Напоминание

Внешняя политика России накануне Первой мировой войны


Автор: Теучеж Аслан Кимович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РА Красногвардейский аграрно-промышленный техникум
Населённый пункт: с.Красногвадейское, Республики Адыгея
Наименование материала: Методическая разработка урока истории
Тема: Внешняя политика России накануне Первой мировой войны
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное

бюджетное

образовательное

учреждение

«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»

Методическая разработка урока истории

на тему: «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны»

Разработал

преподаватель:

Теучеж А.К.

с.Красногвардейское

2018 год

План урока истории "Внешняя политика России накануне Первой мировой

войны"

Цели:

Образовательная: Изучить внешнюю политику России накануне Первой

мировой войны, выяснить какое место Россия занимала на международной

арене.

Развивающая: Развить лидерские качества, логическое, аналитическое,

абстрактное мышление, культуру речи учащихся;

Отработать навыки работы с исторической и контурной картой, с опорным

конспектом, умение составлять логичный ответ при помощи сжатой

информации (работа с таблицами).

Воспитательная: Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и

уважения к Родине, а так же инициативности, бережного отношения к

рабочему времени, чувства коллективизма и ответственности учащихся.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Методы: проблемный, поисковый.

Формы: индивидуальная работа, работа в микрогруппах, выступления,

эвристическая беседа, лекция.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная

презентация, карта мира начала ХХ века, атлас «История России ХХ века»,

контурные карты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», цветные

карандаши, опорные конспекты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.»,

таблица «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ века»,

мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 г.»,

доска и мел.

Ход урокаI. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовность к занятию.

Преподаватель называет тему урока и дает инструкции учащимся.

- Посмотрите на доску, тема нашего урока «Внешняя политика России накануне

Первой мировой войны" - это рабочее название темы, запишите ее в тетради, но

в конце урока мы еще раз вернемся к ней и попробуем сформулировать точнее,

поэтому отступите несколько клеток в тетради от предыдущего конспекта.

II. Постановка цели

Преподаватель ставит цель урока.

- Сегодня мы должны выяснить, какое место занимала Россия на

международной арене в начале ХХ века.

III. Мотивация

- Когда мы изучали внешнюю политику России во второй половине XIX в., мы

делали акцент на том, что именно в конце XIX – начале ХХ вв. начинают

складываться предпосылки к мировой войне. Поэтому, чтобы понять

причины, ход, особенности, результаты и итоги Первой и Второй мировых

войн, Великой Отечественной войны, мы должны знать и уметь

анализировать события, которые произошли в мире в конце XIX – начале ХХ

вв., и какую роль в этих событиях играла наша Родина.

Преподаватель активизирует знания учащихся по пройденным темам.

- Давайте вспомним события второй половины XIX в.

Фронтальный опрос.

- Посмотрите на карту. Какие направления во внешней политике России мы

выделяем? (Во внешней политике России мы традиционно выделяем три

направления: Западное, Восточное и Южное.)

IV. Изучение нового материала

Преподаватель начинает формировать схему «Внешняя политика России в

начале ХХ в» на доске и просит учащихся записать схему в тетради.

Преподаватель знакомит учащихся с планом урока.

- Итак, на этом уроке мы должны изучить три направления внешней политики

России в начале ХХ в.

Преподаватель обращает внимание учащихся на экран.

Осенью____ года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император

Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За

два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на

терассе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол.

Тот сказал: «Точно так, папенька», - и скрепил автографом вступительный

документ.

Преподаватель активизирует знания учащихся.

- Осенью какого года скончался Александр III?

- О каком императоре идет речь в данном рассказе?

Вот с какими словами Николай II принял престол: «От Господа Бога вручена

нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим

ответ за судьбы державы Российской…» (Слайд 2)

Так какое наследство в области внешней политике получил Николай II.

Преподаватель просит учащихся разделиться на 6 микрогрупп, и дает задание и

инструкции.

- Проработайте таблицу «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ в».

Каждая группа изучает одну державу , работает с атласом и готовит

выступление на 2 минуты по алгоритму: Страна - союзники – противники –

колониальная политика. (Слайд 3).

На работу в группах отводится 5 минут.

По истечении времени преподаватель просит представителей от групп выйти к

карте с докладом.

После каждого докладчика преподаватель обращает внимание учащихся на

доску и продолжает формировать схему «Внешняя политика России в начале

ХХ в».

Сформировав в схеме западное направление внешней политики России в начале

ХХ в, преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального

опроса.

1. В каком году сформировался Тройственный союз?

2. В каком году закончил формироваться блок Антанта?

3. Какой из этих блоков прочнее и сильнее? Почему?

Преподаватель подводит итог западного направления внешней политики России

и обращает внимание учащихся на схему

В Европе сложилось два крупных блока к началу ХХ в. – Тройственный союз и

блок Антанта, данные блоки и станут участницами Первой мировой войны.

Тройственный союз был наиболее сильным, прочным, устойчивым и

агрессивным.

Преподаватель обращает внимание учащихся на восточное направление

внешней политики России в начале ХХ в, и просит учащихся посмотреть

документальный фильм «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

(Мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917

года»).

После просмотра фильма преподаватель дает задание и инструктирует

учащихся.

- Пользуясь опорным конспектом и атласом выполните задания в контурных

картах

На работу в контурных картах отводится 5 минут.

Через 5 минут преподаватель просит учащихся сдать контурные карты на

проверку.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. Почему началась русско-японская война?

2. Назовите сторонников воюющих стран.

3. Почему Россия проиграла войну?

Преподаватель подводит итог восточного направления внешней политики

России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1).

Преподаватель предлагает в восточном направлении обозначить русско-

японскую войну 1904 – 1905 гг. и сделать сноску на опорный конспект.

На Дальнем Востоке Интересы России столкнулись с интересами Японии, и

несмотря на революцию и протест общественности Россия вступила в войну,

но «маленькой победоносной победы» не произошло и Россия усугубила свое

положение, потеряв авторитет на международной арене.

Мы изучили западное и восточное направление внешней политики России в

начале ХХ в, и по плану урока приступаем к рассмотрению южного

направления. Южное направление внешней политики в конце XIX в было

связанно с событиями на Балканском полуострове.

Преподаватель активизирует знания учащихся.

- Скажите, какие события произошли на Балканах во второй половине XIX в?

- Назовите итоги этой войны.

Преподаватель подводит итог.

- Главной причиной вступления России в войну с Турцией было то, что Россия

хотела помочь славянским народам, проживавшим на Балканах. И, победив

Турцию в войне, не смогла отстоять свою победу на мировой арене перед

ведущими державами.

Преподаватель предлагает учащимся продолжить формировать схему «Внешняя

политика России в начале ХХ в» и обозначить в южном направлении

Балканский полуостров (приложение №1), прослушать и законспектировать

лекцию.

В 1908–1909 годах разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на

поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное

турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на

Балканах, в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину. Россия под

нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского

правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами.

Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и

новый подъем их национально-освободительной борьбы. Болгария

провозгласила свою независимость. В 1912 году при посредничестве России

Болгария и Сербия заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии

и наступательный против Турции. К ним присоединилась Греция. В

начавшейся войне с Турцией они быстро добились успеха.

В результате Османская империя потеряла фактически всю европейскую часть

своей территории, сохранив лишь узкую полоску земли, прилегающую к ее

столице Стамбулу. Однако в 1913 году между балканскими государствами

Болгарией, Сербией и Грецией разгорелся конфликт из-за территориальных

споров. Его подогревали интриги австрийских и германских дипломатов.

Россия не смогла предотвратить распад Балканского союза и войну между

бывшими союзниками. Мирная конференция в Бухаресте, завершившая

Балканскую войну, не только не сняла противоречия, но и усилила их.

Особенно острыми они были между Болгарией, которую начала

поддерживать Германия, и Сербией, на стороне которой выступала Россия.

Балканы стали «пороховым погребом» Европы.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. В каких годах разразился Боснийский кризис?

2. Какие страны Балканского полуострова вошли в состав оборонительного

союза против Австро-Венгрии и наступательный союз против Турции?

3. Когда и почему распался данный союз?

4. Как историки называют Балканский полуостров в первой четверти ХХ в?

Преподаватель напоминает учащимся о том, что название темы урока было

рабочим, и предлагает точнее сформулировать тему урока и записать ее в

тетрадь. Учащиеся формулируют тему урока: «Мир накануне Первой мировой

войны» и записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока

Преподаватель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.

VI. Домашнее задание

Преподаватель задает домашнее задание:

- Сегодня мы изучили мир накануне Первой мировой войны, но упустили из

виду вопрос о вооружении стран накануне войны. Самостоятельно изучите

каким оружием обладали ведущие державы накануне Первой мировой войны.

Самые яркие и интересные доклады будут отмечены положительной оценкой.



В раздел образования