Напоминание

"Возникновение славянской письменности"


Автор: Филиппова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хузангаевская СОШ"
Населённый пункт: Село Сиктерме-Хузангаево
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Возникновение славянской письменности"
Раздел: полное образование





Назад




«Возникновение славянской письменности».

План.

1) Актуальность темы. Цель и задачи исследовательской работы.

2) Из истории возникновения славянской письменности.

3) Возникновение древней литературы «сокровищницы народной памяти»:

А) Повесть временных лет.

Б) Слово.

4)Значение старославянского алфавита.

4) Заключение.

Возникновение славянской письменности.

Цель исследовательской работы: исследовать возникновение славянской

письменности и ее значение в человеческой культуре.

Задачи:

1. Выяснить и ответить на вопросы появления первой письменности на Руси.

2. Изучить первые произведения и особенности литературы X- XIII вв.

3. Рассмотреть значения старых букв которые широко использовались в русской

литературе.

Актуальность и основное содержание проблемы.

Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и

писать. Все знания передавались устно. Но вот появилась письменность - великое

изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе

были бы непременно забыты.

В языке человечества отражен весь мир, вся наша

жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы можем перенестись и в

разные времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но

искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на

протяжении многих тысячелетий. Сегодня ученые считают, что особенности

мышления, мировосприятия того или иного народа тесно связаны с его языком.

Конечно, прежде всего, с языком литературным, языком письменной речи.

Предпосылкой этого стало распространение христианства. Славянская

письменность, а с ней и литературный язык были созданы, чтобы переводить

библейские тексты, предназначенные для богослужения. Сначала Моравия и

Болгария, а вслед за ними - поляки, чехи, русские становятся христианами. Но для

богослужения, для объяснения истин веры нужны были книги. «Проповедовать

только устно все равно, что писать на песке», - считали наши предки.

У истоков просвещения славян стояли святые равноапостольные Кирилл и

Мефодий. Равноапостольные - значит, равные апостолам. Так называют святых,

особенно потрудившихся в деле распространения веры.

Для своей работы я выбрал тему «Возникновение славянской письменности »

потому, что считаю данный вопрос очень важным и интересным. Уже многие века

человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме

специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для

каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации

с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности

никогда бы не возникло то что сейчас есть, а уж о развитии было бы просто нельзя

говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества,

поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас

и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии.

Именно после появления письменности были созданы первые своды законов,

которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

2) Из истории возникновения славянской письменности.

До сих пор кириллицей в разных ее вариантах пользуются в России, Болгарии,

Чехии, Югославии. Но уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить имена

людей, от которых не меньше зависела судьба славянской письменности. С утра до

глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.

А можно ли сейчас представить жизнь без электричества? Конечно, трудно.

Но известно, что раньше люди писали, читали при лучинах и свечах. А

представьте себе жизнь без письменности. Но тогда не будет и библиотек, книг,

афиш, писем, билетов на поезда. Недаром русский писатель, историограф Н.М.

Карамзин сказал: «История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв

и типографий, а все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку

новый мир - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают

некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в

пещерах, так как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и

увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были

царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что

по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к

письменности. Но дорога оказалась долгой. Из отрывка из поэмы американского

поэта Г. Логфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов, и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес — дугу над нею,

Для восхода — точку слева,

Для заката — точку справа,

А для полдня — на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски

Тучи, дождь и непогоду.

Можно сделать вывод, что Гайавата изобрел письмо. Но письмо в то время было

рисуночным.

Затем на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а

когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для

согласных – клинопись. На основе финикийского письма появился первый алфавит,

который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

3) Возникновение древней литературы «сокровищницы народной памяти».

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице

народной памяти – «Повести временных лет», которую написал летописец Нестор.

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - "Повести временных

лет" - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел

отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

"Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и

объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни

учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их

значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных

словах и о смысле их".

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия

и "уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и

Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и

перевели Апостол и Евангелие".

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская

письменность.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и

говорили, что "ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев,

греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал

только на этих языках".

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий

отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги,

сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все народы!" То

есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке". Так он утвердил

Богослужение на славянском языке. С XII века в истории русского летописания

начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и

Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих

княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире,

Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный характер.

На пергаментные листы этого рукописного свода вписывались самые важные дела и

свершения общерусского значения. Так, например, 988 год- год крещения Руси и год

открытия в Киеве дворцовой школы «Учения книжного». Наряду с латинской,

греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская.

Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки Константином

(Кириллом) и его братом Мефодием в 863 году. Но первая школа была открыла в

столице Моравшего княжества Велиграде. Преподавали там на старославянском

языке. Было воспитано около 200 книжников. Азбуку называли «кириллицей». В

демократических школах давался 32-буквенный кириллический алфавит, а в

монастырских 45-буквенная кириллица.

Употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина», мы и не задумываемся,

что используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова. Поэтому

поговорим о буквицах древнерусского письма. Для древнерусского человека само

небо, весь мир был книгой, развернутым свитком, который не каждому удалось

прочесть. Само начертание букв нашло в себе чертеж мира, где можно было увидеть

изгиб крыла, сплетение корней, солнце. Каждая буква индивидуальна, неповторима,

как неповторим каждый лист на дереве жизни. Всего через два века после

распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение

древнерусской литературы, величайший памятник, «Слово о полку Игореве».

Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваясь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было «Слово»

Это было «Слово о полку»…

В конце XII века было создано самое знаменитое из поэтических произведений

древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Основной сюжет этого

произведения стало описание неудачного похода против половцев Новгород-

северского князя Игоря Святославича (1185). Главной идеей «Слова» стала

необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

4)Значение старославянского алфавита.

Давайте поговорим о старых названиях букв, которые широко использовались в

русской литературе в художественных целях. Первая буква алфавита- «аз» («а») в

наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах. О

человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут

сказать: «Он аза не знает в глаза».

«Буки» («б»)- название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: «Аз да

буки –все науки», используется в выражении «не суйтесь буки наперед азов»,

говорящем о том, что каждый должен знать свое место.

«Веди» («в»)- третья буква старинного русского алфавита. Аз, буки, веди- нередко

обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно

начинать всякую учебу вообще. «Нам аз, буки, веди-вот с чего надо учиться»- так

писал А.Н. Толстой в своем романе «Петр 1».

«Глаголь» («г»)- это представляющее собой форму слова «глаголати» (говорить).

Выражение «не миновать глаголя» означает быть повешенным». В прошлом веке

глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в виде различных фигур и

букв. Существует в народе и присказка: «Буки букашки, веди таракашки, глаголь

кочерыжка (кочерга)».

«I» называли раньше «и десятеричное», а было еще и «восьмеричное»- это наше

«и». Когда хотим окончательно выяснить, уточнить все подробности, довести все

до логического конца, мы говорим: ставить точки над «и». Например, у И.С.

Тургенева в произведении «Внешние воды» можно встретить такую фразу: «Марья

Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово

попадало в цель, ставило точку прямо на «и».

«Мыслете» («М»)- мыслить. Слово «мыслете» дало жизнь и шутливому, не

употребляемому в наши дни фразеологизму «писать мыслите». Посмотрите

начертание этой буквы – непрямая, ломаная линия и вы поймете, почему возникло

это выражение. Так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди. В комедии Н.В.

Гоголя «Женитьба» мы можем встретить такие строчки: «Смотрите на ногах не

держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет».

«Ферт» («ф»)-происхождение слова не установлено. По внешнему виду начертание

буквы напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять

фертом, ходить фертом-важничать, рисоваться. А.С. Пушкин пишет:

«У стенки фертик молодой

Стоит картинкою журнальной».

«Ять» происходит от «ядь» в значении «еда, пища», обозначала особый гласный

звук, очень узкий (э), близкий по звучанию к (и), или звук, средний между (э) и (и),

который к 18 веку уже произносился в литературном языке как (е). Буква

сохранилась в 18-19 и даже начале 20 века в русском алфавите лишь по традиции и

только после революции была упразднена, но слово не совсем ушло из языка, оно

осталось в составе просторечного выражения «сделать на ять», то есть сделать

очень хорошо.

«Юс большой» и «юс малый»-происхождение слова «юс» неясно. Эти буквы в

старину служили для обозначения гласных «о» и «е» с носовым призвуком. Были

упразднены реформой Петра 1 в 1708-1711 годах, но слово, обозначающее эти

буквы, «юс», употреблялось в русском языке в 19 веке, известно по сей день в

русских народных говорах, со значениями: приказный, подьячий, законник, крюк.

«Фита»- слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из

греческого алфавита, но имеющей там иное значение – «тета». Под влиянием

несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозначающее, приобрело

переносное значение с таким же отрицательным оттенком: несерьезный,

легкомысленный человек.

«Ижица»- название последней буквы старого русского алфавита, пришедшей из

греческого алфавита, была упразднена реформой Петра 1, но вошла в состав

фразеологизма: «дойти до ижицы» в значении завершить, закончить что-либо.

В 1708 году Петр 1 приказал вместо церковно-славянской ввести в школы

гражданскую азбуку. Но самой дорогой буквой русского алфавита считали «Ъ» (ер).

Когда убрали эту букву, то получилась экономия и краски, и времени, и денег.

Но эта буква и самая молчаливая, ее называли еще тунеядицей, так как пожирала

много времени и бумаги, стоившей в России ежегодно более 400 тысяч рублей!

Молчание этой буквы - чистое золото.

Заключение.

Значение письменности в нашей жизни очень велико. Благодаря совокупности

факторов - географических, социальных и экономических и возникновению письма

появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог

обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать

только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может

существовать без письма.

Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности

читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря

этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у

человечества копится опыт, растет знание.

Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют

огромное значение для человечества, так как это наследие. Отчасти потому, что

когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для

последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность

«заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых

государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без

письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь

жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.

И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую

речь. И я также призываю вас, наше молодое поколение, к бережному отношению,

уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

О России петь-

что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь-

что весну встречать,

Что невесту ждать,

что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить,

что бессмертным быть!



В раздел образования