Напоминание

"В гостях у сказки"


Автор: Сдельникова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Машенька»

Муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

На заседании педагогического

совета

Протокол №___ от «___» ___2016г.

Председатель педагогического

совета _________

«Согласовано»

Заместитель заведующего

_______________

«___» ______2016г.

«Утверждаю»

Заведующий

МАДОУ «Машенька»

______________ «___»

________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«В гостях у сказки»

Дополнительная платная образовательная услуга:

«Обучение детей по дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности «В гостях у сказки»

для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет»

1 непрерывная образовательная деятельность в неделю

(всего 36 непрерывной образовательной деятельности в год)

Составитель:

воспитатель

Сдельникова С.В.

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная

общеразвивающая

программа художественной

направленности

«В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет (далее Программа)

разработана педагогическим коллективом МАДОУ «Машенька», срок обучения составляет

один учебный год (36 непрерывной образовательной деятельности).

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным

законом

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации» (гл. 1, ст. 2, п. 14);

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11

декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного

образования детей»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29

августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

04.07.2014

года

41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(утв.

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013

года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).

Театральное искусство – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких

зрителей

целым

комплексом

художественных

средств.

При

показе

спектаклей

применяются и художественное слово, и наглядных образ и живописно – декоративное

оформление,

и

музыка

песня,

музыкальное

сопровождение.

Театрализованная

деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе,

театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к

созданию новых образов.

Новизна предлагаемой

программы

заключается

в

том,

что

непрерывная

образовательная деятельность (далее НОД) по программе не введена в сетку непрерывной

образовательной деятельности учреждения. Театрализованная НОД в учреждении – это

яркое праздничное зрелище, поучительное и развивающее.

Педагогическая

целесообразность д а н н о й

п р о г р а м м ы

о б у с л о в л е н а

возможностями театра. Театральное искусство способно воспитывать, обучать, развивать.

Системная организация данной работы обеспечивать целостность процесса приобщения

личности ребёнка к театральной культуре, позволяет прогнозировать и диагностировать

результат обучения. В содержании занятий заложены большие возможности по развитию

речи

детей,

расширению

их

кругозора,

созданию

условий

нравственного

совершенствования, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Актуальность

программы

заключается

в

том,

что

«театральные

занятия»

являются идеальным средством для развития и воспитания, так как позволяют:

развивать психологические процессы (логическую и эмоциональную память,

образное мышление, продуктивное воображение);

совершенствовать эстетический вкус;

воспитывать положительные качества личности;

помогать в освоении образовательной программы дошкольного образования.

Поэтому,

театрализованная

НОД

в

учреждении

востребована

родителями

воспитанников и являются интересными для детей.

В систему учебно-воспитательных задач, реализуемых и процессе занятий, входят:

воспитание интереса и любви к искусству;

развитие

у

детей

эмоциональной

отзывчивости

ассоциативного

мышления,

воображения;

развитие у детей через искусство активного творческого отношения к жизни,

самостоятельности, инициативы.

Для

реализации

данной

программы

используется

технология

театральной

педагогики,

в

основе

которой

лежит

поисковая

деятельность

ребёнка.

Одной

из

особенностей данной программы является использование игровой формы проведения

занятий, что способствует раскрепощению личности ребёнка. Игра носит обучающий и

воспитательный

характер,

преследуя

тем

самым

конкретные

педагогические

цели:

развитие творческих способностей детей и знакомство их со сказочным миром театра.

В программе предусмотрено параллельное решение задач речевого, сценического

искусства, литературы и живописи. Ведущий принцип программы – вовлечение детей в

продуктивную театрально-игровую деятельность.

Программа рассчитана на 36 часов и реализуется за один учебный год.

Содержание

программы

выполняется

детьми

в

определённом

порядке

и

используется комплексный подход к НОД. Широко применяются такие формы работы, как

инсценировки, этюды, показ иллюстративного материала, и другие.

Воспитательный

характер

НОД

зависит

от

правильной

организации

процесса

восприятия

творчества,

что

предполагает

вступительное

слово

педагога,

создающее

установку

на

поисково-творческую

деятельность,

самостоятельное

творчество,

коллективность, внимательное отношение к педагогу и друг к другу.

Программа

предполагает

как

индивидуальную

работу

с

воспитанниками

(поочерёдную, выборочную), так и коллективную деятельность (игры, беседы, праздники,

речевые упражнения, конкурсы).

Широкую

возможность

для

развития

личности

даёт

интегрированная

форма

проведения занятий: на НОД воспитанники обращаются к истории театра, литературе,

живописи,

музыке.

Большое

значение

имеет

изучение

театральной

лексики,

умение

ориентироваться в мире театральных терминов.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой следующую цель и задачи:

цель

программы: развитие

творческих

способностей

и

индивидуальности

воспитанников

средствами

театрального

искусства,

воспитание

эстетически

развитой

личности.

задачи программы:

1.

создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в

театрализованной деятельности; для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей, организация выступлений детей старших

групп перед детьми младших групп);

2.

научить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

3.

совершенствовать

артистические

навыки

детей

в

плане

переживания

и

воплощения образа, а также их исполнительские умения;

4.

сформировать у детей представления о различных видах театра (кукольный,

драматический, музыкальный, детский, театр теней и др.);

5.

приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:

знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах,

атрибутах.

Основные методы и приёмы, используемые при организации театрализованной

деятельности:

- чтение художественных произведений с акцентированием внимания детей на тех

чертах характера, с которыми их необходимо познакомить;

- проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев

сказки;

- проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных

людей;

- выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на

основе

имеющегося

экспрессивного

репертуара

детей

с

целью

его

дальнейшего

расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.);

- выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для

описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события; по передаче речи

(манеры разговора и произношения) героев на примере отдельных реплик;

-

показ

воспитателем способа действия,

игры-импровизации,

драматизации

знакомых

сказок,

этюдный

тренаж,

сочинение

сказок

и

спектаклей

детьми

для

последующего показа.

Содержание

программы

включает

разыгрывание

разнообразных

сказок

и

инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и

невербальной); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей; игры –

драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Развитие

театрализованной

деятельности

у

дошкольников

и

накопление

эмоционально–чувственного опыта у детей – длительная работа, которая строится по

единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый

ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

-

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной

деятельности.

Учебный - тематический план

по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности

"В гостях у сказки" для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет

п/п

Тема/вид

деятельности

Плани

-

руемая

дата

Факти-

ческая

дата

Кол - во

часов

Содержание

Форма

организаци

и

Сентябрь

1

«Давайте

знакомиться»

1

В о с п и т а т е л ь

п р и гл а ш а е т

д е т е й

в

театральный

зал,

рассматривает

его,

обращает внимание на театральные игрушки

(виды

театров);

ширму

для

кукольных

театров и др. Рассаживает детей полукругом

и проводит игру (с использованием кукол-

перчаток) «Меня зовут…»

групповая

2

«Попробуем

измениться»

1

Воспитатель встречает детей под спокойную

музыку,

расс аживает

полукругом

и

предлагает

поиграть

в

игру

«Назови

имя

соседа ласково». Вопросы к детям: «Как вы

узнаёте друг друга?»; «Как артист изменяет

свою

внешность

для

того,

чтобы

сыграть

роль?».

Рассказ педагога о том, как можно изменить

себя

с

помощью

мимики

и

же стов.

Разъяснение

понятий:

«мимика»,

«жест».

Игры

с

детьми,

которые

пом о г а ют

изобразить

героев

с

помощью

мимики

и

жестов.

групповая

3

«Раз,

два,

три,

четыре, пять - вы

хотите

1

Воспитатель

предлагает

поиграть

в

игру

«Театральная разминка» в процессе

которой он называет, а дети показывают в

групповая

поиграть?»

мимике

настроение:

грусть,

радо сть,

спокойствие, удивление, горе, страх, восторг

и

т.д.Далее

воспитатель

называет,

а

дети

показывают:

«иди

сюда»;

« у ход и » ;

«здравствуйте»;

«не

балуй»;

«нельзя»;

«отстань»

и

т.д.

Затем

во с пит ате ль

предлагает

объединиться

в

группы

и

разыграть знакомую сказку «Курочка Ряба»,

где

конец

сказки

они

должны

придумать

сами

4

«Наши эмоции»

1

Показ

пиктограмм.

Разъяснение

понятия

«Пиктограмма».

Педагог

п р едла г а е т

прослушать детям русские народные шутки

и потешки. Дети описывают эмоции героев

и предлагают своё воспроизведение эмоций

героев с использованием кукол-перчаток

групповая

Октябрь

5

«Одну

простую

сказку хотим мы

показать»

1

Педагог

знакомит

детей

с

понятием

«пантомима» -это представление чего либо

средствами мимики и жестов без слов. Дети

делятся на две команды и каждой команде

воспитатель показывает иллюстрации сказки

«Колобок»

и

«Репка»

и

п р ед л а г а е т

изобразить их пантомимически.

групповая

6

«Играем

пальчиками»

1

Педагог

называет

предметы,

и

дети

отмечают

характерные

их

особенности,

которые

можно

передавать

с

помощью

пальцев

рук,

рассуждают,

как

можно

их

изобразить. Например, «цепочку» - большой

и указательный пальцы левой руки в кольце,

через

которое

попеременно

пропускаются

колечки

из

пальцев

правой

руки.

Затем

воспитатель проводит игру – инсценировку:

читает текст, а дети изображают персонажей

с помощью пальцев рук (куклы-перчатки).

групповая

7

«Постучимся

в

теремок».

Этюд

на

расслабление

и

ф а н т а з и и

« Р а з г о в о р

с

лесом»

1

Проводиться игра «Узнай, кто это?» где дети

изображают любое животное или предмет с

помощью выразительных движений. Затем

звучит

музыка

настраивающая

детей

на

слушание сказки. Чтение сказки В. Бианки

« Те р е м о к» .

П о с л е

пр оч те ния

д е т и

закрывают глаза и начинают фантазировать:

каким

был

лес,

где

рос

дуб;

мысленно

перенестись в лес и прислушаться к лесным

звукам;

представить

как

разговаривают

листья на деревьях и т.д. Затем проводиться

игра-имитация: дети изображают роль ветра,

деревья с листочками, которые колышутся в

зависимости от того как сильно дует ветер

групповая

8

« Э т ю д ы

н а

театральной

ширме,

разыгрываемые

верховыми

куклами»

1

Детям

показывают

самый

простой

и

доступный

кукольный

театр-театр

ложек.

Дети изготавливают свои куклы на заранее

подготовленных

ложках

с

помощью

фломастеров

и

кусочков

ткани.

Далее

воспитатель объясняет способы управления

данными куклами. Затем

проводятся этюды с привлечением верховых

групповая

кукол.

Ноябрь

9

«Этюдный

тренаж – Давайте

потанцуем»

1

Воспитатель предлагает детям потанцевать.

Девочки

пляшут

только

тогда,

когда

воспитатель поднимает цветок, а мальчики,

ко гд а

п од н и м а е т с я

фл а жо к .

Ко гд а

поднимается

и

цветок

и

флажок,

дети

танцуют вместе.

групповая

10

«Косолапый

приходил,

теремочек

развалил».

Драматизация

сказки.

1

Проводится игра «Угадай героев сказки?».

Далее дети предлагается вновь встретиться с

героями

сказки

В.

Бианки

«Теремок»

и

самостоятельно

распределить

роли

и

определить

игровое

пространство

для

драматизации

с

использованием

кукол-

перчаток

групповая

11

«Учимся

г о в о р и т ь

п о -

разному»

1

Детей знакомят с необыкновенной птицей

«Говорун». Спрашивают почему птица так

зо в е т с я ?

В ы с л у ш а в

от в е т ы

д е т е й ,

воспитатель обращает внимание на то, что

птица

не

просто

говорила,

а

ясно,

четко,

быстро,

понятно.

Она

ра с с ка зы ва ла

скороговорки. Далее читаются скороговорки

и дети пытаются их повторить.

групповая

12

«Раз,

два,

три,

ч е т ы р е ,

п я т ь -

стихи

мы

будем

сочинять»

1

Вспоминаем

любимые

скороговорки,

если

дети не готовы, можно использовать игру

«Едем

на

поезде».

Далее

воспитатель

говорит о том, что для того, чтобы стихи

получились

складными,

нужно

к

слову

придумать рифму. Вводит понятие «рифма».

После чего дети находят рифму в стихах.

Затем проводиться игра «Придумай рифму.

« Б а б о ч к а »

- ф и з к у л ь т м и н у т к а

(выразительные движения по тексту игры).

Далее

дети

пробуют

само стоятельно

сочинить стихотворение.

групповая

Декабрь

13

«Хитрая уточка».

Мимические

этюды у зеркала.

1

Дети

вспоминают

различных

героев

из

любимых

сказок,

затем

самостоятельно

изображают кого-нибудь из них, а остальные

пробуют

догадаться,

что

это

за

герой.

Вопросы

к

детям:

Например:

Какое

настроение

было

у

лисы,

когда

она

попросила

уточку

вылечить

её?

Далее

педагог

предлагает

подойти

к

зеркалу

и

изобразить

грустное

настроение

(по

ходу

вместе

рассматривают

как

меняет ся

выражение лица) и т.д.

групповая

14

«Расскажи

стихи

руками»

1

Дети вместе с педагогом вспоминают свои

любимые потеши, детские стихи. Каждый

пы т а е т с я

с а м о с тояте льно

п о к а з а т ь

содержание своего произведения используя

все

средства:

мимику,

жесты,

интонацию

речи,

импровизацию

использованием

кукол-перчаток)

групповая

15

Инсценировка

мини-спектакля

«Новогодний

сон»

1

Дети самостоятельно выбирают себе роль,

разучивают диалоги по сценарию, готовят

сценические костюмы

групповая

16

«Веселый

с т а р и ч о к

1

Воспитатель показывает иллюстрации с

изображением

людей,

которые

работают

групповая

Лесовичок»

гримёрами

и

ко стюмерами.

В м е с т е

обсуждают

в

чем

заключается

их

работа.

Далее

педагог

предлагает

почувствовать

себя в роли костюмеров и гримеров.

Январь

17

«Красивый

Петя

уродился;

перед

в с е м и

о н

гордился»

1

Беседа

по

мотивам

сказки

«Хвостатый

хвастунишка». Дети должны самостоятельно

дать

характеристику

персонажам

сказки,

далее

воспитатель

предлагает

ещё

раз

послушать сказку, но уже с музыкальным

сопровождением,

нацеливая

на

то,

что

музыка служит средством выразительности

и

предаёт

характер

каждого

г е р оя .

Музыкальные фрагменты записываются на

диск

заранее.

Просмотр

иллюстраций

для

описания основных черт характера героев

сказки. Игра: «Каждый день петушок делает

зарядку»

групповая

18

« Э т ю д ы

н а

развитие

восприятия:

Обидели; Угадай;

Удержи

атмосферу»

1

Игровое

упражнение

«Обидели»:

Детям

предлагаем,

находясь

в

определённой

а т м о с ф е р е ,

п о с т а р а т ь с я

с о з д а т ь

противоположную и удерживать её в течение

всего отведённого времени на упражнение.

Для этого создается следующая обстановка:

Дети слушают спокойную музыку и рисуют.

Один ребенок сидит, отвернувшись от всех,

он обижен.

Для этюда «Угадай», педагог делит детей на

две группы. Одна группа уходит, а вторая

представляет,

что

они

загорают

на

море.

Педагог

их

вводит

в

эту

атмосферу,

дети

расслаблены, глаза закрыты, представляют

себе

волны.

Входит

другая

группа

и

отгадывает чем занимаются их товарищи.

групповая

19

«Язык жестов»

1

Проводиться

игра

«Где

мы

были,

мы

не

скажем».

Затем

предлагает

послушать

стихотворение

«Смелые

мышки»

и

по

окончании

стихотворения

превратиться

в

них

и

выразительно

изображать

жесты

и

мимику мышей на время.

групповая

Февраль

20

« В о т

к а к

я

умею».

Инсценировка

стихотворения

Б.

Заходера.

1

Дети, передавая мяч друг другу, говорят, что

они

умеют

делать.

Далее

воспитатель

знакомит детей с историей по произведению

Б.

Заходера

«Вот

как

я

умею»

и

дети

начинают имитировать голоса животных и

их движения. Педагог объясняет детям, что

выразительность роли зависит от мимики,

движений и голоса исполнителя роли.

групповая

21

«Лучшие

друзья».

Драматизация

сказки.

1

Воспитатель

показывает

игрушки

(лиса,

заяц, белка, бабочка, ёж), просит вспомнить

герои

какой

сказки

пришли

сегодня

к

р е б я т а м .

Р а з б и р а ю т

х а р а к т е р н ы е

особенности

каждого

из

героев.

Затем

педагог просит самостоятельно определить

игровое пространство для дальнейшей

драматизации сказки, подобрать декорации и

групповая

атрибуты.

Затем

раздаёт

карточки

с

изображением

героев

и

п р е д л а г а е т

изобра зить

в

с ка зке

име нно

э т о г о

персонажа.

Проводиться

драматизация

с

использование кукол-перчаток. Если хватает

времени, то можно повторить драматизацию,

но уже поменять карточки для детей.

22

«Упражнения

на

развитие

в н и м а н и я :

Ты

всегда со мной!»

1

Предлагаем выбрать игрушку, рассмотреть

её

и

запомнить

внешний

вид,

а

затем

проделать

внутренне

все

4

действия,

составляющие

процесс

концентрации

внимания: представить игрушку, стремиться

приблизить её к себе, устремляться к ней,

мысленно проникать в неё, как бы стараться

слиться

с

ней.

И

так

далее

меняем

установку, например, выполнить действие не

имеющего

прямого

к

этому

предмету:

убирать игрушки.

групповая

23

Театрализованная

игра

«Белоснежка

и

семь гномов»

1

Д етям

раздают

ко стюмы

гномов

и

Белоснежки

и

предлагают

отгадать

каких

героев они сегодня будут изображать. Затем

выбирают

костюмера

и

гримёров

для

завершения

образа

гномов

и

Белоснежки.

Устанавливают

декорации

и

начинается

импровизация.

групповая

Март

24

«Упрямые

ежата».

Пальчиковый

театр:

показ

на

ширме.

1

Воспитатель

загадывает

загадку

про

ежа.

После

этого

показывает

2

ежей

и з

пальчикового

театра

и

рассказывает

историю, которая с ним произошла. После

чего

дети

перед

зеркалами

изображают

спорящих

между

собой

ежей.

Затем

во с пит ате ль

предла га е т

п р и д у м ат ь

окончание истории и показать её на ширме с

использование кукол-перчаток

групповая

25

«Вот так яблоко».

Слушание

музыкальных

фрагментов,

имитационные

упражнения

1

Воспитатель

показывает

детям

красивое

яблоко

(муляж).

Дает

в о зм ож н о с т ь

рассмотреть

его,

потрогать,

передать

друг

другу. Затем проводиться театральная игра

«Изобра зи

вкус

яблока »,

где

д е т и

имитируют вкус яблока: кислое, горькое или

сладкое;

сочное,

вкусное.

Затем

дети

слушают

сказку

В.

Сутеева.

«Яблоко»

(вопросы

по

содержанию

сказки)

и

далее

воспитатель

предлагает

про слушать

музыкальные

фрагменты

и

попробовать

догадаться,

кому

из

героев

подходит

музыкальная композиция. После чего, дети

изображают пантомимически героев сказки.

групповая

26

«Времена

года».

Музыкальная

и г р а

п о

импровизации

1

П е д а г о г

п р е д л а г а е т

п р о с л у ш а т ь

музыкальные произведения и догадаться к

какому времени года подходит та или иная

музыка. Затем включая, например, музыку

«весны» - изобразить весеннею капель или

журчание

ручьёв.

Аналогично

по

всем

временам года.

групповая

27

Настольный

конусный театр

«Три

медведя».

Изготовление

1

Детям

показывают

заранее

изготовленные

куклы настольного театра и предлагают

изготовить куклы для сказки «Три медведя».

По окончании работы, дети самостоятельно

групповая

к у к о л

д л я

конусного театра.

инсценируют

данную

сказку

используя

конусные куклы.

28

« Э т ю д ы

н а

сопоставление

различных

эмоций»

1

Детям

читаются

пословицы

и

прибаутки,

разбираем

непонятные

слова

и

далее

выполняем

упражнение

на

сопоставление

различных эмоций.

групповая

Апрель

29

Инсценировка

с п е к т а к л я

н а

выбранную

тему

д л я

д е т е й

младшего

возраста

1

Выбор сказки для постановки совместно с

в о с п и т а т е л е м .

С а м о с т о я т е л ь н о е

распределение ролей и заучивание наизусть

выбранных

ролей.

Репетиции

в

зале.

Постановка

спектакля

с

использованием

кукол-перчаток.

групповая

30

Викторина

«Мы

любим сказки»

1

Дети рассаживаются полукругом и делятся

на

2

команды.

Сообщает

о

проведение

викторины

«Мы

любим

сказки».

(всего

4

задания, последнее из которых, то где детям

предлагают показать свою любимую сказку).

групповая

31

«Как

поссорились

Солнце и Луна»

1

Чтение сказки «Как поссорились Солнце и

Лу на » .

П о

о ко нч а нии

в о с п и т а т е л ь

п р е д л а г а е т ,

и с п о л ь з о в а в

с в о ё

исполнительское умение, разыграть сказку.

Обращает

внимание

на

то,

конфликты

можно

предупредить,

если

уступать

друг

другу.

групповая

32

«Преодолеем

страх»

1

Дети

вместе

с

педагогом

рассматривают

сюжетную

картину

«Страшно».

Выделяют

основные признаки этого состояния. Затем

дети

упражняются

в

изображении

испуга,

страха, ужаса. Подводим к итогу, что страх

можно

преодолеть

и

проводим

игру

«Преодолеем страх».

групповая

Май

33

«Три мамы»

1

Детям предлагают диалоги «мам» с разным

характером

и

настроением:

весёлая

и

озорная; грустная и задумчивая; сердитая и

строгая.

Дети

должны

выразительно

п р о и з н е с т и

в е с ь

д и а л о г

с о гл а с н о

выбранному настроению мамы.

групповая

34

«Приятная

встреча»

1

Воспитатель предлагает детям представить

ситуацию, что они много времени не видели

друг

друга

и

инсценировать

эту

встречу

лучших

друзей

с

использованием

кукол-

перчаток

групповая

35

«Сороконожка»

1

Детям

предлагают

разучить

маленькое

стихотворение

«Сороконожка».

Затем

воспитатель

предлагает

всем

детям

быть

ведущим и показать остальным движения.

Кто-то один должен согласиться и провести

игру. А остальные повторить задание.

групповая

36

Настольный

конусный

театр

«Три

медведя».

Изготовление

к у к о л

д л я

конусного театра.

1

Детям

показывают

заранее

изготовленные

куклы

настольного

театра

и

предлагают

изготовить куклы для сказки «Три медведя».

По окончании работы, дети самостоятельно

инсценируют

данную

сказку

используя

конусные куклы

групповая

ИТОГО: 36 часов в год

Примечание: длительность 1 учебного часа в астрономических минутах исчисляется в

соответствии

с

возрастом

ребенка

согласно

Санитарно-гигиенических

правил

и

нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13. Для данной возрастной категории 1 час = 30 минутам.

Количество детей в группе – 8 человек.

Требование к усвоению дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности «В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста

с 6 до 7 лет

Подведение

итогов

по

результатам

освоения

материала

данной

программы

проводиться

1

раз

в

год

(май)

по

педагогической

диагностике

театрализованной

деятельности

Т.С.

Комаровой

с

целью

корректировки

образовательного

процесса

в

соответствии с психофизическими особенностями воспитанников в форме выполнения

игровых упражнений, театрализованного представления (постановка спектакля в конце

учебного года) для воспитанников учреждения и родителей.

В

результате

обучения

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

художественной направленности «В гостях у сказки» дети:

знают:

- о назначение театра;

- о деятельности работников театра;

- о видах театров;

- о видах и жанрах театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр

зверей, клоунада и др.

умеют:

- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

- воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность

других детей;

- контролировать внимание;

-

понимать

и

эмоционально

выражать

различные

состояния

персонажа

с

помощью интонации;

-

принимать

позы

в

соответствии

с

настроением

и

характером

изображаемого героя;

-

изменять

свои

переживания,

выражение

лица,

походку,

движения

в

соответствии с эмоциональным состоянием.

- свободно и открыто держаться на сценическом выступлении перед младшими

воспитанниками ДОУ.

имеют представление:

- о сценическом движении;

- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

владеют навыками:

- культурного поведения в театре;

- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

- подбора собственных выразительных жестов;

- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

- произнесения небольших монологов;

- произнесения

развернутых

диалогов

в

соответствии

с

сюжетом

инсценировки.

Уровни освоения дополнительной общеразвивающей программы художественной

направленности «В гостях у сказки»

Основы театральной культуры

Высокий

уровень:

проявляет

устойчивый

интерес

к

театральному

искусству

и

театрализованной

деятельности;

знает

правила

поведения

в

театре;

знает

правила

поведения

в

театре;

называет

различные

виды

театра,

знает

их

различия

и

может

охарактеризовать театральные профессии;

Средний уровень: интересуется театрализованной деятельностью, использует свои

знания в театрализованной деятельности;

Низкий

уровень: не проявляет интерес к театрализованной деятельности; знает

правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура

Высокий уровень: понимает главную идею литературного произведения, поясняет

своё

высказывание,

дает

подробные

словесные

характеристики

главных

и

второстепенных

героев;

творчески

интерпретирует

единицы

сюжета

на

основе

литературного

произведения;

умеет

пересказывать

произведения

от

разных

лиц,

используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

Средний

уровень:

понимает

главную

идею

литературного

произведения;

даёт

словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может назвать

охарактеризовать

единицы

сюжета;

в

пересказе

использует

средства

языковой

выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

Низкий

уровень:

Понимает

содержание

произведения;

различает

главных

и

второстепенных

героев;

затрудняется

выделить

единицы

сюжета;

пересказывает

произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о

различных

эмоциональных

состояниях

и

характере

героев,

использует

различные

средства воспитателя;

Средний

уровень: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и

может

их

продемонстрировать,

используя

мимику,

жест,

позу,

движения,

требуется

помощь в выразительности;

Низкий

уровень: различает эмоциональные состояния и их характеристики, но

затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

Высокий

уровень:

импровизирует

с

куклами

разных

систем

в

работе

над

спектаклем;

Средний уровень: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

Низкий уровень: владеет элементарными навыками кукловождения.

Музыкальное развитие

Высокий

уровень:

импровизирует

под

музыку

разного

характера,

создавая

выразительные, пластические образы; свободно подбираем музыкальные характеристики

героев, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний

уровень:

передает

в

свободных

пластических

движениях

характер

музыки;

самостоятельно

выбирает

музыкальные

характеристики

героев,

музыкальное

сопровождение

к

частям

сюжета

из

предложенных

педагогом;

с

помощью

педагога

использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение,

исполняет песню, танец.

Низкий уровень: затрудняется в создании пластических образов в соответствии с

характером

музыки;

затрудняется

выбрать

музыкальную

характеристику

героев

из

предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и

подборе знакомых песнях к спектаклю.

Основы изобразительно-оформительской деятельности

Высокий

уровень: самостоятельно

создаёт

эскизы

к

основным

действиям

спектакля; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям

для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого).

Средний уровень: создает эскизы декораций, персонажей и основных действий

спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из

различных материалов;

Низкий уровень: создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в

изготовлении декораций из различных материалов.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,

творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

Средний уровень: проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами

в планировании коллективной деятельности;

Низкий уровень: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над

спектаклем.

Протокол освоения дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности «В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста

с 6 до 7 лет

№ Ф.И. ребенка

Основы

театральной

Речевая культура

Эмоционально-

образное развитие

Навыки

кукловождения

Музыкальное

развитие

Основы

изобразительно-

оформительской

деятельности

Основы

коллективной

творческой

деятельности

Методическое обеспечение программы

Методические рекомендации педагогическим работникам

Во

время

проведения

непрерывной

образовательной

деятельности

по

дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «В гостях

у сказки» для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет педагог своей главной задачей

должен ставить не обучение актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих

способностей (творческого мышления). Необходимо рассматривать каждого воспитанника

как личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных

возможностей.

Создание ситуаций успеха на НОД по программе является одним из основных

методов

эмоционального

стимулирования

воспитанников

и

представляет

собой

специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается

хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих

силах и «лёгкости» процесса обучения.

Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 6-8 лет легче

фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы.

Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать

темы,

далекие

от

бытовых

условностей:

«африканский»

язык,

первобытные

танцы,

инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства, перво-ощущения,

перво-эмоцию, перво-взгляд.

Педагогу

не

стоит

«жонглировать»

теоретическими

выкладками

и

изысками,

анализировать

с

воспитанниками

сам

процесс

игры

и

игровых

технологий.

Детей

необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа

существования и общения.

Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска.

Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же

время

ребенок

должен

осознавать

важность

и

значимость

творческого

процесса,

не

превращая его в баловство или «длинную переменку».

Главная задача для преподавателя:

1.

создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством,

результатом которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле,

сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра

на столе»;

2.

формирование у воспитанников умений переносить историю с абстрактного

персонажа на собственное «Я». Педагог дает задания воспитаннику с учетом того, что все

происходящее

в

ролевых

играх,

этюдах-историях

происходит

лично

с

ним:

«Я»

в

предлагаемых обстоятельствах» по К.С. Станиславскому;

3.

введение в игру элементов непредвиденного, не подготовленного заранее, а

родившегося по ходу игры-действия.

Средства обучения

просторное репетиционное помещение (музыкальный зал),

звуковое и световое оборудованием,

стол, стулья,

компьютер со звуковыми колонками, музыкальный центр,

атрибуты костюмов для инсценировок, различные декораций, иллюстрации к

сказкам и театрализованным инсценировкам;

различные виды театра;

картотека

тренажных

этюдов

и

упражнений

на

развитие

восприятия,

воображения,

на

выражение

и

сопоставление

основных

эмоций,

на

выразительность

жестов, на воспроизведение отдельных черт характера;

сценарии театрализованных представлений;

складные театральные ширмы,

большие кубы.

Календарно-тематический план по непрерывной образовательной деятельности «В гостях у сказки» для детей дошкольного

возраста с 6 до 7 лет (один год обучения)

№ План

дата

Фак

дата

Тема

Задачи

Содержание

Сопутствующие формы

работы

1

1

«Давайте

знакомиться»

1.

П о з н а ком и т ь

д е т е й

с

воспитателем-специалистом.

2.

Познакомить с

театральным

залом, видами театров.

3.

Упражнять

в

произношении

скороговорки.

Воспитатель приглашает детей в театральный

зал, рассматривает его, обращает внимание на

театральные игрушки (виды театров), ширму

для

кукольных

театров

и

др.,

затем

рассаживает

детей

полукругом

и

проводит

игру «Меня зовут…».

Игра «Меня зовут…» с

использованием мяча.

Скороговорка

«Карасенок».

2

«Попробуем

измениться»

1.

Создавать

эм о ц и о н а л ь н о

благоприятную

атмосферу

для

дружеских взаимоотношений.

2.

Р а з в и в а т ь

с п о с о б н о с т ь

понимать собеседника.

3.

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

понятием «мимика», «жест».

4.

У п р а ж н я т ь

д е т е й

в

изображении героев с помощью

Воспитатель встречает детей под спокойную

муз ы ку,

расс аж ивает

полукругом

и

предлагает

поиграть

в

игру

«Назови

имя

соседа ласково».

Вопросы

к

детям:

«Как

вы

узнаёте

друг

друга?»,

«Как

артист

изменяет

свою

внешность для того, чтобы сыграть роль?».

Рассказ педагога о том, как можно изменить

себя

с

помощью

мимики

и

же с т о в .

Разъяснение

понятий:

«мимика»,

«жест».

Театрализованная

игра

«Догадайся,

кто

я » .

Чтение

стихотворений:

«Шел

король

Боровик»;

«Страус Кукки»

мимики, жестов.

Игры с детьми, которые помогают изобразить

героев с помощью мимики и жестов.

3

«Раз, два, три,

четыре,

пять-

в ы

х о т и т е

поиграть?»

1.

Р а з в и в а т ь

ф а н т а з и ю ,

т в о р ч е с т в о

в

п р о ц е с с е

придумывания диалога к сказке.

2.

У ч и т ь

п р о я в л я т ь

с в о ю

и н д и в и д у а л ь н о с т ь

и

неповторимость.

3.

Активизировать

использование

в

речи

детей

понятий «мимика», «жест».

Воспитатель

предлагает

поиграть

в

игру

«Театральная разминка», в процессе которой

он

называет,

а

дети

показывают

в

мимике

настроение:

грусть,

радость,

спокойствие,

удивление, горе, страх, восторг и т.д. Далее

воспитатель

называет,

а

дети

показывают:

«иди

сюда»;

«уходи»;

«здравствуйте»;

«не

балуй»;

«нельзя»;

«отстань»

и

т.д.

Затем

воспитатель

предлагает

объединиться

в

группы

и

разыграть

знакомую

сказку

«Курочка Ряба», где конец сказки они должны

придумать сами.

И г р а

« Т е а т р а л ь н а я

разминка»;

Конкурс

на

лучшую

драматизацию

сказки «Курочка Ряба»

1.

4

«Наши

эмоции»

1.

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

пиктограммами;

2.

Развивать

интонационную

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

р е ч и ,

воображение,

пантомимические

навыки;

3.

В о с п и т ы в а т ь

ж е л а н и е

учувствовать в театральной игре.

Показ

пиктограмм.

Разъяснение

понятия

«Пиктограмма».

Педагог

п р е д л а г а е т

прослушать детям русские народные шутки и

потешки. Дети описывают эмоции героев и

предлагают

своё

воспроизведение

эмоций

героев.

Русская народная шутка

«Тит,

а

Тит?»;

русская

народная

потешка

«На

улице две курицы»

2.

3.

5

«Одну

простую

сказку

хотим

мы показать»

1.

Способствовать

объединению

д е т е й

в

с о в м е с т н о й

деятельности;

2.

Учить

средствами

мимики

и

жестов

передавать

наиболее

характерные

черты

персонажа

сказки;

3.

Расширять «словарь» жестов и

мимики

Педагог

знакомит

детей

с

понятием

«пантомима» -это представление чего либо

средствами мимики и жестов без слов. Дети

делятся на две команды и каждой команде

воспитатель показывает иллюстрации сказки

«Колобок» и «Репка» и предлагает изобразить

их пантомимически.

Творческая игра «Что это

з а

с к а з к а ? » ;

Пантомимические игры

4.

«Играем

пальчиками»

1.

Учить

характерной

передаче

о б р а з о в

д в и ж е н и я м и

р у к ,

Педагог называет предметы, и дети отмечают

характерные их особенности, которые можно

Игровые

упражнения

с

помощью

па льчиков;

6

пальцев;

2.

Закреплять

в

речи

детей

понятие «пантомима»

передавать

с

помощью

пальцев

ру к ,

рассуждают,

как

можно

их

изобразить.

Н а п р и м е р ,

« ц е п о ч к у » - б о л ь ш о й

и

указательный пальцы левой руки в кольце,

через

которое

попеременно

пропускаются

колечки

из

пальцев

правой

руки.

Затем

воспитатель проводит игру – инсценировку:

читает текст, а дети изображают персонажей

с помощью пальцев рук.

Игра-инсценировка

«Пальчики перебираем и

цепочку получаем…»

5.

7

«Постучимся

в

теремок».

Э т ю д

н а

расслабление

и

ф а н т а з и и

«Разговор

с

лесом»

1.

Развивать фантазию.

2.

Совершенствовать

выразительность движений.

3.

Активизировать

внимание

детей

при

знакомстве

с

новой

с к а з к о й

и

в ы з в а т ь

положительный

эмоциональный

настрой.

Проводиться игра «Узнай, кто это?» где дети

изображают любое животное или предмет с

помощью

выразительных

движений.

Затем

звучит

музыка,

настраивающая

детей

на

слушание сказки. Чтение сказки В. Бианки

«Теремок». После прочтения дети закрывают

глаза и начинают фантазировать: каким был

лес, где рос дуб; мысленно перенестись в лес

и

п р и с л у ш ат ь с я

к

л е с н ы м

з в у к а м ;

представить

как

разговаривают

листья

на

деревьях

и

т.д.

Затем

проводиться

игра-

имитация:

дети

изображают

роль

ветра,

деревья с листочками, которые колышутся в

зависимости от того как сильно дует ветер

Игра «Узнай, кто это?»;

Этюд на расслабление и

фантазии

«Разговор

с

лесом»;

Музыкальное

сопровождение.

6.

8

« Э т юд ы

н а

театральной

ширме,

разыгрываем

ые верховыми

куклами»

1.

Знакомство детей с верховыми

куклами.

2.

Научить

простому

способу

изготовления верховых кукол.

3.

Отрабатывать

движения

с

Детям

показывают

самый

простой

и

доступный

кукольный

театр-театр

ложек.

Дети изготавливают свои куклы на заранее

подготовленных

ложках

с

помощью

фломастеров

и

кусочков

ткани.

Далее

воспитатель объясняет способы управления

данными куклами. Затем проводятся этюды с

Этюды:

«У

медведя

во

бору»; «Большие ноги»

помощью проигрывание этюдов с

использованием верховых кукол.

привлечением верховых кукол.

7.

9

«Этюдный

т р е н а ж

Давайте

потанцуем»

1.

Развивать внимание детей.

2.

У ч и т ь

р е а г и р о в а т ь

н а

зрительные сигналы.

Воспитатель

предлагает

детям

потанцевать.

Девочки

пляшут

только

тогда,

когда

воспитатель поднимает цветок, а мальчики,

ко гд а

п од н и м а е т с я

ф л а ж о к .

Ко г д а

поднимается

и

цветок

и

флажок,

дети

танцуют вместе.

Р у с с к а я

н а р о д н а я

п л я с о в а я

м у з ы к а ;

импровизация

танцевальных движений.

8.

10

«Косолапый

приходил,

теремочек

развалил».

Драматизация

сказки.

1.

Учить

узнавать

героя

по

характерным признакам.

2.

Совершенствовать

умение

детей передавать образы героев

сказки.

3.

Формировать

д р у ж е с к и е

взаимоотношения.

Проводится

игра

«Угадай

героев

сказки?».

Далее дети предлагается вновь встретиться с

героями

сказки

В.

Бианки

«Теремок»

и

самостоятельно

распределить

роли

и

определить

игровое

пространство

для

драматизации.

Игра

«Угадай

героев

сказки»;

чтение

сказки

«Теремок»

В.

Бианки.

Музыкальное

с о п р о в о ж д е н и е

п о

желанию детей.

9.

11

«Учимся

говорить

по-

разному»

1.

Учить отрабатывать дикцию с

помощью

п р о го ва р и ва н и е м

скороговорок, развивать её.

2.

Продолжать выполнять игры-

у п р а ж н е н и я

н а

и м и т а ц и ю

движений.

Детей

знакомят

с

необыкновенной

птицей

«Говорун».

Спрашивают

почему

птица

так

з о в е т с я ?

В ы с л у ш а в

о т в е т ы

д е т е й ,

воспитатель обращает внимание на то, что

птица

не

просто

говорила,

а

ясно,

четко,

быстро,

понятно.

Она

р а с с к а з ы ва л а

скороговорки. Далее читаются скороговорки

и дети пытаются их повторить.

Иллюстрации

сказочной

птицы «говорун»; тексты

скороговорок.

10.

12

«Раз, два, три,

четыре,

пять-

с т и х и

м ы

1.

У т о ч н и т ь

п о н я т и е

«скороговорка».

Вспоминаем

любимые

скороговорки,

если

дети

не

готовы,

можно

использовать

игру

«Едем на поезде». Далее воспитатель говорит

Игра «Едем на поезде»;

д и д а кт и ч е с ка я

и г р а

«Придумай

р и ф м у » ;

будем

сочинять»

2.

Развивать у детей дикцию.

3.

Пополнить понятийный запас

детей новым понятием «рифма».

4.

Упражнять

в

придумывание

рифмы к словам.

5.

Учить

работ ать

в м е с т е ,

сообща, дружно.

о том, что для того, чтобы стихи получились

складными, нужно к слову придумать рифму.

Вводит понятие «рифма». После чего дети

находят рифму в стихах. Затем проводиться

и г р а

« П р и д ум а й

р и ф м у.

« Б а б о ч к а »

-физкультминутка (выразительные движения

по

тексту

игры).

Далее

дети

пробуют

самостоятельно сочинить стихотворение.

физкультминутка

«Бабочка»

11.

«Хитрая

уточка».

Мимические

э т ю д ы

у

зеркала.

1.

Продолжать учить выполнять

упражнения на выразительность

движений.

2.

Знакомство

с

мимическими

этюдами у зеркала.

Дети

вспоминают

различных

героев

из

любимых

сказок,

затем

самостоятельно

изображают кого-нибудь из них, а остальные

пробуют

догадаться,

что

это

за

герой.

Вопросы

к

детям:

Например

-

Какое

настроение было у лисы, когда она попросила

уточку

вылечить

её?

Далее

п е д а го г

предлагает подойти к зеркалу и изобразить

грустное

настроение

(по

ходу

вме сте

рассматривают

как

меняется

выражение

лица) и т.д.

Большие или маленькие

зеркала для работы над

этюдами.

12.

«Расскажи

стихи

руками»

1.

Учить детей импровизировать.

2.

Развивать

интонационную

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

р е ч и ,

воображение,

пантомимические

навыки.

Дети вместе с педагогом вспоминают свои

любимые

потеши,

детские

стихи.

Каждый

п ы т а е т с я

с а м о с т оя т е л ь н о

п о к а з а т ь

содержание своего произведения, используя

все

средства:

мимику,

жесты,

интонацию

речи, импровизацию.

Заранее

разученные

с

детьми

фольклорные

произведения и стихи.

3.

Воспитывать

партнёрские

отношения.

13.

Инсценировка

мини-

спектакля

«Новогодний

сон»

1.

Учить

детей

свободно,

без

страха,

стеснения

держаться

п е р е д

з р и т е л я м и

н а

импровизированной сцене.

Дети

самостоятельно

выбирают

себе

роль,

разучивают

диалоги

по

сценарию,

готовят

сценические костюмы.

В м е с т е

с

д е т ь м и

о ф о р м л я ю т

з а л

декорациями,

п р и д у м ы в а ю т

и

подбирают костюмы.

14.

«Веселый

с т а р и ч о к

Лесовичок»

1.

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

театральными

профе ссиями

гримёра и костюмера

2.

У ч и т ь

и н т о н а ц и о н н о

и

выразительно

проговаривать

фразы.

3.

Воспитывать

творче скую

инициативу,

побуждать

детей

к

активному общению через игру.

Воспитатель

показывает

иллюстрации

с

изображением

людей,

которые

работают

гримёрами

и

ко ст юмерами.

В м е с т е

обсуждают

в

чем

заключается

их

работа.

Далее педагог предлагает почувствовать себя

в роли костюмеров и гримеров.

Атрибуты

сценических

ко с т ю м о в ,

д е т с к и й

Г р и м м

д л я

л и ц а ,

и л л ю с т р а ц и и

с

изображением

людей

данных профессий.

15.

«Красивый

Петя

уродился;

перед

всеми

он гордился»

1.

Дать

детям

понятие,

что

музыка

и

иллюстрации

-тоже

о ч е н ь

в а ж н о е

с р е д с т в о

в ы ра з и т е ль н о с т и ,

т а к

к а к

помогают понять образ героев.

2.

Совершенствовать

умение

детей

давать

характеристику

персонажам сказки.

Беседа

по

мотивам

сказки

«Хвостатый

хвастунишка». Дети должны самостоятельно

дать

характеристику

персонажам

сказки,

далее

воспитатель

предлагает

ещё

раз

послушать

сказку,

но

уже

с

музыкальным

сопровождением,

нацеливая

на

то,

что

музыка служит средством выразительности и

п р е д а ё т

х а р а к т е р

к а ж д о г о

г е р о я .

Музыкальные

фрагменты

записываются

на

диск

заранее.

Просмотр

иллюстраций

для

описания

основных

черт

характера

героев

С л у ш а н и е

с ка з к и

с

музыкальными

фрагментами;

яркие

и

красочные

иллюстрации

к

сказке

«Хвостатый

хвастунишка»

сказки. Игра: «Каждый день петушок делает

зарядку»

16.

« Э т юд ы

н а

развитие

восприятия:

Обидели;

Угадай;

Удержи

атмосферу»

1.

Учить

детей

интуитивно

р а с п о з н а в а т ь

а т м о с ф е р у,

в о з н и к а ю щ у ю

в о к р у г

определённого

человека,

места,

времени года.

2.

Развивать умение вживаться в

созданную

атмосферу

вокруг

себя.

«Обидели»:

Детям

предлагаем,

находясь

в

определённой атмосфере, постараться создать

противоположную и удерживать её в течение

всего отведённого времени на упражнение.

Для этого создается следующая обстановка:

Дети слушают спокойную музыку и рисуют.

Один ребенок сидит, отвернувшись от всех,

он обижен.

Для этюда «Угадай», педагог делит детей на

две

группы.

Одна

группа

уходит,

а

вторая

представляет,

что

они

загорают

на

море.

Педагог

их

вводит

в

эту

атмосферу,

дети

расслаблены,

глаза

закрыты,

представляют

себе

волны.

Входит

другая

группа

и

отгадывает, чем занимаются их товарищи.

Музыкальное

с о п р о в о ж д е н и е

к

этюдам,

подготовить

з а р а н е е

н а в о д я щ и е

вопросы к детям.

17.

«Язык

жестов»

1.

Продолжать

учить

д е т е й

выполнять

упражнения

н а

выразительность.

2.

Развивать

умение

быстро

перевоплощаться

в

заданных

героев.

Проводиться

игра

«Где

мы

были,

мы

не

скажем».

Затем

предлагает

послушать

стихотворение

«Смелые

мышки»

и

по

окончании стихотворения превратиться в них

и выразительно изображать жесты и мимику

мышей на время.

Текст

игры

«Где

мы

были,

мы

не

скажем!»;

«Смелые

мышки»

и

с е к у н д о м е р

д л я

определения времени, за

к о т о р о е

м о г у т

превратиться

дети

в

героев.

18.

«Вот

как

я

умею».

Инсценировка

1.

Развивать

умение

передавать

голоса животных.

Дети, передавая мяч друг другу, говорят, что

они

умеют

делать.

Далее

воспитатель

знакомит детей с историей по произведению

Игра

«Что

я

умею»;

С т и х о т в о р е н и е

Б .

Заходера

«Вот

как

я

стихотворени

я Б. Заходера.

2.

Упражнять

детей

в

показе

движений, близких к движениям

щенка и козлика.

3.

Раскрывать

умения

детей

перед своими сверстниками.

Б.

Заходера

«Вот

как

я

умею»

и

дети

начинают имитировать голоса животных и их

движения.

Педагог

объясняет

детям,

что

выразительность

роли

зависит

от

мимики,

движений и голоса исполнителя роли.

умею»; мяч для игры.

19.

«Лучшие

друзья».

Драматизация

сказки.

1.

Учить

детей

самостоятельно

о п р е д е л я т ь

м е с т о

д л я

драматизации сказки, размещать

атрибуты и декорации.

2.

Учить

проигрывать

те

роли,

которые предлагает взрослый по

карточкам.

Воспитатель показывает игрушки (лиса, заяц,

белка, бабочка, ёж), просит вспомнить герои

какой

сказки

пришли

сегодня

к

ребятам.

Разбирают характерные особенности каждого

и з

г е р о е в .

З а т е м

п е д а г о г

п р о с и т

само стоятельно

определить

и г р о в о е

пространство для дальнейшей драматизации

сказки,

подобрать

декорации

и

атрибуты.

Затем

раздаёт

карточки

с

изображением

героев

и

предлагает

изобразить

в

сказке

именно

этого

персонажа.

Проводиться

драматизация.

Если

хватает

времени,

то

можно

повторить

драматизацию,

но

уже

поменять карточки для детей.

Ку ко л ь н ы й

т е ат р

куклы:

заяц,

ёж,

белка,

л и с а ,

б а б о ч к а .

Небольшие декорации и

атрибуты,

карточки

с

изображением

героев

сказки.

20.

«Упражнения

на

развитие

внимания: Ты

в с е г д а

с о

мной!»

1.

У ч и т ь

ко н ц е н т р и р о в а т ь

внимание детей на определённые

действия.

2.

Учить излишне не напрягать

органы чувств, мускулатуры.

Предлагаем выбрать игрушку, рассмотреть её

и запомнить внешний вид, а затем проделать

внутренне

все

4

действия,

составляющие

п р о ц е с с

ко н ц е н т р а ц и и

в н и м а н и я :

представить игрушку, стремиться приблизить

её

к

себе,

устремляться

к

ней,

мысленно

проникать в неё, как бы стараться слиться с

ней. И так далее меняем установку, например,

выполнить действие, не имеющего прямого к

этому предмету: убирать игрушки.

Игрушки

по

выбору

детей.

21.

Театрализова

н н а я

и г р а

«Белоснежка

и

с е м ь

гномов»

1.

З а к р е п л я т ь

у м е н и е

самостоятельно

создавать

образ

героя

с

помощью

грима

и

костюмов.

2.

Выразительно

изображать

героев игры.

Д е тя м

р а зд а ю т

ко с т ю м ы

г н ом о в

и

Белоснежки

и

предлагают

отгадать

каких

героев они сегодня будут изображать. Затем

выбирают

костюмера

и

гримёров

для

завершения

образа

гномов

и

Белоснежки.

Устанавливают

декорации

и

начинается

импровизация.

Картонный

домик

с

раскрытыми

окошками,

ко с т ю м ы

г н о м о в

и

Белоснежки.

Детский

грим.

22.

«Упрямые

ежата».

Пальчиковый

театр:

показ

на ширме.

1.

Закреплять

умение

детей

придумывать окончание истории

детьми.

2.

Продолжать учить показывать

свои инсценировки на ширме.

Воспитатель

загадывает

загадку

про

ежа.

Спрашивает по каким признакам. После этого

показывает 2 ежей из пальчикового театра и

рассказывает

историю,

которая

с

ним

произошла. После чего дети перед зеркалами

изображают

спорящих

между

собой

ежей.

Затем

воспитатель

предлагает

придумать

окончание истории и показать её на ширме.

Куклы

п а л ьч и ко в о го

театра:

2

ежа;

зеркала;

ш и р м а

д л я

п о к а з а

инсценировки.

23.

« В о т

т а к

яблоко».

Слушание

музыкальных

фрагментов,

имитационны

е упражнения

1.

Продолжать

учить

д е т е й

выполнять

упражнения

н а

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

м и м и к и ;

имитационные упражнения.

2.

С л у ш а н и е

м у з ы к а л ь н ы х

фрагментов с целью определения

кому

из

героев

соответствует

проигранная музыка.

Воспитатель

показывает

детям

красивое

я блоко

(муля ж ).

Да е т

в о з м ож н о с т ь

рассмотреть

его,

потрогать,

передать

друг

другу.

Затем

проводиться

театральная

игра

«Изобрази вкус яблока», где дети имитируют

вкус

яблока:

кислое,

горькое

или

сладкое;

сочное, вкусное. Затем дети слушают сказку

В.

Сутеева.

«Яблоко».

(вопро сы

п о

содержанию

сказки)

и

далее

воспитатель

предлагает

прослушать

музыка льные

фрагменты и попробовать догадаться, кому из

героев

подходит

музыкальная

композиция.

П о с л е

ч е г о ,

д е т и

и з о б р а ж а ю т

пантомимически героев сказки.

Муляж

яблока;

текст

с к а з к и

В .

С у т е е в а

«Яблоко»;

музыкальные

отрывки

подходящих

к

героям сказки.

24.

«Времена

года».

Музыкальная

и г р а

п о

импровизации

1.

Прослушивание музыкальных

композиций

характеризующих

разные времена года.

2.

У ч и т ь

с а м о с т о я т е л ь н о й

и м п р о в и з а ц и и

с л у ш а я

музыкальное произведение.

Педагог предлагает прослушать музыкальные

произведения и догадаться к какому времени

года

подходит

та

или

иная

музыка.

Затем

включая,

например,

музыку

«ве сны»

-изобразить весеннею капель или журчание

ручьёв. Аналогично по всем временам года.

Подбор

музыкального

сопровождения,

желательно

по

совету

музыкального

руководителя

учреждения.

25.

Настольный

конусный

т е ат р

« Тр и

медведя».

Изготовление

к у к о л

д л я

конусного

театра.

1.

Знакомст во

с

ко н у с н ы м

настольным театром.

2.

Познакомить

со

способами

изготовления конусных кукол.

3.

Самостоятельная

инсценировка

сказки

«Три

м е д в е д я »

с

п о м о щ ь ю

изготовленных кукол.

Детям

показывают

заранее

изготовленные

куклы

настольного

театра

и

предлагают

изготовить куклы для сказки «Три медведя».

По окончании работы, дети самостоятельно

инсценируют данную сказку, используя сои

куклы.

П л о т н ы й

к а р т о н ,

шаблон-круг,

ножницы,

клей,

иголка

и

нитки.

Педагог

сам

сшивает

куклы.

26.

« Э т юд ы

н а

сопоставлени

е

различных

эмоций»

1.

Закреплять умение передавать

различные

э м о ц и о н а л ь н ы е

состояния по текстам: пословиц

и прибауток.

2.

Обогащать

словарный

запас

д е т е й ,

и с п ол ь зуя

р у с с к и й

народный фольклор.

Детям

читаются

пословицы

и

прибаутки,

разбираем

непонятные

слова

и

далее

выполняем

упражнение

на

сопоставление

различных эмоций.

П о с лов и ц ы :

«Н е

т а

с о б а к а

к у с а е т » ;

« Б о л ь н о м у

и

м ё д

невкусен»;

«Делать

не

я»;

Прибаутки: «На реке ль

на

речки»;

«Вдоль

по

реченьке

л е б ё д у ш ка

плывёт».

27.

Инсценировка

спектакля

на

1.

Разучивание

диалогов

героев

в ы б р а н н о й

с ка з к и ,

п о б о р

Выбор сказки для постановки совместно с

в о с п и т а т е л е м .

С а м о с т о я т е л ь н о е

О ф о рм л е н и е

з а л а

в

с о о т в е т с т в и и

с

выбранную

т е м у

д л я

детей

младшего

возраста

музыкального

сопровождения

и

к о с т ю м о в ,

и з г о т о в л е н и е

декораций.

2.

Развивать

умение

свободно

выступать

на

сцене

п е р е д

зрителями разного возраста.

распределение ролей и заучивание наизусть

выбранных

ролей.

Репетиции

в

за ле.

Постановка спектакля.

в ы б р а н н о й

п ь е с о й .

Пошив

костюмов

при

необходимости.

Побор

музыкального

сопровождения.

28.

Викторина

«Мы

любим

сказки»

1.

Закреплять

умение

детей

использовать различные средства

выразительности

в

передаче

образов героев сказок.

2.

Д р а м ат и з а ц и я

л ю б и м о й

сказки.

Дети рассаживаются полукругом и делятся на

2

команды.

Сообщает

о

п р о вед е н и е

викторины

«Мы

любим

сказки»

(всего

4

задания, последнее из которых, то где детям

предлагают показать свою любимую сказку).

Карточки

с

заданиями,

к о с т ю м ы

д л я

драматизации

на

выбор

детей, тексты стихов.

29.

«Как

поссорились

С о л н ц е

и

Луна»

1.

Совершенствовать

исполнительское

мастерство,

выразительность

в

передаче

образов героев.

2.

Закрепить

умение

д е т е й

бесконфликтно общаться в ходе

подготовке

к

драматизации

сказки.

Чтение сказки «Как поссорились Солнце и

Луна». По окончании воспитатель предлагает,

использовав

своё

исполнительское

умение,

разыграть сказку. Обращает внимание на то,

конфликты

можно

предупредить,

если

уступать друг другу.

Костюмы Луны и

Солнца,

Бога

Грома

и

з в е з д о ч е к ,

п о

оставшемуся количеству

д е т е й ,

ч т о б ы

в с е

участвовали.

30.

«Преодолеем

страх»

1.

Закреплять

умение

детей

изображать страх.

2.

Учить

преодолевать

э т о

состояние.

Дети

вместе

с

педагогом

рассматривают

сюжетную

картину

«Страшно».

Выделяют

основные

признаки

этого

состояния.

Затем

дети

упражняются

в

изображении

испуга,

страха, ужаса. Подводим к итогу, что страх

можно

преодолеть

и

проводим

игру

С ю ж е т н а я

к а р т и н а

« С т р а ш н о » .

Ку к л ы

настольного

т е а т р а :

б а б у ш к а ,

в н у ч к а ,

курочка, мышка, заяц.

3.

Совершенствовать

умение

л о г и ч н о

и

в ы р а з и т е л ь н о

пересказывать сказку.

«Преодолеем страх».

31.

«Три мамы»

1.

Учить детей эмоционально и

выразительно произносить слова

роли.

2.

Развивать

желание

активно

учувствовать в театрализованных

играх.

3.

Воспитывать

доброжелательное

отношение

друг к другу.

Детям предлагают диалоги «мам» с разным

характером

и

настроением:

весёлая

и

озорная; грустная и задумчивая; сердитая и

строгая.

Дети

должны

выразительно

произнести весь диалог согласно выбранному

настроению мамы.

М ож н о

п р е д л о ж и т ь

использовать

зеркало,

для того чтобы ребёнок

н а с т р о и л с я

н а

определённую роль.

32.

«Приятная

встреча»

1.

Учить

детей

согласовывать

свои

действия

с

действиями

партнёра.

2.

П р о д о л ж а т ь

р а з в и в а т ь

пантомимические навыки.

3.

Воспитывать

творче скую

инициативу.

Воспитатель

предлагает

детям

представить

ситуацию, что они много времени не видели

друг

друга

и

инсценировать

эту

встречу

лучших друзей.

Можно рассказать детям,

по

каким

п р и ч и н а м

м о г у т

р а с с т а в а т ь с я

друзья,

и

как

бывает

р а д о с т н о ,

к о г д а

состоялась долгожданная

встреча.

33.

«Сороконожк

а»

1.

Продолжать развивать мелкую

мускулатуру

пальцев

и

учить

сочетать движения рук с речью.

2.

Воспитывать

творче скую

инициативы,

желание

брать

на

Детям

предлагают

разучить

маленькое

стихотворение

«Сороконожка».

Затем

воспитатель

предлагает

всем

детям

быть

ведущим

и

показать

остальным

движения.

Кто-то один должен согласиться и провести

игру. А остальные повторить задание.

П е д а г о г

д о л ж е н

пробудить желание детей

в инициативе их выбора

роли.

себя роль и играть её.

34.

Настольный

конусный

т е ат р

« Тр и

медведя».

Изготовление

к у к о л

д л я

конусного

театра.

З н а к о м с т в о

с

к о н у с н ы м

настольным театром.

Познакомить

со

спо собами

изготовления конусных кукол.

Самостоятельная

инсценировка

сказки «Три медведя» с помощью

изготовленных кукол.

Детям

показывают

заранее

изготовленные

куклы

настольного

театра

и

предлагают

изготовить куклы для сказки «Три медведя».

По окончании работы, дети самостоятельно

инсценируют данную сказку, используя сои

куклы.

П л о т н ы й

к а р т о н ,

шаблон-круг,

ножницы,

клей,

иголка

и

нитки.

Педагог

сам

сшивает

куклы.

Список литературы:

1.

Князева

Л.Ю.

Импровизируем

в

игре,

поем,

ставим

спектакль:

музыкальный

сборник. М., 2013 г.

2.

Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль,

2002 г.

3.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников

дошкольных учреждений. М. 2001 г.

4.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для воспитателей, педагогов

дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.,

2000 г.

5.

Справочник музыкального руководителя (июль №1), 2012 г.

6.

Комарова Т.С. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности.

7.

Антипина

Е.А.

Театрализованная

деятельность

в

детском

саду.

Методические

рекомендации. М., 2009 г.

8.

Макарова А.П. Театрализованные праздники для детей. Воронеж, 2009 г.



В раздел образования