Напоминание

Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста


Автор: Манвелян Рипсиме Микаеловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №229 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности

детей дошкольного возраста

Процесс

Характеристика

Речь

Расстройство речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в

котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и

зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом

многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, и затрагивают речь

как целостную систему. Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора

речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями:

отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, то есть нарушением

смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом

предмета; эхолалией - автоматическим (не контролируемым) повторением

ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений;

ранним недоразвитием речи.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются малым запасом предметных

и пространственных представлений, неумением обозначать в речи

воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. Умение

выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает

от нормы.

Память

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов

возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным

количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью

объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут

получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и

другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный

характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им

отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти,

присутствует слабая сохранность зрительных образов и снижение объема

долговременной памяти. Высокий объем кратковременной слуховой памяти у всех

категорий детей с нарушением зрения. Значимость вербальной информации для

детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом

происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному.

Мышление

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую

ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных

признаков, доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные

процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников.

Однако, у детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире,

суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные

субъективные понятия недостаточны или искажены.

У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением

одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации

защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся

наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные

возможности компенсации, они являются способом приспособления личности

ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

Воображение

Зависимость образов воображения от времени приобретения дефекта зрения:

1.Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного

выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает

возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении.

2. Подмена образов воображения образами памяти.

3. Явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с

незначительными модификациями.

4. Затруднение перехода от одного образа к другому из-за их низкой динамичности

и пластичности.

5. Обедненность сюжетов игры, недостаточная изобразительность, низкая

активность, склонность к стереотипным действиям.

6. Неустойчивость первоначального замысла, трудности в доведении его до

окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные

ситуации.

7. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в

снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему

отражению, вероятностному прогнозированию.

8. Эмоциональная незрелость воображения, так как образы, как правило,

эмоционально не выразительны.

9. Воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности

представления(вследствие малоподвижного, недостаточно активного образа

жизни), может уводить человека в сторону от реальной жизни.

Внимание

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и

представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением

эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему

внимания, хаотичности, т. е не целенаправленности, переходу от одного вида

деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности,

низкому уровню переключаемости внимания. Рассеянность детей нередко

объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых

раздражителей. Поэтому у людей с патологией зрения утомление наступает

быстрее.

Восприятие

У детей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие

внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на целостности и

полноте образов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не

влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени

поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У

слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Они

способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные

элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы

восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая.

Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых

межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.

Эмоционально-

волевая сфера

Становление эстетических чувств у слепых в большой мере затруднено, так как

при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при

зрительном восприятии красоты. Однако, сохранные анализаторы позволяют

слепому испытывать эстетические чувства, наслаждаться природой, поэзией,

музыкой. Формирование эстетических чувств, связано с воспитанием.

Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере

сознания, а в сфере деятельности.

Процесс чтения

и письма

Следования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста

препятствует спонтанному накоплению им сенсорного опыта, что задерживает

формирование психологической базы речи

Психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и

взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и

моторного анализаторов.

Особенности:

снижение поля зрения;

смешение сходных форм;

неустойчивость фиксации взора;

неравномерность движения глаза;

нарушение зрительно – моторных координаций;

сокращение и снижение скорости зрительного восприятия.

В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей

проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех

структурных компонентов речи, что может привести к трудностям овладения

грамотой в школьном возрасте.

Сложности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка,

быстрое утомление при зрительных нагрузках, низкая работоспособность – далеко

не все проблемы, с которыми сталкивается педагог при работе со слабовидящим

ребенком.

Для успешного усвоения грамоты, детям с нарушениями зрения необходимы

эффективные вспомогательные средства. Элементы занимательности, игры,

шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, позволят усвоить

учебный материал, и необходимые понятия, поддержат мотивацию к обучению.

Игровая

деятельность

Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения, как правило

задерживается и имеет свои особенности. Причины недоразвития игры уходят в

раннее детство: когда задерживается фиксация взора, схватывание, слабый интерес

к окружающему. В младшем возрасте у детей предметные действия остаются на

уровне манипуляций, или предметно- игровые сосуществуют с неадекватными

действиями, т.е. одними предметами и игрушками ребёнок действует правильно,

другими- целенаправленно манипулирует. Это связано, вероятно с тем, что опыта

действий с последними у него нет.

Дети выполняют действия молча, неэмоционально, не проявляя стремление

привлечь к совместной деятельности взрослых. Как правило у детей нет любимых

игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный

момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а

не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел. Поэтому интерес

является кратковременным, неустойчивым и ребёнок бросает игрушку.

Учебно-

ознавательная

деятельность

Познавательная активность у детей с нарушениями зрения снижена, и наиболее

ярко это снижение проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте.

Прежде всего, снижение активности отражается в ориентировочно-поисковой

деятельности.

Специфика деятельности при глубоких нарушениях зрения заключается прежде

всего в изменении характера сенсорного контроля. В норме движения и действия

первоначально контролируются визуально. Только по мере автоматизации навыка

контроль начинает осуществляться при помощи мышечною чувства. При глубоких

нарушениях зрения зрительный контроль оказывается недостаточным. При

тотальной слепоте он вообще отсутствует. В результате компенсаторного

приспособления рука слепого начинает выполнять не только рабочие функции, но

и функции контроля. При наличии форменного зрения контроль в зависимости от

характера операции и объекта деятельности может осуществляться либо

гаптически (осязательно), либо визуально, а в ряде случаев при совместной

деятельности зрения и осязания.



В раздел образования