Автор: Шестан Виктория Сергеевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Северо-Кавказский федеральный университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Специфика взаимодействия классного руководителя и педагогов-специалистов в коллективе
Раздел: высшее образование
Специфика взаимодействия классного руководителя и педагогов-
специалистов в коллективе
Аннотация: в статье автор рассматривает специфику взаимодействия
классного руководителя и педагогов-специалистов в коллективе; выделены
основные
задачи
педагогического
взаимодействия;
обозначена
цель
взаимодействия; описаны основные формы организации взаимодействия для
успешной организации учебного процесса.
Ключевые слова: взаимодействие педагогов, классный руководитель,
педагоги-специалисты, специфика взаимодействия педагогов в коллективе.
В настоящее время в трудах отечественных учёных существует
множество точек зрения, которые объясняют причины взаимодействия людей
друг с другом. Чтобы лучше понимать сущность взаимодействия важно
рассматривать
его
в
качестве
сложного
многоэтапного
процесса
преобразования одних социально-психологических явлений в другие.
Взаимодействие классного руководителя и педагогов специалистов
обеспечивает
целостный
и
целенаправленный
подход
в
организации
образовательного процесса. В работе с коллективом обучающихся и
отдельными обучающимися все педагоги решают общие образовательные и
воспитательные задачи: развитие творческих способностей и познавательной
активности, самостоятельности и др. Эффективность взаимодействия во
много зависит от согласованности действий классного руководителя и
педагога специалистов, а также от оперативности решения поставленных
задач в процессе образования [2].
В процессе систематического взаимодействия классного руководителя
и педагогов-специалистов решаются следующие задачи:
- всестороннее изучение особенностей межличностного общения
классного руководителя, педагогов и обучающихся;
- регулирование отношений между педагогами, обучающимися и их
родителями;
- определение общих целей и средств организации совместной
деятельности;
- целесообразное использование профессиональных навыков педагогов
при
организации
образовательного
процесса
с
обучающимися
и
их
родителями [4].
Необходимость обсуждения вопроса, который касается взаимодействия
классного
руководителя
и
педагогов-специалистов
обуславливается,
в
первую
очередь
тем,
что
объектом
их
работы
является
человек,
обучающийся, воспитанник в социальной среде. Если сравнивать функции,
которые выполняются классным руководителем и педагогами-специалистами
то можно проследить некую схожесть. Деятельность вышеперечисленных
педагогов различается только лишь объёмом реализации. В отличие от
классного руководителя, который практически всегда имеет учебную
нагрузку,
у
педагогов-специалистов
на
первом
месте
не
стоит
образовательная функция.
Классный руководитель выступает как связующее звено между
обучающимися
и
педагогами-специалистами.
Чаще
всего
классно
руководитель обращается к педагогам-специалистам в том случае, когда его
собственные меры воздействия на ребёнка и его семью не приносят
желаемого результата [3].
Целью
взаимодействия
классного
руководителя
и
педагогов-
специалистов является совместное выявление у ребёнка проблем социально-
педагогического и психологического характера, а также для оказания
помощи
в
решении
уже
имеющихся
трудностей
и
предупреждения
возможных проблемных ситуаций в будущем.
Основной спецификой взаимодействия классного руководителя и
педагогов-специалистов является ознакомление их с диагностическими
результатами уровня обученности и воспитанности обучающихся, со
степенью
продвижения
в
процессе
изучения
школьных
предметов.
Совместно с педагогами классный руководитель намечает способы и
средства,
которые
обеспечивает
процесс
самореализации
каждого
обучающегося как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель
информированностью о жизни обучающихся вне школы, который является
мощным фактором воздействия на ребёнка и объясняющим особенности его
поведения, поступки в школе или дома. Социальным педагогом составляется
и
предоставляется
классному
руководителю
социальный
портрет
обучающегося, позволяющий более эффективно планировать работу с ним и
его семьёй в ходе воспитательного процесса [3].
Деятельность
психолога
организованна
на
более
высоком
профессиональном
уровне,
т.к.
владеет
методами
психологической
диагностики. Классный руководитель успешно справляется с изучением
межличностного общения обучающихся в коллективе класса, но не в
состоянии получить более широкую и развёрнутую информацию о каждом
ребёнке, об особенностях его адаптации, взаимоотношений внутри семьи,
проблемах, связанных с социальным взаимодействием и, соответственно, с
оказанием психологической помощи, которую способен оказать только
психолог.
Совместные
формы
взаимодействие
классного
руководителя
и
педагогов-специалистов подразумевают проведение: консультаций как для
отдельных
обучающихся,
так
и
для
всего
класса;
психологических
практикумов с детьми и их родителями; совместных семинарах для
обучающих, родителей, педагогов школы; игровых способов коррекции
поведения обучающихся, совместного проведения родительских собраний;
наблюдением за обучающимися на уроках и во внеклассной деятельности.
На первый взгляд организация взаимодействия классного руководителя
и педагогов-специалистов может быть невозможной, однако в процессе
повседневного
общения
многие
задачи
реализуются
в
совместной
деятельности
и
не
требуют
больших
затрат
времени.
При
этом
взаимодействие друг с другом все специалисты повышают свой собственный
профессиональный опыт [1].
Классный руководитель привлекает педагогов-специалистов к работе с
родителями, что способствует формированию между ними уважительных и
длительных отношений. Также этому может способствовать совместное
обсуждение проблем как отдельно каждого ребёнка, так и класса в целом при
проведении родительских собраний.
Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей с
педагогами-специалистами
при
решении
учебных
трудностей
у
обучающихся.
Взаимодействие
классного руководителя с педагогами-
специалистами
имеет
особое
значение
при
определении
позиции
и
требований, предъявляемых к определённым ученикам. Чаще всего это
выражается в разработке программ индивидуального развития на каждого
ребёнка,
в
которых
отражаются
задачи,
реальные
и
перспективные
показатели его индивидуальных особенностей, характеристик и печень
конкретных действий, которые обеспечивают успешность его развития.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и педагогов-
специалистов которая обеспечивает единство действий и способствует
выработки единого подхода в процессе обучения и воспитания ребёнка
является педагогический консилиум. На данном консилиуме рассматривают
личность ребёнка всесторонне. Каждый педагог, который работает с
ребёнком получает информацию о его психическом, интеллектуальным,
развитии, индивидуальных особенностях, в возможностях и трудностях.
Педагогами
анализируются
полученные
результаты
от
наблюдения,
осуществляется обмен информацией и обсуждаются способы решения
возникших трудностей у ребёнка, с последующим распределением функций
между классному руководителем и педагогами-специалистами [2].
Другой
формой
работы
классного
руководителя
с
педагогами-
специалистами
является
индивидуальная
беседа.
Планирование
индивидуальных бесед должно устроиться поэтапно и предупреждать
появление возможных конфликтных ситуаций. Такие беседы проводятся как
совместное размышления, либо совместный поиск решение какой-либо
проблемы. В некотором случае появляется необходимость организовывать
индивидуальную консультацию классного руководителя с конкретным
специалистом.
Таким образом, взаимодействие классного руководителя и педагогов
специалистов обеспечивает целостный и целенаправленный подход в
организации
образовательного
процесса.
В
работе
с
коллективом
обучающихся и отдельными обучающимися все педагоги решают общие
образовательные
и
воспитательные
задачи:
развитие
творческих
способностей и познавательной активности, самостоятельности и др.
Эффективность взаимодействия во много зависит от согласованности
действий классного руководителя и педагога специалистов, а также от
оперативности решения поставленных задач в процессе образования.
Формы
взаимодействия
классного
руководителя
и
педагогов-
специалистов могут быть разнообразны. Организация взаимодействия во
многом зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе как со
стороны классного руководителя, так и со стороны педагогов-специалистов.
Список использованной литературы:
1. Гуров В. Инновационная деятельность педагога: учеб. пособие. М.,
2008. – 215 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений –
СПб.: Питер, 2009. – 576 c.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
4. Коломинский Я.Л., Плескачева Н.М., Заяц И.И., Митрахович О.А.
Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л. Коломинского. –
СПб.: Речь, 2007. – 240 с.