Напоминание

"Разноцветный хоровод для будущих первоклассников"


Автор: Смирнова Алла Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: ГО Верняя Пышма, Сврдловская область
Наименование материала: Дошкольный практико-орентированный проект
Тема: "Разноцветный хоровод для будущих первоклассников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практика – ориентированный проект

«Разноцветный хоровод для будущих первоклассников»

Автор:

педагог – психолог

Смирнова А

лла

И

вановна

Верхняя Пышма

2024 г.

Актуальность проекта

Период дошкольного детства является самым чувствительным для

формирования необходимых психических функций и социально значимых

качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным

становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это

время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет

активное развитие познавательных психических процессов.

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего

рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения.

Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так

как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что

позволит предупредить само возникновение многих проблем. Часто считается,

что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос

готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень

разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок

не подготовлен к школе.

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст,

когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания.

Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: экскурсии

по школе, встречи с учителями, рассказы взрослых о своих любимых учителях,

общение со

сверстниками, чтение

художественной

литературы,

просмотр

фильмов о школе, посильное включение в общественную жизнь школы,

проведение совместных выставок детских работ, праздников не всегда могут

помочь ребёнку правильно понять, что он скоро станет первоклассником.

Зато сегодня существуют многие новые технологии обучения, концепции

содержания образования которые могут помочь ребёнку мене «безболезненно»

подготовиться к школе. Идеи новых школ базируются сегодня на создании

гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее

полно и свободно на благо общества.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в

первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача для

любого

педагога.

Каждый педагог в процессе своей работе ищет новые, эффективные

методы и способы, помогающие детям максимально хорошо подготовиться

к школе. А положительное влияние арт – терапевтических техник и

элементов на детей дошкольного возраста психологами замечено давно.

Творя, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от

процесса

деятельности,

так

и

от

полученного

результата.

Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания.

Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать

моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и

ненависть, смелость и трусливость.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой

деятельности помогают детям пережить травмирующие ситуации, возрастные

психологические кризисы, гармонизировать эмоционально – волевую сферу,

повысить самооценку, наладить межличностные отношения с детьми и с

взрослыми.

Создавая произведения творчеств, ребёнок отражает в них своё понимание

жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их

осмысливает и оценивает. Сочетание различны методов и техник способствует

успешному

развитию

интеллектуальных,

эмоциональных,

социальных

способностей

у

дошкольников,

поступающих

в

школу.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм

воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Развивая творческие

способности дошкольников посредством нетрадиционных технологий, проектный

метод

является

наиболее

успешным

в

создании

системы

работы

во

взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Вид проекта:

- долгосрочный

По характеру создаваемого продукта:

- творческий

- практико-ориентированный

Цель проекта: способствовать положительному формированию

психологической готовности детей к школе с помощью арт-терапии

Задачи проекта:

- сохранить и укрепить психологическое здоровье детей, готовящихся к обучению

в школе через арт –терапевтические средства

- активизировать психические процессы детей с помощью техник арт -

терапии

- обеспечить положительный, комфортный переход ребёнка от дошкольника к

школьнику

- использовать необычные, нестандартные методы, способы и техники для

развития эмоционально- волевой и интеллектуально – творческой сферы детей

идущих в школу

- демонстрация электронной презентации проекта

Участники проекта:

Дети подготовительных групп

6 – 7 лет

Сроки реализации:

6 месяцев

Предполагаемый результат:

- сформированная положительная психологическая готовность ребёнка перед

началом учебного года

- безболезненный, комфортный переход ребёнка от дошкольника к

школьнику, который включает в себя овладение средствами познавательной

деятельности и развитие творческих способностей ребёнка

доступных каждому

- повышение у детей уверенности в себе, приобретение положительного опыт и

преодоления трудностей при решении нестандартных задач и стремление к

дальнейшей творческой, личностной активной деятельности

- сформированный устойчивый интерес к

доступным каждому ребёнку

необычным, нестандартным методам, способам и техникам помогающие

развивать творческие способности

- устойчивая психологическая поддержка успешности ребенка в творческом

и личном самовыражении

- создание детьми альбома «маленьких мастеров» включающий различные

рисунки и аппликации детей

Этапы реализации проекта

I.Подготовительный этап:

Цель этапа: организация и подготовка к реализации проекта

Задачи этапа:

- отбор подходящей психологической и методической литературы для

организации и подготовки проекта

- сбор психологической информации за будущих и первоклассниках при

помощи включенного и не включенного наблюдения

- подбор необычных, нестандартных методов, способов и техник арт – терапии

для реализации проекта

- укрепление и развитие эмоционально- волевой и интеллектуально – творческой

сферы детей идущих в школу.

Цикл

коррекционно -развивающих занятий

для подготовительной группы

(см. Приложение №1)

Тема

Цели, задачи

Материал:

«Путешествие в

страну

Неведимкино»

Цель: активизация психических процессов детей

Задачи:

- научить ребёнка мыслить за рамками привычного

мышления

- тренировка наглядно – образного мышления у

ребёнка с помощью различных предметов

- тренировка наглядно – образного мышления у

ребёнка с помощью необычных средств

сказочные

персонажи из

волшебного

мешочка, свеча,

восковые мелки

«Придумай

картинку»

Цель: развитие воображения и творческого

мышления ребёнка

Задачи:

- научить ребёнка навыкам творческого

самовыражения

- стимулирование творческого самовыражения

ребёнка

- развивать у ребёнка оригинальность мышления

- развивать воображение и креативность

у ребёнка

история о

волшебной

стране, трафарет,

цветные

карандаши

«Узор на окне»

Цель:

пробудить интерес к разным сторонам

школьной жизни детей подготовительной группы с

помощью изотерпаии

Задачи:

- совершенствование умений и навыков детей в

освоении нетрадиционных техник в изобразительной

деятельности

- сформировать чувство доверия к школе у детей

восковые мелки,

белая гуашь,

акварельные

краски: голубая,

синяя,

фиолетовая

«Улитка»

Цель: закрепление соответствующих возрасту

игровой деятельности и элементов учебной

деятельности

Задачи:

- закрепление монологической и диалогической

шаблон улитки,

восковые мелки,

разные кусочки

цветной бумаги,

ножницы, клей

речи у детей

- развивать творческие способности и фантазию

дошкольников

- показать важность и значимость школьных знаний

и качеств

«Маска –

невидимка»

Цель: формирование положительного образа

школьника у детей

Задачи:

- развитие словесно - логического и творческого

мышления у детей

- использование необычных подручных средств в

работе с детьми

- закрепление полученных знаний о школьниках у

детей

Лист А3,

акварельные

краски, губка,

вода, ножницы,

кисточки

«Волшебная

школа»

Цель: закрепление

положительного образа школы у детей

Задачи:

- диагностика психоэмоционального отношения

ребёнка к школе через рисунок

- формирование положительного образа школы у

детей

- профилактика тревожного состояния у детей перед

школой

- закрепить интерес детей к обучению в школе

цветные

карандаши,

восковые мелки,

сказочная

история,

(планшет)

«Скоро в

школу»

Цель: подведение итоговых знаний детей о школе

Задачи:

- экспресс – диагностика приобретённых ЗУН в

образовательных областях: познание, худ.творчество,

труд у детей за период проектной деятельности

- экспресс – диагностика приобретённых ЗУН в

образовательных областях: коммуникация,

социализация у детей за период проектной

деятельности

- сбор и анализ итоговых знаний у детей,

приобретённых в процессе проектной деятельности

лист бумаги,

цветные

карандаши,

рюкзак,

предметы для

рюкзака,

карточки с

школьными

принадлежностям

и карточки с

разными

предметами

II.Основной – реализующий этап:

Цель этапа: реализация плановых мероприятий проекта в течение года

Задачи этапа:

- активизировать

психические

процессы (мышление, память, внимание,

воображениеит.д. ) с помощью арт-терапевтических методов

- использование различных психологических игр для развития воображения и

творческого мышления

- использование различных психологических игр для

обеспечения психологического комфортного перехода ребёнка от дошкольника

к школьнику

- сформировать

чувство доверия к школе

у детей с помощью

арт –

терапевтических техник

-

пробудить

интерес

к

разным

сторонам

школьной

жизни

детей

подготовительной группы с помощью изотерпаии

- вызвать положительные эмоциональные переживания к школьной жизни у

детей подготовительной группы через необычные методы рисования

- совершенствование умений и навыков детей

в освоении нетрадиционных

техник в изобразительной деятельности

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества -

это

разнообразие и вариативность работы с детьми в

образовательной

деятельности.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные

материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность

выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую

изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает развитие

воображения.

Рисование,

лепка,

аппликация

как

виды

художественно-творческой

деятельности помогают детям пережить травмирующие ситуации, возрастные

психологические кризисы, гармонизировать эмоционально – волевую сферу,

повысить самооценку, наладить межличностные отношения с детьми и с

взрослыми.

Методы и техники арт - терапии

Арт - терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через

развитие способности самовыражения и самопознания.

За счет специальным образом организованного взаимодействия с психологом,

ребенок

получает

возможность

справиться

со

своими

психологическими

проблемами, восстановить свое эмоциональное равновесие, изменить привычные,

но не слишком социально приемлемые варианты поведения.

В арт - терапии существует много разновидностей и подходов:

- техника «ладоневая живопись»

- техника «симметричная монотипия»

- техника «набрызг»

- техника «рисование по мятой бумаге»

- техника мозаика из мятой бумаги

- техника «нитяная графика»

- техника «тампонирование», «трафарет»

- «воскография»

- техника рисования «цветной пеной»

- техника рисование по влажному (мокрому) фону»

-

техника рисование методом наката

- техника рисование с помощью соли

и многие другие.

Материалы и оборудование для работы детьми подготовительной

группы

Для освоения детьми нетрадиционных техник арт – терапии предоставляется

широкий спектр разнообразных материалов, доступных детям:

1) Листы бумаги разного цвета и формы:

- ватман

- картон (А4, А3)

- картон цветной однотонный

- картон цветной с рисунком

- бумага обычная

- бумага обычная цветная (А4, А3)

- бумага цветная тонированная

- бумага цветная гофрированная

- бумага цветная бархатная

- бумага цветная с рисункам

- бумага цветная самоклеющаяся

- фигурная бумага (круг, квадрат, овал и т. д.)

2) Художественные принадлежности

- гуашевые и акварельные краски;

- пальчиковые краски

- кисти разных номеров

- восковые мелки

- пастельные мелки

- цветные карандаши

- пластилин

3) Дополнительные средства:

- трафареты

- печатки

- поролон

- зубная щетка

- свеча

- плакатная тушь

- нитки цветные

- салфетки

- пластиковый стаканчик

- пластиковая тарелочка

- коктейльная трубочка и т д.

- ватные палочки

- губки

- природный и бросовый материал

Арттерапевтические техники

Техника «пальцеграфия»

Суть заключается в поочередном обмакивании пальцев в гуашевой краске.

Можно использовать только один цвет (например, ягодки, следы на дорожке,

летят снежинки-пушинки и т.д.) и рисовать только одним пальцем периодически

обмакивая в краску только подушечку пальца.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой,

затем гуашь легко смывается.

Такая техника интересна и доступна даже самым маленьким детям, так как

работать можно стоя за столом сразу нескольким детям. С этой целью

целесообразнее продумать коллективную композицию.

Техника «ладоневая живопись»

Выполняется аналогично пальцеграфии, только обмакивать нужно целую

ладонь в тарелочку с жидкой краской. Так же как и в первом случае, следует

рисовать только одной краской, по мере необходимости обмакивая ладонь и

прижимая затем к листу бумаги. Маленьким детям следует наливать краску не в

тарелку, а пропитывать ею тонкий поролон, помещенный в тарелку. Так можно

избежать разливания краски, переворачивания емкости, ненужной игры с краской.

Техника «воскография»

Для детей младшего и среднего возраста педагог готовит листы-«сюрпризы»,

на которых заранее рисует свечой простые предметы: мяч, солнышко, котенка,

пирамидку, зайчика и т.д.

Словом, ответ должен быть очевиден. Далее попросить детей взять поролон,

обмакнуть в жидкую краску, закрасить равномерно весь лист.

Заранее нарисованные свечой контуры остаются не закрашенными. Разве это не

удивит малышей? Волшебные картинки могут сделать старшие дошкольники

самостоятельно.

Материалы: белый чистый лист, небольшую свечу (белую), кусок поролона,

размером со спичечный коробок, акварель или жидкую гуашь.

Техника «симметричная монотипия»

Монотипия трактуется в словаре, как единственный неповторимый отпечаток,

оттиск. Он может быть получен от рисунка, нарисованного на оконном стекле или

любой гладкой поверхности, например - однотонной клеенки. Изображение

получается фактурным. Воспитатель может нарисовать простейшие предметы на

гладкой поверхности гуашью, а ребенок накладывает на поверхность лист бумаги,

разглаживая руками. Сняв, можно увидеть, что рисунок отпечатался на лист

бумаги. Главное сделать отпечаток сразу, пока не засохла краска.

Следующая разновидность симметричная монотипия. Листы бумаги надо

сложить пополам, развернуть - капнуть краску разного или одного цвета на

середину, друг под другом. В процессе показа демонстрируется алгоритм того,

как получается симметричный отпечаток и сопровождается художественным

словом: Капнули краску на лист в середину,

сложил, развернул - увидишь картину!

Далее можно пофантазировать, на что похожи смешавшиеся краски: бабочки,

стрекозы, жуки, иногда чье- то отражение в зеркале или воде. Младший и

средний дошкольный возраст заинтересован, скорее всего, превращением в

цветные пятна. Были капли красок, а после разворачивания - картинка. Да еще

какая! Старшему возрасту свойственно, в силу определенного опыта, видеть

больше нюансов, в контурах, цветовых пятнах.

Следовательно, акцентировать внимание детей этого возраста можно на

пейзажном изображении с прорисовкой объектов этого жанра: облака, солнце,

тучи, дорога, река, с отраженными в ней деревьями.

Необходимо помнить, что линия сгиба должна располагаться горизонтально,

нежели при восприятии насекомых, ваз, портретов. По возможности представьте,

какое цветовое сочетание дадут две или три краски, чтобы не получился грязный

цвет, между яркими цветами расположите белый цвет.

Техника «рисование по влажному (мокрому) фону»

Для данного способа рисования необходимо заранее продумать, что может

получиться расплывчатым, с неясными очертаниями? (туман, подводный мир,

шерсть или оперение).

Содержание может быть следующее: полили клумбу водой (намочили поролоном

лист бумаги), дотронулись кистью с краской до бумаги - расцвели красивые

цветочки. Или запустили в небо салют. Как красиво расплывается (вспыхивает)

каждое цветовое пятно!

Есть еще один прием, чтобы бумага долго оставалась влажной. Лист смачивают

целиком в воде, его как бы купают, например, в ванночке для фотографий и

кладут сырым на клеенку. Теперь можно рисовать на мокром фоне достаточно

долго. Такое сохранение влаги необходимо, когда дети рисуют летом в жаркие

дни и влага быстро испаряется. Кстати, нарисованный рисунок может подсыхать

в том же положении, не снимая с клеенки.

Материалы: чистый кусок поролона, кисти, воду, лист плотной бумаги.

Техника «кляксография»

Само название говорит о том, что изображение получается от нанесения кляксы

на середину листа. Можно хорошо смочить кисть в краске, капнуть на

поверхность листа, а можно налить жидкую гуашь прямо из баночки. Повертеть

листок, не торопясь, рассмотреть, на что похожа клякса, с чем ассоциируется

изображение.

Младший

и

средний

дошкольный

возраст

характеризуются

конкретным мышлением, поэтому педагог берет на себя функцию распознавания

образа кляксы, где недостает очевидной детали - у неваляшки ручки, у кроны

дерева - ствола. Предлагает нарисовать детям лучики у солнца, шляпки у грибов,

хвостик у рыбки. Приучать глаз ребенка к образности необходимо на прогулке,

наблюдая за облаками.

Дети этого возраста большие непоседы и нечаянное движение с листом бумаги

может расплескать краску и испачкать окружающих. В целях безопасности

следует нарисовать кляксы заранее и просушить, тогда дети могут брать листы

бумаги с высохшими кляксами и вращать как угодно - на столе, в воздухе.

Дошкольники 6-7 лет могут видоизменять кляксу, слегка наклоняя в разные

стороны так, чтобы краска растекалась, образовывая причудливые следы. Кляксы

получаются более замысловатые, и привлекать следует не одного ребенка для

создания образа, а несколько, так как чем больше идей, тем интереснее

коллективный замысел. Значит можно создать коллективный рисунок из клякс.

Вариант кляксографии - раздувание трубочкой, под воздействием воздуха краска

растекается на мелкие части. Необходимо убедиться в том, что дети не втягивают

воздух, а выдыхают его через трубочку. Надо обратить внимание детей на то, что

не следует касаться трубочкой кляксы.

Детям 6-7 лет можно предложить коллективную форму организации для

создания коллажа. Целью применения этой технологии является развитие

абстрактного

мышления,

используя

разные

темы:

«Космический

мир»,

«Подводное

царство»,

«Сказочные

деревья».

Трудно

предугадать,

какое

содержание детских рисунков может получиться.

Техника рисования «цветной пеной»

Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной

деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий,

удивлений не счесть.

Алгоритм таков: в небольшую емкость - пластиковый стаканчик налить 1/5

часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав

коктейльной

трубочкой

подуть

в

трубочку,

чтобы

пена

выступала

над

поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить

пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять.

Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение,

которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного

цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и

пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия,

отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно

превратить в рисунки, дополнив деталями, образами, персонажами.

Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого,

так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не

втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. По степени сложности этапов

работы следует отнести данную технику к старшему дошкольному возрасту.

Только накопленный познавательный опыт этого возраста от прочитанных книг,

рассматривания

иллюстраций,

жизненных

наблюдений,

простейших

экспериментов позволяет получить результат, обогащенный знаниями восприятия

окружающего.

Техника «граттаж»

Данная технология посильна, подготвишкам, поскольку предполагает умение

планировать этапы работы и алгоритмичность действий.

Работа состоит из нескольких этапов:

- восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как

лоскутное пестрое одеяло);

- этот лист сверху натереть свечой так, чтобы был слой воска;

- приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не

взбивать!);

- обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получиться

лист черного цвета;

- когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать

графический рисунок.

Поскольку фон темного цвета, то темы таких рисунков следует выбирать

таинственные или темное время суток: ночной или вечерний пейзаж.

Перед тем как приступить к работе следует нацелить детей на то, что может

получиться при изображении.

Мысленно представить себе какой вид изображения хочется получить и

процарапать необходимые для этого контуры. Скажем, стволы и кроны деревьев,

тропинку и траву, облака и солнце.

Когда снимается слой туши и воска, обнаруживаются радужные линии на

черном фоне, от чего процесс работы кажется необычным.

Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча,

баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень

от авторучки или палочка.

Техника «набрызг»

Суть ее в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления,

которое в данном случае нам заменяет зубная щетка или стека.

Зубной щеткой в одной руке наберем немного краски, а расческой или стекой

будем

проводить

по

поверхности

щетки

-

быстрыми

движениями,

по

направлению к себе, а брызги полетят на бумагу. Следует быть внимательными

при регулировании направления разбрызгивания.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно.

Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на

прогулке.

Дети старшего дошкольного возраста вполне могут справиться с этой задачей,

т.к. координация движений рук и глазомер в этом возрасте достаточно развиты.

Данная технология изображения может выступать в качестве самостоятельного

фона, а может служить дополнением к любой технологии или для использования

трафарета.

Техника «рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается её

структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это

называют эффектом мозаики. В подготовительных группах дети сами могут

подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

Для того чтобы рисовать по мятой бумаге лучше заранее ее смять и расправив,

положить на несколько часов под пресс. Оставшиеся на ней складки и создают

мозаичный эффект. Нужно научить детей не пугаться такого эффекта, а видеть в

нем необычность, оригинальность.

Восприятие и рассматривание репродукций картин художников в стиле

мозаики, например, Врубеля, будет способствовать обогащению содержания

детского рисунка.

Следует научить начинающих художников воспринимать свои рисунки на

расстоянии, так как специфика картин видна на расстоянии.

Техника «нитяная графика»

Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как

захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите

наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем,

не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за

другой. Разверните лист.… А нитки - то волшебные! Какие необычные линии!

Может это морозные узоры? Их можно получить, если детям младшего

дошкольного возраста будет помогать взрослый.

Например, обмакивать нити в воду, а затем в краску, держа руку ребенка в своей.

После - выкладывать нити, смоченные в краске на половине листа.

Ребёнок сам может прижать своей ладошкой второй половиной листка и

выдернуть ниточки. Полученные картинки похожи на разноцветные коврики,

скатерти, шарфики и т.д. Такие картинки дети среднего возраста могут выполнить

под наблюдением педагога.

Для старшего возраста нужно дать больше представлений о декоративных

промыслах, например Вологодских кружевах. Окрасим нитки в белый цвет и

выложим их на вырезанных из бумаги воротниках или кокошниках разных

цветов.

Полученный

результат

будет

ассоциироваться

у

детей

с

этим

удивительным плетением. Можно предложить детям силуэты рукавичек, сапожек,

окрасить в краски тёплых и холодных тонов и подумать, какие узоры на что

похожи, для кого они предназначены.

Другой вариант - цветные веревочки. Для лучшего эффекта необходимо взять

плоские тесемки.

Алгоритм выполнения тот же, что и при выкладывании цветных нитей, но

поскольку тесемки или веревочки выпуклые, следует не сильно прижимать листок

ладонью, чтобы не повредить поверхность листка.

Техника «тампонирование», «трафарет».

Для данной техники изображения понадобятся штампы. Пусть это будут

самые простые вещи, все, что вы найдете вместе с детьми: плоские пуговицы,

катушки. Вот след от катушки - на бумаге отпечатался кружок.

Оставляя на бумаге разноцветные отпечатки квадратного кубика,

прямоугольного спичечного коробка, круглого донышка стакана, треугольной

коробочки, овальной щетки, ставя их по очереди на разведенную краску, а затем

на бумагу, получатся самые разнообразные формы.

Отпечаток будет четче и аккуратнее, если вы поступите следующим образом:

Сложите вчетверо бумажную салфетку и положите ее прямо на разведенную, на

палитре краску. Прижимайте различные мелкие предметы сначала к салфетке, а

затем к бумаге. Салфетка впитает излишки воды, я печатать станет легче.

Вы поможете развиться детской фантазии быстрее, если учтя их пожелания,

вырежете из картофеля или другого плода (моркови, яблока) штампы в виде

звездочки, елки, крестика, колечка, цветочка и т.д.

В среднем дошкольном возрасте - большим тампоном очень приятно рисовать

пушистых цыплят, веселых зайцев, ярких светлячков (дорисовывая нужные

детали).

Пушистые тампоны можно сделать из любой ткани, поролона, мочалки. Все, что

оставляет неровный след.

А подготовикимогут рисовать на интегрированных занятиях (аппликация и

рисование), сочетая эту технику с техникой «трафарета», т.е. в вырезанные

контуры примакнуть краску.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый

тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью

трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого

поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из

поролона, трафареты из картона, либо прозрачной пленки.

III. Заключительный этап:

Цель этапа: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи этапа:

- проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

- обобщить опыт работы по реализации проекта;

- определить перспективы дальнейшей деятельности.

Результаты проекта:

- обеспечение единых стартовых условий для детей, поступающих в школу в

рамках доу через активизацию и тренировку психических процессов

(мышление, память, внимание, воображение и т.д. ) с помощью арт-

терапевтических методов

- проведение цикла развивающих занятий послужило толчком для успешной

сформированной учебной мотивации для будущих первоклассников

- приобретение детьми умений и навыков в освоении нетрадиционных техник

в изобразительной деятельности

- проявление познавательного, активного интереса у детей к разным

сторонам школьной жизни

- сформированность положительных эмоциональных переживаний к школьной

жизни у детей

- сформированное чувство доверия к школе у детей с помощью арт –

терапевтических техник

- сформированность личностной, интеллектуальной и социальной готовности к

обучению в школе с помощью арт – терапевтических методов

- дети приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и

стремление к дальнейшей активной деятельности

- дети в приобрели «альбом маленьких мастеров», содержащий все

интересные арт – техники, которым они научились.

Приложение № 1

Занятие № 1

«Путешествие в страну Неведимкино»

Цель: активизация психических процессов детей

Задачи:

- научить ребёнка мыслить за рамками привычного мышления

- тренировка наглядно – образного мышления у ребёнка с помощью

различных предметов

- тренировка наглядно – образного мышления у ребёнка с помощью

необычных средств

Структура занятия

1

.

Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3.

Рассказ психологом про «страну

Неведимкино» (история

строиться в

свободной форме, в зависимости от задач, которые хочет решить психолог)

(На свете существовала сказочная страна, но её никто не видел, поэтому эта

страна называлась … варианты детей, правильно страна Невидимкино”

(рассказ под приятную, но сказочную, таинственную музыку)

( Сказочным героем всегда было обидно, что их никто не видит, и они

прислали нам волшебный

мешочек, чтобы

их

узнали

и нашли

страну

Невидимккино) Как это можно сделать? Варианты детей…

4. Игра «Волшебный мешочек» с детьми по кругу. Дети придумывают

сказочного героя, описывают или узнают его.

5. Дети садятся за столы, берут альбомы. Обсуждение детей с психологом как

помочь проявиться жителям страны Невидимкино. Варианты детей…

Психолог предлагает нарисовать страну с помощью волшебной свечи и мелков.

Рисование в свободной форме.

6. Обсуждение и рассказ детей о стране. Завершение занятия (30 мин)

Материал: сказочные персонажи из волшебного мешочка (любые) свеча,

восковые мелки

Занятие № 2

«Придумай картинку»

Цель: развитие воображения и творческого мышления ребёнка

Задачи:

- научить ребёнка навыкам творческого самовыражения

- стимулирование творческого самовыражения ребёнка

- развивать у ребёнка оригинальность мышления

- развивать воображение и креативность

у ребёнка

Структура занятия

1

.

Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3.Напоминание психологом о сказочной стране Невидимкино.

(В этой стране все сказочные жители очень любят рисовать, делать аппликации,

очень любят учиться и учиться чему ни будь новому. Всё, что не нарисуем всё

появиться в этой стране. Давайте покажем, что может появиться в сказочной

стране, и, как это сделать)

4. Дети садятся за столы, берут альбомы. Обсуждение детей чему они

научились в детском саду, чему могут научить сказочных жителей.

5. Рисование «Придумай картинку»

А) Раздается трафареты с разными фигурами. Дети обводят разные фигуры

Б) Придумывают картинку: солнце, небо, цветы, домики, деревья и т.д.)

В) Разукрашивают картину цветными карандашами, но в виде разных узоров.

(Узоры предлагаются совместно с психологом и варианты детей)

6. Обсуждение и рассказ детей о картинке, которую нарисовали в кругу.

Картины лежат в кругу, чтоб было видно всем детям. Завершение занятия

(30 мин)

Материал: история о волшебной стране, трафарет фигур, цветные карандаши

Занятие № 3

«Узор на окне»

Цель:

пробудить

интерес к разным сторонам школьной жизни

детей

подготовительной группы с помощью изотерпаии

Задачи:

- совершенствование умений и навыков детей

в освоении нетрадиционных

техник в изобразительной деятельности

- сформировать чувство доверия к школе у детей

Структура занятия

1.Приветствие

педагога

психолога

детей

в

комнате

психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3. Психолог обращает внимание детей на окно. Рассказывает о том, что

происходит с окном зимой и почему появляются морозные узоры. Варианты

детей…

4. Игра «Такие разные окошки». Психолог предлагает детям по заглядывать в

разные окошки что ни будь там увидеть:

- окошко детского

сада, окошко

магазина,

окошко

полиции, окошко

кинотеатра, окошко маминой работы, окошко папиной работы и т.д.

Варианты детей… Последнее окошко,

в которое

предлагает заглянуть

психолог, это окошко школы. Но сначала его нужно нарисовать.

5. Дети вместе с психологом рисуют в альбомах морозное окошко школы.

6. Каждый ребёнок рассказывает про своё школьное окошко, и что он

увидел в окне школы. Ответы детей помогают понять психологу, что дети

подготовительной группы знают о школе, где они фантазируют, а где знают

правильные ответы. Психолог помогает детям понять, что же такое школа.

Материал: восковые мелки ,белая гуашь, акварельные краски: голубая, синяя,

фиолетовая

Занятие № 4

«Улитка»

Цель:

закрепление

соответствующих

возрасту игровой

деятельности и

элементов учебной деятельности

Задачи:

- закрепление монологической и диалогической речи у детей

- развивать творческие способности и фантазию дошкольников

- показать важность и значимость школьных знаний и качеств

Структура занятия

1.Приветствие

педагога

психолога

детей

в

комнате

психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3. Психолог предлагает детям послушать историю об улитке, которая хотела

всё знать. (Жила была улитка, у которой был самый обычный домик. А ещё

улитка была очень любознательная, и хотела всё знать. И вот однажды она

решила учиться в сказочной школе. Стала она ползти по дороге, а кого она

повстречала по дороге нам придётся угадать.) Психолог предлагает детям

ответить на вопросы: что такое школа, как она выглядит, что есть в школе, для

чего нужна школа детям, когда дети идут в школу, кто такой школьник, что

должен знать и уметь школьник и т.д. Варианты детей… Психолог обобщает

и закрепляет то, что назвали дети. Обобщает качества и ЗУН, которые нужны

детям для школы.

4. Психолог предлагает детям аппликацию «Улитка»

А) С помощью трафарета дети рисуют улитку

Б ) Раскрашивают улитку с помощью мелков

В) Украшают домик улитки разными кусочками (рваным способом) цветной

бумаги. (30 мин) Возможно, стоит разделить занятия на 2 части.

5. Сидя в кругу, дети показывают своих улиток и сами называют каким

качествам и ЗУН обладает их улитка, и как это поможет учиться в школе.

Материал: шаблон улитки, восковые мелки, разные кусочки цветной бумаги,

ножницы, клей.

Занятие № 5

«Маска – невидимка»

Цель: формирование положительного образа школьника у детей

Задачи:

- развитие словесно - логического и творческого мышления у детей

- использование необычных подручных средств в работе с детьми

- закрепление полученных знаний о школьниках у детей

Структура занятия

1.Приветствие

педагога

психолога

детей

в

комнате

психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3. Психолог рассказывает о сказочных героях страны Невидимкино. (Сегодня

сказочные жители решили поить в школу. Давайте поможем им правильно

подготовиться к этому событию)

Дети отвечают психологу…

4. Психолог предлагает детям сделать маску с помощью, которой сказочных

жителей можно будет увидеть и они смогут пойти в сказочную школу.

5. Игра «Мои качества» Психолог предлагает детям поиграть, называть

качества, которые подходят школьникам, с объяснениями:

аккуратный – неряшливый

послушный – избалованный

молчаливый - перебивающий

вежливый – невоспитанный

внимательный - отвлекающийся

умный - глупый

добрый – злой и т.д.

Затем психолог рассказывают детям, как рисовать маску

5. Дети рисуют маску в свободной форме.

А) Рисуют маску на формате А3, предварительно смочив лист губкой

Б) Раскрашивают картину акварельными красками

В) Вырезает из картинки маску, примеряют на себя

После дети рассказывают психологу, чем может быть полезна их маска

сказочному жителю в школе. Какими качествами она обладает.

Материал: лист А3, акварельные краски, губка, вода, ножницы, кисточки

Занятие № 6

«Волшебная школа»

Цель: закрепление положительного образа школы у детей

Задачи:

- диагностика психоэмоционального отношения ребёнка к школе через

рисунок

- формирование положительного образа школы у детей

- профилактика тревожного состояния у детей перед школой

- закрепить интерес детей к обучению в школе

Структура занятия

1.Приветствие

педагога

психолога

детей

в

комнате

психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3.Психолог: Давайте мы сегодня с вами вспомним, что мы узнали о школе.

Игра «Угадай, где

школа» Психолог на планшете

показывает

разные

современные

здания,

а дети

угадывают,

какие из них

школа. Дети

проговаривают разные варианты, объясняют свой выбор.

4. Психолог: Ребята как вы думаете в стране Невидимкино

какая школа?

Варианты детей…

А давайте мы сейчас с вами придумаем, какая бы могла быть школа в

волшебной стране… Варианты детей…

- цветочная школа

- мармеладная школа

- школа из мороженного

- школа роботов и т. д.

5. Психолог предлагает детям нарисовать свою волшебную школу

6. После дети сидят в кругу и рассказывают про свою волшебную школу,

чему можно там научиться. Сравнивают её с настоящей школой.

Занятие № 7

«Скоро в школу»

Цель: подведение итоговых знаний детей о школе

Задачи:

- экспресс – диагностика приобретённых ЗУН в образовательных областях:

познание, худ.творчество, труд у детей за период проектной деятельности

- экспресс – диагностика приобретённых ЗУН в образовательных областях:

коммуникация, социализация у детей за период проектной деятельности

-

сбор и анализ итоговых знаний у детей, приобретённых в процессе

проектной деятельности

Структура занятия

1.Приветствие

педагога

психолога

детей

в

комнате

психологической

разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики c

музыкальным

сопровождением.

3. Психолог: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте

покажем нашим гостям, как мы подготовились к школе.

4. Игра «Рюкзак»

В школьный

рюкзак психолог

прячет разные

предметы которые не

предназначены для учёбы в школе, но могут быть полезны в течении

школьного дня: ложка, мягкая игрушка, чашка ил тарелка, бутерброд, мячик,

магнит и т .д.

Дети вытаскивают по одному предмету у и объясняют для чего может

пригодиться данный предмет.

5. Игра «Школьные принадлежности»

Психолог раскладывает на столе карточки: пенал, ручка, краски, альбом,

кубики, мячик, кукла, обувь, тетрадь, учебник и т.д.

Дети под счёт выбирают предмет который может помочь школьнику учится.

Затем дети садятся в круг объясняют свой выбор.

6. Психолог предлагает детям сеть за стол. Задаёт вопросы детям:

- когда дети идут в школу

- как называется праздник школьника

- кто такой первоклассник

- что он берёт собой в школу

- кому дарит букет и т. д.

Психолог предлагает детям закрыть глаза и представить себя первоклассником.

Затем детям предлагается нарисовать себя в виде первоклассника.

7. Психолог предлагает детям выбрать школу, в которую пойдёт первоклассник.

Ребёнку предлагают три варианта школы:

1) Легко учиться, можно пропускать уроки, не надо делать домашнее задания,

можно не слушать учителя

2) Можно учиться, а можно и не учиться, иногда ставят оценки, иногда можно

пропускать уроки, надо делать домашнее задания, не обязательно слушать

учителя

3) Надо учиться и заниматься, нельзя пропускать уроки, кто много трудиться,

получает хорошие оценки, всегда нужно делать домашнее задание. Надо всегда

слушать учителя

По результатам всех игр можно диагностировать уровень психологической

готовности ребёнка к школе.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши, рюкзак, предметы для рюкзака,

карточки с школьными принадлежностями, карточки с разными предметами



В раздел образования