Напоминание

Специфика взаимодействия классного руководителя и педагогов-специалистов в коллективе


Автор: Шестан Виктория Сергеевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Северо-Кавказский федеральный университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Специфика взаимодействия классного руководителя и педагогов-специалистов в коллективе
Раздел: высшее образование





Назад




Специфика взаимодействия классного руководителя и педагогов-

специалистов в коллективе

Аннотация: в статье автор рассматривает специфику взаимодействия

классного руководителя и педагогов-специалистов в коллективе; выделены

основные

задачи

педагогического

взаимодействия;

обозначена

цель

взаимодействия; описаны основные формы организации взаимодействия для

успешной организации учебного процесса.

Ключевые слова: взаимодействие педагогов, классный руководитель,

педагоги-специалисты, специфика взаимодействия педагогов в коллективе.

В настоящее время в трудах отечественных учёных существует

множество точек зрения, которые объясняют причины взаимодействия людей

друг с другом. Чтобы лучше понимать сущность взаимодействия важно

рассматривать

его

в

качестве

сложного

многоэтапного

процесса

преобразования одних социально-психологических явлений в другие.

Взаимодействие классного руководителя и педагогов специалистов

обеспечивает

целостный

и

целенаправленный

подход

в

организации

образовательного процесса. В работе с коллективом обучающихся и

отдельными обучающимися все педагоги решают общие образовательные и

воспитательные задачи: развитие творческих способностей и познавательной

активности, самостоятельности и др. Эффективность взаимодействия во

много зависит от согласованности действий классного руководителя и

педагога специалистов, а также от оперативности решения поставленных

задач в процессе образования [2].

В процессе систематического взаимодействия классного руководителя

и педагогов-специалистов решаются следующие задачи:

- всестороннее изучение особенностей межличностного общения

классного руководителя, педагогов и обучающихся;

- регулирование отношений между педагогами, обучающимися и их

родителями;

- определение общих целей и средств организации совместной

деятельности;

- целесообразное использование профессиональных навыков педагогов

при

организации

образовательного

процесса

с

обучающимися

и

их

родителями [4].

Необходимость обсуждения вопроса, который касается взаимодействия

классного

руководителя

и

педагогов-специалистов

обуславливается,

в

первую

очередь

тем,

что

объектом

их

работы

является

человек,

обучающийся, воспитанник в социальной среде. Если сравнивать функции,

которые выполняются классным руководителем и педагогами-специалистами

то можно проследить некую схожесть. Деятельность вышеперечисленных

педагогов различается только лишь объёмом реализации. В отличие от

классного руководителя, который практически всегда имеет учебную

нагрузку,

у

педагогов-специалистов

на

первом

месте

не

стоит

образовательная функция.

Классный руководитель выступает как связующее звено между

обучающимися

и

педагогами-специалистами.

Чаще

всего

классно

руководитель обращается к педагогам-специалистам в том случае, когда его

собственные меры воздействия на ребёнка и его семью не приносят

желаемого результата [3].

Целью

взаимодействия

классного

руководителя

и

педагогов-

специалистов является совместное выявление у ребёнка проблем социально-

педагогического и психологического характера, а также для оказания

помощи

в

решении

уже

имеющихся

трудностей

и

предупреждения

возможных проблемных ситуаций в будущем.

Основной спецификой взаимодействия классного руководителя и

педагогов-специалистов является ознакомление их с диагностическими

результатами уровня обученности и воспитанности обучающихся, со

степенью

продвижения

в

процессе

изучения

школьных

предметов.

Совместно с педагогами классный руководитель намечает способы и

средства,

которые

обеспечивает

процесс

самореализации

каждого

обучающегося как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель

информированностью о жизни обучающихся вне школы, который является

мощным фактором воздействия на ребёнка и объясняющим особенности его

поведения, поступки в школе или дома. Социальным педагогом составляется

и

предоставляется

классному

руководителю

социальный

портрет

обучающегося, позволяющий более эффективно планировать работу с ним и

его семьёй в ходе воспитательного процесса [3].

Деятельность

психолога

организованна

на

более

высоком

профессиональном

уровне,

т.к.

владеет

методами

психологической

диагностики. Классный руководитель успешно справляется с изучением

межличностного общения обучающихся в коллективе класса, но не в

состоянии получить более широкую и развёрнутую информацию о каждом

ребёнке, об особенностях его адаптации, взаимоотношений внутри семьи,

проблемах, связанных с социальным взаимодействием и, соответственно, с

оказанием психологической помощи, которую способен оказать только

психолог.

Совместные

формы

взаимодействие

классного

руководителя

и

педагогов-специалистов подразумевают проведение: консультаций как для

отдельных

обучающихся,

так

и

для

всего

класса;

психологических

практикумов с детьми и их родителями; совместных семинарах для

обучающих, родителей, педагогов школы; игровых способов коррекции

поведения обучающихся, совместного проведения родительских собраний;

наблюдением за обучающимися на уроках и во внеклассной деятельности.

На первый взгляд организация взаимодействия классного руководителя

и педагогов-специалистов может быть невозможной, однако в процессе

повседневного

общения

многие

задачи

реализуются

в

совместной

деятельности

и

не

требуют

больших

затрат

времени.

При

этом

взаимодействие друг с другом все специалисты повышают свой собственный

профессиональный опыт [1].

Классный руководитель привлекает педагогов-специалистов к работе с

родителями, что способствует формированию между ними уважительных и

длительных отношений. Также этому может способствовать совместное

обсуждение проблем как отдельно каждого ребёнка, так и класса в целом при

проведении родительских собраний.

Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей с

педагогами-специалистами

при

решении

учебных

трудностей

у

обучающихся.

Взаимодействие

классного руководителя с педагогами-

специалистами

имеет

особое

значение

при

определении

позиции

и

требований, предъявляемых к определённым ученикам. Чаще всего это

выражается в разработке программ индивидуального развития на каждого

ребёнка,

в

которых

отражаются

задачи,

реальные

и

перспективные

показатели его индивидуальных особенностей, характеристик и печень

конкретных действий, которые обеспечивают успешность его развития.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и педагогов-

специалистов которая обеспечивает единство действий и способствует

выработки единого подхода в процессе обучения и воспитания ребёнка

является педагогический консилиум. На данном консилиуме рассматривают

личность ребёнка всесторонне. Каждый педагог, который работает с

ребёнком получает информацию о его психическом, интеллектуальным,

развитии, индивидуальных особенностях, в возможностях и трудностях.

Педагогами

анализируются

полученные

результаты

от

наблюдения,

осуществляется обмен информацией и обсуждаются способы решения

возникших трудностей у ребёнка, с последующим распределением функций

между классному руководителем и педагогами-специалистами [2].

Другой

формой

работы

классного

руководителя

с

педагогами-

специалистами

является

индивидуальная

беседа.

Планирование

индивидуальных бесед должно устроиться поэтапно и предупреждать

появление возможных конфликтных ситуаций. Такие беседы проводятся как

совместное размышления, либо совместный поиск решение какой-либо

проблемы. В некотором случае появляется необходимость организовывать

индивидуальную консультацию классного руководителя с конкретным

специалистом.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя и педагогов

специалистов обеспечивает целостный и целенаправленный подход в

организации

образовательного

процесса.

В

работе

с

коллективом

обучающихся и отдельными обучающимися все педагоги решают общие

образовательные

и

воспитательные

задачи:

развитие

творческих

способностей и познавательной активности, самостоятельности и др.

Эффективность взаимодействия во много зависит от согласованности

действий классного руководителя и педагога специалистов, а также от

оперативности решения поставленных задач в процессе образования.

Формы

взаимодействия

классного

руководителя

и

педагогов-

специалистов могут быть разнообразны. Организация взаимодействия во

многом зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе как со

стороны классного руководителя, так и со стороны педагогов-специалистов.

Список использованной литературы:

1. Гуров В. Инновационная деятельность педагога: учеб. пособие. М.,

2008. – 215 с.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений –

СПб.: Питер, 2009. – 576 c.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для

учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

4. Коломинский Я.Л., Плескачева Н.М., Заяц И.И., Митрахович О.А.

Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л. Коломинского. –

СПб.: Речь, 2007. – 240 с.



В раздел образования