я за вела

записную книжку, в которой отмечали, что происходит с луком каждый день. В них

собирали материал,

это был наш дневник. В дневнике записывали наши наблюдения.

Результатом нашей работы стали наши знания, альманах о луке.

Во 2 классе мы защитили проект «Школа 21 века». Выпустили альманах, в котором

дети

напечатали

стихи,

рисунки,

сочинения

о

школе,

учителях.

Сделали

репортаж,

выпустили газету, радовались успехам.

После

этого

был

проект

«Все

о

космосе».

Проект

снова

долгосрочный,

коллективный.

Завершением работы стала космическая ракета, книжка с рисунками и

стишками детей, стенгазета «Все о космосе».

В проекте «Волшебный мир пластилина» изучили историю, культуру родного края:

одежду, праздники, растения, животных народов Севера.

Проект

«Цветы-улыбки

природы»

показал,

какие

весенние

цветы

мы

можем

выращивать на окошке в условиях Севера. Здесь хорошо растут и цветут гиацинты, а вот

крокусы и тюльпаны погибли. Мы ответили, почему это происходит.

Проект « Родина моя: Марий Эл - Чукотка» показал нам, что у

марийцев и

коренных народов – чукчей много общего в традиционной культуре. Например, оба народа

украшают костюмы вышивкой, узорами. Каждый узор что-то обозначает и используется

как оберег от злых сил, что и марийцы, и чукчи пришивали на спине одежды красную

нитку (тесьму) или вышивали красный узор – это был оберег. И мари, и чукчи используют

жертвоприношение, с целью задобрить богов. В жертву приносят животных.

В 3-4 классах обучающиеся самостоятельно могут проводить эксперименты, опыты.

Таким проектом стала работа «Что такое почва?» В этой работе дети изучили почву

родного края с помощью опытов. Результатом стал видеоролик о почве.

Особо

хочу

выделить

математический

проект

«Таблицу

умножения

учим

с

увлечением». В данной работе обучающиеся провели исследовательскую работу: изучили

разные

способы

и

приемы

заучивания

таблицы

умножения,

собрали

дидактический

материал для заучивания таблицы. Школьники по группам провели исследование, какой

способ заучивания более интересен и продуктивен. Работа над данным проектом решила

проблему заучивания таблицы умножения в нашем классе.

Работа над проектом способствует сплочению детского коллектива, формирование

коммуникативных умений. Часто в проектной деятельности участвуют и родители. Здесь я

решаю еще одну проблему сотрудничества семьи и школы.

Исследовательская, проектная практика ребёнка – это не просто один из методов

обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

И я с уверенностью могу

сказать о том, что реализация проектно-исследовательского

метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые

знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию

этого процесса, т.е. умение учиться, что и требует ФГОС.

Мои ученики постоянные

участники и призеры районного конкурса проектов школьников «Я люблю свою Землю»,

региональных конкурсов проектов.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных

классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает

целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические

умения, но и культурные и духовные способности ребёнка. Также считаю, что учитель сам

должен быть увлеченным человеком, знать и любить то, что он делает, чтобы учащиеся это

увидели и тоже полюбили.

Ещё Плутарх сказал: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел,

который надо зажечь». Я думаю, что проект может стать именно той искоркой, который

зажжет его.



В раздел образования