Напоминание

Некоторые аспекты изучения простых интервалов в младших класах ДМШ и ДШИ


Автор: Бычкова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств Серпуховского района "Московской обл.
Населённый пункт: г. Серпухов-15
Наименование материала: методическая работа
Тема: Некоторые аспекты изучения простых интервалов в младших класах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цель: 1) Обобщить и систематизировать многолетний опыт ведущих

педагогов в области изучения интервалов на начальном этапе обучения (I, II,

III классы)

2) Раскрыть важность этой темы в курсе сольфеджио и влияние

качества освоения темы «Интервалы» на продуктивность и легкость освоения

более сложного материала (например, при изучении видов трезвучия,

септаккордов и др.)

Задачи: изучить основные принципы и методы работы над интервалами на

основе рекомендаций, примеров, игр и упражнений известных педагогов –

теоретиков.

Введение

Музыка — искусство интонации; музыкальное произведение.

Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал

(звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы

(гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические

интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в

высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью

воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы

внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми

впечатлениями (художественный образ).

Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе,

предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой му-

зыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне,

относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация

становится способной воплотить более широкий и дифференцированный

образный смысл.

Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на

развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся

определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей

музыкальной деятельности.

Можно ли спеть сольфеджийный пример или написать диктант, не

имея представления о строении музыкального текста, в частности, об

интервалах и аккордах? Осваивая их не только теоретически, но и в

практических упражнениях, на многочисленных примерах из музыкальной

классики, юные музыканты по-новому услышат известные им произведения

и будут осмысленнее, выразительнее их исполнять.

Изучение интервалов в программе сольфеджио занимает одно из

самых важных мест, являясь узловой темой и одновременно сквозной,

проходящей через все годы обучения. Тема "Интервалы" связана с темой

"Тональности" и является базой для гармонии, для освоения аккордов. Б.В.

Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идет об

интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и

считаю, что интервал - одна из первичных форм музыки… Мелодия, в

сущности, есть выявление интервалов" [Асафьев Б. Музыкальная форма как

процесс. Книга II: Интонация. Глава I. - М. 1971.стр 112]

Поскольку дисциплина сольфеджио - комплексный урок, то трудно

методические обобщения разграничить по видам работы на уроке:

теоретическое, интонационное, слуховое освоение интервалов и творческие

задания. Работа по различным видам освоения интервалов ведется

параллельно. Рассмотрим два основных аспекта: способы теоретического и

слухового освоения интервалов.

Работа по слуховому освоению интервалов на уроке сольфеджио

начинается уже в 1 классе. Там, не задерживаясь долго на карточках с

изображениями животных, дети успешно определяют, а затем называют

прослушанные интервалы. В первом классе пристальное внимание мы

уделяем полутону и тону в связи с изучением диеза, бемоля и бекара, их

построению на клавиатуре. Так как в группе по сольфеджио вместе с

пианистами обучаются дети отделения народных инструментов по

семилетнему сроку обучения, работа с клавиатурой приобретает особую

значимость. До тех пор, пока абсолютно каждый ребенок не научится строить

и правильно называть тон и полутон на клавиатуре, мы не приступаем к

подробному изучению каждого простого интервала.

Таким образом, на начальном этапе освоение интервалов

осуществляется при помощи сочетания трёх основных способов мышления:

дедукции, индукции и традукции. То есть, в подготовительной группе и в

первом классе мы выучиваем названия интервалов в соответствие со

ступеневой величиной, а во втором - подробнейшим образом изучаем каждый

интервал по остальным параметрам: тоновая величина, обозначение,

характеристика звучания. По мере изучения интервалов мы заполняем

таблицу, которая в законченном виде является неким обобщающим этапом

для учеников.

Теоретические сведения по теме "Интервалы" мы выстраиваем

следующим образом:

Понятие "Интервалы", названия в связи со ступеневой величиной

(1класс)

Простые интервалы, их обозначения, тоновая величина,

характеристика звучания,построение на клавиатуре и на нотном стане (2

класс).Закрепление простых интервалов, обращения интервалов (3 класс)

Тритоны с разрешением в мажоре и гармоническом миноре, (4класс)

Ув2 и ум7 в гармоническом миноре с разрешением (5 класс)

Тритоны от звука(6 класс)

Составные интервалы (7 класс)

Слуховое освоение интервалов должно проходить строго поэтапно.На первом

этапе интервалы различаются по своим тембровым характеристикам -

консонанс или диссонанс. С психологической точки зрения название

интервалов лучше не использовать, чтобы слуховое внимание учеников

целиком сосредоточивалось на звуковом впечатлении. Сначала в работе

фигурируют секунды, терции, сексты септимы, как интервалы, наиболее ярко

выражающие степень сонантной напряженности. На втором этапе внимание

переключается на пространственную характеристику интервалов,

определяемую степенью удаленности одного звука от другого в рамках одной

октавы. Учащиеся по-прежнему не используют название интервалов,

характеризуют их лишь как узкие или широкие консонансы и диссонансы

(тритон, как средний диссонанс). После того как завершится этот этап

слуховой работы, будут освоены указанные выше свойства интервалов,

можно ввести их названия.

Третий этап посвящен квартам и квинтам - интервалам,

обладающим особой характерностью звучания: "пустотность квинты" и

"сигнальность кварты". Практика показывает, что для определения на слух ч4

и ч5 критерий консонантности и диссонантности учащимся не помогает.

Обозначенные в теории музыки как совершенные консонансы перед слухом

они таковыми не предстают. Поэтому, чтобы учащиеся запомнили

индивидуальную звуковую окраску каждого из этих интервалов, т.е. фонизм,

целесообразно прибегнуть к методу их взаимного сравнения. На четвертом

этапе происходит освоение тоновой величины интервалов. Здесь включается

слуховой механизм более тонкой дифференциации созвучий. Запоминание

больших и малых терций и секст основано на ассоциативных связях с

мажором и минором.; м2 и б7 запечатлеваются в памяти как резкие

диссонансы, б2 и м7 - как мягкие.

После знакомства со всеми интервалами наступает период

тренировки их быстрого и точного распознавания. Поскольку наше сознание

принимает любую информацию лишь в организованной форме, постольку все

усилия музыкального слуха должны быть направлены на стимулирование

структурирующей деятельности сознания. Эту задачу можно включить и в

тренировочные упражнения по слушанию интервалов. Работа над слушанием

интервалов как всякий тренинг, должна всегда проходить в быстром темпе,

способствующем мобилизации внимания и скорости работы мозга.

После интонационного и слухового усвоения пройденных

интервалов необходимо вводить их в творческие задания (для гармонизации

мелодий, сочинений, импровизаций и пр.). Систематичная и планомерная

работа над развитием творческих навыков является показателем глубины

теоретических знаний и степени развития музыкального слуха в различных

его аспектах.

Изучение интервалов является основой воспитания различных

аспектов гармонического слуха: ощущение фонической краски созвучий,

чувства строя, ансамбля и функциональных связей, а также особенностей

голосоведения. Умение слышать фонические комплексы интервалов

раскрывают для учащихся перспективу умения структурировать в

дальнейшем аккорды. Умение оперировать интервалами дают простор

творческого саморазвития детей, поскольку интервалы - инструмент для их

творчества.

Представленная модель изучения интервалов - одна из возможных

на уроке сольфеджио в детской музыкальной школе. Автор работы не

сомневается, что может быть и иная точка зрения на организацию

методически целесообразной последовательности этапов в слуховом и

теоретическом освоении интервалов.

"По программе характерные интервалы изучаются в седьмом классе.

По мнению автора работы, в выпускном классе нужно многократно

закреплять все интервалы в интонационном и слуховом освоении.

Единственный раздел, который можно отнести для изучения в седьмой класс,

это составные интервалы, впрочем, их изучение программными

требованиями не предусмотрено вовсе.

I. Музыкальный слух и вокально-интонационные упражнения

важнейшие составляющие для успешного освоения темы Интервалы»

1) Музыкальный слух

Слух — понятие многогранное. Применительно к музыкальной

сфере можно выделить несколько характерных его видов. Первый, и самый

главный — музыкальный слух, то есть способность различать музыкальные

звуки и воспроизводить их. Музыкальный слух подразделяется еще на

несколько видов: абсолютный и относительный, тембровый, динамический,

мелодический, гармонический, полифонический, внутренний.

Абсолютный слух не рассматривается в музыкальной практике как

нечто совершенно необходимое для музыканта, тем более, пока еще до конца

не решен вопрос о том, является ли он врожденным или может быть развит с

помощью упражнений.

Абсолютный музыкальный слух

Этим термином называют способность узнавать и определять,

используя названия нот, отдельные звуки, не сравнивая их с другими,

известными. Человек с абсолютным слухом может без предварительной

настройки и каких-либо видимых усилий назвать любой звук, имеющий

определенную высоту тона. Например, сидя в кафе за чашкой кофе и слушая

радио, где, скажем, гитара играет соло, "абсолютник" может сказать

однозначно, что, например, "прозвучало фа". Абсолютный слух у музыкантов

прошлого не обнаруживался до тех пор, пока не были установлены

нормативы камертонной настройки музыкальных инструментов, а названия

нот не были закреплены за определенными высотами звуков. Так что

появление абсолютного слуха как музыкальной способности обусловлено

исторически утверждением в музыкальной практике 12-ступенного

равномерно-темперированного строя.

Фактически, термином "абсолютный слух" обозначают две

способности. Первая — узнать отдельный звук, вторая — спеть названный

звук. Первая способность встречается без второй, вторая не бывает без

первой. Если человек узнает по слуху звуки, но не может по названию ноты

воспроизвести ее голосом, то говорят, что у него пассивный абсолютный

слух. Если человек может и то, и другое, то он обладает активным

абсолютным слухом.

По статистике, абсолютный слух имеют примерно 9% людей,

связанных с музыкальной деятельностью, из них не более 35% имеют

активный абсолютный слух. По отношению ко всему населению доля

обладателей абсолютного слуха не превышает 1%.

Относительный слух позволяет воспринимать и воспроизводить

голосом (а также на бумаге, нотной записью) ладовые связи и интервальные

отношения между звуками на основе заданного тона или слуховой настройки

в ладе и тональности. Поэтому он нужен каждому музыканту. Считается, что

относительный слух может быть развит у любого человека и в любом

возрасте. Человек с абсолютным слухом, если он связывает свою жизнь с

музыкой, также нуждается в развитии относительного слуха. Развитием

музыкального слуха занимается дисциплина под названием сольфеджио.

Первоосновой для людей, занятых сочинением, исполнением и

записью музыки, является наличие развитого музыкального слуха.

Тренировка музыкального слуха — процесс необходимый. Вот уже почти

десять лет в мире широко применяются компьютерные программы,

способные оказать в этом деле значительную помощь. Способность

записывать музыку – не просто прагматичный навык. Это главное условие

для развития музыкального мышления и интеллекта. Можно переводить

звуки в нотное письмо с помощью машин, но расширить таким способом

уровень своего мышления авторы не смогут никогда.

В музыкальном образовании все силы направлены на воспитание

относительного слуха, то есть способности определять звуковысотные

отношения (интервалы) между звуками.

Развить слух – значит не только научиьь ребенка слышать отдельные

элементы музыкального языка, их абсолютную музыкальную величину, но и

воспитать в нем способность собирать эти элементы в музыкальные картины,

образы и настроения.

Творческий подход при изучении материала дает возможность

преодолеть статичность, « законсервированность» нотного текста,

пробуждает в детях желание и способность фантазировать, изображать

звучащий мир звуками, испольузуя для этого известные на данном этапе

обучения музыкальные средства.

Тема «Интервалы» — одна из важнейших в изучении сольфеджио на

всех этапах обучения в ДМШ и ДШИ. Она находит проявление в различных

формах работы, направленных на развитие музыкального слуха и

пробуждение у детей интереса к творчеству. Интервалы изучаются на

протяжении всего курса обучения, и это закономерно, ведь они открывают

путь к освоению другой важнейшей темы — «Аккорды». Существует много

разных систем и методик, но все они едины в одном: знакомство с

интервалами надо начинать уже на ранних этапах обучения детей

2) Вокально-интонационная работа

Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва

ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение

природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время

поют меньше и хуже. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не

только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя при

пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты

по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука и т.д. При

этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким

образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача,

которая стоит перед педагогом на уроках сольфеджио.

Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю. Музыкально и

акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий).

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать

отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического

репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов,

аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-

слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа,

заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель

интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные

на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе

голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют

запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в

процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки:

уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации

и т.д., но физиологические особенности детского организма ограничивают

возможности учащихся. Диапазон голоса может быть большим даже у

школьника младшего возраста, но, одинаково ли хорошо звучит его голос на

всем его протяжении? Этим вопросом занимались и продолжают заниматься

многие ученые: вокалисты, фониатры, физики-акустики. Детский певческий

голос имеет в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно

хорошо. Эта «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си

первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и

для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая

особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при

выборе репертуара.

Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является

отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над

интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.

Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому

педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные

упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно

следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания,

отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

Интонационные упражнения на первом году обучения

В младших классах пение следует начинать с певческой установки:

1.

правильная удобная посадка – это установка на внимание,

2.

правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя

диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении

этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные

звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на

утрированном пропевании гласных.

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду»

или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает

голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду

листопад».

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне.

Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с

поддержкой фортепиано, потом без нее.

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует

формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если

распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз

закрепить его.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в

таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»).

Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с небольших

попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, Л.

Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации

(как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз).

Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на

одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем

интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно

усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для

каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для пения

мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков.

Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы,

поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а

творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал,

мобилизовать внимание.

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные

обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для

самых маленьких». Вот некоторые из них:

Интонация III-I

«Ку-ку» М. Красев

1.

Педагог исполняет всю песню, а детям оставляет для ответа только

«кукование кукушки».

2.

Игра «кукушка, отзовись!» Задача в этой творческой игре усложняется

тем, что кукушка будет прятаться в разных местах, на разной высоте.

«Прятать» кукушку будет педагог, провоцируя детей на разные ответы.

Для этого перед ответом кукушки педагог на сильную долю играет

различные неустойчивые гармонии с тем, чтобы ответы детей

прозвучали в разных тональностях.

Тоническая терция в мажоре и миноре.

«Кошка» Т. Стоклицкая

1.

Дети сочиняют ответы в разных тональностях (миноре и мажоре). Все

вопросительные фразы направлены на то, чтобы дети отвечали

тонической терцией.

2.

Вопросы детям: можно ли по тонической терции узнать звучит она в

мажоре или в миноре? В каких тональностях звучит каждая фраза?

Интонация III-II-I

«Мамочка» Т. Стоклицкая

Педагог исполняет запев, а дети – припев со словами. Педагог поет свой

вопрос, а дети по отдельности пропевают свой ответ.

Интонация I-V, V-I

Игра в клоунов «Скатунок» и «Прыгунок»

Один игрок «скатывается с определенной ноты на квинту вниз, (то есть поет

подряд пять нот), а другой с того же звука «прыгает» на квинту вниз.

Первоначальную ноту дает педагог. То же самое можно сделать и при

движении вверх.

Октава

Игра «Октавная дразнилка»

Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают»

этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.

Интонация V-VI-V-III-II

«Игра в гости» Т. Стоклицкая

Вся эта песня построена на диалоге педагога и ответах детей. Возможен

вариант, когда диалог ведется между двумя группами детей.

Развитию вокально-интонационных навыков у младшеклассников

способствуют задания, построенные по принципу вопрос педагога – ответ

ученика.

1 вариант:

Учитель задает вопрос, например – Зайчик, зайчик, где ты был?

Ученик отвечает – За морковкой я ходил.

При этом ученик должен точно повторить мелодию, спетую учителем. Это

задание удобно тем, что дает возможность подстроиться под каждого

ученика, учесть его индивидуальные возможности.

2 вариант:

В случае, когда дети достаточно чисто интонируют, в задания такого рода

можно добавить элементы импровизации, когда ребенок сам сочиняет свой

ответ. Дети часто не замечают, что повторяют ответы друг друга или вопрос

педагога. В этих случаях нужно тактично вмешаться и попросить спеть

другой вариант ответа.

На ранних этапах музыкального образования особенно хороши различные

наглядные приемы в развитии вокально-интонационных навыков – столбица,

лестницы, ручные знаки. К оригинальным и наиболее ценным учебным

средствам относятся ручные знаки ладовых ступеней. Ручные знаки

выполняются на разной высоте в соответствии с относительной высотой

звуков. Таким образом, наглядно изображается также звуковысотное

движение мелодии. Ручные знаки требуют осмысленных, эмоционально

окрашенных, достаточно крупных движений, которые помогают ребенку

сосредотачивать внимание на отдельных звуках, а также служат средством

общения между педагогом и учеником.

Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые

представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино

слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской

психике.

При работе с помощью транспонирования равномерно развивается диапазон

детских голосов, а также, что очень важно, учитываются индивидуальные

различия голосового диапазона детей. Поэтому на каждом уроке необходимо

петь в разных тональностях. Пользуясь мотивами, мелодиями песен с

текстом, очень удобно работать над звуком. Нетрудно будет, и разучить песню

по ступеням, а потом спеть с названием звуков.

При разборе и разучивании песен можно использовать и другие наглядные

формы работы:

1.

Изображение мелодии графически.

2.

Работа по столбице, лесенке т.д.

На первом году обучения задача педагога раскрепостить ребенка, привить

основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без

напряжения, активно артикулировать). Только после этого можно приступать

непосредственно к работе над интонацией. Песни, разучиваемые на уроках,

делятся на две группы. Одни – короткие и простые - служат материалом для

слухового анализа, пения ритмослогами, транспонирования и т.д. Другие –

длинные, более сложные – нужны для развития образно-художественного

мышления.

Интонационная работа в младших классах

К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился,

дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к

вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые

распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или

упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных

мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника

сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом,

укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание

элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не

рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение

с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве

звучания.

Пение гамм

Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края

диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в

пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что

плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому

мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим

поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах

октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение

для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание

при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.

Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только

комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер

функции и направление тяготения, способствует более чистому

интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию,

гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм

(или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с

пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые

способствуют более яркому слышанию интонационного направления

ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз

тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко

запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.

В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это

благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и

полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам

предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II,

III…Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать

их между собой.

Работа в ладу

Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В

первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада.

Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно

устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых

ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как

пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-

I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо

помогают «войти» в лад.

Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое

он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой

постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и

септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое

тяготение, «максимально централизуют лад».

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение

отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций. Можно

использовать различные наглядные приемы показа ступеней (столбица,

«лесенка»). В этом разделе следует проработать и пение одноименных

тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание

на интонации терцового тона.

Пение интервалов

Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое

значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности

и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В

процессе работы над интервалами очень важно применить правильную

методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь

различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию

интервала по названию.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть,

необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи

диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна

вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней,

то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть

интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания

разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее

будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую

терцию легко спеть на I и V ступенях вверх. Чистая квинта легче

интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя

упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение

в ладу и связанную с этим трудность.

Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней,

его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука,

на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда

внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно

интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала

будет влиять на исполнение.

К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые

представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На

это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с

интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней.

Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали

правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и

индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение

тональных секвенций.

II. Наработки ведущих педагогов –теоретиков в области изучения

интервалов

По мнению Т. Ощурковой, Т.А. Боровик, Т. Первозванской и др. начинать

знакомство с интервалами нужно в подготовительном классе. Но в связи с

тем, что в нашей школе обучение начинается с 1 класса, мы знакомимся с

этой темой во втором полугодии 1 класса.

Т. Ощуркова «Интервалы – это просто»

«Изучение

интервалов

содержит

три

формы

работы:

слушание,

интонирование и построение. Эти виды работы осуществляются в ладу и вне

лада. Автор данного пособия уверен, что при изучении интервалов, в первую

очередь, должно быть использовано ладовое восприятие. И лишь после того,

как ребенок закрепит ладовые ощущения и интонирование интервалов в

форме специальных песенок — он быстрее и проще сможет работать с

интервалами вне лада. Большое значение изучению интервалов на ладовой

основе придавали многие известные педагоги-сольфеджисты. В работе «И. В.

Способин и вопросы развития слуха» А. Агажанов, в частности, пишет:

«Игорь Владимирович полагал, что традиционная «интервальная система»

обучения... односторонне воспитывает музыкальный слух учащихся, ладовый

момент вводится в такое обучение как-то стихийно и, уж во всяком случае, не

выдвигается в качестве основного принципа. И. В. Способин убежден, что

именно лад должен находиться в центре внимания на занятиях сольфеджио»(

«И.

В.

Способин.

Музыкант.

Педагог.

Ученый.»

Сборник

статей

и

материалов. Издательство «Музыка» М., 1967. С. 252.)

Предлагаемое методическое пособие «Интервалы — это просто!» является

обобщением многолетнего педагогического опыта автора. Цель предлагаемых

в нем интервальных песенок сделать изучение интервалов простым,

развлекательным и доступным для детей самых разных возрастов. Оно может

быть использовано как преподавателями, так и учащимся в качестве

дополнительного материала для уроков сольфеджио.

Начинать знакомство с интервалами нужно в подготовительном классе.

Слушание и интонирование интервала желательно проводить параллельно:

сначала

необходимо

разучить

песенку

и

обсудить

с

детьми

«образ»

изучаемого

интервала,

представленного

на

карточке.

Разучив

песенку,

в

которой

содержится

интонация

интервала

в

восходящем

и

нисходящем

движении,

можно

переходить

к

слуховому

анализу.

Для

этого

педагог

исполняет голосом или на фортепиано первую песенную фразу: определив

интервал, дети должны поднять карточку с правильным ответом, после чего

допеть интервальную песенку до конца. Когда у детей закрепится слуховое

восприятие простых интервалов, они смогут узнавать их интонационные

модели и вне лада — достаточно сыграть первую фразу песенки от любого

звука.

Очень важный этап на начальной стадии обучения — переход от «образа»

интервала к его названию. Чтобы ускорить процесс запоминания

музыкальных терминов, необходимо вводить проговаривание интервалов: для

этого во время слухового анализа и показа карточки нужно требовать от детей

чёткого произнесения отгаданного интервала и его обозначения (эта

информация содержится на оборотной стороне карточки и оказывается перед

глазами у ребенка во время показа её учителю). Использование интервальных

песенок учениками в средних и старших классах поможет им не только без

особых усилий закрепить интонацию тритонов и характерных интервалов, но

и быстрее запомнить правила.

Представленные в данном сборнике интервальные песенки имеют ряд

преимуществ: они мелодичны, удобны по диапазону, легко ложатся на слух и

быстро запоминаются. Изучаемый интервал звучит не только в самой

песенке, но и в её инструментальном вступлении и заключении.

Фортепианное сопровождение — достаточно легкое в исполнении — не

займет много времени на разучивание. Его прозрачная и «дышащая» фактура

призвана не заглушать, а поддерживать пение. Использование предлагаемой

методики позволяет разнообразить методы и формы работы на уроках

сольфеджио. Пение интервальных песенок будет способствовать более

лёгкому усвоению интервалов, а процесс их изучения наверняка станет

интересным и увлекательным

Использование интервальных песенок внесет элемент творчества,

сделает традиционный урок сольфеджио более ярким и насыщенным. Не

случайно практика показывает, что информация, представленная в игровой

форме, усваивается детьми гораздо легче и быстрее

. »

Мне, как педагогу- теоретику показалась очень интересной идея с

двусторонними карточками, где с одной стороны изображение ассоциативных

элементов, характеризующих тот или иной интервал( это могут быть

животные, птицы, сказочные герои и др.) , а с другой стороны обозначение

этого интервала ( б.2, м.2 и др.) На мой взгляд это способствует быстрому

запоминанию самого интервала а также плавному переходу от ассоциаций к

обозначению.

Т.А. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»

« ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Тема «Интервалы» — одна из центральных в сольфеджио, и необходимость

свободно оперировать интервалами на основе интонационно-слухового опыта

доказывать не стоит. Сольфеджийная методика накопила немалый багаж

способов изучения интервалов, при этом вряд ли можно ожидать, что

появится какая-либо универсальная система, отвечающая требованиям

каждого педагога. Однако общая тенденция все же наблюдается: интервалы

начинают изучаться детьми в ДМШ и ДШИ на раннем этапе обучения, то

есть в подготовительной группе. Большинство педагогов используют

образные ассоциации, разнообразные дидактические пособия, сочиняют

стихи, сказки, которые имеют сюжет и несут в себе теоретические сведения,

что, бесспорно, помогает в практической деятельности.

Для понимания и освоения детьми интервалов необходимо двигаться по

естественному для них пути, где основой являются визуальный, речевой,

тактильный опыт, а образность и игра при этом — доминирующие факторы.

В подготовительной группе дети изучают интервалы от примы до квинты

и октаву, исключая сексту и септиму — «взрослые» интервалы. В

последующем обучении необходимо проводить работу и по подбору

ассоциаций к «взрослым» интервалам, а также к тритону.

Предлагаем коллекцию образов для всех интервалов, созданную

детьми, — она сформировалась за многие годы нашей педагогической

работы. За оригинальными, порой неожиданными сравнениями угадываются

опора ребенка на сложившийся к моменту обучения собственный опыт и

воображение, влияние окружающей среды, стимулирующей познавательный

опыт.

Прима. Ночь, звук парохода — долгое звучание тона в низком регистре;

лучик, звон — долгое звучание тона в верхнем регистре; паутинка, эльф,

капля, росинка — непродолжительное звучание тона в верхнем регистре;

дятел — быстрое повторение тона.

Секунда. Дождик, часики, воробей, лягушки, иголка, ежик, дорожка,

ступеньки, кнопка (канцелярская ); ворона — подчеркнутое исполнение

интервала в малой октаве; мокрые хлопья снега —несколько коротких

отрывков целотоновой гаммы, сыгранных мягко, без смены педали; одинокий

сухой и шершавый стебель травы далеко в поле — долгое звучание

интервала в низком регистре;переплетение пламени двух свечей, фиолетовой

и синей, — долгое звучание секунды в малой октаве.

Терция. Бусинка, кружочек, колокольчик, кукушка; весело-грустно,

театральная маска, свет и тень, постепенно светает — мерцание

терцового тона большой и малой терции; хоровод, ленточка, ручеек, ровная

дорожка — параллельное движение терциями; открывается волшебный

ларец, открывается занавес, цветные хрустальные шарики, улетающие

мыльные пузыри, чудо,сказка — восходящее (нисходящее) звучание цепочки

только больших терций в среднем и высоком регистрах; гусеничка,

изогнутый сухой сучок, маленькие карлики идут в пещеру — звучание

цепочки только малых терций.

Кварта . Труба, призыв, петушок, лошадка, угол, кузнечик; горы —

квартаккорд (две кварты, взятые вместе); шагающий на ходулях — кварты в

мелодическом движении; колыбельная — мягкое звучание мелодической

кварты; частушка — гармонические кварты в секундовом соотношении

(например до-фа — соль-до); звоны — гармонические кварты, взятые в

среднем и высоком регистрах от разных звуков.

Квинта. весы, равновесие, чаша, большой стеклянный шар, круг, прозрачная

вода, море, пустыня, космос, воздух в горах, водяная лилия, эклер без

начинки, бочка, рыцарский турнир, ярмарка.

Секста («взрослый» интервал) — облака, стекающая капля, рябь на воде,

трепет, река, овал,янтарный камень, лунный камень, вечер, романс, звук

парохода в тумане, весна, осень, отдых, медовая и сочная дыня.

Септима («взрослый» интервал) — вопрос, мечта, ожидание, неограненный

кристалл — горный хрусталь, циркуль, звезды, лунные тени, звенящая

тишина перед рассветом, иней, что-то хрупкое (искрящееся, ломкое), джаз,

молния, мелькнувший свет.

Октава. радуга, эхо, зеркало, отражение в воде, акробаты, белка, горизонт,

радость, покой, время (песочные часы), туман, атмосфера вокруг чего-то

(дымка над водой, пыльца над поляной ), тайна, зазеркалье, берега, широкая

дорога, нечто просторное, объемное.

Тритон . «и тонкой кистью паутинной рисует образы Тритон» (Оля Б., 9

лет), свет, волшебство, времена года, луна, зигзаги, реверанс, цветок,

бабочка, что-то невероятное, омут, ковбой, детектив, ускользающая тень,

равнозначность, совершенство, планета, стекло, блики, «дождь и солнце —

царевна плачет», тень чистой кварты и квинты, нечто, имеющее запах и

цвет.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ИНТЕРВАЛОВ

Не секрет, что сольфеджио — достаточно статичный урок. При этом все

педагоги понимают важность «мышечной» активности для ребенка, знают о

радости, которую ему доставляет движение даже в малых дозах.

Вероятно, вы не раз наблюдали, как дети на сольфеджио по пальчикам счита-

ют звуки гаммы, с помощью пальцев строят интервалы. В подготовительной

группе мы изучаем интервалы, «умещающиеся в одну руку» и используем

«ручные» знаки интервалов — их пластические символы. Использование

одной руки действительно удобно для малыша и «экономично» с точки

зрения затраченного времени. Ассоциативный образ, преобразившийся в

пластический знак, дает детям возможность «подержать» интервалы в руках,

«поиграть» с ними и привносит в занятие элементы двигательной

активности. К тому же восприятие интервалов с опорой на двигательные

функции памяти в соединении с пластикой значимо с точки зрения

понимания детьми музыкальной интонации. Она «телесна уже по своей

форме: она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами —

целостным движением человека» (Медушевский В. Интонационная форма

музыки. М.,1993. С.168)

Приводим пластические символы интервалов:

Прима — кулачки с одним (чаще всего вторым) выставленным пальцем.

Значение второго пальца на руке особое — им приманивают, укоряют,

указывают направление и т. д.

Им же (а не другими пальцами) маленький ребенок, не умеющий играть на

инструменте, касается клавиатуры.

Октава — поднятые над головой и раскрытые в стороны руки.

Пластический образ октавы является как бы пространственным отражением

жеста примы.

Секунда — сцепленные вторые пальцы рук.

Жест показывает, как тесно соседствуют звуки. В последующем, при анализе

качества секунды, пластический знак может быть более

дифференцированным: сцепленные большие пальцы обеих рук — 6.2,

сцепленные мизинцы — м.2.

Терция — сомкнутые в колечко первый и третий пальцы каждой руки.

Этот пластический образ подскажет, как построить (сыграть) интервал:

свободный второй палец поможет вспомнить о пропущенном тоне в терции.

Кварта — обе руки, соединенные подушечками четырех пальцев

(«домиком»), со второго по пятый.

Если жест видоизменить — спрятать в

кулачок 1,3-й и 4-й пальцы, оставив 2-й и 5-й, то пальцы «покажут», как

сыграть (построить) кварту и, скорее всего, рассмешат — ведь получится

«коза рогатая», знакомая всем детям!

Квинта — соединенные в запястьях руки с раскрытыми ладонями (как будто

вы держите большую чашу).

Руки наглядно изображают дугу — нижнюю часть круга. Этот жест образно-

пластически приближен к жесту терции.

Пластические символы полезно использовать в подготовительной группе —

жест помогает ребенку быстрее припомнить цифровое обозначение

интервала, его название, звуковые характеристики и иную полезную

информацию. Со временем, в дальнейшем обучении, необходимость в таких

символах отпадает.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ

Предлагаем следующие формы работы, базирующиеся на образно-

ассоциативном опыте ребенка:

• Дети выкладывают карточки вслед за игрой педагога.

• Педагог просит определить местоположение только одного интервала,

например кварты. Выполняя это задание, дети картинкой вверх кладут только

карточки с образом кварты, остальные переворачивают обратной стороной.

Аналогичным путем можно определять местоположение двух интервалов.

• Ребенок раскладывает на пюпитре картинки, играет по ним интервалы (сле-

ва направо или, по просьбе педагога, в обратном порядке), остальные дети

выкладывают соответствующие карточки на своих партах.

• Педагог предупреждает детей, что будет называть при игре интервалы, но не

всегда правильно, то есть детям необходимо исправлять его ошибки.

• Педагог предлагает выложить на столе ряд карточек и определить, какие

интервалы будут сыграны с ошибкой (карточка при «неправильном»

интервале переворачивается и сверху кладется та, что соответствует

«правильному»).

• Каждому ребенку раздается наглядное пособие (см. Приложение № 1), где

после проигрывания последовательности интервалов дети выставляют в

нужной клеточке цветной кружочек.

Гармонический вид интервала прорабатывается в основном в слуховом

анализе, а мелодический — в игре на инструменте и, естественно, в пении

«Фонизм гармонических интервалов легче улавливается слухом, тогда как фонические

качества мелодических интервалов часто требуют уже особых слуховых навыков»

(Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии

музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. М., 1977. С. 29)

ИГРА ИНТЕРВАЛОВ НА ФОРТЕПИАНО

Кроме всем известных традиционных заданий (сыграй интервал от звука

вверх-вниз, в разных октавах и т. д.), мы предлагаем детям поиграть с

черными, белыми и полосатыми интервалами, то есть строящимися на белых,

черных или черной и белой клавишах.

В импровизациях на секунду желательно заострять внимание на двух особен-

ных, белых интервалах — ми-фа и си-до, которые могут превратиться в

полосатые {ми-бемоль-фа, ми-фа-диез). Легко «перекрашиваются» белые

терции — фа-ля и соль-си. Среди терций тоже есть особенные, полосатые,

они могут быть «в тапочках и шапочках», например: ре-фа-диез — «в

шапочке», а терция ми-бемоль-соль «надела тапочки». Терции в том или

другом «дополнении» имеют к тому же способность быть веселыми и

грустными — большими и малыми. Удивительных (особенных, полосатых)

чистых кварт и квинт, как и малых секунд, —тоже по две. Эти интервалы

«преображаются», как только о себе намекает Его

Белейшее ФА-СИветлое Величество, Король Тритон Первый!

Выделяя звуки фа и си, мы настраиваем детей быть внимательными при игре

чистых кварт и квинт, если они включают один из звуков тритона. Знакомство

с тритоном в подготовительной группе, скорее всего, достаточно условное,

внимание направляется_в основном на запоминание белого. Однако «играть»

со словом можно и нужно, и уже с первого класса искать образные

определения, подбирать сюжеты для историй и всегда стараться подчеркнуть

оригинальность тритона, его удивительную способность быть разным,

непохожим на другие интервалы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ В МЕЛОДИЯХ

Для этой формы работы подбираются маленькие песенки-попевки, в которых

данный интервал связан с содержанием текста. Желательно найти игровой

текст — он легче запоминается детьми, а интервал, ассоциируемый с

конкретным образом, легче интонируется. Песенки могут сопровождаться

движениями, «комментирующими» содержание текста. Многим ребятам

будут интересны и пластические символы интервалов (могут заменять

движения).

После разучивания песенки определяются интервалы в мелодии и записыва-

ются арабскими цифрами. На последующих занятиях детям можно

предложить другое задание — узнать знакомую песенку по фрагменту

цифровой записи.

Строить обучение на стыке «серьезного» и «смешного» — задача не простая.

Трудность состоит в том, что играть на сольфеджио нужно не только весело,

но и целесообразно, учитывая специфику предмета, возраст детей, время,

отведенное на урок, требования программы и т. д. Необходимость создания

на занятии игровой ситуации никто не оспаривает. С каждым годом

дальнейшего обучения играть на сольфеджио становится все сложнее.

Педагог может отказаться от игры, сказки, юмора не только из-за нежелания

что-то придумывать, но и по причине собственного неумения подняться над

тренажом, завуалировать его. А между тем «именно юмор и

занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьезной

проблемой и сознанием ребенка», только наивные люди могут полагать:

«весело» и «несерьезно» — это одно и то же( Алексин А. [Предисловие] //

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978. С. 5.)

В нашем понимании, «взрослая» теория музыки способна выступать в роли

актрисы-травести, «переодеваясь» в различные образы, чтобы ее серьезность

наполнилась радостью, легкостью, юмором, изумлением — то есть тем, что

мы обычно называем одним словом — Детство.

Игра в слова с нотами — одна из любимых в нашей практике. Мы уже

говорили о желании детей играть словами. В такой игре нередки случаи,

когда ошибка произнесения превращается в один из способов

словотворчества. Мы создали целую Страну Сольфеджио, где предметы и

явления окружающего мира называются несколько иначе — с нотами.

Например, у нас за окном идет дождик, а там —ДОжМИк. И ходит он не как-

нибудь, а только по терции — до-ми. Обычное слово благодаря маленькой

трансформации переносит детей в другой мир, где все оказывается живым,

разным, смешным и музыкальным!

ПЕРВЫЙ КЛАСС

В этом классе продолжается работа над составлением коллекции образов к

интервалам. Ассоциации подбираются к сексте и септиме. Эти интервалы

(пока без тоновой величины) включаются в слуховой анализ и осваиваются в

игре на инструменте. Тоновая величина определяется в секундах и терциях

(на слух) и анализируется при построении этих интервалов. Для удобства

используются карточки, где иллюстративный образ заменен общепринятыми

цифровыми или буквенно-цифровыми обозначениями (Приложение № 4а, б).

Работать с этими карточками сле-

дует так же, как работали в подготовительной группе (см. Приложение № 1).

Работу над тоновым составом интервала проиллюстрируем на примере полу-

тона и тона. Она ведется по трем основным направлениям: подбор образных

ассоциаций, пластические и графические упражнения.

ПОДБОР ОБРАЗНЫХ АССОЦИАЦИЙ К ПОЛУГОНУ

Мы не случайно обратились к этой единице музыкального измерения. Полу-

тон несет особый смысл: в его малом звуковом синтезе заключены

тончайшие психологические, живописные, эмоциональные и музыкальные

качества интонации.

Персонаж Полутона важен и сам по себе, потому что в нем — мимика

интервала, мерцание нюанса, способность к переменчивости настроения.

Поэтому, поясняя полутон, мы обращались к половине чего-то, отыскивая

намек, заложенный в сути этого состояния: полутень, полумрак, полувздох,

полувзгляд, профиль, полуотдых, дрема, полусон, полусвет, полуизгиб.

Помогало и размывание капли краски, когда на глазах у детей появлялись ее

полутона.

И только благодаря такой « настройке» последующая мыслительная деятель-

ность детей протекала на ином уровне, в модулирующих границах,

очерченных отношениями звука и смысла, — между видимым и

ускользающим, реальным и нереальным, явью и намеком. Но без

ассоциативно-образной «прелюдии» увлечь детей миром музыкальных

образов и интонаций, а не музыкальным «числом», было бы гораздо труднее.

ИГРА НА ИНСТРУМЕНТЕ

Кроме традиционных заданий, мы предлагаем детям поиграть с цветными

интервалами, помещая черный в белый, и наоборот. Упражнение полезно для

развития ориентирования на клавиатуре, совершенствования техники

построения и заполнения интервалов. Заполняются чистые кварты и квинты,

в процессе заполнения обязательно уточняется тоновая величина интервала.

Черная квинта {ми-бемоль-си-бемоль) может быть заполнена, например,

белой квартой {ми-ля). Белая квинта (например соль-ре) — черной терцией ля-

диез-до-диез.

Черная кварта — белой секундой, белая кварта — черной терцией и т. д.

Вариантов заполнения интервала много, они обговариваются с детьми

заранее. Однако ребенку достаточно исполнить на инструменте один вариант,

который он может повторить в другой октаве либо сыграть от двух разных

звуков. Важно обратить внимание детей на колористичность звучания разных

интервалов.

Для того, чтобы работа по построению и нахождению интервалов не была

сугубо техничной, мы предлагаем создавать маленькие программные

композиции и придумать им названия или подобрать фрагменты из

поэтических текстов, например японских трехстиший. Приведем некоторые

из возможных текстов: «Звезды мерцают в старом колодце»; «Блестит

росинка на цветке»; «В неподвижных ветках повисли капли дождя»; «Нынче

выпал ясный день. Но откуда брызжут капли? В небе облачка клочок...»

(Басе).

Все «программные» импровизации предполагают фон — например звучание

квинты или октавы в низком регистре, кластеров в разных регистрах.

«Партию» фона исполняет педагог или дети, не задействованные в

импровизации — они тихонько играют на любых шумовых инструментах.

Приведем пример:

«Нынче выпал ясный день» — кластеры в высоком регистре на фоне октавы.

«Но откуда брызжут капли?» — ряд цветных интервалов.

«В небе облачка клочок...» — два-три любых мажорных трезвучия,

сыгранных по терциям (педагог может «подхватить» последний аккорд,

продублировав октавой его основной тон).

Для придания импровизации стройной формы, попросите детей повторять

отдельные фрагменты.

Все предложенные задания, призванные решать учебные задачи, обладают

очевидной эстетической направленностью — развивают образность

мышления ребенка, учат его получать от творческой деятельности

художественное наслаждение. Особая атмосфера, возникающая в процессе

такой работы, видимое эстетическое удовольствие ребенка, который занят не

только подсчетом тонов и полутонов, а наблюдением за тем, как рождается

образ в процессе игры, —дорогого стоит! В это время он «высказывается»

через музыку, как бы соединяет себя с красотой природы и мира.

РАБОТА НАД СЕКСТАМИ И СЕПТИМАМИ

Для миниатюр, в которых будут использоваться эти интервалы, мы предлага-

ем следующие темы: «Висит неподвижно темная туча в полнеба...» (Басе);

«Выпала роса и на всех травинках сверкает»; «Блики лунного света»;

«Неясное мерцание в старом замке...». В работе над построением и игрой

секст и септим вначале осваивается ступеневая величина интервалов.

«Блики лунного света». Попросите ребенка построить сексту от любого звука

«в два действия»: квинта плюс секунда (напримерре-ля-си). Сначала ученик

на инструменте должен выполнить «математическое действие», сыграв

оборот несколько раз в восходящем и нисходящем движении, а затем

неторопливо и тихо повибрировать на звуках получившейся сексты {ре-си-ре-

си-ре...). Та же последовательность действий (и лучше от другого звука)

может быть предложена в варианте построения сексты от октавы (октава

минус терция).

При работе над построением септимы мы «отнимаем» секунду от октавы сна-

чала с одной стороны, затем с другой, например: октава ми-ми1, септима ми-

ре1, снова октава ми-ми1, теперь септима фа—ми1.

«Неясное мерцание в старом замке» — методика действий прежняя. Эту ми-

ниатюру лучше исполнять на фоне кластера, приглушенно звучащего в

низком регистре.

ПОСТРОЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ В МЕЛОДИИ

Эту форму работы можно превратить в занимательную игру. Детям предлага-

ются мелодии, записанные образными картинками.

1. «Две тетери» (Приложение № 5). На рисунке мелодия изображена в виде

больших и маленьких ягод, расположенных на разной высоте. Дети

«выстраивают» (то есть сольмизируют) эту мелодию от обозначенного

первого звука ми. Затем разучивают ее с текстом и «переводят» графическую

запись в нотную. Далее записывают мелодию ступенями и интервалами

(цифровыми обозначениями).

2. «Бараны и лягушки» (Приложение № 6). Не менее интересным будет пост-

роение мелодии не от первого, а от последнего звука. Крестиками в

графической композиции обозначены пропущенные ступени (один крестик

— одна ступень, два крестика — две ступени). Знак вопроса подразумевает,

что нужно сочинить начальную фразу мелодии.

Так же, как в песенке «Две тетери», мелодия сольмизируется, разучивается с

названием нот, записывается нотами, ступенями и интервалами.

Помимо этих упражнений, ученикам предлагаются маленькие песенки, вклю-

чающие интонирование определенного интервала. После разучивания

песенок дети самостоятельно записывают их мелодии ступенями и

интервалами (Приложение № 8).

ВТОРОЙ КЛАСС

Работа над коллекцией образов интервалов дополняется подбором к интерва-

лам межчувственных ассоциаций. Занимаясь на уроке различными видами

деятельности, педагог уточняет, каким дети представляют тот или иной

интервал —гладким, колким, прозрачным, радужным, сочным и т. д.

Все интервалы определяются на слух вне лада, в ладу, в мелодическом и

гармоническом звучании. Кроме традиционных, используются следующие

формы работы:

• В последовательности интервалов определяются только малые (большие,

чистые).

• На фоне непрерывно пульсирующего звука (например фа первой октавы)

играются 5-6 интервалов. Между проигрыванием интервалов должны быть

разные по протяженности паузы, поэтому каждый следующий интервал в той

или иной степени будет звучать неожиданно.

• Слуховой анализ проводится в форме командной игры. Класс распределя-

ется по двум группам, которые соревнуются, какая быстрее и правильнее

назовет интервалы в последовательности (количество интервалов может быть

увеличено до 8-10).

ИГРА НА ИНСТРУМЕНТЕ

Для практических упражнений на фортепиано предлагаются секвенции (При-

ложение № 22). Особого внимания заслуживают построенные на

«скользящий» интервал (например, секвенции 6-10 на секунду). Прежде чем

исполнять эти секвенции, проанализируйте с детьми их интервальное

строение. В секвенции 6 «скользит» секунда, появляясь в начале мотива, в

середине, затем в конце. В секвенции 7 «скользит» терция и т. д.

ПОСТРОЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ В МЕЛОДИИ

Учитывая, что дети любят возвращаться к хорошо знакомому, рекомендуем

повторить упражнения, освоенные в 1 классе.

Виды заданий:

• Построение и пение коротких мелодических фраз — ритм выписан над нот-

ной строчкой (Приложения № 9, 11 — задание 2; № 12 — задания 2, 3; № 13,

14,15, 17,19 — задание 2).

• Построение по интервальной записи второго голоса, разрешение неустой-

чивых звуков (отмечены знаком вопроса) в первом голосе (Приложения № 9,

11, 13 — задание 4).

• Заполнение интервалами небольших фрагментов мелодии (Приложение №

12 —задание 2).

• Построение интервалов от звука с использованием дидактического пособия

«Ромашка» (Приложения № 12,16,18). От звука, помещенного в середине

цветка, дети строят интервалы вверх (верхние лепестки) и вниз (нижние).

Серединку цветка сделайте из фланели, чтобы легче было прикреплять к

нарисованному нотному стану ноты, изготовленные из бархатной бумаги.

Лепестки с указанными интервалами должны легко выниматься, чтобы их

можно было заменять на другие.

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ

Педагогам хорошо известно, сколько трудностей вызывает у детей запомина-

ние ступеней, на которых строятся интервалы в ладу. Мы предлагаем вариант

таблицы (Приложение № 23), согласно которой интервалы изучаются в

определенной последовательности. Рассмотрим эту таблицу на примере

мажорного лада.

Первыми изучаются все большие интервалы. Обратите внимание детей, что в

их основании — много общих ступеней: б.З строятся на I, IV, V; 6.6 — на I, II,

IV, V (то есть добавляется II ступень); 6.7 — на I, IV (нет V ступени).

Запоминая ступени, на которых строятся малые интервалы, перед теми же,

перечисленными выше ступенями следует добавить слово кроме.

Где строится ч.4, запомнить легко: интервал обозначается цифрой 4 и на этой

же ступени (IV) в мажоре не строится. Для того чтобы запомнить, где ч.4 не

строится в миноре, предложите детям цифру IV «прочесть» зеркально —

наоборот. Получится VI ступень.

В таблице интервалов перечеркнутые римские цифры около ч.4 и ч.5

обозначают, что чистые интервалы на них не строятся. В последующем

обучении эти цифры будут являться подсказкой для запоминания тех

ступеней, где строится тритон. Секунды запоминаются по расположению

тонов и полутонов в ладу.

Формально изучение тритона «выходит» за границы программы 2 класса.

Однако, с этим интервалом дети встречаются довольно рано. Его название

воспринимается курьезно, а проблем, с ним связанных, бывает немало. О

своем присутствии тритон напоминает уже при работе с тоном-полутоном, а

когда проходится кварта и квинта не затронуть его уже никак нельзя.

Особенности звучания закрепили за интервалом такие ассоциативные образы,

как пират, шпион, злодей и т. д. Наше представление об образной сфере

тритона иное — блики, отсвет, полутона света и тени... (см. с. 5). Тритон

достоин того, чтобы его расслушивали на протяжении долгого времени,

начиная как можно раньше проникать в тайну звучания созвучия, пусть даже

на основе игры с термином, что мы и делаем на начальном этапе работы с

ним.

«Тайное донесение...» в представленном виде — это сюжет и «музыкально-

теоретический», и комический, и «социально-бытовой». В нем много

элементов музыкальной грамматики, поэтому работу с текстом можно

считать своеобразным тестом по теории музыки, выполняя который детям

нужно будет пояснить все встречающиеся понятия (как курьезные, так и

«строгие», собственно музыкально-теоретические).»

Т.

А.

Боровик

обосновывает

необходимость

использования

в

практических занятиях ассоциативно-образного опыта детей, пластических и

графических

символов

интервалов.

Предлагает

работать

на

уроке

по

плакатам, использовать дидактические пособия, игровые задания — тесты,

секвенции

игры

на

фортепиано,

музыкально

теоретические

сказки.

В

психолого-педагогическом обосновании методики автор отмечает, что «для

понимания

и

освоения

детьми

интервалов

необходимо

двигаться

по

естественному для них пути, где основной являются визуальный, речевой,

тактильный опыт, а образность и игра при этом доминирующие факторы».

Ассоциативно-образный

метод

способность

детей

играть

со

словами, приспосабливать их через ассоциацию образа к существующим

понятиям. Знакомство с интервалами чаще всего начинается со слухового

восприятия, через подбор названий (имен), звуковой интонации, и таких

образов может быть много. Дети дают названия опираясь на сложившийся

собственный

опыт

и

воображение,

влияние

окружающей

среды,

познавательный опыт. Автор предлагает оригинальную коллекцию образов

для всех интервалов созданную детьми. [2;5]

Сольфеджио

достаточно

статичный

урок.

Для

построения

интервалов

мы

используем

подсчет

звуков

по

пальчикам.

Эта

смена

деятельности,

движения

помогает

ребенку

быстрее

запомнить

цифровое

значение, название интервалов.

На этапе знакомства с интервалами автор

предлагает для детей пластические символы для интервалов понятные и

знакомые детям с самого раннего возраста. [2;6]

Из ассоциации пластических жестов, исходит графические символы

интервалов.

Эти

символы

являются

основой

интервальных

партитур.

В

рамках

данного

пособия

автор

касается

этого

раздела

деятельности

на

примере работы с секундой и лишь в общем плане. [2;10]

Методические рекомендации

Основные направления работы в подготовительной группе, 1,2 классах:

Создание

коллекции

ассоциативных

образов

интервалов

выбирается один и изображается на карточке.

Слуховой анализ с использованием карточек и пластических

символов.

Игра на инструменте.

Построение интервалов, определение их мелодии.

Разучивание интервальных партитурам

Сочинение миниатюр с использованием пройденных интервалов

Закрепление и проверка теоретических знаний (забавная теория

музыки,

музыкально-теоретические

сказки,

музыкальное

лото,

анкеты, кроссворды).

В методике 1 класса внимание уделяется тоновой величине интервала.

Казалось

бы

простая

тема,

но

мы

часто

сталкиваемся

с

тем,

что

дети

довольно долго путаются в вычислениях тонового состава интервала. Для

того

чтобы

ребята

осознали

последовательную

связь

всех

звуков,

предлагаются двигательно-пластические упражнения [2;14]

В

книге «Интервалы» автор печатает 29 приложений на все формы

работы, с картинками, таблицами, заданиями, сказками, в которых каждый

педагог найдет для себя что-то полезное.

В своей работе постоянно приходится искать что то новое и интересное,

подходящее именно для той или иной группе ребят. Часто на практике бывает

так, что то, что было интересно и понятно прошлой группе первоклассников

или второклассников, совершенно не заинтересует нынешних. Поэтому в

своей педагогической деятельности я ,как и другие педагоги пользуюсь

опытом работы ведущих теоретиков. Постепенно, на практике

вырабатывается определенная система, состоящая из фрагментов методик

того или иного автора. В данной методической работе я постаралась

обобщить те приемы и методы работы, которые прижились в моей практике и

с успехом помогают мне и моим ученикам в освоении этой непростой темы.

Особенно близкой и удобной для меня оказалась методика Т. Первозванской.

И тот ассоциативный ряд, который предлагает Т. Первозванская и

графические обозначения интервалов, и шутливый тон в котором ведется

объяснение материала мне очень близок, поэтому многие представленные

здесь иллюстрации я распечатываю своим ученикам в качестве памятки и

вспомогательного дидактического материала.

Иногда сами ребята предлагают идеи, одна из них это раскрасить веселых

героев препдставленных на этих иллюстрациях. Мне лишь оставалось

направить их фантазию в нужное русло. Так, мы обсуждали в каких красках

должны быть секунды и септимы, терции большие и малые и др. Таким

образом к ассоциативному ряду добавился цвет.

Что касается графического изображения интервала, мне показался очень

удачным и логичным выбор именно таких геометрических фигур.

Заключение

Очень часто, просматривая различные методики мне представляется очень

субъективным выбор той или иной ассоциации к интервалу или другому

музыкальному понятию, так мне оказался не близок ассоциативный ряд

В.В.Кирюшина «Мифы и сказки».

Постепенно, с опытом каждый педагог приходит к своим собственным

наработкам, которые формируются из фрагментов той или иной методики, а

также своих собственных идей, приемов, кропотливо собираемых педагогом

на протяжении своей пед. деятельности .

Так в своей работе я использую элементы трех методик о которых я

пишу в этой работе. Конечно нельзя сказать, что выработав единожды

шаблон для изучения темы, больше не требуется никаких усилий в ее

освоении. Очень часто на практике происходит так, что для каждой новой

группы учащихся приходится подбирать свой особый «ключик», поэтому и

формула освоения темы постоянно меняется и варьируется. Это во многом

зависит от уровня музыкальности учащихся, их возраста и общей

интеллектуальной подготовки. Если в группе состав детей однородный по

возрасту и по способностям, и по владению инструментом ( например в

группе только пианисты),то и работа строится максимально эффективно. В

этом случае практически любая используемая методика найдет свой отклик и

обязательно будет достигнут результат. Но часто бывает так, что в одной

группе собираются ребята осваивающие разные инструменты (например,

баян, гитара, аккордеон и фортепиано- группа по программе 5-летнего

обучения), кроме того и возраст ребят может различаться на 2-3 года,

соответственно такая неоднородность группы существенно усложняет

педагогические задачи и поиск их решения.

Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и

навыков возможно при условии всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

Необходим выбор яркого музыкального материала. Показ

высокохудожественных музыкальных примеров, иллюстрирующих

определенные теоретические знания, вызывает у учеников интерес к

предмету, способствует лучшему усвоению материала, укрепляет связь

между исполнительской практикой учащихся и изучением музыкально-

теоретических дисциплин.

Все теоретические сведения даются в возрастании: от простого к

сложному и тесно связаны с музыкально- слуховым опытом и практическими

навыками учащихся. Теоретические сведения, опирающиеся на слуховые

представления, способствуют развитию музыкального мышления,

вырабатывают сознательное отношение к изучаемому музыкальному

явлению.

Важная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий

найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть

его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы

их исполнения.

Список литературы

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга II: Интонация. Глава I.

- М. 1971.

2. Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная

группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. - М.:Классика-XXI, 2006. 3. Давыдова Е. Е.

Методика преподавания сольфеджио: учебное пособие / Е. В. Давыдова, Ю.

Рагс, вступ. статья В.Середы. - 2-е изд. - М.:Музыка, 1986.

4. Золина Е., Синяева Л, Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8

классы: учебное пособие / 3-я тетрадь. - М., 2007.

5. Карасева М. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. -

М., 1999.

6. Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио: методическое пособие

для педагогов. - СПб, Союз художников, 2003.

7.Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие.

-М., 1979г.

8.Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М.,

1966г.

9.Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. -

М.1976г.

10.Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. - М.,

1976г.

11.Картавцева М. Сольфеджио XXI века. - М.1999г.

12.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах

ДМШ. - М., 1998г.



В раздел образования