Напоминание

Летняя интеллектуальная смена


Автор: Черменина Марина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ лицей №12
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Летняя интеллектуальная смена
Раздел: дополнительное образование





Назад




Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются,

сомнения излишни, но мы (педагоги) должны создавать образовательное

пространство

для

развития

детской

одаренности,

для

воспитания

талантливых детей, выполняя социальный заказ общества. Основная цель

школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей

саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому,

чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни,

деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических

особенностей.

Работа нашего лицея направлена на реализацию принципов обновления

содержания образования и воспитания, которые

должны обеспечить

достижение

результатов,

соответствующих

современным

социальным

ожиданиям.

Одной из основных задач является создание такой образовательной

среды, в которой ученик мог научиться: анализировать, интерпретировать,

принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям,

добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.

Концепция работы школы основана, прежде всего, на необходимости

удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, и

одаренных в первую очередь. Ведь именно одаренные дети, прежде всего,

теряют свой потенциал от класса к классу, изо дня в день.

Хочется подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь

возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему

достигнуть максимально возможного для него уровня развития. И если для

средних и слабых учеников школа традиционно делает все возможное, то по

отношению к одаренным учащимся, школа, несомненно, в долгу.

Миссия лицея по отношению к одаренным учащимся – предоставление

каждому

ребенку

сферы

деятельности,

необходимой

для

реализации

интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в

непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры

здоровья,

способности

к

социальной

адаптации

и

творческому

самовыражению.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени

детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их

творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей,

приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,

воплощения

собственных

планов,

удовлетворения

индивидуальных

интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия

накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил,

восстановления

здоровья.

Это

период

свободного

общения

детей.

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и

важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь

выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

В контексте Национальной образовательной инициативы "Наша новая

школа" обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,

творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся

изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и

способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и

помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

При создании программы летней интеллектуальной смены "ЛИС"

учитываются основные направления работы лицея с одаренными детьми.

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей

школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.

Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими

кадрами, учителями физической культуры, квалифицированными педагогами

дополнительного

образования,

организации

качественного

питания

и

медицинской помощи. Такая форма активного отдыха содействует развитию

и сплочению как временного детского коллектива, таки создает основу для

развития социального интеллекта учащегося и применения полученного

опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе и в последующей

учебной деятельности.

Одной из форм работы с одаренными детьми может быть организация

летней интеллектуальной смены, в течение которой обучающиеся смогут не

только отдыхать, но и открывать для себя что-то новое. В основе программ

для детей, проявляющих интерес и способности к математике, физике,

русскому языку и литературе, биологии и химии, физике, географии

("Путешествие за горизонт", "Навстречу радуге", "В мир удивительных

открытий", и др.) лежит интеллектуальное творчество, командообразование.

Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных

задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с

ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для снятия физической и

психической

нагрузки,

накопившейся

в

течение

года,

программа

предусматривает спортивные игры и соревнования на свежем воздухе,

участие в различных игровых и познавательных программах. Для самых

старших - это сплав на байдарках по рекам Урала (живописнейшие берега р.

Чусовая, пещерный маршрут по р. Серга, полный адреналина маршрут по р.

Серебрянка).

В лагере создаются условия для обучения, отдыха и развлечений,

планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность.

Работа в лагере организуется по направлениям, которые предполагают

развитие исследовательских компетенций (поиск информации), а также

[Введите текст]

коммуникативных компетенций (выступление перед публикой), социально-

личностных компетенций (выпуск газеты и т.д.):

математика – информатика

физика - химия

биология - экология

русский язык – литература

история - МХК

краеведение - туризм

В группе первого направления дети знакомятся с математическими

задачами различных видов, не включенными в традиционный школьный

курс,

учатся

решать

задания

повышенной

трудности,

выполняют

практические задачи по физике, проводят лабораторные работы, осваивают

работу на компьютере в программе “Power Point”.

Группа естественнонаучного направления изучает окружающую среду

и экологические факторы, зависимость от них состояния здоровья человека,

проводит лабораторные работы, посещает практические занятия по химии

и

физике, учится работать с приборами.

Изучая

русский

язык

и

литературу,

ребята

знакомятся

с

произведениями писателей, не включенными в школьный курс, анализируют

текст, выполняют творческие работы, участвуют в дискуссиях, учатся

отстаивать свое мнение.

Туристическая группа целенаправленно готовится к 5-дневному сплаву

на байдарках, изучает маршрут, историю и географические особенности той

местности, где пройдет их путь, составляет меню и программу сплава.

Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где

человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как

любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е.

Ферсман писал: “Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свою

речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает

большое!”.

Работа в группах ведется при поддержке психолога, который оказывает

психологическую помощь, как в индивидуальном порядке, так и в учебных

группах.

В течение дня проводятся занятия в соответствии с вышеуказанными

направлениями по расписанию.

Внеучебная деятельность в лагере включает мероприятия широкого

спектра.

Каждый

год

в

течение

лагерной

смены

проводятся

как

традиционные, так и новые игры, программы, экскурсии.

[Введите текст]



В раздел образования