Автор: Наталья Михайловна Шикула
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: открытый урок
Тема: Виды подчинительной связи в словосочетании. Подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Открытый урок русского языка в 8 классе
Тема: « Виды подчинительной связи слов в
словосочетаниях».(Повторение) .
Подготовка к заданию 4 ОГЭ
Разработчик: Шикула Н.М.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного
материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ
Задачи урока:
Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение
словосочетания,
виды
и
способы
подчинительной
связи
в
словосочетаниях.
Развивающая:
умение определять способы подчинительной
связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного
грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать
выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых
заданий и задания 4 ОГЭ
Воспитательная:
воспитывать
культуру
общения
,чувство
взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Тип
урока:
повторительно-обобщающий,
урок-практикум
Методы:
словесный,
практический,
интерактивный
Формы:
индивидуальная, в группах
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал,
Ход урока
I.
Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада сегодня всех вас
видеть!
А начать сегодняшний урок я хочу с легенды. (слайд 1)
« На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И
Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не
уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между
добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других
или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора
человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его
звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет
неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и
наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой.
Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь
к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти
незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и конечно в
будущем при решении трудных вопросов.
-Ребята, обратите внимание на слова А.С. Пушкина, написанные на
доске «Язык неистощим в соединении слов» (слайд 2)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Подберите
синоним к слову «соединение»
- правильно ( сочетание, слияние, сплочение, сплетение)
Значит о каком соединении говорит Пушкин? Во что соединяются
слова? (в словосочетания)
Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока « Виды подчинительной
связи слов в словосочетании» (слайд 3)
-Как вы думаете, каковы будут цели урока?
(Повторить строение словосочетания, виды подчинительной связи в
словосочетании) (слайд 4)
-Вы спросите, почему мы возвращаемся к теме, которую уже изучили?
(готовимся к огэ, учились писать изложение, сочинение- рассуждение)
II/ Проверка теоретических знаний о словосочетании(опрос)
-Что такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, которая
состоит из двух или более знаменательных слов, связанных
подчинительной грамматической связью) (слайд 5)
-Итак, у нас было индивидуальное домашнее задание у ребят. Они
подготовили сенквейны к слову словосочетание. Давайте их
послушаем. (Дети зачитывают сенквейны)
Сенквейн «Словосочетание»
Словосочетание
Главное, зависимое
Согласуется, управляет, примыкает
Изучается в разделе «Синтаксис»
Сочетание
Словосочетание
Интересное, поучительные
Создаёт, дополняет, обобщает
Словосочетание - это повествование мини истории
Часть предложения
Словосочетание
Главное и зависимое
Согласуется, управляет, примыкает
Помогает грамотно строить нашу речь
Единица синтаксиса.
-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
(Грамматическая основа предложения, сочетание предлога с
самостоятельной частью речи, два равноправных слова, однородные
члены)(слайд 6)
-Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вам
известны? (Между главным и зависимым словами существуют три типа
подчинительной связи, а именно... (согласование, управление,
примыкание) (слайд 7)
-А теперь вспомним каждый способ связи отдельно. (Ученики у
доски делают сообщения – готовят дома).
Показ презентации.(слайд 8, 9. 10)
III. Закрепление материала. У вас на столах лежат листочки с
алгоритмом, который мы составляли ранее при изучении данной темы.
1.Самостоятельная работа по рядам(листочки)
1
группа. Выпишите словосочетания со связью управление.
2
группа. Выпишите словосочетания со связью согласование.
3
группа. Выпишите словосочетания со связью примыкание.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил
улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен,
отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно
закончить, высокая цель.
Самопроверка(слайд 11)
Согласование:
большое желание, отличные успехи, успешный труд,
высокая цель.
Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в
техникум, сдать экзамен
Примыкание: желание учиться, стремление добиться, закончить
досрочно, говорил улыбаясь
IV.ПОДГОТОВКА к заданию 4 ОГЭ
Ребята, у вас на столах сборники для подготовки к основному
государственному экзамену по русскому языку. И сегодня я хочу
познакомить вас с заданием 4 из этого сборника. Откройте первый ким и
найдите задание 4. Давайте прочитаем его (один из учеников зачитывает
задание)
-Как видите это задание на тему синтаксис, т.е. построение
словосочетаний. Попробуем разобраться в вопросе. Обратим внимание
на ключевые слова в формулировке задания.
Первое слово это
синонимичным.
Что значит это слово? Синонимичным -это близким или
совпадающим по значению словосочетанием.
В этом задании упоминаются виды подчинительной
связи,
которые
мы
сегодня
вспомнили
(согласование,
управление,
примыкание). В задании от нас требуется данное словосочетание
заменить синонимичным с другим видом связи.
Как нужно выполнять это задание:(читаю слайды)
1. Найдите в данном словосочетании главное слово(то, ОТ которого
можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому
задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его
грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком
виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой
частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается
наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении -
существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит
наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать
предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С
ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное
заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ
ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в
словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй
пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным
(БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ
БАБУШКИ).
-Итак, чтобы выполнить задание 4 ОГЭ нужно. В данном
словосочетании найти главное слово, его не трогать, не изменять, а от
зависимого слова образовать однокоренное, родственное и с ним
составить словосочетание и не забывать о том, что при согласовании
зависимое слово изменяется по родам, числам и падежам. При связи
управление Зависимое слово стоит в определенном падеже, а при связи
примыкание зависимое слово является не изменяемым.
Составьте Алгоритм ( кто запишет у доски?)
Алгоритм
А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4
задание ОГЭ по русскому.
Шаг 1
Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само
словосочетание в задании вам уже дано.
Шаг 2
Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!
А теперь самое интересное.
Шаг 3
Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.
Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово
в прилагательное (какой? какая?).
Просят управление — ставим существительное (кто? что?).
Просят примыкание — превращаем в наречие (как?)
Итого:
согласование — прилагательное
управление — существительное
примыкание — наречие
Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:
родительский дом — дом родителей
Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть
предлог:
кожаная куртка — куртка из кожи
Шаг 4
Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в
кармане!
Давайте потренируемся(работа со слайдами )
работа всем классом (со слайдов)
Самостоятельная работа
-А теперь посмотрим, ребята, как вы усвоили новую информацию.
Выясним как вы справитесь с данным заданием. Перед каждым из вас
работа, которую вы должны выполнить самостоятельно.
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание –
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу. (взаимопроверка)
Ключ: (слайд)
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель - портфель для школы
5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша
6. приморский парк - парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол - стол учителя
5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели - ели с острым верхом
Подведение итогов
Почему мы сегодня вспоминали виды связи слов в словосочетании?
(Чтобы познакомиться с заданием 4 ОГЭ)
-Ребята, как вы думаете теперь вы справитесь с заданием 4 ОГЭ?
-Так ли страшно ОГЭ, как вам казалось раньше?
II.
Рефлексия ( на слайде)
сегодня я узнал...
было трудно...
я понял, что...
я научился...
теперь я могу…
было интересно узнать, что...
III.
Домашнее задание.
Выполнить задание в прикреплённом файле (из ОГЭ)
Удачи на экзамене!!!