Напоминание

​ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ


Автор: Зинина Ирина Владимировна
Должность: Студент-магистр
Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: ​ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Одной из важнейших задач государственного управления, особенно в

последние десятилетия, является противодействие коррупции. Сродни

злокачественной опухоли, которая медленно «съедает» человека изнутри,

коррупция уничтожает систему государственной власти и управления,

разрушает моральные и нравственные устои общества. Эти болезни

человечества победить очень сложно. И явно недостаточно воздействовать

лишь на течение болезни, необходимо выявлять причины данного явления и

устранять их.

По данным Института проблем управления РАН, более 60% прироста

национального дохода зависит от фактора эффективности государственного

управления,

которое,

в

свою очередь,

обеспечивается деятельностью

государственных органов. Одним из самых серьезных препятствий на пути

формирования эффективной системы государственной службы является

коррупция

[

1].

Противодействие

-

это

«действие,

препятствующее

другому

действию»

[

1]. В нашем случае первое действие - это целенаправленная

деятельность всех субъектов антикоррупционной политики государства по

профилактике коррупции, борьбе с ней и минимизации и (или) ликвидации

последствий коррупционных правонарушений, а второе - не что иное, как

сама коррупция, которая согласно Закону

о противодействии коррупции

определяется как перечень деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ.

Исследование понятия "коррупция" до сих пор вызывает острейшие

дискуссии среди теоретиков и практиков, однозначного понимания такого

социального явления, как коррупция, среди юристов нет.

В Российской Федерации в основном сформированы правовая и

организационная основы противодействия коррупции. Законодательство РФ

2

в целом соответствует международным нормам и принципам. Однако многие

базовые проблемы остаются до сих пор нерешенными.

За последнее время в Российской Федерации принято больше 100

нормативных правовых актов, которые так или иначе затрагивают вопросы

борьбы с коррупцией. Начало антикоррупционной кампании в постсоветский

период можно связать с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361

«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Однако первый

опыт был весьма неудачным из-за отсутствия комплексной системы

противодействия коррупции и механизмов реализации антикоррупционных

норм, что привело к еще большему увеличению коррупционных проявлений

и постепенному повышению уровня коррупции до катастрофических

размеров.

Осознание необходимости осуществления комплексных системных мер

по противодействию коррупции пришло после подписания в декабре 2003 г.

Конвенции ООН против коррупции с последующей ее ратификацией в марте

2006 г. Важным событием после ратификации указанной Конвенции ООН

стало принятие в 2008 году Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ

«О противодействии

коррупции»,

в

котором

раскрываются

понятия

«коррупция» и «противодействие коррупции».

Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционного

законодательства, правоприменительная практика меняется медленно. Так, в

2022 г. количество зарегистрированных коррупционных преступлений

увеличилось всего лишь на 1,6% - до 30,9 тыс. (прирост произошел в 45

субъектах РФ, их удельный вес - 1,5%, а уровень - 21 преступление на 100

тыс. населения), за совершение которых к ответственности привлекли 15,7

тыс. человек. При этом почти на 11% стало больше фактов взяточничества

(до 13,8 тыс.), и то за счет мелких - 5,4 тыс.

В

современных

условиях

преступления

коррупционной

направленности стали одной из самых острых проблем, подрывающих

авторитет

власти,

разрушающих

государственность,

ослабляющих

2

3

экономику.

Эти

проявления

обусловлены

как

недостаточной

эффективностью

государственного

управления

и

несовершенством

гражданских институтов, так и особенностями менталитета граждан.

Имея

тенденцию

к

росту

и

ярко

выраженную

корыстную

направленность, коррупционные проявления в

сфере

государственного

управления наносят существенный вред и оказывают крайне негативное

воздействие авторитету государственной власти. Тем более это негативное

психологическое

воздействие

усиливается

при

очередном

появлении

информации о задержании самих представителей государственной власти.

Очевидно,

что

деятельность

по

противодействию

коррупции

должна

осуществляться на всех уровнях государственной власти и управления во

взаимодействии с институтами гражданского общества.

Хотелось бы отметить, что эффективная борьба с коррупцией, в том

числе и в сфере государственного управления, возможна лишь при наличии

комплексной системы действий всех правоохранительных, следственных,

судебных, иных органов и организаций. И работа в этом направлении

ведется.

В

частности,

совершенствуется

работа

по

организации

взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов на

всех этапах расследования коррупционных преступлений.

Практика зарубежных стран в сфере противодействия коррупции

свидетельствует о том, что одним из важнейших документов является

национальная антикоррупционная стратегия государства, которая должна

содержать

основные

принципы,

организационно-правовые,

социально-

экономические меры и механизмы реализации антикоррупционной политики.

Конкретные мероприятия по реализации стратегии должны быть закреплены

в

соответствующих

планах

противодействия

коррупции,

где

устанавливаются сроки, ответственные лица, средства для реализации

запланированных мероприятий, а также могут определяться конкретные

области

осуществления

антикоррупционных

действий

(например,

государственная

служба,

правоохранительная

деятельность,

судебная

3

4

система,

государственные

закупки),

подверженные

более

высоким

коррупционным рискам.

В нашей стране Национальная стратегия противодействия коррупции

была утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О

Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане

противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». В ней закреплены цели и

задачи, основные принципы и механизм ее реализации. Вместе с тем в

данном документе не анализируется антикоррупционная политика в стране,

не оценивается эффективность существующей системы, а главное -

инструментарий указанной политики. Кроме того, такой значимый правовой

акт был утвержден одним Указом Президента РФ со срочным документом -

Национальным планом противодействия коррупции.

Национальный план противодействия коррупции на соответствующий

период - основной программный документ по данным вопросам - содержит

комплекс

мероприятий

в

указанной

сфере.

Осуществление

таких

мероприятий возлагается на федеральные органы государственной власти,

которые, опираясь на базовый документ, утверждают ведомственные

антикоррупционные планы.

Акцентируем

внимание

на

применяемых

правовых

механизмах

антикоррупционной борьбы в войсках национальной гвардии Российской

Федерации.

Недавнее по историческим меркам создание Росгвардии обусловливает

актуальность

развития

системы

действенного

правового

обеспечения

деятельности в борьбе с коррупцией. Огромную роль для улучшения

качества реализации установленных перед войсками национальной гвардии

Российской Федерации задач играет формирование полноценного механизма

защиты антикоррупционных интересов, поскольку от качества этой защиты

зависит уровень служебно-боевой деятельности войск Росгвардии.

В частности, приказом Росгвардии от 28.09.2018 № 429 утверждён

План Федеральной службы войск национальной гвардии Российской

4

5

Федерации по противодействию коррупции на 2021 - 2024 годы. В казанном

плане поименовано 51 мероприятие, осуществляемые на постоянной основе,

направленные на повышение эффективности борьбы с коррупционными

проявлениями в войсках Росгвардии.

Другим приказом Росгвардии от 28.09.2018 № 429 (ред. от 12.10.2021)

«О

возложении

функций

по

профилактике

коррупционных

и

иных

правонарушений в войсках национальной гвардии Российской Федерации»

личному

составу

надлежит

обеспечивать

обязанности

уведомлять

командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации,

иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к

ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных

правонарушений.

Начальники структурных управлений (управление кадров, управление

собственной

безопасности)

Росгвардии

обязаны

организовать

взаимодействие

с

Генеральной

прокуратурой

Российской

Федерации,

Следственным

комитетом

Российской

Федерации,

Министерством

внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности

Российской Федерации по вопросам коррупционных и иных правонарушений

в соответствии со своей компетенцией

[

8].

Кроме

того,

с

целью

противодействия

коррупции

в

сфере

имущественных интересов, в соответствии с положениями Федерального

закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

нужд", в Росгвардии созданы контрактные службы и единая комиссия

Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по

осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов

котировок, запросов предложений

[

7].

При этом необходимо помнить, что МВД России, ФСБ России,

Росгвардия и другие правоохранительные органы осуществляют не только

5

6

профилактику коррупции, но и борьбу с ней, которая заключается в

выявлении и расследовании коррупционных преступлений.

Обратимся к опыту некоторых зарубежных стран по борьбе с

коррупцией в правоохранительных органах.

В

Италии

«Финансовая

гвардия»

распространяет

специальные

оплаченные бланки в конвертах, где гражданам предлагается «сообщать» на

всех, если есть подозрения, что человек живет не по средствам. Если жалоб

накапливается достаточно, то начинается доскональная проверка

[

2].

Приоритетным направлением антикоррупционной государственной

политики Республики Корея является внедрение «культуры прозрачности».

На практике она реализуется посредством программы «OPEN» - онлайновой

системы контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками

городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди

национальных

антикоррупционных

программ.

Свободный

доступ

к

информации о состоянии дел исключает необходимость личных контактов с

чиновниками или предложения им взяток за ускоренное принятие решений.

В результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в

столице уменьшилась в 6 раз.

Эталонным считается новый Закон Республики Корея «О борьбе с

коррупцией»

получивший

широкое

международное

признание.

В

соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически

предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Комитету по

аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный

орган) вменено в обязанность начинать расследования соответствующих

обвинений по любому заявлению граждан

[

2].

Таким образом, анализ действующих антикоррупционных стратегий

показывает что полностью искоренить коррупцию пока не удается ни одному

государству, но снизить ее порог вполне возможно. Коррупционеры должны

нести реальное наказание, коррупция должна стать порицаемой обществом и

6

7

неприличной, невыгодной именно для должностных лиц, тем более для

представителей правоохранительных органов.

Кроме прочего заметим, что в настоящее время в России нет

специализированного

государственного

органа

по

противодействию

коррупции. Международные исследования показывают, что в ряде стран

такие органы создаются, например, в Великобритании (Serious Fraud Office).

Представляется, что пришло время для создания подобного органа в

нашей стране. Это существенно изменит ситуацию с коррупцией. К тому же

специализированные антикоррупционные органы должны иметь четко

сформулированную правовую основу своей деятельности.

На

наш

взгляд,

главное,

чтобы

все

элементы

существующей

антикоррупционной системы были взаимосвязанными и работоспособными,

а деятельность по противодействию коррупции стала идейной основой

организации и функционирования органов государственной власти и

управления. Рассчитывать на успех в борьбе с этим явлением можно лишь

тогда, когда произойдет коренной перелом в общественном сознании, будет

выработана нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.

Литература

1.

Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения

правопорядка органами публичной власти в России: Монография / А.В.

Безруков. Москва: Юстицинформ, 2018. 326 с.

2.

Безруков А.В. Роль органов публичной власти и институтов

общественности в обеспечении конституционного правопорядка в России:

Монография / А.В. Безруков. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. 268 с.

3.

Бочарников

И.В.

Зарубежный

опыт

противодействия

коррупции // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата

Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2017. N 6(351).

7

8

4.

Вострокнутов

А.Л.

Организация

межведомственного

взаимодействия

правоохранительных

органов

в

противодействии

преступлениям террористического характера / А.Л. Вострокнутов, В.В.

Зыков // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 209 - 215.

5.

Комиссаров А.В. Проблемы правового статуса воинской части

войск национальной гвардии России / А.В. Комиссаров, М.Г. Потапов //

Направления и перспективы развития образования в военных институтах

войск национальной гвардии Российской Федерации: Материалы VIII

Межвузовской

научно-практической

конференции

с

международным

участием (г. Новосибирск, 29 декабря 2016 г.). В 2 частях. Ч. 1 / Под общей

редакцией С.А. Куценко. Новосибирск, 2022. С. 442 - 445.

6.

Куракин

А.В.

Административно-правовые

средства

предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы

зарубежных государств / Под общ. ред. М.В. Костенникова. Домодедово,

2007.

7.

«Об организации закупок для нужд войск национальной гвардии

Российской Федерации», приказ Росгвардии от 15 февраля 2017 г. № 51 //

СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

8.

Шеншин

В.М.

Росгвардия

как

субъект

обеспечения

государственной и общественной безопасности в сфере осуществления

административно-юрисдикционной деятельности / В.М. Шеншин. Белгород:

Эпицентр, 2022. 202 с. ISB№ 978-5-6048482-9-6.

8



В раздел образования