Автор: Черменина Марина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ лицей №12
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Летняя интеллектуальная смена
Раздел: дополнительное образование
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются,
сомнения излишни, но мы (педагоги) должны создавать образовательное
пространство
для
развития
детской
одаренности,
для
воспитания
талантливых детей, выполняя социальный заказ общества. Основная цель
школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей
саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому,
чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни,
деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических
особенностей.
Работа нашего лицея направлена на реализацию принципов обновления
содержания образования и воспитания, которые
должны обеспечить
достижение
результатов,
соответствующих
современным
социальным
ожиданиям.
Одной из основных задач является создание такой образовательной
среды, в которой ученик мог научиться: анализировать, интерпретировать,
принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям,
добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.
Концепция работы школы основана, прежде всего, на необходимости
удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, и
одаренных в первую очередь. Ведь именно одаренные дети, прежде всего,
теряют свой потенциал от класса к классу, изо дня в день.
Хочется подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь
возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему
достигнуть максимально возможного для него уровня развития. И если для
средних и слабых учеников школа традиционно делает все возможное, то по
отношению к одаренным учащимся, школа, несомненно, в долгу.
Миссия лицея по отношению к одаренным учащимся – предоставление
каждому
ребенку
сферы
деятельности,
необходимой
для
реализации
интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в
непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры
здоровья,
способности
к
социальной
адаптации
и
творческому
самовыражению.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени
детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их
творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей,
приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,
воплощения
собственных
планов,
удовлетворения
индивидуальных
интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия
накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил,
восстановления
здоровья.
Это
период
свободного
общения
детей.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и
важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь
выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
В контексте Национальной образовательной инициативы "Наша новая
школа" обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся
изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и
помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
При создании программы летней интеллектуальной смены "ЛИС"
учитываются основные направления работы лицея с одаренными детьми.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей
школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими
кадрами, учителями физической культуры, квалифицированными педагогами
дополнительного
образования,
организации
качественного
питания
и
медицинской помощи. Такая форма активного отдыха содействует развитию
и сплочению как временного детского коллектива, таки создает основу для
развития социального интеллекта учащегося и применения полученного
опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе и в последующей
учебной деятельности.
Одной из форм работы с одаренными детьми может быть организация
летней интеллектуальной смены, в течение которой обучающиеся смогут не
только отдыхать, но и открывать для себя что-то новое. В основе программ
для детей, проявляющих интерес и способности к математике, физике,
русскому языку и литературе, биологии и химии, физике, географии
("Путешествие за горизонт", "Навстречу радуге", "В мир удивительных
открытий", и др.) лежит интеллектуальное творчество, командообразование.
Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных
задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с
ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для снятия физической и
психической
нагрузки,
накопившейся
в
течение
года,
программа
предусматривает спортивные игры и соревнования на свежем воздухе,
участие в различных игровых и познавательных программах. Для самых
старших - это сплав на байдарках по рекам Урала (живописнейшие берега р.
Чусовая, пещерный маршрут по р. Серга, полный адреналина маршрут по р.
Серебрянка).
В лагере создаются условия для обучения, отдыха и развлечений,
планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность.
Работа в лагере организуется по направлениям, которые предполагают
развитие исследовательских компетенций (поиск информации), а также
[Введите текст]
коммуникативных компетенций (выступление перед публикой), социально-
личностных компетенций (выпуск газеты и т.д.):
математика – информатика
физика - химия
биология - экология
русский язык – литература
история - МХК
краеведение - туризм
В группе первого направления дети знакомятся с математическими
задачами различных видов, не включенными в традиционный школьный
курс,
учатся
решать
задания
повышенной
трудности,
выполняют
практические задачи по физике, проводят лабораторные работы, осваивают
работу на компьютере в программе “Power Point”.
Группа естественнонаучного направления изучает окружающую среду
и экологические факторы, зависимость от них состояния здоровья человека,
проводит лабораторные работы, посещает практические занятия по химии
и
физике, учится работать с приборами.
Изучая
русский
язык
и
литературу,
ребята
знакомятся
с
произведениями писателей, не включенными в школьный курс, анализируют
текст, выполняют творческие работы, участвуют в дискуссиях, учатся
отстаивать свое мнение.
Туристическая группа целенаправленно готовится к 5-дневному сплаву
на байдарках, изучает маршрут, историю и географические особенности той
местности, где пройдет их путь, составляет меню и программу сплава.
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где
человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как
любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е.
Ферсман писал: “Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свою
речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает
большое!”.
Работа в группах ведется при поддержке психолога, который оказывает
психологическую помощь, как в индивидуальном порядке, так и в учебных
группах.
В течение дня проводятся занятия в соответствии с вышеуказанными
направлениями по расписанию.
Внеучебная деятельность в лагере включает мероприятия широкого
спектра.
Каждый
год
в
течение
лагерной
смены
проводятся
как
традиционные, так и новые игры, программы, экскурсии.
[Введите текст]