Напоминание

"Волшебник Ударение"


Автор: Ищенко Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: Краснодарский край ст. Дмитриевская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебник Ударение"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема внеурочного занятия « Волшебник Ударение»

Ход занятия.

1.

Организационно – мотивационный этап.

Цель: обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность.

- Здравствуйте, ребята !.Садитесь. Меня зовут …… Я улыбнулась вам и вы

улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы

спокойны и приветливы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу

что-то хорошее и мы начнём занятие.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Цель: актуализировать имеющиеся знания, необходимые для изучения темы.

Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие к одному очень

доброму Волшебнику. Чтобы попасть в его королевство и узнать его имя, вы

должны выполнить одно задание. Прочтите слово на доске.

гвоздики

Нарисуйте предмет.

- Почему получились разные рисунки, а слово было одно? ( разное ударение)

- А что вы знаете об ударении? Как найти в слове ударный слог?

- А знаете ли вы почему к ударению относятся с большим уважением?

Сказка « Волшебник Ударение».

Собрались однажды слова на совет. Стали говорить о том, какие они

полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И

ударение очень обиделось. Когда слова стали выступать, ударение вдруг

выскочило откуда-то и закричало:

- Что вы без меня значите? Если захочу, то возьму и изменю значение у

некоторых из вас.

Слова , конечно, не поверили. И вот вышли вперёд стрелки и сказали:

- Мы тебя не боимся! Мы такие сильные и меткие, что справимся с каким –

то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка.

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на

первый. И исчезли стрелки , а появились стрелки.

Зашумели слова. А Ударение продолжало показывать свою значимость,

перепрыгивая с одного слога на другой. Вот, что из этого получилось.

Хотела мама с дочкой купить в магазине атлас, чтобы пошить платье, но

ударение поменяло своё место и им подали атлас.

Пошли ребята в лес, чтобы посмотреть на то, какие красивые там живут

белки. Но ударение тут как тут. И белки превратились в белки.

Кружки превратились в кружки , а вилки ( капусты) – в вилки.

Видят слова, что дело плохо – не обойтись без Ударения. Отвели ему

почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с

большим уважением.

3.Формулирование темы занятия.

Цель: сформулировать тему занятия.

- Итак, ребята, кто догадался в гости к какому волшебнику мы сегодня

отправляемся?

- Правильно, мы попадём с вами в сказочное королевство, где живёт

Волшебник Ударение. Он подготовил для нас увлекательное путешествие и

много интересных заданий. В путь!

4. Этап открытия новых знаний.

Цель: сделать вывод в результате совместной работы.

- И вот мы подходим к воротам сказочного королевства. Но посмотрите, на

воротах большой замок. Давайте правильно поставим ударение и замок

откроется. Как определить в слове ударный слог?

( Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе .

Нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет ( даже если он

неодушевлённый))

Вот мы и открыли замок. Давайте поменяем в слове ударение и посмотрим,

где мы окажемся.

( в замке)

- Посмотрите , ребята, нас встречает сам Волшебник Ударение. А давайте

подумаем , зачем нам нужно ударение? А с чем его можно сравнить?

Ударение, подобно биению сердца. Послушайте ваше сердечко. Стучит?

А всегда ли вы обращаете внимание на стук сердца?

Вот и ударение. Мы вспоминаем о нём тогда, когда кто-то произнесёт слово

неправильной постановкой ударения – и оно сразу теряет свой смысл,

становится непонятным. И вот наш Волшебник следит за тем , чтобы наша

речь была правильной и понятной. Для этого у Волшебника Ударения есть

волшебная палочка, которой он ударяет на нужный слог и слово приобретает

смысл. Он обещал и нам подарить такие палочки. Давайте докажем

Волшебнику, что мы этого достойны.

* Игра « Подбери слова»

Волшебник знает , что вы учитесь в самой замечательной школе. Давайте

расскажем ему , что есть у вас в школе.

Надо придумать слова на тему « Школа»:

1 слог ударный ( школа, парта, ручка), 2 слог ударный ( учебник,

тетрадь, пенал) ,

3 слог ударный ( ученик, перемена)

Весёлая переменка.

Волшебник Ударение любит загадывать загадки. ( загадки на слайдах)

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся …

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять

Как его родная мать.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

( в отгадках ставим ударение и выполняем упражнения)

Поставь ударение в словах.

- Ребята, а какое сейчас время года ? (весна). А что происходит в природе с

приходом весны?

Вот и в сказочном королевстве тоже расцвели цветы. А вот какие цветы мы с

вами должны узнать.

Для этого надо правильно поставить в словах ударение. Волшебник

предупредил меня, что это очень трудное задание. ( слайд)

Постановка ударения в словах с буквой ё.

- Ребята, в замке находится фонтан . Но он ещё не работает. И волшебник

ждал нас, чтобы мы помогли открыть ему фонтан.

( карточки в виде капельки со словами)

Задание: в словах клён, плёнка, маслёнка, пелёнка надо найти растение, из

которого получают прядильное волокно и масло. Поставьте в словах

ударение. Что заметили? Надо ли на гласную ё ставить ударение.

Расскажи-ка, буква Ё ,

Как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

-

Ничего себе, течёт.

-

Я ударная всегда

-

Ой – ёй - ёй !

-

Вот это да !

-

Ребята, посмотрите на экран и скажите, когда ещё в словах не надо

ставить ударение? ( если 1 слог)

5. Практикум по самостоятельному использованию полученных

знаний.

Цель: применить полученные знания на практике.

Волшебник сказал мне по секрету, что волшебные палочки находятся на

вершине огромной горы. Нам нужно взобраться на эту гору.

Для этого надо правильно поставить знак ударения в парах- словах, имеющих

одинаковое написание.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина.

- Не мука, а мука

- Поварам наука.

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок.

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

6. Контрольно – оценочная деятельность.

Цель: самостоятельно применять полученные знания и умение оценивать

свою работу.

Волшебник Ударение прощается с нами. И чтобы вернуться домой надо

выполнить последнее задание.

( работа в парах по карточкам)

1.

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.

2.

Я мою руки. Мою руку взял доктор.

3.

Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.

4.

Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.

5.

Солнце село за село.

6.

Замок был закрыт на замок.

7.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

8.

Огородное пугало всех пугало.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

- Как вы думаете, полученные вами знания пригодятся вам в

дальнейшем обучении? А что нового узнали?

Тема: Волшебник «Ударение»

Цель: углубить и расширить знания и представления детей об ударении ,

- формировать интерес к более глубокому изучению русского языка;

- расширение кругозора и обогащение словарного запаса.

Планируемые результаты :

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться

вместе

с

учителем

и

другими

учениками

давать

оценку

своей

деятельности на уроке.

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным

материалом;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы.

- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью

учителя;

- адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение формулировать собственное мнение;

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы.

Оборудование: интерактивная

доска,

компьютер,

презентация

к

занятию,

карточки с заданиями, листы для рисования, цветные карандаши.



В раздел образования